Cтатья «Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся» 21.12.2022 г.
методическая разработка

Воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека сегодня особо актуально. Для достижения этой цели решаются  различные   образовательные, развивающие, воспитательные педагогические задачи, используются разнообразные  формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_irina_vasilevna.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся». 

Хохлова Ирина Васильевна, методист, педагог.

 В наше непростое время воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека особо актуально. Для достижения этой цели решаются  следующие  образовательные, развивающие, воспитательные педагогические задачи:

-развитие гражданской идентичности личности подрастающего человека;

-формирование умения вести диалог в современном социально-культурном пространстве;

-достижение личностного успеха, порождающего веру в себя и будущее своей страны, своего родного края;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики и учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

создание условий для сохранения преемственности поколений.

Используются разные формы работы:

-социальное партнёрство –  взаимодействие с учреждениями культуры и образования города: Домом ученых им. М. Горького, народным музеем культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали...» школы №235 им.Д.Д. Шостаковича, Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музеем истории Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, ГБУ ДО «Правобережный дом детского творчества» Невского района Санкт-Петербурга, ГБУ ДО «Левобережный дом детского творчества» Невского района Санкт-Петербурга, ГБУ «Дом культуры «Рыбацкий», ГБУ «Рыбацкая библиотека № 6»;

участие в городской комплексной краеведческой программе «Наследники великого города», в проекте «Юный исследователь-краевед»;

-участие в творческих конкурсах, конференциях, направленных на формирование патриотического сознания: Открытых Рыбацких чтениях, районных и городских конференциях «Война. Блокада. Ленинград», «Старт в науку», «Музей открывает фонды»;

Сл.5-в конкурсах-фестивалях патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», «Душой рождённые песни», «Юные дарования», «Суворовский фестиваль»;

-празднование памятных дат: литературно-музыкальные композиции ко Дню Победы и Дню снятия блокады;

-социально-культурные проекты: общешкольный проект «Битва хоров».

Исследовательская историко-краеведческая деятельность позволяет формировать национальную и гражданскую идентичности учащихся, дает возможность  познакомить обучающихся с музыкальной культурой города определённого периода, развить у них чувство ответственности за сохранение культурного наследия, получить  опыт самореализации.

Сл.6. Темы исследовательских работ в первую очередь связаны с военным блокадным временем: «Одухотворенные люди. Агитвзвод 55-й армии Ленинградского фронта», «Изобразительные документы из блокадного «Ленинградского альбома», «Высокая миссия. Художник В.В. Милютина», «Несломленное поколение. А.С. Розанов», «Письма, ставшие песней» (неизвестное сочинение композитора А.С. Розанова 1942-1943 гг.)».

Сл.7. Предметом исследования стали биографии музыкантов Д.Ф. Бессонова, А.С. Розанова, художника В.В. Милютиной, балетмейстера А.Е. Обранта и участников его ансамбля, а также  их письма, фотографии, ноты, рисунки.   Работы связаны с определённым периодом их жизни – годы блокады Ленинграда, Великая Отечественная война.

Сл.8. Перед вами круг вопросов, затронутых  в учебных исследованиях:

-роль музицирования в быту жителей 20 века («Музыкальное Рыбацкое»);

-назначение искусства в годы Великой Отечественной войны («Одухотворенные люди. Агитвзвод  55-й армии Ленинградского фронта», «Несломленное поколение. А.С. Розанов»),

- необходимость сохранения  культурного наследия Ленинграда, созданного  в годы войны («Высокая миссия. Художник В.В. Милютина», «Изобразительные документы блокадного «Ленинградского альбома»)

Сл.9. В процессе работы используются  следующие методы  исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, собеседование, описание; изучение литературы и других источников информации, анализ и синтез, сравнение, обобщение.

    Например, интервьюирование блокадницы О.В.Сахаровой,   собеседование с сотрудниками музея «А музы не молчали» О.Г. Прутт и З.Б. Коргановой позволило ребятам понять лучше  характер героев исследования, ощутить живую связь с прошлым.

Сл.10. При описании художественных документов - нотных рукописей, изобразительных рисунков, фотографий, писем - мы  опирались на методические рекомендации по  работе с разными видами документов, разработанные сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, что помогло   взглянуть на  документы как музейные  экспонаты.  

 К примеру, исследуя историю  создания блокадного инструментального сочинения А.С.Розанова  «Ленинградская поэма», учащаяся, описывая нотную рукопись, выполняет пошаговые действия, перечень которых вы видите на  слайде.

Сл.11. В работе над исследованием используется технология  «Многоканальной модели освоения культурного наследия» (Л.Н. Ванюшкиной): ребята погружаются  в  многомерное пространство культуры города, используют материал  экспозиций  музеев -  Эрмитажа, Русского музея, Музея обороны и блокады Ленинграда, школьного народного «А музы не молчали», музея  истории Аничкова дворца, краеведческого зала Рыбацкой библиотеки;

библиотек - РНБ, библиотеки Филармонии;  архивов - Кабинета рукописей Российского Института Истории Искусства, Центрального Государственного Архива Литературы и Искусства, Музея истории  Санкт-Петербурга, личные архивы.  

