Конспект урока по истории (обществознанию) по теме "Человек в оковах тоталитаризма" 9 класс+презентация
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Куприна Светлана Вячеславовна

 К конспекту прилагается тематическая презентация и выдержка из главы 2 Конституции РФ (приложение 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_teme_chelovek_v_okovakh_totalitarizma_9_klass.zip1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Куприна Светлана Вячеславовна,

учитель истории МОУ-СОШ № 64 города Тулы

Урок истории и обществознания в 9 классе.

Тема урока: Человек в оковах тоталитаризма

                    (из истории политических репрессий в  СССР  30 – начала  50х  годов XX века)

Методический замысел урока.

     Урок проводится как итоговое занятие по истории Союза Советских Социалистических республик в период  правления И. Сталина, а также уроков по обществознанию по темам «Политический режим», «Права человека и гражданина». Базовыми знаниями теоретического и фактического материала по указанным темам учащиеся уже овладели, поэтому основное направление деятельности учителя  -  подготовить условия для аналитических размышлений учащихся о недопустимости  ликвидации неотъемлемых прав и свобод человека. Используя  имеющиеся  знания, а также  новый фактический  материал, расширяющий представления учащихся о масштабах политических репрессий в 30х - начале 50х годов XX столетия, биографические данные известных людей эпохи, учащиеся способны  более  глубоко прочувствовать трагизм происходящих в стране событий и дать им более объективную оценку.

      Уже известные учащимся  документы (Всеобщая декларация прав человека,  Конституция РФ) предлагаются школьникам с целью проблемного анализа текста применительно к  исследуемой исторической эпохе.

      После каждого блока нового фактического материала учащимся дается возможность его самостоятельного  осмысления с целью  формулировки выводов  в конце урока.

      Проблемы, предлагаемые учащимся для размышления, позволяют не только  дать оценку событиям, происходившим в нашей стране в период сталинизма, но провести  параллель с современностью,  сформировать у школьников мировоззрение гражданин   демократического правового государства.

       Применение подготовленной к уроку  компьютерной  презентации  активизирует  психоэмоциональное  восприятие  предлагаемого  к анализу и размышлению материала,  придает  ему  личностный аспект.  Включение в  содержание изучаемого материала  информации о родном крае способствует осознанию школьниками сопричастности  к событиям прошедшей эпохи.

         

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.

Форма урока: интегрированный урок-размышление по истории и обществознанию.

Цели урока:

-  закрепление и обобщение знаний по темам «СССР в 1930-1950 годах», «Типы политических режимов», «Права человека и гражданина»;

- определение бесчеловечного, антигуманного характера политики Советского государства в 30 - начале 50 годов XX столетия;

-  формирование  отношения к неотчуждаемым правам и свободам человека  как к безусловной    ценности, основе полноценной  жизни;

-   формирование  у школьников  качеств  гражданина  демократического правового  государства;

-  развитие  умения  самостоятельного анализа исторических фактов, соотнесения их с действующими в определенный исторический период нормативными документами,  аргументации  полученных в результате проведенного анализа  выводов;

-   развитие способности  к сопереживанию и состраданию людям, попавшим в условия исторической эпохи, полностью  обесценившей ценность человеческой жизни.

   

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная;
  • Групповая (на этапе подготовки к уроку).

     

      Методы обучения:

-  частично-поисковый;

-  исследовательский;

-  оценки исторических процессов, событий, явлений;

-   персонифицирующий (биографический).

Технологии обучения:

- информационно-коммуникационные технологии;

- проблемное обучение.

Приёмы деятельности учителя:

– эвристическая беседа;

– обобщающая беседа;

– фронтальная беседа;

–  образное повествование.

Оборудование занятия:

1. Компьютер, мультимедийный  проектор, проекционный экран.

2. Компьютерная презентация для демонстрации по ходу урока.

3. Тексты  главы  второй  «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ (раздаточный материал).

Подготовка к уроку:

- повторение учащимися материала по обобщаемым на уроке темам;

- подготовка группового исследовательского мини-проекта «Политические репрессии 30-х годов в Туле и области»

Эпиграф к уроку:          Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права.

(Адам Мицкевич)

Пояснение к работе с компьютерной  презентацией.

