Рабочая программа по истории Новосибирской области 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Лобкова Ирина Юрьевна

Рабочая программа учебного модуля по истории Новосибирской области 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nso.docx43.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ташаринская средняя общеобразовательная школа»

Мошковского района

Обсуждена и согласована на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла

Протокол №___

От «___» августа 202_г.

Принята методическим советом

Протокол №___

От «___» августа 202_г.

Основная образовательная программа основного общего образования

Рабочая программа учебного курса

«История Новосибирской области»

5 класс

Срок освоения 1 год

ФГОС

Составитель:

Лобкова Ирина Юрьевна

Учитель истории и обществознания

Высшей квалификационной категории

Ташара

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Программа курса учебного предмета «История Новосибирской области» является составной частью плана урочной деятельности ООП ООО МКОУ Ташаринская СОШ.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

Программа разработана в целях повысить интерес школьников-сибиряков к истории, способствовать приобщению учащихся к прошлому через историю родного края, семьи, создать условия для осознания школьниками своей идентичности как гражданина страны, члена этнической и, возможно, религиозной группы, локальной и региональной общности.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Формирование чувств гражданственности и патриотизма школьников через познание истории родного края; формирование целостной картины российской и мировой истории; осмысление истории региона как неотъемлемой составной части истории страны и мира, важности вклада каждого народа, его культуры в общую историю региона, страны и мировую историю; формирование личностной позиции по основным этапам развития Новосибирской области, российского государства и общества, а также современного образа России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • воспитание в учащихся чувства гордости за историческое прошлое своей малой родины, чувство уважения к людям, населяющим родной край, делающим его историю;
  • формирование гражданской позиции, патриотического отношения к России и своему родному краю;
  • ознакомление с историей родного края;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;
  • овладение навыками работы на НПК;
  • сформировать умение самостоятельно извлекать информацию из исторических источников по истории родного края, анализировать и оценивать факты, явления, события прошлого и настоящего малой родины;
  • создание условий для саморазвития, самоутверждения, самосозидания каждого ребёнка через организацию разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности школьников;
  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала, стимулировать стремления учащихся знать, как можно больше о истории родного края, о судьбах героев-земляков.
  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.

СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков истории предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности;

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного предмета «История Новосибирской области» на уровне основного общего образования».

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История Новосибирской области» учебным планом школы: в 5-х классах по 1 учебному часу в неделю при 34 учебных неделях.

Содержание учебного предмета «История», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Основной образовательной программе основного общего образования школы.

Срок освоения рабочей программы: 5 класс, 1 год

Количество часов в учебном плане на изучение курса (34 учебные недели)

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5 класс

1

34

УЧЕБНИКИ ПО КУРСУ

  1. История Новосибирской области (История России чрез историю регионов). Учебное пособие / науч. ред. В. И. Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Раздел I. ИСТОРИЯ СИБИРИ И РОДНОГО КРАЯ В ДРЕВНОСТИ (4 ч.)

Тема 1. Первые люди в Сибири (2 ч.)

Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Стоянка древнего человека – Волчья Грива у села Озерки Каргатского района. Орудия труда, жилища, одежда охотников. Первые художники Сибири.

Тема 2. Жители нашего края в IV-I тыс. до н.э. (2 ч.)

Природа в нашем крае к началу III тыс. до н.э. Первые металлурги Сибири. Андроновцы - опытные земледельцы и скотоводы нашего края.

Памятники культуры кочевых народов на территории Южной Сибири: ледяные гробницы Алтая - захоронения VI -II до н.э. Образ жизни кочевников. Их изобретения: войлочная юрта, седло, уздечка, стремена.

Образ жизни народов на севере Сибири: основные занятия, жилища, одежда и средства передвижения. Жизнь детей в древности.

Раздел II. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 ч.)

Тема 1. Наш край в раннем средневековье. (1 ч.)

Наш край в эпоху великого переселения народов - IV-V вв. Первое государственное объединение в Сибири (VI-VIII вв.) – Великий Тюркский каганат. Его территория, распад каганата. Памятники тюркской культуры в Сибири и нашем крае. Тюркские топонимы в нашем крае.

