Рабочая программа "Я шагаю по Москве"
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Махдиева Светлана Ивановна

Дополнительная общеразвивающая программа ознакомительного уровня туристско-краеведческой направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_shagayu_po_moskve._mahdieva_s.i.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2120

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова, д.7, к.3.  

ИНН 5051005670;    КПП 775101001;     ОГРН 1025007515510

тел. / факс: 8 (495) 764-23-17;

email: 2120@edu.mos.ru;

web: http://sch2120tn.mskobr.ru/

«СОГЛАСОВАНО»

на Педагогическом Совете

ГБОУ Школа № 2120

Протокол № 6

от 27 августа 2020г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа № 2120

__________________Ланщиков Д.Н.

Пр. №106-ВР от 31 августа 2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯЯ ПРОГРАММА

 «Я шагаю по Москве»

Направленность: туристско-краеведческая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся:  12-15 лет

Срок реализации: 1год

                                                           Автор-составитель:

             педагог дополнительного образования

                           Махдиева Светлана Ивановна

г. Москва

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа ознакомительного уровня туристско-краеведческой направленности «Я шагаю по Москве» предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательных школ.

Актуальность. Программа включает теоретические (аудиторные – примерно 1/3) и практические (внеаудиторные – примерно 2/3) занятия. Такое соотношение теоретических и практических занятий является наиболее оптимальным для обучающихся, позволяет избавиться от однообразности занятий, помогает проявить свою самостоятельность и свои способности. Всё это позволяет привлечь к занятиям обучающихся, которые интересуются историческим краеведением и экскурсионным туризмом.

Структура занятий состоит из теоретической подготовки: лекции, беседы или семинарские занятия, которые проводятся в классе или в местах проведения экскурсий и практической части (разработки экскурсионных маршрутов, однодневных и многодневных экскурсий, краеведческих мероприятий, которые несут в себе и познавательные и воспитательные цели). Проведение краеведческого вечера, выполнение краеведческих заданий, разработка экскурсионных маршрутов дает возможность обучающимся попробовать свои силы и закрепить полученные знания в их практическом применении.

Программа учитывает особенности учебно-воспитательного процесса и поэтому большинство экскурсий проводится после уроков или в выходные дни, а многодневные экскурсии – в выходные дни и во время зимних каникул. Программа рассчитана таким образом, чтобы каждый месяц, кроме теоретических занятий, проводились и экскурсионно-краеведческие мероприятия.

Отличительной особенностью работы объединения дополнительного образования «Я шагаю по Москве» является постоянная связь с широким кругом учреждений и общественных организаций: это краеведческие музеи, архивы, советы ветеранов войны и труда, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры и т. д.

Программа знакомит обучающихся с историей Москвы, даёт возможность обучающимся практически, «собственными ногами и глазами» изучить свой город, приобрести пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её городским ландшафтом, ощутить «душу столицы», воплощённую в её зданиях, площадях и улицах. Именно в этих особенностях содержания и формы реализации программы заключается её новизна и оригинальность.

Педагогическая целесообразность

Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. В этом вопросе нельзя обойтись без знания истории своей страны и уважения к её культуре. Дополнительная общеразвивающая программа «Я шагаю по Москве» способствует духовно-нравственному становлению подрастающего поколения; способствует развитию таких личностных качеств ,как целеустремленность, настойчивость, честность, неравнодушие и взаимопомощь, ответственность и доброта, умение преодолевать трудности и оказывать помощь, собственных принципов – мировоззрения, убеждения, моральных норм.

Программа формирует понимание обучающимися справедливости, даёт возможность оценить гражданские поступки и подвиги соотечественников. В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у обучающихся формируется стремление к общению и дружбе.

Общая концепция программы – «Каждому человеку должны быть доступны рекреационные возможности Московского региона как основа культурного, эстетического и нравственного развития».

Цель программы: развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее, создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого обучающегося.

Задачи:

 дать знания, умения и навыки по основам краеведческой деятельности;

формирование нравственной позиции обучающихся с использованием воспитательного потенциала краеведения;

 содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений;

 формирование навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

 привитие интереса к занятиям краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

 развитие инициативы и индивидуальных способностей обучающихся.

Категория обучающихся

Программа предназначена для обучающихся 12-15 лет, интересующихся внешним обликом, топографией, историей и архитектурой столицы.

Срок реализации программы. 1 год.

Форма организации образовательной деятельности и режим занятий

Формы занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 15 человек. Набор в объединение осуществляется по желанию и интересу обучающихся.