   Презентация состоит из двух блоков:

-   слайды, которые демонстрируются одновременно с воспроизведением  1 куплета  песни  Игоря Талькова «Россия» (слайды № 2-6);

-      слайды, механически переключаемые педагогом по ходу урока (слайды № 7 – 18);

-   после подведения итогов урока  (слайд № 19)  автоматически воспроизводится  песня Игоря Талькова «Я вернусь».

Ход урока.

Звучит первый куплет песни Игоря Талькова «Россия». Начало демонстрации компьютерной презентации (слайды №№ 2 – 6)

Слайд № 7

Учитель: Эта песня Игоря Талькова, нашего земляка, уроженца Щекинского района Тульской области, начинает сегодняшний урок не случайно. Отец Игоря, коренной москвич,  в период правления Сталина был репрессирован, 12 лет прожил в Сибири, а по окончании срока  не смог вернуться в Москву – его неблагонадежной семье жить в столице было запрещено. Поэтому обосновались Тальковы в Тульской области, в двухстах километрах от Москвы. В местах заключения состоялось знакомство отца и матери Игоря, там родился его старший брат. Поэтому  Игорь Тальков не понаслышке знал, что такое политические репрессии, и  понимал, что является главной ценностью и смыслом жизни любого  человека. Об этом – каждая его песня.

Вопрос к учащимся: Давайте поразмышляем, что же есть главный смысл и  основная ценность жизни человека?

(Ответы учащихся, которые  сводятся к тому, что главная ценность – сама жизнь, свобода человека, которая дает ему возможность самореализации, максимального раскрытия индивидуального  творческого  потенциала).

     Вопрос к учащимся:         Какие условия должны быть созданы в государстве, чтобы самореализация каждого человека состоялась?

        (Ответы учащихся – провозглашение демократических прав и свобод и гарантированность их выполнения).

Слайд № 8.      

Учитель:  В 1948 году на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций  была принята Всеобщая декларация прав человека. В 30 статьях были закреплены основные, неотъемлемые  и неотчуждаемые  для каждого человека, права и свободы:

Статья 1 

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии…

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

        Конституция Союза Советских Социалистических республик 1936 года тоже закрепляла социально-экономические права и политические свободы граждан:  свободу совести, слова, печати, собраний и митингов.

Слайд № 9.

На экране – открытки «Любимый Сталин – счастье народное», «Великий Сталин – знамя дружбы народов»

►  На фоне открыток учитель зачитывает отрывок из открытого письма Федора  Раскольникова Сталину: «…Вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, ученого, живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает…Писатель… драматург… критик не может высказать своё личное мнение, не отмеченное казённым штампом… Вы беспощадно истребляете талантливых, но лично вам неугодных … писателей. Вы лишили советских ученых  минимума свободы  научной мысли, без которой творческая работа становится невозможной        . Самоуверенные невежды интригами, склоками, травлей не дают работать ученым… Вы истребляете талантливых ученых…»

Слайд № 10.

 Сообщения учащихся: Николай Иванович Вавилов

Трагедия гения.

1) В 1937 г. в Москве намечалось открытие Международного генетического конгресса, президентом которого был избран Николай Иванович Вавилов. Все это свидетельствовало о признании заслуг советской генетики.  Вавилов объездил свыше пятидесяти стран, собрал уникальную коллекцию из 160 тысяч живых образцов культурных растений и их диких сородичей. До войны каждый шестой гектар в нашей стране засевался сортами вавиловской коллекции. Ученые приступили к завершающему этапу грандиозной работы: выведению новых сортов. Это требовало времени, но сулило блестящие перспективы в достижении главной цели — накормить народ.

Вавилов являлся и организатором науки, он стал первым президентом ВАСХНИЛ, возглавлял Институт генетики. Все удавалось этому одаренному человеку. Его талант, обаяние, авторитет ученого привлекали к нему, а значит и к стране, множество людей со всего мира.

Вокруг Николая Ивановича сложилась целая школа талантливых ученых. Рядом работали исследователи такого же масштаба: генетики Н. К. Кольцов, С. С. Четвериков, Г. А. Левитский; деятели сельскохозяйственной науки академики Н. М. Тулайков, Г. К. Мейстер и другие.

