Программа кружка "Прогулки по Смоленской губернии"
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Леонов Андрей Сергеевич

Программа кружковой деятельности по истории Смоленщины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружок «Прогулки по Смоленской губернии»

Актуальность изучения региональной истории в школе.                                                                                                                                           Важные задачи современного школьного образования по формированию гражданина и патриота России, определенные ФГОС и другими федеральными нормативными документами, требуют со стороны школы большего внимания к региональной истории с ее значительным воспитательным потенциалом. Изучение родного края является важным фактором складывания региональной идентичности учащихся (осознание ими принадлежности к Смоленскому краю, к поколениям земляков), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской гражданской идентичности (осознание себя гражданином России). Курс внеурочной деятельности изучает историю регионов и локальную историю (прошлое родного города). Такой подход будет способствовать осознанию детьми своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной  этнонациональной и религиозной общности. Таким образом, одним из ключевых факторов  успешной реализации задач формирования базовых национальных ценностей, гражданско-патриотических качеств личности учащихся является изучение региональной истории в школе.

Цель – формирование систематических знаний по истории Смоленщины, как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории. Культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности.

Основные задачи:

- раскрыть основные этапы, ведущие тенденции, ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей;

- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности;

 - показать достижения предшествующих поколений смолян, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;

 - способствовать осмыслению роли Смоленского края в истории России, выявлению особенных черт в развитии Смоленщины;

- содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;

- помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно адаптировать и оценивать исторические события и явления, аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории;

 - создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности (коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную исследовательскую работу, активного участия в разнообразных историко-краеведческих проектах;

 - содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.

Требования к результатам обучения и освоения программы внеурочной деятельности                                                                                                                                      Результатом изучения программы «Дворянские имения Смоленской губернии» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.

  • Личностные результаты:

осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности; осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;  освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Смоленщины и родного края; понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира, уважение к культуре и традициям прошлых поколений смолян и россиян в целом, толерантное отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов Смоленщины и России;  готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному саморазвитию.

  • Метапредметные результаты:

способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы Интернет-ресурсов;  способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме (сообщение, эссе, презентация, реферат); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в шкафе и социальном окружении и др.

  • Предметные результаты:

 овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах Смоленской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути смолян, осваивавших и обустраивавших свой родной край и свое Отечество;  усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса, способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и явлений не только Смоленской истории, но и истории России, ее прошлого и настоящего; приобретение информации о географическом положении и административном устройстве Смоленского края, истории его заселения и освоения, национальном и конфессиональном составе населения, экономическом, общественно-политическом, культурном, духовном развитии Смоленской земли в различные периоды ее истории; готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и других регионов страны.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

- культуросообразности: наполнение историко-краеведческого курса разнообразными элементами материальной и духовной культуры; интеграция исторического краеведения с областями науки, культуры, образования, с местными традициями, обычаями;

- полиэтничности, поликонфессиональности: отражение в учебном курсе особенностей многонационального и многоконфессионального состава населения Смоленской земли; ориентация на поликультурность как средство понимания общности исторических судеб народов родного края и России;

- природосообразности: научно-методическая и текстовая доступность программных и учебных материалов для учащихся основной школы, соответствие содержания учебного курса возрастным особенностям учеников и условиям образовательной организации; понимание курса исторического краеведения как учебной версии прошлого Смоленского края, соответствующей когнитивному, эмоциональному и практическому опыту учащихся;

 - гражданственности и патриотизма: приоритетность воспитания патриотизма, гражданственности, национaльной и конфессиональной идентичности, уважительное отношение к таким ценностям, как семья, малая родина, Смоленская земля, Отечество;

- светскости и деидеологизированности в толковании исторических процессов в Смоленском крае, что предусматривает, с одной стороны, светское, конфессионально нейтральное изложение основных этапов истории края, а с другой - неприятие идеологически ангажированного освещения Смоленского прошлого.

Программа рассчитана на 1 учебный года. Объем реализации программы 34 часа в учебное время по 1 часу в неделю..

Формы и методы работы  - групповые, лекционные, игровые, с использованием ИКТ, проектной и экскурсионной деятельности. В процессе изучения краеведения рекомендуется использовать различные типы занятий, основанных на деятельностном подходе и диалоговом общении. При этом важно чередование разнообразных форм и методов работы, умелое сочетание информационной, эмоционально-чувственной (художественно-эстетической) и практико-деятельностной составляющей учебного занятия. Составной и неотъемлемой частью освоения программы внеурочной деятельности следует считать и самостоятельную работу учащихся, в рамках которой организуется поисковая, исследовательская, проектная и иная деятельность по изучению истории края и своей малой родины. Результатом этой работы может стать написание эссе, творческих работ, рефератов, составление экскурсионных маршрутов, создание музейных уголков в классе или школе и т. п.

