Интегративный урок по истории, обществознанию, географии с элементами краеведения и экологии. 10-е классы.
план-конспект занятия по географии (10 класс) на тему
Тема урока "Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Захарова, урок
Интегративный урок по истории, обществознанию, географии с элементами краеведения и экологии.
10-е классы.
Тема урока: Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем.
Цель урока: используя знания по обществознанию, истории, географии, краеведению, выяснить влияние природно-климатических условий на особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов; продолжить формирование у учащихся представления о проблемах взаимодействия человека с природной средой, формирование экологической культуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Материалы к уроку: Школьные учебники:
1. В.П.Максаковский «География.10 кл.», М., «Просвещение», 2007. Тема 2.с. 25-28.
2. Л.Н.Боголюбов. «Обществознание.10 кл.», М., «Просвещение», 2009. Т.9.
3. О.В.Волобуев. «Россия и мир.10 кл.», М., «Дрофа», 2007. Т.1-5.
4. История Омской области. Омск, 1976.
Ход урока:
1 этап. Работа по теме урока.
- Вся история человечества – это история его взаимодействия с природой, окружающей средой.
Работа над понятиями «Природа», «Общество», «Географическая среда». Прием «корзина идей».
Главное внимание на то, что «Общество - обособившаяся от природы часть материального мира».
Учитель географии: Работа по схеме: По Н.Н.Баранскому.
2 направления: географический детерминизм и географический нигилизм.
Первое направление – преувеличение роли географической среды, второе направление – недооценка роли географической среды. Необходимость избежать этих ошибок.
Учитель истории: Логическая цепь
«Присваивающее хозяйство – неолитическая революция – производящее хозяйство».
Работа по группам. На столах – мозаика в конвертах: термины, иллюстративный материал.
Задание: отобрать и представить материал, показывающий взаимосвязь природы и общества. Вопрос: - Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально- политических процессов у разных народов?
1. «Речные цивилизации». Древний Египет.
2. Российская цивилизация.
3. Исламская цивилизация.
4. Западная Сибирь.
Презентация творческих работ оформляется на специальных листах, которые во время защиты прикрепляются на доске и составляют Земной шар, в центре которого стоит человек.
- Какова взаимосвязь природы и общества на современном этапе?
Проблемы взаимодействия общества с окружающей средой.
Учитель географии: Рассматриваем схему «Антропогенные ландшафты».
С/хозяйственные | Лесо хозяйст венные | Водные | Городские | Промышленные |
Пашни, пастбища | Вторичные леса | Каналы, пруды | Города, поселки | Заводы, шахты |
Антропогенный ландшафт – это ландшафт, измененный в результате хозяйственной деятельности человека. «Обмен веществ» между природой и обществом носит противоречивый характер: 1) деятельность людей направлена на использование природных богатств; 2) деятельность людей приводит к отрицательным последствиям.
Отличие стихийного бедствия от техногенной катастрофы.
Схема «Экологические проблемы».
по причине происхождения по масштабам последствий
естественные искусственные локальные глобальные
Экологическая культура личности.
2 этап. Закрепление изученного материала. Повторное обращение к схеме «Природа – человек».
- Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения Ф.М.Достоевского:
«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».
Выводы:
1. Природа – это естественная среда обитания человека, в которой он получает все необходимое
2. Природа и общество взаимосвязаны.
3. Будущее человека – переход к ноосфере.
Домашнее задание: По группам - подготовиться к уроку - конференции «Глобальные проблемы человечества»:
1. Экологическая проблема. Освоение космоса и Мирового океана. 2. Проблема войны и мира.
Проблема м/ н. терроризма. 3. Отсталость. Проблема народонаселения. 4. Энергетическая проблема. Продовольственная проблема. Проблема СПИДа. Подготовить презентации на дисках.
Захарова О.В., МОУ «СОШ №3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-89886-1353047586.jpg)
Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-305541-1393325110.png)
Конспект урока по истории (обществознанию) по теме "Человек в оковах тоталитаризма" 9 класс+презентация
К конспекту прилагается тематическая презентация и выдержка из главы 2 Конституции РФ (приложение 2)....
Методическая разработка Игра «ЧТО ГДЕ КОГДА» в рамках предметной недели истории, обществознания, географии.
Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» в рамках предметной недели истории, обществознания, географии. Цель игры:активизация познавательной деятельности учащихся к предметам история, обществознание, географияпер...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-485683-1412425010.jpg)
Конспект интегрированного урока по истории и географии в 7 классе на тему "История Великих географических открытий"
Предназначен для изучения темы "Великие географические открытия"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/12/picture-794201-1465725797.jpg)
Протоколы заседаний методического объединения учителей истории, обществознания, географии
Протоколы заседаний методического объединения учителей истории, обществознания, географии за 2014-2015 учебный год...
Педагогический проект "Интегративная технология преподавания истории, обществознания и регионального через проектную деятельность учащихся"
Осуществление компетентностного подхода с применением интегративных технологий, метапредметности и конвергенции в изучении истории и обществознания через проектную деятельность учащихс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/30/picture-72651.jpg)
Интегрированный урок по истории и географии «Победы А.В. Суворова в истории и на карте»
Интегрированный урок истории и географии для 8 класса адаптивной школы. Урок составлен с учётом психофизических особенностей учащихся со слуховой депривацией. Урок сопровождае...