2)  Вавилов искал и находил молодых ученых. Рекомендовал он в Академию наук СССР и крестьянского сына Трофима Денисовича Лысенко. Лысенко считал, что с помощью простых действий (например, намачиванием) можно яровые сорта превращать в озимые. Для выведения новых сортов потребуется не 10—15 лет, а всего два-три года. Мичуринская биология, утверждал Трофим Денисович, способна творить чудеса в наше чудесное советское время. Трудолюбивый, старательный, из народа — как он пришелся ко времени, когда «темпы решали все».

 А как громил народный академик «кулаков-ученых на фронте яровизации»! Даже Сталин обратил внимание: «Браво, товарищ Лысенко, браво!» — и зааплодировал. Именно из письма родителей Лысенко и узнал Великий Вождь, что жить стало лучше, жить стало веселее. Крестьянский сын делал блестящую карьеру. Но где же обещанные успехи? Будут, скоро будут. Были бы и быстрее, но мешают вредители, генетики-фашисты. Хорошо бы присмотреться и к Вавилову. Его отец — эмигрант, бывший владелец знаменитой Трехгорки, его друзья — из круга Бухарина. А сам — не принимает мичуринскую биологию!

Лысенко объявил крестовый поход против генетиков. Правда, сессия ВАСХНИЛ (1936) не увенчалась его успехом. А Вавилов?

Он с цифрами в руках, с результатами многолетних проверок доказывал, что Лысенко — шарлатан, а его учение о воспитании растений и животных ничего общего с наукой не имеет. Но народный академик вовсе не собирался дискутировать. Уже погибли как «враги народа» соратники Вавилова — академики Н. П. Горбунов, Н. М. Тулайков, Г. К. Мейстер, арестованы Г. А. Левитский и многие другие. В августе 1940 г. настал черед Николая Ивановича.

3) Следствие, пытки, полупризнания, приговор — казнь. Вавилов пишет письмо Берия. Учитель Николая Ивановича выдающийся агрохимик Д. Н. Прянишников идет на прием к всемогущему наркому отстаивать своего ученика. Отказ. Тогда Прянишников решается на отчаянный шаг: выдвигает Вавилова на Сталинскую премию за создание коллекции растений. Опять отказ. Но какое мужество требовалось от ученого, когда все молчали, предпринять эти шаги!

Лондонское королевское общество (сюда не дотянутся сталинские щупальца) избирает арестованного Вавилова, уже приговоренного к смерти, своим иностранным членом. Президент общества Дэйл отказался от звания почетного члена АН СССР в знак протеста против насилия над учеными. Берия не торопился.

Н. И. Вавилов пишет в тюрьме книгу, читает заключенным лекции. Наконец смертная казнь заменена 20 годами заключения. Его переводят в Саратовскую тюрьму, но он умирает от цинги и голода. Умирает человек, всю жизнь стремившийся накормить других. Умирает в том же городе, где в ссылке живет его жена. Но ни она, ни он не знают ничего друг о друге. Вавилов умер в январе 1943 г. Точное место захоронения неизвестно. Книга его утеряна. Зато долгое время в Москве жил один из следователей, тогда лейтенант, а позднее – полковник, персональный пенсионер. Его звали А.Г. Хват.

      Учитель: Соблюдение прав и свобод человека невозможно в  стране с тоталитарным политическим режимом,   поскольку сама суть тоталитарной системы предусматривает иное.

      Вспомните основные признаки, которые характеризуют тоталитаризм как политический режим.

(Учащиеся перечисляют –

- насильственное установление однопартийной системы;

- уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии;

- сращивание партийного и государственного аппарата, «захват государства партией»;

- ликвидация системы разделения властей;

- унификация всей общественной жизни;

- построение системы всеохватывающих массовых организаций;

- культ национального вождя;

- массовые репрессии).

После перечисления открывается слайд презентации № 11 с обозначенными признаками тоталитарного политического режима.

Учитель:  Массовые репрессии достигают небывалого размаха в середине 30-х годов XX столетия. Сфабрикованные в высших эшелонах власти процессы Каменева, Зиновьева, Пятакова, Радека, Бухарина, генералов Тухачевского, Уборевича, Якира  требовали подтверждения наличия несуществующих контрреволюционных организаций и заговоров на местах. Поиск «врагов народа», шпионов и вредителей насаждается как главная задача честного советского гражданина. Растёт население ГУЛАГа.

Слайд № 12.

