Музейная экскурсия
материал по краеведению

Федорова Надежда Анатольевна

Музейная экскурсия (по школьному музею)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_ekskursiya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Вступление

Руководитель музея: Добрый день, дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему школьному краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы- 

Экскурсовод 1:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую 
Мы готовили для вас!

Экскурсовод 2

Тут порой такое диво 
Попадётся средь вещей…
Позавидует Лиманский

Краеведческий музей…

Экскурсовод 1

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!

Экскурсовод 2. Побывав на экскурсии, вы познакомитесь с музеем, с его  историей, ценными экспонатами. В конце экскурсии будет отведено время для более подробного рассмотрения экспоната.

Экскурсию начнем с краткой характеристики  основного фонда музея. 

(зачитывает)

Основной фонд историко-краеведческого музея сформировался благодаря учителю географии Павлову Михаилу Павловичу (1968г.), который в старом здании школы вместе с учащимися организовал и собрал экспонаты. В 1977 году музею присвоено звание «Школьный музей» (исторический) и выдано свидетельство № 2796. Музей располагает основными и вспомогательными фондами. Основной фонд музея имеет основные разделы экспозиции («История школы», «Трудовые подвиги односельчан», «Вековые  ценности»,

«Этнография», «Они сражались за Родину»). Всего количество предметов- 460. Музейный фонд постоянно пополняется, сведения о поступлениях регистрируются в книге учета основного фонда музея школы.

  1. Основная часть

Экскурсовод 1. Посмотрите на данную  экспозицию «Они сражались за Родину», которая посвящена Великой Отечественной войне.

Из нашего сельского поселения (деревни Никольское, Кувакино, Апасево, Ведресево, Биктимирово) на фронт ушли 331 человек. Из них погибли 189 человек,  а вернулись 142 . Весь список перед вами (показываю на стенд).

Перед вами учителя-фронтовики: Павлов Михаил Павлович - уроженец  д.Апасево, Каситов Шахтияр Шашеевич - уроженец  д.Ведресево, Захаров Андрей Дмитриевич - с.Никольское. Когда началась ВОв, им пришлось оставить школу и встать на защиту Родины. Победив, они вернулись в родную деревню и продолжили педагогическую деятельность (показываю на стенд).

Мы гордимся земляками-орденоносцами «Красной Звезды» - Пенескиным Максимом Николаевичем, Белоглазовым Николаем Павловичем, Изиляевым Павлом  Петровичем, Захаровым Андреем Дмитриевичем (показываю стенд, папки, документы, справки).

В день празднования 75-летия Великой Победы мы еще раз вспомним поименно всех участников той страшной войны - это и Тихонова Василия Петровича, и Тимиршина Тимофея, Алесандрова Михаила и др. В памяти они будут жить вечно (показываю стенд, фото).

Неизгладимый след  оставила и афганская война. Из нашего сельского поселения пришлось в этой школе жизни побывать Филиппову Сергею, Дмитриеву Вячеславу, Короткову Павлу, Давлетбаеву Олегу, а также Петрову Олегу.

А о чеченском  конфликте не понаслышке довелось узнать Романову Алексею, воевавшем в г. Буйнакске и Елизарову Алексею, воевавшем в  Кизляре, Хасавьюрте, Аргуне (показываю стенд).

Далее слово передаю руководителю музея Надежде Анатольевне.

Руководитель музея: Прошу обратить внимание на данный стенд (показываю стенд). Он посвящен герою-земляку  Андрею Дмитриевичу Буторину, гвардии полковника авиации, уроженцу д.Биктимирово, ныне проживающему в г.Сочи.

Андрей Дмитриевич Буторин родился 1 июня 1930 г. в д.Биктимирово Калтасинского района (ныне Краснокамский р-н) в многодетной семье. В возрасте пяти месяцев остался без матери. Брат Николай служил летчиком с начала ВОв, участник парада Победы в г.Москве. После окончания войны маленький Андрей уехал из родной деревни в г.Таллин, мечтал стать летчиком…

Вся его военная служба была связана с дальней стратегической авиацией. Он летал на таких самолетах как ТУ-4, ТУ-16, ТУ-95 (всех модификаций) с 1952 по 1977 года. Вся служба проходила в нейтральных водах мировых океанов.