Режим занятий: 1 час 1 раз в неделю. Занятия предполагают экскурсии, изучение теоретического материала, наличие здоровьесберегающих технологий: коротких перерывов, физкультминуток, проветривание помещений, динамических пауз. На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.

Планируемые результаты.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Предметные результаты. В результате освоения дополнительной образовательной программы учащиеся должны знать:

 исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;

 историю и архитектуру родного города и района;

 топонимику и историю центральных улиц и районов города;

 быт и нравы жителей древней Москвы;

 имена и биографии знаменитых москвичей;

 «адреса» известных жителей города;

 «литературную и театральную» Москву;

 «военную историю» Москвы;

 правила поведения и безопасности в городе;

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

 анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

 выявлять причины и следствия простых явлений;

 осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

 составлять тезисы, различные виды планов (простых сложных и т.п.);

 преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу и т.д.);

 определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

 в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

 учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, (гипотезы, аксиомы, теории);

 уметь принять позицию другого человека.

Регулятивные УУД:

 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

 выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе корректировать план);

 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Личностные результаты.

 способность к самооценке, чувство патриотизма и гордости за свою страну;

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию;

 ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

 формирование основ российской и гражданской идентичности.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Москва – наш город.

1

1

1

опрос, презентация

2.

Символы Москвы.

1

1

1

опрос, презентация

3.

Административные округа Москвы. ТИНАО – округ, в котором я живу и учусь

1

1

1

опрос

4.

Город Московский.

1

1

1

семинар

5.

Улица, на которой находится наша школа.

1

0,5

0,5

опрос

6.

Озеленение Москвы.

1

0,5

0,5

опрос

7.

Театры Москвы.

1

0,5

0,5

опрос

8.

Театр кукол имени С.В.Образцова.

1

0,5

0,5

опрос

9.

Мой школьный двор

1

0,5

0,5

опрос

10.

Дорога от школы до дома.

1

0,5

0,5

опрос

11.

Древняя Москва. Первое упоминание о Москве в летописи.

1

0,5

0,5

семинар

12.

Как Москва строилась. Москва деревянная

1

0,5

0,5

викторина

13.

Беды и пожары.

1

0

1

опрос

14.

Москва белокаменная.

1

0

1

опрос

15.

Башни и стены Кремля

1

0

1

опрос

16.

Прогулка по Кремлю.

2

0

2

прогулка-игра

17.

Красная площадь.

1

0

1

опрос

18.

Реки Москвы.

1

0

1

опрос

19.

Сады Москвы.

1

0

1

опрос

20.

Почта России

1

0

1

опрос

21.

История почты.

1

0

1

опрос

22.

Путешествие по улицам Москвы.

2

0

2

опрос

23.

Московский зоопарк.

1

0

1

опрос

24.

Московские музеи.

8

0

8

опрос

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

Тема 1. Москва – наш город. Выяснение представлений детей о Москве. Москва – столица России. Общие сведения: географическое положение, рельеф, климат, население.

Тема 2. Символы Москвы. Геральдика. Герб города. Герб, флаг, гимн Москвы.

Тема 3. Административные округа Москвы. ТИНАО – округ, в котором я живу и учусь. Деление города на округа, районы. Новомосковский округ. Общие сведения.

Тема 4. Город Московский. Общие сведения: герб, достопримечательности и др.

Тема 5. Улица, на которой находится наша школа. Происхождение названия улицы.

Тема 6. Озеленение Москвы. Озеленение городских территорий, благоустройство Москвы.

Тема 7. Театры Москвы. Виды театров. Театральная площадь: Большой театр, Малый театр, Российский Молодежный театр. Посещение одного из театров.

Тема 8. Театр кукол им. С.В. Образцова. История и общие сведения о театре. Памятник С.В. Образцову.

Тема 9. Мой школьный двор. Школьный двор. Площадки для игр и спорта. Озеленение.

Тема 10. Дорога от школы до дома. Опасные места дороги от школы до дома.

Тема 11. Древняя Москва. Первое упоминание о Москве в летописи. Древние поселения на берегах речки Неглинной. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве в летописи. Выгодное положение Москвы.

Тема 12. Как Москва строилась. Москва деревянная. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким. Кремль при Иване Калите.

Тема 13. Беды и пожары. Набеги врагов. Хан Батый. Московские пожары.

Тема 14. Москва белокаменная. Строительство кремлевских стен из белого камня.

Тема 15. Башни и стены Кремля. Башни Кремля (круглые, четырехугольные). Кремлевские куранты.

Тема 16. Прогулка по Кремлю. Памятники Кремля. Царь – пушка. Царь – колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня « Иван Великий».