     Будучи студенткой Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, я обучалась у кандидата философских наук, в разные годы заведующего кафедрами философии в Тульском механическом институте и  Тульском государственном педагогическом университете, Олега Яковлевича Стечкина. Вспоминая о тридцатых годах, он говорил, что даже ему, здравомыслящему молодому человеку, склонному к аналитическому восприятию действительности, на каждом шагу начинали мерещиться «враги» и шпионы – настолько силен был идеологический прессинг.

Слайд № 13.

   Сообщения учащихся (представление итогов работы над исследовательским мини-проектом «Политические репрессии в Туле и области в 30-е годы XX века»):

1)        В 1938 году в Туле и области набирает обороты движение под лозунгом «весь народ помогает советской разведке» - в газете «Коммунар»  печатаются форменные доносы на родителей, братьев, соседей и сослуживцев. Отчеты НКВД почти всегда начинаются словами «от работника… поступило заявление».

 2)      После опубликования в январе 1937 года в газетах страны обвинительных приговоров по делу Пятакова и Радека на всех предприятиях Тулы прошли обвинительные митинги. «Уничтожить изменников Родины, кровавых псов фашизма!», - скандировали обезумевшие люди, требуя расстрела всех участников процесса.

      Первой жертвой местного политического террора стал Тульский патронный завод – там были обнаружены  троцкисты, готовые к созданию организации. Все руководство завода, секретарь Пролетарского райкома и его заместитель были сняты с занимаемых должностей и отданы под суд.

3)       В начале июня 1937 года фабрикуется дело против руководителей Тульского общества Осоавиахима. Из газеты «Коммунар»: «В течение долгого времени председателем городского Осоавиахима является фашист  и троцкист Барков, сумевший  насадить на ответственные посты своих послушников, врагов народа». Было арестовано более десятка членов общества, в том числе и заместитель Баркова  Акимов. Он писал своей жене: «Вот уже два месяца я невинно страдаю, а вместе со смной и ты. Даю честное слово, я ни в чем не виновен.  Я жертва времени.  Баркова, которого вынудили показать на  меня и других, я не виню. Мне Ганин (сотрудник НКВД) заявил: «Ты, Акимов, ни в чем не виноват. Но Москва обязала  нас создать в Туле в системе Осоавиахим контрреволюционную вредительскую организацию».

4)         В августе 1937 года был арестован директор музея «Ясная Поляна» Игорь Ильинский. Осенью была «рассекречена»  «контрреволюционная организация»  в Тульском горсовете. Арестованный секретарь  городского совета Токарев сломался на первом же допросе. С помощью пыток (ему сломали несколько ребер, били шомполами, жгли раскаленным железом) от него добились сведений о руководителях и участниках  троцкистской организации в Туле – секретаре Тульского обкома ВКП(б) Якова Сойфера, председателя облисполкома Андрея Колетвинова, председателя горсовета  Андрея Рогова.

5)         В 1938 году состоялся открытый  процесс над  вредителями шахты № 18 Тулаугля. Главный инженер и главный механик шахты получили по 58 статье  20 лет лишения свободы за ошибки в строительстве шахты, к которым не имели никакого отношения.

              В октябре 1938 года по прямому указанию Берии был арестован начальник управления НКВД области Лебедев. Его убрали как осведомленного участника творимого  политического беспредела.

Учитель: главная цель тоталитаризма – подчинить человека тотально, поставить под контроль власти  не только его поступки, но и мысли. О своем отличном от установленного правящей партией взгляде на вещи нельзя заявлять в печати.  Мало того, что человека могут лишить свободы и жизни за рукописное (например,  во вскрытом личном письме или найденном при обыске дневнике) и даже устное его выражение.

       При авторитарном режиме диктатору достаточно подавить открытое сопротивление общества. Он не против того, чтобы поэт сочинял лирические стихотворения. Пусть творит – лишь бы не  вмешивался в политику, не призывал к свержению диктатуры.

      Тоталитарной власти этого недостаточно. Она диктует писателю темы, сюжеты и даже настроение. Например, и проза, и стихи должны быть полны оптимизма, а потому пессимистические ноты вполне могут послужить основанием для цензурного запрета. Власть требует от писателя постоянного подтверждения преданности существующему режиму. Это губит литературу, поскольку исчезает самое главное условие её существования – свобода творческой мысли.

