Мероприятие "Наша Малая Родина"
методическая разработка по краеведению (6 класс)

Матюшкина Регина Ринатовна

                                        

Цели:           Расширить кругозор детей о родном крае. Научить бережно, относиться к природным богатствам. Воспитывать гражданственность, любовь к родному краю, эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit_meropriyatie_nasha_malaya_rodina.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое воспитательное мероприятие № 2 «Наша Малая Родина» (6 класс)

Тема: Ямал – наш дом.

Цели: Расширить кругозор детей о родном крае. Научить бережно, относиться к природным богатствам. Воспитывать гражданственность, любовь к родному краю, эстетический вкус.

Оборудование: 1. Плакаты с высказываниями о природе.

2. Выставка рисунков учащихся.

3. Выставка фотографий о природе Ямала.

4. Проектор

Ход урока.

I этап урока. Вступление.

Учитель:

Ребята, ответьте, на мои вопросы:

  1. Название нашей Родины. (Россия)
  2. Как называется наш регион? (ЯНАО)
  3. Как называется наша Малая Родина?(Ратта)
  4. На какой реке расположена Ратта? (река Таз)
  5. Какие рыбы водятся на реке Таз? (щука, налим, нельма, язь, щёкур и так далее)
  6. Назовите селькупские блюда из рыбы. ( кэлы няй – рыбный пирог,  щакытпытый кэлы -малосол, туш – строганина, косылпытый кэлы – котлеты рыбные, копченая рыба, чопсы – рыба, жареная на веретене).

 Я рассказ поведу сегодня

О Ратте своей морозной,

О её бесконечных просторах,

О её величавой природе.

Прекрасная Ямальская земля. Богата и сказочна природа нашего края. Одним из замечательных богатств, которым гордится Ямал, являются величественные леса. Широко раскинулся на карте Ямала зеленый океан. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. А как прекрасна природа зимой.

Я вспоминаю свой первый приезд в село Ратта. Зима. Мороз – 38  0 С. Дыхание сводит от холода. На улице было темно. Ночь я провела в раздумьях и сомнениях. Утро выдалось морозное, но солнечное. Выйдя на улицу, я оказалась рядом с лесом – с тайгой. О чудо! Такой красоты я не видела никогда. В те мгновения я очень пожалела, что не художник и не композитор… Так хотелось запечатлеть эту красоту, сделать ее неподвластной времени.

Ребята, давайте найдем на карте Ямал и село Ратта, и продолжим разговор о нашей Малой Родине.

( К карте Ямала выходят 4 ученика)

Ученик 1:

Надо мною небо!

Подо мной земля!

Вот она – красавица,

Раттовская земля.

Ученик 2:

Не видать конца и края

И богатств ее не счесть:

Нефть и газ.

Я это знаю.

А еще я восхищаюсь красотой любимых мест.

Ученик 3:

А леса, леса какие!

Сторожилами стоят.

Будто край наш охраняют

И шумят и привлекают

Красотой нас удивляют.

Ученик 4:

Ты сурова и прекрасна,

И открыта и опасна.

Свои тайны не таи.

Ты же видишь. Мы свои.

Ученик 1:

Эх, была бы тройка – птица,

Нас помчала б за высоты,

Чтоб увидеть – удивиться,

Ямала дивные широты.

 

Учитель:

Это дело я устрою,

Подходи, честной народ!

Путь в прекрасный край открою,

Птица – тройка всех нас ждет!

Учитель:

Ну, что ж на птице – тройке мы совершим сказочное путешествие в тайны Раттовской природы. Побываем в лесу, вдохнем запах тайги, познакомимся с ее величавыми деревьями, соберем лукошко ягод и выясним могут ли плакать деревья, может ли стонать природа и звать о помощи?

Начинаем путешествие в царство Природы.

И так – в путь.

II этап урока. Экскурсия в сказочный лес.

На слайде – животные и птицы Ямала,  звучат голоса птиц. В центре класса макеты деревьев (сосна, береза), чучела птиц. На доске предупреждающий знак «Осторожно! Туристы». Ходим по лесу с детьми – видим письмо от туристов, читаем:

Пойдем со мной в наш тихий лес,

Там есть черника и морошка,

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч – и еще немножко!

Смотри: на скулах у ложбин

Сквозь листья светится сморода –

Так звезды светят из глубин

Таинственного небосвода.

Присев под кедром отдохнуть,

Вдохнем смолистый запах шишек,

И пусть ровней задышит грудь,

Стряхнув усталости излишек.

Во время чтения письма , на слайде – все атрибуты письма- ягоды, деревья).

Читаем дальше письмо:

Добро пожаловать в лес, ребята! Я думаю, что вы знаете, как надо вести себя в лесу: зверей не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.