Эти мужественные профессионалы на протяжении десятилетий в основном обеспечивали безопасность нашей Родины и мир на земле. Во время испытания атомной бомбы на полигоне Новая Земля, Андрей Дмитриевич чудом остался жив (показываю на письма, фотографии А.Буторина).

Связь восстановлена в 2015 году. Ныне проживает в г.Сочи. Собран материал, касающийся его жизни, получено много фотографий самолетов, на которых довелось летать герою. Составлена исследовательская работа о нем (районный конкурс исследовательских работ МАН, Глухов Дмитрий, 5 класс, 1 место, руководитель Федорова Н.А.)

Экскурсовод 2. А следующая экспозиция посвящена этнографии. Всего в нем 101 экспонат.    

Данная экспозиция представлена старинными марийскими костюмами, платьями. Преобладающая национальность нашего сельского поселения - марийцы, но проживают на данной территории и башкиры, татары, чуваши, русские, армяне. Все они живут в мире и согласии между собой. Жители села гостеприимные, трудолюбивые, добрые. Об этом говорят предметы быта и национальная одежда. Обо всем по порядку.

Посмотрите на эти женские марийские платья (тувыр), которые состояли из длинной холщовой рубахи. Платье дополняется нагрудным украшением, состоящим из монет, поясом (ушто) и передником (ончаласакыш). Поверх платья в прохладную погоду можно было носить  кафтан (шовыр). Передники, как и другие детали костюма, искусно вышивались и расшивались тесьмой, кружевом, украшались бисером и монетами (показываю платье, кафтан, передник, пояс).

А это женский головной убор башлык (шымакш) - прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, как колпачок, углы которого надевают на голову (показываю головной убор). В качестве обуви носили лапти (йыдал). Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна (ыштыр) (показываю лапти, портянки).

 Каждая деталь марийского национального костюма несла сакральный смысл. Обильно украшенные вышивкой, тесьмой, монетами предметы одежды были призваны оберегать самое ценное – здоровье и жизнь, не только свою, но и будущего ребенка.

А в нижнем ряду представлены предметы быта, старинной домашней утвари, ведь марийцы издавна пользовались металлической, деревянной и глиняной посудой. (показываю стеклянный стенд)

Сегодня Вика  и Катя 

Поведут рассказ,
Как жили наши предки,
Всего лишь век назад.

Катя:
Перед вами утюг, 
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.

Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге и раздували для того, чтобы утюг нагрелся.

Вика

Вот старинные кувшины.
Сделаны они из глины. 
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Катя

Умывались ключевой водицей
Утирались рушником. 
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом.

Полотно сделано из удивительного растения – льна, оно «дышит», 
пропускает воздух, в отличие от современных синтетических тканей. 
Эта ткань очень прочная. Полотенца берегли и передавали по наследству.)

Вика

А это вот старинный самовар,
Дед с него чаёк пивал.
Сделан он был в Туле,
И стоял у бабушки на стуле.


Экскурсовод 2:  Вот так вещи жили-были и хозяевам служили.

А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели

И гордились стариной,

Так, как мы с вами.

Одежду наши предки носили домотканую – льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными.

Сценка

Звучит русская народная песня.

Венера Михайловна  в костюме выходит, садится и начинает прясть,

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

потом музыка стихает.

Пряха: Позолоченная прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Пряха: Правильно. А на чем я ее пряду?

Дети: На прялке.

Пряха: Прялку так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

Дети: Веретено.

Пряха: Правильно,  веретено. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали – веретено. На него наматываются нитки. По избе пляшу, нитку кружу,

Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла.(Показывает корзину с разными клубками. Прясть меня научила моя бабушка     ,если хотите, я и вас научу.  

