ЭКСКУРСИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И ЭКОЛОГИИ
методическая разработка по краеведению

Братчик Людмила Андреевна
  1. Изучение истории появления названия рек на территории Тынды и Тындинского района, географии реки, видового состава растений и животных;
  2. Формирование экологической культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_kraevedeniyu.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И ЭКОЛОГИИ

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ

КОНТЕМПЛЯТИВНО-АКУСТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ МИРА

Участники:  воспитанники объединения «Краеведы-туристы»

Руководитель: Братчик Людмила Андреевна

Место работы: МОБУ ДО ЦДТ г.Тынды Амурской области

Должность: педагог дополнительного образования.

Тема. Осенняя экскурсия по правому берегу реки Тында.

Цель экскурсии:  формирование знаний о водоемах своего края.

Задачи:

  1. Изучение истории появления названия рек на территории Тынды и Тындинского района, географии реки, видового состава растений и животных;
  2. Формирование экологической культуры учащихся.

Планируемые результаты:

  1. знать историю названий рек на территории Тынды и Тындинского района;
  2. знать наиболее типичных представителей животных и растений реки;
  3. оценивать влияние деятельности человека на живые организмы, экосистему реки;
  4. испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Место проведения: правый берег реки Тында.

Оборудование: блокноты, простые карандаши, фотоаппараты, рулетка, поплавок, секундомер, стеклянная  бутылка, термометр, мусорные пакеты, перчатки,

Ход экскурсии:

Начало занятия (образовательного мероприятия).

Приветствие. Метод «Солнышко».

Дорогие ребята, я предлагаю начать наше занятие с улыбки! Улыбнитесь себе, друг другу – с радостью встречаем новое занятие, идем к новым открытиям. Оглянитесь вокруг. Что мы видим? Для чего мы пришли на берег реки? Рассмотреть красоту родного края.  

На территории Тынды и Тындинского района протекает много рек. Речная сеть у нас густая. Всего насчитывается 4808 рек.

Наиболее крупные реки - Олекма, Нюкжа, Нижняя Ларба, Гилюй, Уркан, Средняя Ларба, Верхняя Ларба, Тында, Большой Джелтулак, Джалинда, Брянта, Унаха, Утугай, Дёсс. Большинство крупных рек начинаются, либо заканчиваются за пределами района, протекая по территории района более или менее значительными отрезками: Олекма - 17%, Нюкжа - 79%, Гилюй - 63%.

Реки района относятся к горным, сохраняющем на всем протяжении значительную скорость течения. В горах и в верхнем течении встречаются небольшие водопады. На всех реках много перекатов, встречаются и пороги.

Большинство рек Тындинского района принадлежит к бассейну Северного Ледовитого океана. Самая крупная из них - Олёкма. Она берет свое начало в отрогах Олекминского Становика на высоте около 1200 м. Длина Олекмы - 1436 км (у нас в районе - только 246 км).

Крупнейшим притоком ее является Нюкжа. Она берет свое начало в отрогах Джелтулинского Становика и на протяжении около 285 км течет в северо-восточном направлении.

Там, где в Нюкжу впадает река Верхняя Ларба, она круто поворачивает на северо-запад и течет так до впадения в Олекму.

Наиболее крупные притоки реки Нюкжи - Верхняя Ларба, Средняя Ларба, Нижняя Ларба, Чильчи, Лопча. У Олекмы крупными притоками в пределах района, кроме Нюкжи, являются также реки Тас-Юрях, Дырын-Юрях и Хани. В восточной и южной части нашего района реки относятся к бассейну Тихого океана.

Здесь протекает Гилюй, являющийся правым притоком Зеи, впадающей в Амур. Гилюй берет начало в южных отрогах Станового хребта. В пределах Тындинского района длиной 359 км, меняя направление и устремляясь к Зее.

Наиболее крупные притоки Гилюя - Тында, Малый Гилюй, Большой Джелтулак, Малый Джелтулак, Геткан. Все реки, кроме самого Гилюя, полностью протекают по нашему району.

Сегодня мы проведем необычное занятие на нашей реке Тынде. Давайте вспомним с вами наши правила поведения в природе:

  • во время экскурсии не шуми, не пугай птиц и зверей;
  • не рви растения, определяй их на месте;
  • не отходите от группы все время прохождения экскурсии
  • не бросай в воду сор, не обламывай ветви деревьев и кустарников;
  • будьте внимательны, учитесь видеть красоту природы;
  • помни, что природа беззащитна перед нами – береги ее!

Экскурсионно-исследовательская деятельность

Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получит задание: лист наблюдений для 1, 2 и 3 группы.

Метод «Ульи» (АМ организации самостоятельной работы над темой).

Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся лист наблюдений, сообщается время самостоятельной работы, определяется примерная зона створа реки для проведения наблюдений.

Сегодня вы побываете в роли географов, биологов и экологов!

Задание для 1 группы: составить паспорт реки Тында

Паспорт реки Тында

Результаты

Определите с помощью компаса, в каком направлении течет наша река?

Определите, на каком берегу находится Центр детского творчества?

Определите скорость течения реки?

Определите рельеф реки?

Задание для 2 группы: Определить наличие растительного и животного мира на берегу реки.

Выявить живые организмы реки.

Результаты

Какие растения мы можем с вами увидеть на берегах нашей реки?

Какие приспособления для жизни в воде или около воды есть у растений?

Какие животные обитают в нашей реке?  

Задание для 3 группы: Экологическое состояние реки Тында.

Экологическое состояние реки Тында

Результаты

Осмотрите территорию вдоль реки, найдите примеры деятельности человека на берегах и в воде.

Определите запах воды?

Определите прозрачность воды

Предложите меры по охране водных жителей и защите воды от загрязнения.

Каждая группа презентует результаты работы по своим наблюдениям.                     В завершении педагог резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Экологическая стоянка

Я надеюсь, что наблюдений на сегодняшней экскурсии вы сделали достаточно.  Что же мы с вами не сделали?  Внести свой вклад в охрану природы. Поэтому мы с собой и взяли мешки и перчатки. Организуется уборка мусора на берегу реки Тында.

Подведение итогов

Метод «Итоговый круг» (АМ подведения итогов занятия).

Педагог даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу)

Не забывайте, что вашим настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия по географии « Юный эколог» для 5-7 классов на базе лесопарка «Сосновка».

Методическая разработка урока-экскурсии по географии « Юный эколог» для 5-7 классов на базе лесопарка «Сосновка»....

Внеклассное мероприятие по краеведению, географии, экологии, истории "Трудовой календарь сегозерских карел"

Мероприятие проводится в форме игры и предназначено для учащихся 4-9 классов....

экскурсия по краеведению

достопримечательности с. Александровки...

Экскурсия по краеведению "Использование QR-кодов в обзорной экскурсии по городу"

Экскурсия по краеведению на тему "Использование QR-кодов на мобильных устройствах в обзорной экскурсии по городу"...

Разработка открытого занятия по краеведению и экологии Восточного Казахстана

Реально  идущие  процессы  гуманизации  и  модернизации  современного образования  предполагают  расширение  возможности  педагога  в...