Сл.12. Исследуя смежные области культуры, ребята получают более детальное представление о предмете исследования, учатся самостоятельно добывать необходимую информацию из разных источников и рассматривать её с разных аспектов.

Сл.13. Обратимся к материалу исследования: «Несломленное поколение. А.С. Розанов».

Сл.14 Объекты исследования- музыкальные,  письменные и художественные источники, экспонаты музейного пространства-  отражают блокадное время, передают  мысли, чувства, мировоззрение  жителей блокадного  города и героя исследования- музыканта А.С. Розанова. Учащейся Пашинской Анастасии предстояло  увидеть, услышать и    получить объемный образ  блокадной  эпохи.

Остановимся подробно на каждом из источников.

Сл.15 «Музыкальные источники». 

Знакомство с историей создания малоизвестного инструментального сочинения, посвященного блокадному Ленинграду: «Ленинградской поэмой» А.Розанова (1943 г.); просмотр видео-исполнения   произведения (запись сделана в малом зале Филармонии им. М.И.Глинки); анализ  музыкального языка, характера сочинения; описание эмоционального воздействия музыки на слушателя. Из полученной информации исследователь формирует представление о музыке блокадного Ленинграда.

Сл.16. «Письменные и художественные источники».

Это мемуары участников блокады и тексты художественной литературы из библиотек: блокадные воспоминания  А.С. Розанова и В.В. Милютиной из книг А.Розанова «Вера Милютина и о ней» и О.В. Сахаровой «Они жили просто и возвышенно. А. Розанов и В. Милютина», рассказ  «Тачанка. Киндер-лейтенант и его дети» об участниках танцевального ансамбля Обранта из книги Т.А. Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает». Учащаяся-исследователь  составляет  представление о том, как искусство в годы  блокады спасало ленинградцам жизнь.

Сл.17. «Музейное пространство».

Знакомство с экспонатами выставки «Вера Милютина. Александр Розанов. Союз, рождённый в блокаду» в   Музее обороны и блокады Ленинграда и двух разных выставок  «Ансамбль А.Е. Обранта»  в музее истории ГДТЮ и зале краеведения Рыбацкой библиотеки:\.это фотографии военных лет основателя ансамбля А.Е.Обранта, аккомпаниатора А.С.Розанова, художника В.В. Милютиной, ребят- участников танцевального ансамбля Обранта; эскизы танцевальных костюмов  В.В. Милютиной, и другие источники.  

Исследователь ищет ответы  на вопросы: какие экспонаты отобраны для выставок и почему; как они размещены в пространстве, на какие тематические блоки разделена выставка.

Составляет представление о блокадном периоде музыканта А.Розанова;  танцевального  ансамбля в стенах Дворца пионеров, о  роли балетмейстера А.Обранта, музыканта А.Розанова, художника В.В. Милютиной  в танцевальном коллективе.

Подготовительная работа заканчивается анализом своих наблюдений,чему помогает  заполнение  таблицы, в которую записаны результаты  исследования.  

Сл.18. Таблица «3 взгляда  на  блокадный Ленинград»

Музыкальные источники

Письменные и художественные источники

Музейное

пространство

Что  узнали о Героях  блокадного времени

Какие  чувства, настроения вызвали  у нас документы и экспонаты  

Какой вывод  сделали

Анализируя таблицу отмечаем, всё ли узнали? Ставим   задачи исследовательской работы  на перспективу, намечаем дальнейшие маршруты.

Анастасия пришла к выводу, что  каждый источник  информации  отображает и воплощает блокадное время по-своему, на своем художественном языке. В сравнение различных источников мы увидели и услышали характерные черты времени, получили   образ  эпохи.

Сл.  19  Переработанный, систематизированный, интерпретированный через свои ориентиры материал исследования учащаяся  представила   в форме презентации.  

Сл.20 Исследовательские работы приносят и социальную пользу, материалы публикуются в городских краеведческих журналах и сборниках: «Рыбацкая слобода», «Из истории Приневской окраины», «Война. Блокада. Ленинград», «Музей открывает фонды».

Таким образом, историко-краеведческое исследование воспитывает гражданскую идентичность учащихся, позволяет сделать лично значимым для ребят-исследователей опыт людей, живших много лет назад, сформировать представления об истории и музыкальной культуре родного города, ощутить «живую любовь к родному краю», быть гражданами и патриотами России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданская идентичность учащихся

модель формирования гражданской идентичности учащихся...

Поликультурное воспитание и формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе

В статье рассматриваются  особенности и проблемы поликультурного воспитания современного подрастающего поколения нашей страны, необходимость подготовки современного образования к работе в поликул...

Роль школьного историко-краеведческого музея в обучении и воспитании детей

Роль школьного историко-краеведческого музея в обучении и воспитании детей...

Формирование гражданской идентичности учащихся на уроках биологии

В данной статье представлен опыт работы по формированию гражданской идентичности на уроках биологии....