Тема 17. Красная площадь. Красная площадь – главная площадь страны. Почему площадь назвали Красной? Покровский собор (храм Василия Блаженного). Памятник Минину и Пожарскому. Лобное место. Исторический музей.

Тема 18. Реки Москвы. Значение рек для жизни города. Главная река Москвы. Река Неглинная.

Тема 19. Сады Москвы. Александровский сад. История сада « Эрмитаж».

Тема 20. Почта России. История почты. История почты. Пишем письмо.

Тема 21. Путешествие по улицам Москвы. Улица Тверская – главная улица столицы. Памятники и площади.

Тема 22. Московский зоопарк. Экскурсия в Московский зоопарк.

Тема 23. Московские музеи. Музеи Москвы.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Этапами проверки достигнутых результатов являются однодневные и многодневные экскурсии, совершаемые в течение всего учебного года в выходные дни и каникулярное время, подготовка и составление отчетов по путешествиям, а также участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» и туристско-краеведческих конкурсах.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Дополнительная общеразвивающая программа «Я шагаю по Москве» нацелена на изучение исторического процесса на примере Москвы.

Программа составлена по топографическому принципу – последовательное знакомство с историческими местностями и улицами Москвы в соответствии с её общепринятым историко-топографическим делением. Основной формой проведения занятий является прогулка по улицам Москвы.

Теоретические (аудиторные) занятия посвящены историко-теоретическим вопросам и проводятся в учебном помещении. На этих занятиях сообщаются необходимые сведения о Москве, её отдельных местностях или памятниках, обсуждаются работы обучающихся. Форма аудиторных занятий разнообразна – традиционная лекция, беседа, викторина, игра, семинар.

Прогулка по городу предполагает знакомство с конкретным памятником, ансамблем, местностью или улицей. При составлении тем и маршрутов логично включить сюда планируемое посещение музеев, выставок, найти необходимую форму подачи материала.

Особое внимание уделяется практической работе по сбору исторических материалов о Москве – фотографий, открыток, календарей, книг, газетных и журнальных публикаций, воспоминаний. Занятия развивают у обучающихся стремление самим собирать такие материалы и составлять личные коллекции, библиотеки и архивы, вести дневники и другие записи по городу.

Подготовка сообщений, докладов и экскурсий позволяет активно воспринимать город, вырабатывает навыки работы с источниками, учит внимательно слушать коллег, вдумчиво относиться к изучаемому материалу.

Материально-технические условия реализации программы

Основное место проведения занятий – улицы и площади города. Для лекционных занятий необходимо учебное помещение, оснащённое аудио-, видео-, проекционной и компьютерной техникой – для просмотра и изучения различных учебных пособий, исторических и дидактических материалов; дидактические пособия; карты Москвы, видео-, фото-, аудио- и компьютерные материалы по истории и архитектуре Москвы. Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания; коррекционно - развивающих методов и приёмов: ситуация успеха; занимательность и новизна; алгоритм действий; динамизм, чередование труда и отдыха; посильные задания; авансирование успеха; индивидуальная помощь.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Планируемые сроки (дата)

Скорректированные сроки (дата)

1.

Москва – наш город.

1

03.09

Замена на 09.09

2.

Символы Москвы.

1

10.09

3.

Административные округа Москвы. ТИНАО – округ, в котором я живу и учусь

1

17.09

4.

Город Московский.

1

24.09

5.

Улица, на которой находится наша школа.

1

01.10

8.10 кан

6.

Озеленение Москвы.

1

15.10кан

Замена на 20.10

7.

Театры Москвы.

1

22.10

8.

Театр кукол имени С. В. Образцова.

1

29.10

9.

Мой школьный двор

1

05.11

10.

Дорога от школы до дома.

1

12.11

11.

Древняя Москва. Первое упоминание о Москве в летописи.

1

26.11

12.

Как Москва строилась. Москва деревянная

1

03.12

13.

Беды и пожары.

1

10.12

14.

Москва белокаменная.

1

17.12

15.

Башни и стены Кремля

1

24.12

16.

Прогулка по Кремлю.

2

31.12

14.01

Замена на 28.12

17.

Красная площадь.

1

21.01

18.

Реки Москвы.

1

28.01

19.

Сады Москвы.

1

04.02

20.

Почта России

1

11.02

21.

История почты.

1

18.02

22.

Путешествие по улицам Москвы.

4

04.03

11.03

18.03

25.03

23.

Московский зоопарк.

1

1.04

24.

Московские музеи.

