Исследовательская (поисковая ) деятельность совместно с учениками-краеведами Историко-Краеведческого музея МБОУ « Горхонской СОШ № 73» Республика Бурятия.
статья по краеведению

Потакуева Лилия Михайловна.
 В соответствии   со   стратегическими   целями   государства   по  обеспечению стабильного и устойчивого социального развития,
 укрепления  обороноспособности страны , дальнейшее  формирование  патриотического  сознания учащихся  и молодежи -
 как важнейшей ценности,  одной из основ духовно-нравственного единства  общества, а также- на  основе исследования  
экспонатов  краеведческого  характера в нашей  школе в конце 20 века  стала  работать  студия  «Горхоноведение», 
которая впоследствии,  после  создания  музея, переросла в Школьный  историко-краеведческий  музей. 
Из 48 экспонатов на  начало создания  музей  на сентябрь 2020 года  хранит 647 экспонатов , собранных  учащимися и подаренных
 жителями села  Горхон. Члены  совета  музея, а через исследовательскую работу за 20 лет работы  студии  и музея прошло более 120
 человек.    Программа работы  музея на  начальном  этапе  строилась в  соответствии  "Патриотическое воспитание граждан 
Российской Федерации на 2006 – 2010 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и  общественных
организаций  и объединений  . В том числе с общественными   организациями:   Советом ветеранов Горхонской дистанции пути, 
Советом ветеранов МО сельского поселения  «Горхонское» ,   творческих   союзов    и  организаций, в частности -Центром Досуга  
«Железнодорожник» Улан-Удэнского Центра   Культуры «ОАО РЖД.» С созданием  музея  сфера  деятельности постоянно  расширяется.
 Особенно это важно для пополнения экспонатами Уголка  Боевой  славы. Мы  разработали направления своей  деятельности и на 
 протяжении долгих лет работаем по ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.konkurs_kraevedov_rabotayushchih_s_molodezhyu.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Российское  историческое  общество. Фонд «История  Отечества».

2  Конкурс  краеведов,  работающих  с  молодежью.

Исследовательская
(поисковая ) деятельность совместно  с учениками-краеведами
Историко-Краеведческого  музея  

    МБОУ « Горхонской  СОШ № 73»
Республика  Бурятия.

Руководитель музея:
Потакуева  Л.М.- учитель истории,
«Отличник  народного  просвещения».

2020г.

Потакуева  Лилия .Михайловна.

   Родилась в 1960 г. в п. Горхон, Республики  Бурятия . Учитель истории  и обществознания «высшей квалификационной  категории».

Руководитель школьного  Историко-Краеведческого  музея с 2003г.

Стаж работы- 38лет.

1982 году   закончила Бурятский  Педагогический  Институт имени Доржи  Банзарова Г .Улан-Удэ.

1985-2002г.г.-Руководитель  студии «Горхоноведение.»

1992г.-присвоен нагрудный  знак «Отличник  народного  просвещения»

1993г.-защита  авторского  проекта «История  села  Горхон»

2003г.-открыт школьный  музей , руководитель  школьного  музея.

Создание 5 разделов музея в том  числе - «Уголка  боевой  славы  села  Горхон».Начало  исследовательской  деятельности  поступающих  документов (писем  с фронта, наград, фотографий.)

2004г.-Получение  статуса музея «Историко- краеведческий.»

2006г.-1 место в районном  конкурсе  музеев.

2007г.Победитель конкурса «Лучший  учитель поселения.»

2008г.-Победитель районного конкурса «Лучший  по  достижениям».

2013г.Издание «Историко-культурного  Атласа  села  ГОРХОН».Атлас  тиражом 100 экземпляров для библиотек  2-х  школ  села.  Районной  библиотеки  и районного  архива, а  также  для  работы  с  детьми во  внеклассной  деятельности   и молодежью  села.

2013г.-Диплом 3 степени. в республиканском конкурсе издательских  проектов «За  нравственный  подвиг  учителя.», «Благословенной  грамотой  Иркутской  епархии.»