Тема 2. Сибирь в ХII- ХV вв. (1ч.)

Начало знакомства новгородцев с зауральской территорией. «Чрезкаменный» путь. Морской путь в низовья Оби. Походы воевод Ивана III за Урал в низовья Оби. Первые сведения о Сибири. Термин «Сибирь».

Образование Сибирского ханства. Территория Сибирского ханства. Коренные народы (аборигены) нашего края. Как складывается единый народ. Археологические памятники на территории нашего края: Вознесенское, Чертово.

Тема 3. Поход Ермака в Сибирь и начало ее присоединения к России (2 ч.)

Сибирские летописи о дате, об инициаторах и организаторах похода. Путь экспедиции Ермака. Основные события экспедиции. Персоналии: казаки и татарские военачальники, их судьбы. Последствия похода Ермака: бегство Кучума и начало строительства первых русских укреплений – острогов (крепостей) как административных пунктов российской власти на территории Сибири. Окончательная победа над Кучумом в 1598 г. и ее последствия.

Раздел III. СИБИРЬ И НАШ КРАЙ В ХVII-XVIII вв.(9 ч.)

Тема 1. Освоение Сибири (5 ч.)

Первые остроги в Сибири. Воеводы и служилые люди, их обязанности. Сибирский путь по рекам. Землепроходцы. Особенности освоения бассейнов рек: Оби, Енисея, Лены, Амура и «заморских»: Яны, Индигирки, Колымы.

Политика правительства в Сибири в отношении аборигенов: наказы воеводам. Ясак и порядок его сбора.

Промысловая колонизация. Мангазея и Якутск– центры пушного промысла в XVII в. Промышленные и торговые люди. Доходность пушного промысла, его роль в экономике России.

Роль вольнонародной колонизации в земледельческом освоении Сибири. Социальный состав переселенцев, причины переселений, районы выхода, «гулящие люди». Начало сибирского земледелия. Государева (десятинная пашня). Пашенные, хлебооброчные, денежнооброчные крестьяне. Местоположение первых земледельческих районов на карте Сибири.

Наш край в XVII веке. Первые остроги Новосибирского Приобья (Умревинский, Бердский, Чаусский). Первые земледельцы нашего края и первые деревни: Кругликова, Кривощекова, и др. Первые форпосты в Барабинской степи: Усть-Тартасский, Каинский, Убинский (Каргатский). 

Тема 2. Народы Сибири и нашего края (2 ч.)

Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. О чем могут рассказать географические названия нашего края.

Хозяйственно-культурные типы в Сибири. Особенности материальной культуры народов Западной Сибири и ее тесная связь с природно-климатическими условиями.

Духовная культура: верования, шаманы, сказки.

Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия, общественные отношения и религиозные верования. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края.

Тема 3. Сибирь и наш край в XVIII веке (2 ч.)

Урегулирование пограничных вопросов в Забайкалье с Китаем. Начало строительства Сибирских пограничных линий на юге Западной Сибири и на Алтае.

Миграционное движение русских старожилов в лесостепную и степную зоны Сибири. Приток беглых. Отношение правительства к самовольным переселенцам в Сибири. Заинтересованность правительства в заселении южной Сибири. Принудительные переселения крестьян по указу Елизаветы Петровны 1760 г.

Начало освоения рудных богатств Забайкалья и Алтая. Первые заводы А. Демидова. Образование Колывано-Воскресенского горного округа – хозяйства Кабинета. Развитие горнодобывающей и металлургической промышленности на Алтае в ХVIII в.

Наш край в XVIII в. Строительство сухопутного тракта через Барабинскую степь. Заселение территории нашего края вдоль тракта. Образование Каинского округа и его население: государственные крестьяне, «посельщики». Приписные крестьяне Новосибирского Приобья.

Раздел IV. ИСТОРИЯ СИБИРИ И НАШ КРАЙ В ХIХ веке (7 ч.)

Тема 1. Социально-экономическое развитие Сибири и наш край в первой половине XIX века (3 ч.)