Учитель: А почему здесь такой странный знак? «Осторожно! Туристы». (ответы детей - туристы бывают разные: есть хорошие, а есть такие, о которых говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные полянки бумагой и мусором, а самое страшное – неумело разводят костер, в результате чего возникает самый страшный враг леса – пожар. Страшное зрелище – лесной пожар. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня.

Учитель: А знаете ли вы, почему нельзя жечь сухую траву? Сейчас таких любителей много появилось. (ответы детей)

Учитель:

Ребята, побывав на прогулке в сказочном лесу, давайте вместе назовем правила: Как надо вести себя в лесу? (Ребята называют правила).

Учитель: Ребята, а что вы еще интересного знаете о лесе? Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен?

Возможные варианты ответов учащихся:

лес – это зеленый наряд нашей планеты. Там где лес – всегда чистый воздух.

лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Один гектар зеленых насаждений за 1 час может поглотить 2 кг углекислоты.

лес – это дом зверей и птиц.

лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы и т.д.

Учитель:

Ребята, я знаю, что некоторые из вас написали свои первые стихотворения о лесе, о Ямале.

(Учащиеся читают стихи).

III этап урока. Знаменитые деревья Ямала.

Учитель:

Ну что ж продолжаем дальше путешествие в Храм природы. Какие деревья на Ямале знамениты и любимы нами.

Учащиеся:

ель.

лиственница.

береза.

кедр.

рябина.

Учитель:

Что интересного вы можете рассказать об этих деревьях?

(Ответы учащихся).

Учитель:

Лес шумит, лес волнуется, и порой очень печален. Ребята, как вы думаете могут ли плакать деревья?

(Рассуждения учащихся).

Учитель:

Вооружившись могучей техникой, человек вообразил себя великаном, которому все на планете подвластно. Люди рубят деревья, по их вине горят леса, загрязняется окружающая среда. Заготовляя древесину, порой не задумываются, что кедр, например в Сибири, почти весь уничтожили.

Ребята, давайте представим, что же произойдет с нашей планетой, если исчезнут все леса.

(Рассуждения учащихся).

IV этап урока. Соберем лукошко ягод – сибирский набор.

Учитель:

В Сибирском лесу растет очень много ягод, богатых витаминами. Какие это ягоды?

Возможные варианты ответов учащихся:

- черника

г олубика

брусника

клюква Сибирский набор

морошка

княжевика

рябина

Учитель:

Поиграем в игру «Знаешь ли ты ягоды?».

Учащиеся сидят в группах (по 8 человек). На каждом столе лукошко и 8 полосок с названиями ягод.

Учитель читает текст о ягоде, а учащиеся, посовещавшись, должны через 30 сек. дать ответ, подняв одну из полосок. Если ответ верный, то ягоду (полоску) складывают в лукошко и т.д.

(В конце игры подводится итог: кто больше собрал ягод). Учитель:

Из ягод ваши мамы, бабушки делают замечательное варенье, напитки, вкусные десерты. Они очень богаты витаминами.

Некоторые из вас поделились своими домашними рецептами напитков. Они представлены на нашей выставке.

Приготовление напитков.

Чай из лепестков шиповника.

Горсть лепестков залить 1л кипятка, дать настояться 5 минут. Такой чай имеет сладковатый вкус и аромат розы.

Напиток из черники с молоком.

В холодное свежее молоко добавить сахар по вкусу, положить небольшое количество черники, перемешать, ягоды раздавить.

Настой из рябины.

20 ягод залить 2 стаканами кипятка и настаивать в течение 1 часа.

Брусничная вода.

2 стакана ягод засыпать сахарным песком (4 столовые ложки) и оставить на несколько часов. Образовавшийся сироп слить в другую посуду, выжимки залить 1 литром воды, кипятить 5-7 минут, процедить. В охлажденный отвар добавить полученный ранее сироп, горячей воды. Довести до кипения, процедить.

Учитель:

Большое спасибо учащимся, которые принимали участие в оформлении выставки «Наш лес». Ваши рисунки очень хороши.

IV этап урока. Итог урока.

Учитель:

Что интересного вы узнали на уроке?

Что понравилось больше всего?

Какие выводы вы сделали для себя?

Мы с вами промчались по просторам природы Ратты. Она разнообразна и красива. Каждый, кто любит свой родной край, должен о нем заботиться, должен стремиться сделать его красивым, Для этого нужно не разрушать природу, а защищать ее, бережно к ней относиться и всегда помнить о том, что здесь наш дом.

Охранять родную природу – значит охранять Родину.

Закончить я хочу такими словами:

«И теперь я наказ хочу людям дать:

Все живое – живущим навек отдать

Все, что в водах, пусть плавает вечно,

Звери, птицы пусть носятся бесконечно.

На земле не тревожьте их, люди,

Сохраните природу навечно.

Да живет и храниться природа!

Не дарите внукам печали.

Подарите потомкам землю,

Непорочную, как вначале.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...