2014-2016г.г- разработка 2-х экскурсионных маршрутов по  селу Горхон, по  улицам  исторической  памяти.(ул.Победы,ул. Октябрьской, памятника  воинам-  землякам.)

2018г.- Издание книги  «Моя  родословная» с разделом-«Мои родственники-участники Великой  Отечественной  войны 1941-1945г.г.»

2015-2020г.г-.участие  в республиканских и  Всероссийских мероприятиях: конкурсах рисунков, видео презентаций-   «Окна  ПОБЕДЫ», «Спасибо деду  за  победу.»

2020 г.- участник республиканских педагогических чтений

 « Бурятия в годы войны». Доклад «Горхонская  школа  в годы  войны.»

2020г.-призер, 2 место в республиканском  конкурсе  виртуальных  проектов

 «Моя  школа  в  годы  Великой  Отечественной  войны 1941-1945 г.г.»

2020-2021г.г.- сбор  материалов для  публикации   в 2021 году книги  « История  Горхонской  средней  школы  № 73» с отдельным разделом,  посвященным  школе  в годы  Великой  Отечественной  войны.

В планах- множество  проектов, связанных  темой  ПОБЕДЫ.

Исследовательско - поисковая  краеведческая  работа  в школе.

Добрый  день. Тема  моего  доклада :

«Исследовательская (поисковая ) деятельность совместно  с учениками-краеведами Историко-Краеведческого  музея     МБОУ « Горхонской  СОШ № 73».Республика  Бурятия.»

 В соответствии   со   стратегическими   целями   государства   по  обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления  обороноспособности страны , дальнейшее  формирование  патриотического  сознания учащихся  и молодежи - как важнейшей ценности,  одной из основ духовно-нравственного единства  общества, а также- на  основе исследования  экспонатов  краеведческого  характера в нашей  школе в конце 20 века  стала  работать  студия  «Горхоноведение», которая впоследствии,  после  создания  музея, переросла в Школьный  историко-краеведческий  музей. Из 48 экспонатов на  начало создания  музей  на сентябрь 2020 года  хранит 647 экспонатов , собранных  учащимися и подаренных жителями села  Горхон. Члены  совета  музея, а через исследовательскую работу за 20 лет работы  студии  и музея прошло более 120 человек.    Программа работы  музея на  начальном  этапе  строилась в  соответствии  "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и  общественных организаций  и объединений  . В том числе с общественными   организациями:   Советом ветеранов Горхонской дистанции пути, Советом ветеранов МО сельского поселения  «Горхонское» ,   творческих   союзов    и  организаций, в частности -Центром Досуга  «Железнодорожник» Улан-Удэнского Центра   Культуры «ОАО РЖД.» С созданием  музея  сфера  деятельности постоянно  расширяется. Особенно это важно для пополнения экспонатами Уголка  Боевой  славы. Мы  разработали направления своей  деятельности и на  протяжении долгих лет работаем по ним.

Методы поисково- исследовательской деятельности совместно  с учениками-краеведами   Историко-Краеведческого  музея  МБОУ « Горхонской  СОШ № 73» и результаты  реализации.

1.Создание  музейного  уголка  Боевой  славы.

Формирование  музейных  коллекций писем,  фотоматериалов, воспоминаний, творческих  работ  учащихся.

Уголок был  создан в 2003 году. Он содержит: 22 папки с биографиями ветеранов войны, стенд с подлинными  и копиями  наградных документов, письма  с фронта (8 писем) Во время сбора  материалов шел воспитательный  процесс: беседы, экскурсии в дома  ветеранов, сбор фотографий и воспоминаний .Данные  экспонаты  использовались  на классных  часах, во  время  школьных  экскурсий  в музей. Готовились  и разрабатывались  тематические  разновозрастные   экскурсии  для  молодежи  и жителей  села.

2.Музейные  часы и исследовательские  экскурсии.

