Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
статья по экономике (9 класс)
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при ее разрешении. Решение данной задачи позволяет установить связь между содержанием образования (экономического, математического) и реальными событиями, происходящими в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Малых Валентина Александровна, методист, учитель экономики
ГБОУ гимназия №513 Невского района Санкт-Петербурга
Технологии в достижении метапредметных результатов
на занятиях по внеурочной деятельности
(на примере проектной деятельности)
Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку приходиться учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.
Иными словами, универсальные учебные действия (далее-УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В соотвтствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций обучающегося, его отношение к окружающему миру.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовать свою учебно-познавательную деятельность.
Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
1.формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
2.формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, элективных учебных предметов, программ внеурочной деятельности;
3.УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, соответствующих возрасту обучающихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опыта действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки обучающихся, в том числе и к предпринимательской деятельности. В структуре Основной образовательной программы каждого образовательного учреждения помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов, т.е. курсов по выбору, а так же программы по внеурочной деятельности.
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при ее разрешении. Решение данной задачи позволяет установить связь между содержанием образования (экономического, математического) и реальными событиями, происходящими в окружающем мире.
Информация как продукт мыслительной деятельности – прежде всего знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т.д. Особенности использования экономических ресурсов связаны с их ограниченностью, при этом любой ресурс выступает уникальным экономическим благом. Проблема ограниченности и уникальности факторов производства побуждает стремиться к максимальной эффективности их использования, в нашем случае – в точности и полноте информации о предлагаемых товарах и услуг и их продвижением на рынке.
Общая программа продвижения товаров и услуг предприятия, представляет собой сочетание средств рекламы, стимулирования сбыта, формирования общественного мнения. Из всех средств продвижения товаров на первом месте, безусловно, стоит реклама. Реклама - это открытое оповещение потребителя о товаре, услугах. Рекламная деятельность проводится с использованием различных средств: отдельных изданий (проспекты, каталоги, плакаты, листовки), периодической печати (статьи, объявления, вкладки), кино, телевидения, радио, почтовой рекламы. Реклама является составной частью маркетинга, обеспечивающей продвижение товара на рынке.
Вопросы, связанные с рекламой в деятельности предприятия, интересуют как работников предприятия, так и поставщиков, потребителей. В связи с этим предприниматель проводит анализ сильных и слабых сторон воздействия рекламы на потребителя и, предвидя возможные риски, намечает меры по уменьшению расходов при работе над рекламой.
Для предпринимателя жизненно важно заранее изучить все виды рекламы и выявить слабые ее стороны, с которыми он может столкнуться в процессе работы.
Цели мини-проекта:
1) В предметном направлении:
- Расширить представление обучающихся о мире экономических отношений и роли рекламы в предпринимательской деятельности.
2) В метапредметном направлении:
- Используя приемы проектной технологии, технологии группового взаимодействия и самостоятельной работы, ИКТ, обеспечить высокий интерес к теме, сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности.
- Научить систематизировать, обрабатывать и изображать полученную в ходе выполнения задания информацию.
3) В направлении личностного развития:
- Умение осуществлять самоанализ и самоконтроль
- Развитие навыков делового сотрудничества.
Задачи:
1. Обучить выстраиванию алгоритма деятельности в соответствии с поставленной задачей и осуществлению поэтапного выполнения действий в соответствии с поставленными задачами.
2. Научить находить и применять информацию в нестандартных ситуациях.
3. Воспитывать внимание и ответственность за качественное выполнение заданий.
4. Сформировать навыки самоанализа и самооценки.
Для подготовки мини-проекта «Реклама и рекламная деятельность» обучающимся необходимо:
- освоить теоретический материал – понятия реклама, виды рекламы, исследование потенциального рынка;
- руководствуясь Инструкцией и Регламентом работы, выполнить задания:
-составить перечень требований к современной рекламе, его систематизации, оформлению;
-подготовить выступление по представлению перечня требований к современной рекламе;
-провести анализ и оценку рекламного объявления;
-разработать эскиз собственной рекламной листовки.
- оценить собственную работу (самооценка) и выступить в роли эксперта для другой работы по заданным критериям.
С этой целью учащиеся выполняют на компьютере серию заданий, активизируя следующие универсальные учебные действия:
1. Регулятивные - способность выполнять и оценивать правильность выполнения действий на основе предметных знаний из области математики и информатики.
2.Коммуникативные - способность формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, владеть устной и письменной речью, организовывать и планировать групповое сотрудничество.
3.Познавательные - способность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, способность к выполнению проектных работ.