Экскурсовод 2:  Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”. Наш народ очень любит свои традиции и обычаи, старается их сохранить, передать подрастающему поколению. С такой целью в клубе часто проводятся такие мероприятия, как «Марий кас» («Марийский вечер»), праздники родословной, марийские посиделки и др. (фото). Совместно со школой, музеем школы проводятся различные мероприятия. По выходным для молодежи организовывается дискотека. С концертными номерами приезжают и артисты.

Экскуровод 1. Пройдемте дальше. Эта экспозиция называется «Вековые ценности», она представлена 69 экспонатами.

В музее есть старинные монеты,
Но на них уже не купишь и конфеты.
Все они из тех времен,
Место здесь мы им найдем.

Здесь вы видите  богатую коллекцию денежных купюр, монет различных годов, эпох. Рядом на стеллаже находятся  бивни и берцовая кость мамонта (показываю на стеллажи).

Обратите внимание на эти иконы, которые попали к нам из церкви. Церковь - главная достопримечательность и гордость нашего поселения, самый старый памятник архитектуры. Крестьяне деревни в основном были зажиточными людьми, поэтому нет ничего удивительного в том, что в деревне была церковь.

Первая Церковь (деревянная) в селе Никольск была построена в 1848 году в честь святителя Николая Чудотворца. В 1863 году церковь сгорела, и в 1864-1865 годах была построена каменная Церковь во имя Святой Троицы  Елабужским Почётным Гражданином Черновым.

При советской власти участь этого храма была, как и у многих других храмов Российской Державы, не утешительна. В 1928 годах храм закрыли. Некоторые долгожители до сих пор помнят, как все имущество церкви погрузили на телеги и отвезли на лошадях на станцию в Карманово и увезли на поезде куда-то. Сложилась даже легенда, что часть ценностей была спрятана в тайнике. Были и люди, которые приходили в поисках клада. Жители села до сих пор верят, что где-то в стене или в земле находится спрятанный клад. Потом на витрине вы увидите  флакон духов. По рассказам старожилов, он принадлежал дочери попа, которая похоронена рядом с церковью. Сохранилась фотография, где запечатлен батюшка с народом у стен храма (фото).  Хотя ныне церковь и не действует, но все же мы верим, что когда-нибудь церковь восстановят и тогда звон колоколов будет слышен во всей округе и заживет народ с верой в светлое будущее (фото).

Экскурсовод 2. Обратите внимание на следующую экспозицию «Трудовые подвиги односельчан».

Эта экспозиция рассказывает об истории развития колхоза, о ее передовиках в разное время. Мы считаем, что подрастающее поколение должно знать, через какие трудности пришлось пройти труженикам села, чтобы наш колхоз рос, процветал, чтобы народ не голодал.

Ныне существующий колхоз «Заря» был организован в 1950 году на базе мелких колхозов «Кувакино», «У куат», «Луч», «Октябрь», «Заря», то есть раньше в каждой деревне был свой колхоз.

Последние 20 лет колхозом «Заря» руководит Гареев Разиф Меннулинович. В 2014 году  за достигнутые успехи он награжден Орденом дружбы народов.

Сегодня СПК «Заря» является одним из первых в районе. Во многом это достигается благодаря трудовому коллективу, умелому руководству председателя СПК. Более 20 лет заедующей МТФ проработала  Шакирова Зоя Алексеевна. Она награждена Почетными грамотами РФ и РБ. Образцово трудились механизаторы Валентин Валикаев, Гайса Мулюков, Геннадий Поликарпов. Мы гордимся трудовыми династиями механизаторов - хлеборобов - это Юкчубаевы и Уваровы (показываю стенд, папки, фотографии, грамоты). Пройдя многолетний этап развития,  Никольское сельское поселение стало таким, какой ее мы видим сегодня. Главное наше богатство – люди. Думаю, что и в будущем достойных выходцев их нашего села будет немало, ведь сейчас  у нас все есть и все делается для развития подрастающего поколения.