1 учащийся:

1) "Мы - жестокого времени дети,

Лес на лесоповале.

Не живут рядом с нами на свете

Те, что в бездну упали.

В результате эпических фронд

И безумных селекций

Оскудел генетический фонд

Богатейших коллекций".

                                           (Иван Сакава)

Слайд № 14.

2 учащийся:

Поэт Осип Мандельштам (1891-1938)

        -   родился в Варшаве. В 1897 году семья Мандельштам переехала в Петербург. Автор много численных сборников стихотворений.

              В 1930 году Осип Мандельштам пишет стихи, в которых демонстративно рвёт не только с советской действительностью, но и с культурной традицией в целом и берет на себя миссию создания новой культуры, от нуля, «из кремня», не опирающейся на достижения предшественников. В ноябре 1933 года, на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет злую антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…», за которую его арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь, затем разрешают выбрать другое место поселения. Мандельштам выбирает Воронеж (19341937). Бо́льшая часть стихотворений, созданных в воронежский период, отразила стремление бесповоротно деформированного арестом и болезнями поэта выговориться сполна, сказать своё последнее слово.

             В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Спустя год его арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток. Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). 

Слайд № 15.

  1. учащийся:

Поэт Николай Клюев (1884-1937)

         - происходил из крестьян-сектантов. Мать была сказительницей. В юности жил в Соловецком монастыре, ездил по поручению секты хлыстов в Индию, Персию. Блок, с которым Клюев вступил в переписку в 1907 г., помог публикации его первых стихов. Первая книга "Сосен перезвон" вышла с предисловием Брюсова (1912). После самоубийства Есенина написал "Плач о Сергее Есенине" (1926), который был вскоре изъят из обращения. На Клюеве выжгли клеймо "кулацкий поэт", перестали печатать. В поэме "Погорельщина" он оплакал уже не Есенина, а всю крестьянскую Русь. В 1933 году был арестован, сослан в Нарым, переведен по ходатайству Горького в Томск, но затем снова арестован. А вскоре был расстрелян. Двадцать лет, до посмертной реабилитации в 1957 году, его имя не упоминалось в СССР, а первая посмертная книга вышла в 1982 году. Во время гласности наконец опубликованы и другие считавшиеся утерянными произведения, в частности поэма "Погорельщина", переданная когда-то самим Клюевым итальянскому слависту Ло Гатто и изданная в 1950-х годах за границей. Эта поэма стала своего рода былиной об уничтожении крестьянства в России. Клюев пишет из ссылки своему другу С. Клычкову: "Я сгорел на своей "Погорельщине", как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском. Кровь моя волей-неволей связует две эпохи - озаренную смолистыми кострами и запалами самосожжений эпоху царя Федора Алексеевича и нашу, такую юную и потому многого не знающую. Я сослан в Нарым, в поселок Колпашев на верную и мучительную смерть". В 1934-м на допросе он показал: "Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси". Наверняка они заставляли его "закладывать" самого себя. Но в данном случае он был искренен. По иронии судьбы именно в архивах КГБ сохранилась "главная", хотя и неоконченная поэма Клюева - "Песнь о Великой Матери", которую и поэт, и современники считали безвозвратно утерянной.

Слайд № 16.

  1. учащийся:

 Поэтесса Марина  Цветаева (1892-1941)

         - Ее первая книга стихов "Вечерний альбом" вышла в 1910-м. Еще в юности она предсказала: "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед" - и не ошиблась. Но черед ее стихам пришел лишь после ее смерти. Цветаева была буйным гением, не умещавшимся в рамки каких-либо школ. Она сама стала школой, в которой была и учителем, и ученицей. Вся ее поэзия - от народной ворожбы, от заклинаний, обрядовых песен, причитаний. Воспев белую гвардию в книге "Лебединый стан", она последовала за мужем в эмиграцию. Однако для тогдашних эмигрантских законодателей моды Цветаева была недостаточно "белой". Она жила бедно и вернулась в Россию даже не от своей ностальгии - от отчаяния. Ее не убили, не арестовали. Ей уготовили другую мученическую жизнь - вокруг нее начали арестовывать самых близких и дорогих людей - мужа, дочь, сестру. Стихов ее не печатали. Пастернак, провожая в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть. Цветаева пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой в Чистополе, но совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом. Потом уехала в город Елабугу, где стирала белье местному милиционеру. Не выдержав унижений, Цветаева повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак. Ныне кладбище в Елабуге, где она похоронена, стало местом паломничества любителей поэзии.