8

08.04

15.04

22.04

29.04

06.05

13.05

20.05

27.05

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. В помощь экскурсоводу. Сб. метод. и справ. материалов. – М.: РМАТ, 1998. – 97 с.

2. Веремеев С.Ф. Экскурсионная практика. – Гомель: Изд-во ГТУ им. Ф.Скорины, 2015. – 29с.

3. Вопросы экскурсионной работы / Сост. и науч. ред. Н.Н. Злацен – М.: Профиздат, 1973. – 237 с.

4. Воспитание бережного отношения к природе на экскурсиях. Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1976. – 167 с.

5. Гецевич, Н. А. Основы экскурсоведения. – Мн: Университетское, 1988. – 159 с.

6. Городская литературная экскурсия. – М.: ЦРИБ «Турист», 1973.– 107 с.

7. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. – Ростов н/Дону: ACT, 2005. – 126 с.

8. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения – М.: Просвещение, 1985. – 256 с.

9. Дьякова Р. А. Основы экскурсоведения. – М.: Профиздат, 1985. – 212 с.

10. Егорова Н. Н. Экскурсоведение. – Кемерово: Кемерово, 2005. – 220 с.

11. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.

12.Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1981.–140 с.

13. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М.: ЦРИБ Турист, 1980. –196 с.

14. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 220 с.

15. Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2000. – 320 с.

16. Караневский П. И. Экскурсионная и выставочная. – М.: Нолидж, 2001. – 252 с.

17. Методические рекомендации по проведению краеведческих экскурсий. – М.: ЦРИБ «Турист», 1973.

18. Пасечный П.С. Туризм и экскурсии. Учебное пособие. М., 1983.

19. Рассказ на экскурсии. Методические рекомендации / под ред. А. В. Даринского. – М., 1981. – 67 с.

20. Савина Н. В. Экскурсоведение. – Минск: БГЭУ, 2004. – 354 с.

21. Святославский А.В. Городская экскурсия: основы теории и практика.  М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; АО «Московские учебники», 2008. – 64 с.

22. Святославский А.В., Козлов В.Ф. Москва в экскурсиях. Учебно-методическое пособие по экскурсионному москвоведению. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; АО «Московские учебники», 2003. – 256 с.

23. Седова Н. А. Культурно-просветительский туризм / Н. А. Седова. – М.: Нолидж, 2003. – 135 с.

Для учащихся:

1. Андреев М. И. , Карев В. М. Москва. Энциклопедия. – М.: БРЭ, 1997. – 960 с.

2. Горбаневский М.В. Тайны московских улиц. Топонимическое путешествие – М.: ИД «Московский учебник – 2000», 1997. – 320 с.

3. Климанов В.В. Замоскворечье. – М.: Мысль, 1997. – 128 с.

4. Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. – М.: Воениздат, 1996. – 538 с.

5. Левин И.И. Арбат. Один километр России. – М.: «Галарт», 1997. – 183 с.

6. Молокова Т. А., Фролов В.П. История Москвы в памятниках культуры. – М.: «Московский лицей», 1997. – 360 с.

7. Нагибин Ю.М. Всполошный звон: О Москве. – М.: Подкова, 1997. – 306 с.: ил.

8. Романюк С. По землям московских сел и слобод. В 2 чч. ЧЧ. 1, 2. – М.: Сварог и К, 2001.

9. Романюк С.К. Из истории московских переулков. – М.: Сварог и К, 2000. – 304 с.

10. Сатыренко А., Гуржий Т. Легенды и мифы Москвы. – М.: «Издательство францисканцев», 2009. – 192 с.

11. Сытин П.В. История московских улиц. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

12. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. – М.: Московский рабочий, 1991. – 496 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии Москвы и устойчивому развитию

Планирование составлено на основе учебно-методического обеспечения курса Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие введён в Московский базисный учебный план в 2007/2008 учебном году. Учебный курс «Э...

Методическая разработка внеклассного занятия по патриотическому воспитанию "Мы шагаем по Москве"

...Звучит мелодия «Я шагаю по Москве» в исполнении Н. Михалкова- Сейчас вы услышали слова из веселого марша А. Петрова «Я шагаю по Москве» в исполнении Никиты Михалкова.Мы с вами тоже много шагали по ...

Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"

Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с  теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Сценарий мероприятия, посвященного дню города Москвы «Я шагаю по Москве» (игра-экскурсия)

Игра-экскурсия представляет собой перемещение команд по тематическим станциям и проводится воспитателями ГКОУ СКОШИ № 2 совместно с учениками 8 – 12 классов для учащихся 2 – 7 классов....

Рабочая программа «Шаги к здоровью»

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...