Этапы занятия с описанием видов деятельности учителя и обучающегося
№ | Уровень | Определение | Действия учителя | Действия обучающихся (задания) |
1 | Ознакомление | Определение и отбор информации | Инструктирует, показывает, направляет | Прочитайте общие сведения о рекламе. Определите порядок работы над мини-проектом |
2 | Понимание | Понимание представленной информации, формулирование задачи собственными словами | Сравнивает, демонстрирует, консультирует | Ознакомьтесь с инструкцией по выполнению задания Определите соответствующую область деятельности |
3 | Применение | Использование информации в новой ситуации | Наблюдает, помогает | Составьте перечень требований к современной рекламе. Составьте эскиз рекламного объявления (буклет, флаер и т.д.) . |
4 | Анализ | Разбиение информации на связанные части | Направляет, информирует, консультирует | Проанализируйте полученные результаты |
5 | Синтез | Компиляция информации | Обобщает, рассуждает, оценивает | Оформите с использованием ИКТ выбранную рекламу |
6 | Оценка | Оценивание на основе критериев | Уточняет, оценивает на основе критериев | Оцените работу на основе критериев |
Критерии оценки выполненной работы по мини - проекту
№ п/п | Критерии оценки выполненной работы по мини – проекту. | балл | ||
максим. | миним. | |||
1. | Соответствие основным вопросам рекламы | 3 | ||
-РЕКЛАМА - ЧЕГО? | ||||
-РЕКЛАМА - ДЛЯ КОГО? | ||||
-РЕКЛАМА – КАК? | ||||
2. | Соответствие требованиям рекламы: | 4 | ||
-реклама должна сообщать потребителю то, что он желает услышать или увидеть; | ||||
-реклама должна сообщать потребителю то, что он желает услышать или увидеть; | ||||
-реклама должна быть правдивой; | ||||
-реклама должна быть корректной (не расхваливать свой товар, ругая товар другой фирмы) | ||||
3. | Оригинальность, содержательность собранного материала | 3 | ||
4. | Оригинальность, сдержанность собранного материала | 4 | ||
5. | Язык и стиль изложения, культура оформления | 5 | ||
6. | Оригинальность идеи | 6 | ||
7. | Презентация (общее впечатление) | 10 | ||
Итого | 35 |
Для оценки проделанной работы по критериям заполняется оценочный лист.
Критерии оценки
(заполняется учащимся)
Критерии самооценки | Обоснование критериев | Баллы (10) |
1. Понимание задания (знание и понимание) | - Включенные материалы демонстрирует точное понимание задание - Включены как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней - Включены материалы, не имеющие непосредственное отношение к теме; собранная информация не проанализирована. | 2 1 0 |
2. Полнота выполнения задания (применение) | - Полностью выполнены все задания - Задания выполнены частично или есть технические ошибки - Большая часть заданий не выполнена или задания выполнены с ошибками (смысловыми и техническими). | 2 1 0 |
3.Логика представления (анализ) | - Логичное представление информации, обоснованность результатов и выводов - Нарушение логики - Отсутствие логики, хаотичность изложения | 2 1 0 |
4. Авторская оригинальность (синтез) | - Работа в большей части содержит собственные оригинальные идеи, решения, примеры - В работе присутствуют авторские находки - Стандартная работа, выполнена по шаблону, без авторской индивидуальности | 2 1 0 |
5. Самооценка (оценка) | - Бланк самооценки заполнен полностью и объективно - Самооценка произведена формально - Бланк не заполнен или заполнен с грубыми ошибками | 2 1 0 |
Список литературы
1. Акулова О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. Учебно-методическое пособие для педагогов школ / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб.: КАРО, 2013.
2. Крылова О.Н., Н.А. Туктарева Н.А. Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Разработка и экспертиза рабочей учебной программы. Методические рекомендации/ Под общ. ред. Н.Н. Гудковой, О.Н. Крыловой, Н.А. Туктаревой – СПб: «ЛЕМА», 2012.
3.Быстров А.Н. «Развитие бизнес-плана», СПб., 2011 г., 96 л.
4.Васильев В.П. «Дело и сервис», М., 2015 г., 128 л.
5.Липсиц И.В. «Введение в экономику и бизнес», Вита – Пресс, М., 2013 г., 208 л.
6.В.Д. Симоненко «Основы предпринимательства», Вита – Пресс, М.,2013г.
7.Ф. Котнер «Основы маркетинга», М., Прогресс, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
Статья "СОЗДАНИЕ ДИАФИЛЬМА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"
Практический опыт создания диафильмов на английском языке в рамках внеурочно детельности учащихся....
Программа по внеурочной деятельности "Шесть П проектной деятельности"
Программа по внеурочной деятельности «6 «П» проектной деятельности» предназначена для подготовки по иностранному языку учащихся 8 класса. Она направлена на развитие интел...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
Программа внеурочной деятельности "Учи.ру. Проектная деятельность"
Программа представляет собой модуль проектной внеурочной деятельности в объеме 34 часа и может быть повторно использована от 2 до 4 раз в год для реализации проектов по разнообразной тематике и продол...