Письма с фронта и фронтовые  фото- благодатный  материал для  того, чтобы  дети почувствовали историческое  событие  через участника: его  переживания, горе и радость, поняли, какой ценой  досталась  победа. Исследовательская  экскурсия- для 9-11 классов и взрослого  населения, и музейный  час «ПИСЬМО С ФРОНТА » для 1-8 классов- дают  представление о роли письменных исторических  источниках для  всех  нас, учат  сохранять письма  родных  и любимых людей, читать  легенду экспоната,  всматриваться в потертые  строчки  и  помятые  фото……

Тема исследовательской работы  «Фронтовое письмо», хранящееся в школьном  музее навеяна главным историческим событием 20 века -победой советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.. В каждом школьном музее обязательно присутствует «Уголок»  или  «Отдел Боевой славы», который содержит экспонаты тех давних лет-награды и орденские книжки, оружие и предметы солдатского быта. Особо ценными экспонатами являются «письма с фронта».

Они несут в себе не только частицу солдатского тепла , но являются  прямым свидетелем и даже участником исторических событий.  «Письма с фронта» отражают личностное восприятие войны, индивидуальное отношение конкретного бойца к сражениям , редким минутам отдыха, тревогу за тех, кто в тылу, за свою семью, детей, веру  авторов в победу над врагом. Наша  школа переписывалась с бойцами, собирала вещи солдатам и отправляла  на  фронт. Письмо  ученикам  от бойцов  с фронта  и представляет нш объект исследования.

Актуальность работы заключается в:

1. Оживлении интереса  к нашему прошлому, чему способствует  

2. Работа с историческими документами  стала обязательной частью Единого Государственного Экзамена, что прививает исследовательские навыки детям.

Исследования позволяют человеку самому  делать выводы,

сопоставлять факты, независимо от идеологии и политической ситуации в стране, развивают логическое мышление, учат оценивать факты с разных сторон.

Цели исследования:

1.На основании исследования установить дату создания документа, место и время, определить автора письма.

2.Найти логическую связь между письмом и историческими событиями , происходившими в одно время с его написанием.

3. доказать, что письмо было написано и адресовано ученикам нашей школы.

Задачи исследования:

1.Проанализировать историческую  литературу о 1 периоде  войны, карты.

2.Систематизировать воспоминания учителей и учеников о событиях  тех лет, соотнести их текстом письма.

Методы:

1.Исследовательский.

2.Частично-поисковый.  

В результате проведенного исследования  музейного экспоната «Фронтовое письмо» было установлено следующее:

1. Письмо является письменным историческим источником, содержащим ответ на посылку, отправленную пионерами школы бойцам Западного фронта. Текст не полностью сохранен, и поэтому  местами трудно читается . При передаче письма в музей в 2003 году, хозяин обрезал левый и правый края письма. Лист  имеет много сгибов, потертостей. В двух местах сгибы порваны.Текст –двусторонний, написан в единственном экземпляре.

2.Автором письма является старший политрук Козлов. На письме- только фамилия, имя и отчество отсутствуют.

3. Место написания- Западный фронт. Географический объект отсутствует, что объясняется военным временем. Четко видна дата написания 22 февраля 1942 года. Инициалы СБ-39 означают- саперная бригада № 39.

4.Материалом для письма послужили –лист из блокнота , журнала политрука или тетрадный лист; письмо написано перьевой ручкой ( четко виден нажим на вертикальных частях букв,), фиолетовыми чернилами.

5.Фактура бумаги со временем стала мягкой т.к .письму - 67 лет.

6.Сопоставив факты и информацию, собранную в музее, я пришла к выводу:

  А)в  воспоминаниях бывших выпускников, обучавшихся в школе в военные годы, содержится информация о том, как « в годы войны вязали носки и варежки, отправляли их на фронт, собирали металлолом на переплавку для создания танковой колонны «Пионер»                                \Дергачева Л.П.\,

«в дни войны лозунгом для всех был: «Все для фронта, все для победы».Жилось всем, особенно детям нелегко, в школу учителя и ученики приходили голодными ,плохо одетыми, после уроков сами заготавливали дрова, сами пилили, сами вывозили, сами топили печи. За помощь фронту школа получила две  личных благодарности от Верховного Главнокомандования».  /  Коллегова М.И./

Мы провели более 20 подобных часов-1 раз в год, собрали отзывы  , в которых дети пишут о самом сокровенном  и удивляются,  что было  такое  средство  общения. Современные  дети пишут в основном  в  Интернете.