Прогнозируемые результаты

Результатом изучения программы внеурочной деятельности является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической. В результате изучения программы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:                                                                                                                                             Знание хронологии, работа с хронологией: - указывать основные периоды Смоленской истории, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий Смоленской истории; - соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в истории Смоленского края.                                                                                                                                         Знание исторических фактов, работа с фактами: - характеризовать место. Обстоятельства. Участников, результаты важнейших исторических событий в Смоленской истории; - группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам.                                                                                                                                                              Работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и т.д.): - читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и границы Смоленского края в разные исторические эпохи; - искать необходимую информацию в разных источниках; - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.                                                                                                                                                                                          Описание (реконструкция): - рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественно-политических, социально- экономических и культурных событиях Смоленской истории, их участниках; - характеризовать исторических события, факты, явления Смоленской истории, основные этапы истории родного края с древности до современности; - на основе текста и иллюстраций учебных пособий. А также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников.                                                                                                                                      Анализ, объяснение: - различать факт и его описание; - соотносить единичные исторические факты, общие явления, традиции и тенденции Смоленской истории; - называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Смоленского края; - раскрывать смысл и значение важнейших терминов и понятий, связанных с Смоленской историей, определять в них общее и различия; - излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий Смоленского края.                                                                                                                     Работа с версиями, оценками: - приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей Смоленского края, отраженных в учебной литературе; - определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям Смоленской истории.                                                                                                                                                                                                                                    Применение знаний и умений в общении, социальной среде: - применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира; - использовать знание Смоленской истории в общении со сверстниками и другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среду; - способствовать сохранению исторических и культурных памятников Смоленской земли.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через использование тестовых заданий, письменных работ (эссе), практику подготовки тематических сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, защиту рефератов или проектов.            

Содержание программы

Раздел I. Введение в исследовательскую и проектную деятельность. (5 часов).

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MSWord и MSPowerPoint.

Исследовательская работа .Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов.

Раздел II. История Смоленской области, города Смоленска.(5 часов)

Изучение истории родного края. История. Символика. Известные люди родного края. Достопримечательности и музеи.

Раздел III.  Усадьбы Смоленщины(10 часов).

Усадьба Хмелита (Вяземский уезд) (Грибоедовых, Паскевичей, Волковых)

Усадьбы Городок и Волочёк Нахимовых (Вяземский и Бельский уезд)

Усадьба Кочетово (Вяземский уезд) Клетновой

Усадьба Телепнёво (Вяземский уезд) Карабановых

Самуйлово (Гагаринский уезд) Меньшиковых, Лобановых – Ростовских, Голициных)

Усадьба Бакланово Огонь Догановских (Поречский уезд)

Усадьба Слобода Пржевальских (Поречский уезд)

Раздел IV. История Смоленского Поозерья (5 часов).

История Смоленского Поозерья. Эпоха Ледникового периода. Туристические маршруты. Поозерье в годы войны

Раздел V.Подготовка и защита проектов (9 ч.)

Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ. Публичная защита проекта. Организация экскурсий и классных часов.

Всего: 34 часа.

Тематическое планирование

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1

Введение в исследовательскую и проектную деятельность

5

2

 История Смоленской области, города Смоленска

5

3

 Усадьбы Смоленщины

10

4

История Смоленского Поозерья

5

5

Подготовка и защита проектов

9

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по географии Смоленской области "Край наш Смоленский"

Данный курс обладает определенной содержательной автоматичностью и не предполагает тесной связи с программой какого- либо класса....

Концертная программа, посвящённая 165-летию Самарской Губернии

В прграмме принимает участие художественная самодеятельность Дома Культуры. Ведущие Хозяйка Самарской Луки и её внучка....

Программа проектной мастерской "Признание в любви Смоленску" (Смоленск, в котором мы живем)

В данном материале представлена авторская разработка проектоной мастерской, выполненгая в форме игры квест. Игра была создана учащимися гимназии и с учпехом опробована в течение двух лет. Ученики и 6-...

Эксперт по проведению общественной экспертизы программам дополнительного образования Смоленской области

Эксперт по проведению общественной экспертизы программам дополнительного образования Смоленской области...

Эксперт по проведению общественной экспертизы программам дополнительного образования Смоленской области

Эксперт по проведению общественной экспертизы программам дополнительного образования Смоленской области...

Рабочая программа т.о. Феникс к доп. обр. программе "Край мой Смоленский" 2021-2022 уч.год

Тип программы: общеобразовательная (общеразвивающая)Вид программы: адаптированнаяНаправленность программы: туристско – краеведческаяДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ...

ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОМО учителей математики Смоленской области Учителю математики МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, члену творческой группы «СПЕКТР» педагогов Вяз

ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕОМО учителей математики Смоленской областиУчителю математикиМБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смо...