Интегративный урок по истории, обществознанию, географии с элементами краеведения и экологии. 10-е классы.
план-конспект занятия по географии (10 класс) на тему

Захарова Ольга Викторовна

Тема урока "Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарова, урок

Интегративный урок по истории, обществознанию, географии с элементами краеведения и экологии.

10-е классы.

Тема урока: Взаимодействие  человека и  природы  в прошлом и настоящем.

Цель урока: используя знания по обществознанию, истории, географии, краеведению, выяснить влияние           природно-климатических условий на особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов; продолжить формирование у учащихся  представления о проблемах взаимодействия человека с природной средой,  формирование  экологической культуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Материалы к уроку: Школьные учебники:

1. В.П.Максаковский «География.10 кл.», М., «Просвещение», 2007. Тема 2.с. 25-28.

2. Л.Н.Боголюбов. «Обществознание.10 кл.», М., «Просвещение», 2009. Т.9.

3. О.В.Волобуев. «Россия и мир.10 кл.», М., «Дрофа», 2007. Т.1-5.

4. История Омской области. Омск, 1976.

Ход урока:                      

  1 этап.  Работа по теме урока.

- Вся история человечества – это история его взаимодействия с природой, окружающей средой.

Работа над понятиями «Природа», «Общество», «Географическая среда».  Прием «корзина идей».

 Главное внимание на  то, что «Общество - обособившаяся  от природы часть материального мира».

Учитель географии: Работа по схеме: По Н.Н.Баранскому.

 2 направления: географический детерминизм и географический нигилизм.

Первое направление – преувеличение роли географической среды, второе направление – недооценка роли географической среды.  Необходимость избежать этих ошибок.

Учитель истории:                  Логическая цепь

«Присваивающее хозяйство – неолитическая революция – производящее хозяйство».

Работа по группам. На столах – мозаика в конвертах: термины, иллюстративный материал.

Задание: отобрать и представить материал, показывающий взаимосвязь природы и общества. Вопрос: - Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально- политических процессов у разных народов?

1. «Речные цивилизации». Древний Египет.

2. Российская цивилизация.

3. Исламская цивилизация.

4. Западная Сибирь.

Презентация  творческих работ  оформляется на специальных листах, которые во время защиты прикрепляются на доске и составляют Земной шар, в центре которого стоит человек.

- Какова взаимосвязь природы и общества на современном этапе?

Проблемы взаимодействия общества с окружающей средой.

Учитель географии:      Рассматриваем схему «Антропогенные ландшафты».

С/хозяйственные

Лесо

хозяйст

венные

Водные

Городские

Промышленные

Пашни,

пастбища

Вторичные

 леса

Каналы,

пруды

Города,

поселки

Заводы, шахты

Антропогенный ландшафт – это ландшафт, измененный в результате хозяйственной деятельности человека.  «Обмен веществ» между природой и обществом носит противоречивый характер: 1) деятельность людей направлена на использование природных богатств; 2) деятельность людей приводит к отрицательным последствиям.

Отличие стихийного бедствия от техногенной катастрофы.

Схема «Экологические проблемы».

                                           по причине происхождения      по масштабам последствий

естественные    искусственные              локальные         глобальные

Экологическая культура личности.

2 этап.   Закрепление изученного материала.   Повторное обращение к схеме «Природа – человек».

- Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения Ф.М.Достоевского:

«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».

Выводы:

1. Природа – это естественная среда обитания человека, в которой он получает все необходимое

2. Природа и общество взаимосвязаны.

3. Будущее человека – переход к ноосфере.

Домашнее задание: По группам  - подготовиться к уроку - конференции «Глобальные проблемы человечества»:

1. Экологическая проблема. Освоение космоса и Мирового океана.    2.  Проблема войны и мира.

 Проблема м/ н. терроризма. 3.  Отсталость.  Проблема народонаселения.       4.    Энергетическая проблема. Продовольственная проблема. Проблема СПИДа. Подготовить презентации на дисках.

Захарова О.В., МОУ «СОШ №3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".

Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....

Конспект урока по истории (обществознанию) по теме "Человек в оковах тоталитаризма" 9 класс+презентация

К конспекту прилагается тематическая презентация и выдержка из главы 2 Конституции РФ (приложение 2)....

Методическая разработка Игра «ЧТО ГДЕ КОГДА» в рамках предметной недели истории, обществознания, географии.

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» в рамках предметной недели истории, обществознания, географии. Цель игры:активизация познавательной деятельности учащихся к предметам история, обществознание, географияпер...

Протоколы заседаний методического объединения учителей истории, обществознания, географии

Протоколы заседаний методического объединения учителей истории, обществознания, географии за 2014-2015 учебный год...

Педагогический проект "Интегративная технология преподавания истории, обществознания и регионального через проектную деятельность учащихся"

Осуществление компетентностного подхода с применением  интегративных технологий, метапредметности и конвергенции в изучении истории и обществознания через проектную деятельность учащихс...

Интегрированный урок по истории и географии «Победы А.В. Суворова в истории и на карте»

Интегрированный урок истории и географии для  8 класса адаптивной школы.     Урок составлен с учётом психофизических особенностей учащихся со слуховой депривацией. Урок сопровождае...