3.Встречи с участниками  исторических  событий.

На  основе  собранного  материала в музее  разработано 7 воспитательных  мероприятий (классные  часы, конференции, открытые  мероприятия-встречи) с участниками войны, воспоминания  детей  войны, родственниками погибших  земляков. В 2018 году в школе  прошло открытое  мероприятие для  учителей района и участием учащихся 7-11 классов «Жить, чтобы помнить», на  котором своими воспоминаниями делились дети войны: Полянская З.И.,Потакуева Л.Н.,Шатаева О.О.. Эта  форма  работы  плавна  переросла  в создание  видеопроектов «Дети войны, дети ПОБЕДЫ»  материал воспоминания  о военном  детстве 14  участников  проекта  .Особо запомнились рассказы : Полянского М.С., Мокровой В.И, Осколковой              А.С.Шатаевой  О.,, Потакуевой Л.Н.,Пакуловой  Т.С. Полянской З.И..

4.Экскурсии по селу, району, в  профильные  музеи.

Экскурсиям  отводится  особое  место в патриотическом  воспитании молодежи.Это непосредственное  общение участников, прикосновение к предметам истории, смена места действий  и участников. Мы возим детей по республике, в Забайкальский  край, учим общаться  и развиваем детское  любопытство.1 экскурсия в  сентябре- по родному поселку. И начинаем  мы ее от памятника  воинам- землякам словами: «Если бы не  они, мы бы сейчас здесь с вами не  стояли…..» Приглашаем ветеранов. В 2020 году с нами была Филиппова Надежда  Александровна- выпускница школы 1955года ветеран труда, дество которой пришлось на военные  годы. Рассказ о  школе в годы  войны был  интересен всем. Ежегодно 9 мая у памятника стоит почетный  караул-дань потомков  ветеранам.

5.Обработка материалов  из  семейных  архивов.

Исследовательско -   поисковая  работа  в  архивах и на селе.

Издательская  деятельность.

Собирая  материал, экспонаты для  музея , воспоминания о пролом села, военных годах, ребята проходят часть этапа  социализации -они общаются  со  старшим поколением. Поколением, которое иногда  дети не  слышат,  многие уже  не видят,  так как уходят ветераны  из жизни и так мало остается   связующих нитей поколений…В традициях нашего  села- приглашать молодых на  встречи  с ветеранами, ходить в гости по праздникам, оказывать знаки внимания пожилым , ветеранам войны  и труда. Собирая  материал для Уголка  Боевой  славы, мы получили в подарок патефон времен войны, старую армейскую  каску, солдатские  пилотки сыновей, отслуживших в армии..Но самое  ценное- это семейные  архивы с фотографиями, письмами….Совместно с администрацией  села  мы составили  списки  погибших  земляков, занесенных в «Книгу  Памяти». В 2013 году Совет музея издал  альбом  «Историко-культурный Атлас  села  Горхон», где на  отдельной странице  поместили фамилии всех земляков-воинов нашего  села Наш Атлас был номинирован  на конкурс  и получил 3 награды, а  музей- дипломы и грамоты.. В 2018 году я издала книгу  «Моя  родословная», где рассказала  своим родственником, откуда  мы все родом. В каждой главе  книги- рассказ о дедах- участниках войны. Конечно- это кропотливая  и трудная  работа- в архивах, с подшивками газет и документов. Но как были рады и взрослые и дети- для них теперь есть от чего оттолкнуться  в поисках своих родных! Сейчас мы  собираем  материал для издания книги  «История  Горхонской  средней  школы № 73.» в поисках материалов  задействованы все старшеклассники школы, выпускники и жители села. В 2014 году мы начали подготовку к установлению памятных знаков в пределах поселения, где стояли пункты воздушного  наблюдения  в годы  войны.