Экскурсовод 1.  Данная экспозиция  «История школы» рассказывает о жизни Никольской школы, о ее истории, становлении, об учителях и выпускниках до сегодняшних дней.  

Эта школа прослужила не одному поколению Никольских жителей и прилегающих к нему деревень. Она образовалась во II половине 19 века,  была построена на средства земства и называлась Земской.

В центральном государственном архиве БАССР имеется книга «Сборник докладов Бирской уездной земской управы и постановленной 3-го уездного очередного собрания» 1877 год, г. Уфа, где в списке народных училищ в числе 22 значится школа и в селе Никольск – Иванкинское за 1876 год.

Более подробно об истории развития и становления школы можно узнать в этой книге, в которой ведется летопись истории школы (показываю книгу «История школы»).

За всю жизнь существования нашей школы в ней работали и работают очень хорошие, добрые, понимающие, любящие детей, свою работу учителя.

Из стен данной школы вышли знающие свое дело агрономы, опытные врачи, талантливые учителя, трудолюбивые трактористы, ветврачи и др. Мы гордимся  учителями-участниками Великой Отечественной войны Захаровым  Андреем Дмитриевичем,  Каситовым Шахтияром Шашиевичем,  Павловым  Михаилом Павловичем, которые встали на защиту Родины в трудное для нее время. (стенд).

Гордимся и работниками  системы образования, награжденными медалями за доблестный труд в тылу - это Кириллова  Анна Петровна, Петрова Ксения Петровна (стенд). Многие молодые учителя школы- выпускники данной школы, достойная смена старшему поколению.

Каждый год учащиеся школы участвуют и одерживают победу, занимают призовые места в различных конкурсах, олимпиадах районного и республиканского уровней. И в этом большая заслуга педагогического коллектива из 12 учителей. С лучшими конкурсными работами и жизнью школы можно познакомиться с помощью материалов, которые представлены на столе.  

III. Заключение

Экскурсовод 1.  Таким образом, фонд экспонатов музея пополняется силами односельчан. Наши экскурсоводы проводят экскурсии для учащихся школы, для населения, гостей. Учащиеся школы вместе с учителями участвуют в различных акциях: «Вахта памяти», «Бессмертный полк», «Письмо ветерану», «Тимуровская помощь», «Ветеран живет рядом», затем оформляют альбомы, стенды, пишут исследовательские работы. Наш музей стремится создать картину прошлой жизни, запечатлеть настоящее, передать историческое наследие подрастающему поколению, является для них средством воспитания.

Экскурсовод 2.  

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея,
Без истории своей!
Да музей создать не шутка – 
Нужно много сил и лет,
Чтоб гордиться мог музеем 
Юный краевед!

Экскурсовод 1.  Наш рассказ мы закрываем.
Память предкам продлеваем.
Время поворачиваем вспять.
Скоро встретимся опять.

Руководитель музея: На этом наша экскурсия завершается. Можете задать интересующие Вас вопросы, а также сделать фотографии на память.   Благодарю за внимание. Всего доброго, до свидания!

 

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музейной экскурсии "Крестьянская изба"

Школьный музей крестьянского быта. Сценарий проведения экскурсии....

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции «Русская изба»

Краткие темы экскурсий-уроков в музее "Русская изба"...

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции музея СЮТур "Русская изба"

Здесь дано карткое пописание тем, проводимых на экскурсиях-уроках в музее СЮТур "Русская изба"...

Особенности проведения музейных экскурсий для детей с дефектами зрения.

Часто ли Ваши дети бывают в музеях? Такой вопрос я задала родителям на одном из родительских собраний.Результаты анкетирования родителей показали, что большинство воспитанников нашей школы ни разу не ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ...

Подготовка музейной экскурсии.

Презентация посвещена обсуждению вопросов связанных с работой школьного музея....

Музейная экскурсия "Святыни Белгорода"

В Белгороде, в одном из старинных градостроительных центров среднерусской  сполосы России, сохранилось немало культовых зданий (18- 19 веков), представляющих историко- архитектурную значимость.Пр...