Слайд № 17.

  1. учащийся:

 Поэтесса Ольга Берггольц  (1910-1975)

          - родилась  в Петербурге. Закончив филфак ЛГУ, работала в комсомольских газетах. Была женой Бориса Корнилова. Когда в связи с его арестом ее, беременную, вызывали на допросы, то выбили сапогами ребенка из ее живота. Несмотря на свою личную трагедию, Берггольц нашла в себе мужество стать радиоглашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. Родина для Берггольц была не абстракция, а Дарья Власьевна, соседка по квартире. Бессмертные слова: "Никто не забыт, ничто не забыто", сказанные Ольгой Берггольц, относятся, впрочем, не только к Великой Отечественной, но и к другой, подлой войне против собственного народа, выбивавшей не только детей из животов, но и веру в прижизненную справедливость. Для многих справедливость оказалась действительно только посмертной. После XX съезда наконец-то вышли многие стихи Берггольц о ее личной трагедии и о трагедии всего народа, но кое-что напечатали только посмертно.

    Учитель: Основной Закон  нашей современной страны  –  Конституция  РФ, принятая в 1993 году.  Главой 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляются те права и свободы, которые защищают нас сегодня от тех злоупотреблений власти, которые существовали в сталинский период.  В течение трех минут  проанализируйте текст  второй главы и назовите  статьи,  в которых указаны  эти права и свободы.

(Приложение № 1 - самостоятельная работа, подведение итогов).

Названные учащимися права и свободы демонстрируются на слайде № 18:

– Все люди имеют равные права. Запрещается любое ограничение прав (ст. 19).

– Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания (ст. 28).

– Каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29).

– Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им (ст. 35).

– Труд свободен. Принудительный труд запрещён (ст. 37).

– Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища (ст. 40).

– Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

   

           Вопросы к учащимся: Вспомните - ведь Конституция СССР 1936 года закрепляла за гражданами политические права и свободы, которые  беззастенчиво нарушались представителями власти.

           Скажите, возможно ли  в наше время повторение  периода бесправия  человека и населения целой страны? Почему?

(Ответы учащихся – у нас сегодня  демократическое государство, которое стремится стать правовым  (многопартийность, политический плюрализм, разделение властей…)

 Слайд № 19.

Учитель:   С 1991 года день 30 октября в России и других бывших республиках СССР является  Днём памяти жертв политических репрессий. В этот день мы вспоминаем незаконно осужденных, число которых по предварительным оценкам  в период с 1921 по 1985 годы составляет от  пяти до  пяти  с половиной миллионов человек. В пик репрессий - период с 1937 по 1938 год, под надуманными предлогами и по спущенным сверху разнарядкам были осуждены 1,3 миллиона человек, половина из которых были расстреляны.

Наша с вами задача – никогда не допустить повторения ошибок прошлого и помнить: главная ценность жизни каждого человека – это его внутренняя свобода, главная ценность каждого государства – жизнь человека, его неотъемлемые права и свободы.

«Память о прошлом – главное содержание нашего духовного бытия».  (О.Я Стечкин)1

(Песня И. Талькова «Я вернусь», 1 куплет)

____________________________________________________________

1 Стечкин О.Я. Капли времени. - Тула: Левша, 2004.

Литература:

  1. Данилов А., Косулина Л., Брандт М.  История России XX -  начала XXI века. Учебник для  9 класса. -  Москва:  Просвещение. 2008
  2. Долуцкий И.. Отечественная история.XX век. Учебник для 10 класса.- Москва: Мнемозина. 2002
  3. Парамонова И.  Тула. Хроника XX столетия. - Тула: «Шар», 2003
  4. Плоткин Г. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. - Москва: Просвещение. 1999

Материалы сайтов:

- международного историко-просветительского правозащитного и благотворительного  общества «Мемориал» (http: //www.memo.ru;  http://lists.memo.ru/)

-  музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени А. Сахарова (http:// www.sakharov-center.ru/, http://www.sakharov-center.ru/projects/projects_book/)

     -  Тульской  областной универсальной  научной  библиотеки   (http://www.tounb.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...