В конце года были изготовлены  специальные знаки с надписями и установлены на горе Путиловка - близ станции Кижа  и горе Сарановка , у станции Горхон. Работали 3 поколения- ветераны труда, земляки и молодое поколение 21 века. После  установки  на станции Кижа  совместно с администрацией  села  открывали памятник воинам- кижинцам. Нет ничего важнее слез жителей села, и взглядов молодых на гранитные  плиты  с именами воинов-ветеранов.

Совместная деятельность юного и взрослого  поколений дает больше пользы, чем красивые  слова.

Долгое  время у нас хранилась награда- орден Красной  Звезды. Расспросы и беседы  с земляками не  дали результатов. И тогда  мы  обратились   с письмом в Министерство  Обороны Р.Ф. Ответ пришел через полгода. Орденом в 1945 году был награжден наш земляк -Винокурцев Михаил Федорович-командир минометного  взвода  Дальневосточного  фронта. Так награда  обрела  своего хозяина.

6.Изготовление  наглядных  пособий.

Подготовка  рефератов- докладов для научно-практических конференций.

Если ребятам среднего  и младшего  звена  хочется  в музее  все потрогать , примерить, открыть, то старшеклассники  занимаются более серьезным делом. Участие  в конкурсах ,научно-практических  конференциях  «Летопись родного  края,»,  «Шаг в будущее», в викторинах  и смотрах, ежегодные  призеры  и победители- вот результат поисковой  работы членов Совета  музея. Конкурсы  рисунков, в том числе  и Всероссийского  уровня, победа  в них стимулируют  ребят на  еще более кропотливую работу  в музее. В 2020 году трое членов  совета  музея  получили  награды всероссийского  уровня. Доклад руководителя  музея  был отмечен Дипломом 2 степени. Ребята пишут сочинения  о дедах- участниках войны.  Исследуют свои родословные, рисуют и делают реконструкции. Одна  из них стала  музейным экспонатом.(Битва  за  Москву. Автор :Мамруков  Виктор.)

7.Пропаганда  краеведческих  знаний  о Великой  Отечественной  войне в организации  выставок, праздников, открытых  мероприятиях, установлении памятников  и памятных  знаков.

Ежегодно в школе  и селе  уделяется большое  значение  пропаганде знаний о войне. С 2016-по 2020 год мы проводим ежегодные  акции :  2016г.- «Рано утром, на рассвете».,2018г-«У войны- не женское  лицо» с рассказом об учителях- ветеранах войны (Рудаковой Е.Ф.), «Жить, чтобы помнить»,  (с приглашением детей  войны), 2019г-участие в Днях экономики и культуры   Заиграевского  района   «Учащиеся  школы в годы войны.», 2020г-«Школа в годы войны» (виртуальный  проект для  все  школы.) на  сайте школы. В связи с эпидемий ковид участвовали дистанционно в акциях-  «Окна  Победы», дистанционных   республиканских педагогических  чтениях, акции  БЕССМЕРТНЫЙ  ПОЛК. Краеведческая  работа  с молодым поколением не  должна  останавливаться, иначе  мы  потеряем поколение. Сотрудничество с общественностью, социумом. Администрацией села  и школы, ветеранами позволит нам воспитать умное , мудрое, любящее свою Родину  поколение. Поэтому- работает школьный музей, ищем экспонаты, привлекаем  молодежь к исследованиям. Закончить доклад я хочу словами:

«Благородство  школьного  музея….

Как всегда -  ни фондов и ни средств….

Пишут  дети,  ищут чей -то след…

Сами  прозревая  и мудрея….»

Благодарю за  внимание.   Л.М.Потакуева. Руководитель школьного  музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение учащихся в исследовательскую, поисковую и творческую деятельность

  Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переноситься с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный...

Проект по организации совместной исследовательско – поисковой деятельности учащихся и их родителей «Под крышей дома своего»

АктуальностьКаждая эпоха ставила  свои идеалы воспитания. Защитник Отечества, слуга царю, строитель коммунизма, свободная в своем самоопределении и развитии личность. Идеалы разные,  но в ос...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...

Создание на уроке и внеурочной деятельности творческой исследовательской поисковой среды

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...