Декабристы в Сибири. Места отбывания каторги и ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Педагогическая деятельность декабристов в Сибири. Память о декабристах среди сибиряков.

Сибирское казачество. Реорганизация казачьей службы. Казачьи войска Сибири и территория их размещения. Состав казачества и условия службы

Государственные крестьяне Сибири, их правовое положение. Особенности землепользования государственных крестьян Сибири.

Переселение крестьян в Сибирь по реформе П.Д. Киселева. Миграции сибирских старожилов.

Земледелие и скотоводство в хозяйстве сибирских крестьян. Причины господства натурального хозяйства крестьян. Комплексный характер крестьянского хозяйства в Сибири: роль добывающих, обрабатывающих промыслов. Крестьянские промыслы по тракту.

Развитие промышленности Колывано-Воскресенского горного округа в первой половине XIX в. Рабочие кадры: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные крестьяне. Причины упадка горной промышленности.

Население нашего края: коренные народы (барабинские татары), государственные и приписные крестьяне, их хозяйственные занятия. Особенности жизни в притрактовых селениях. Города нашего края: Каинск, Колывань, Сузун, их население и экономика.

Тема 2. Реформы 60-70-х гг. и особенности социально-экономического развития Сибири во второй половине XIX века (2 ч.)

Крестьянская реформа 1861 г. на Алтае. Реформа на государственных землях Сибири. Причины ее запоздалого и половинчатого характера.

Изменения в переселенческой политике правительства после реформы. От запрета к разрешению. Закон 1889 г. о переселении. Организация переселений. Периодическая печать России о бедственном положении переселенцев в Сибири в 90-е гг. ХIХ в.

География крестьянских промыслов во второй половине Х1Х в., развитие обрабатывающей промышленности. Золотопромышленность Сибири. Замедленный характер промышленного переворота в Сибири. Кризис промышленности в кабинетском хозяйстве.

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Необходимость железной дороги для экономического развития Сибири. Местоположение сибирских железных дорог и начало регулярного движения. Возникновение Новониколаевска.

Тема 3. Просвещение. Народная культура и образ жизни сибиряков (2 ч.)

Просвещение в Сибири в ХIX в. Начальное и среднее образование. Отношение горожан и крестьян к образованию. Возможности получения образования в Сибири. Первые гимназии и профессиональные училища. Просвещение среди коренных народов Сибири. Открытие университета.

Образ жизни сибирских крестьян. Семья. Домохозяйство. Взаимоотношения, права и обязанности в крестьянской семье. Крестьянская усадьба. Крестьянский дом. Вещественные памятники крестьянского быта в нашем крае.

Духовная культура сибиряков. Сибирский народный календарь. Общинные и семейные праздники. Фольклор. Семейные воспоминания о праздниках и играх крестьянских детей.

Образ жизни горожан нашего края в конце Х1Х века. Города Колывань и Каинск. Быт горожан. Вещественные памятники культуры и быта горожан в краеведческих музеях нашего края.

Раздел V. ИСТОРИЯ СИБИРИ И НАШЕГО КРАЯ В ХХ в. (8 ч.)

Тема 1. Сибирь и наш край в начале ХХ века (1 ч.)

Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края.

Рост городского населения. Новые города. Превращение Новониколаевска в торгово-промышленный центр Западной Сибири.

Столыпинские переселения в Сибирь: организация переселений, размещение и помощь переселенцам, трудности устройства. Столыпинские переселенцы в нашем крае (по воспоминаниям родственников).

Новые явления в сибирской деревне.

Тема 2. Революция и гражданская война в Сибири (2 ч.)

Отношение сибиряков к свержению самодержавия. Установление Советской власти в городах Сибири. Антибольшевистские силы в Сибири. Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае.

Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. Военный переворот в Омске в ноябре 1918 г. и установление диктатуры А.В. Колчака. Характер партизанского движения. Память о первых большевиках и партизанах гражданской войны в нашем крае. Сквер героев революции в Новосибирске.

Сибирь после гражданской войны. Сибревком – чрезвычайный орган управления в Сибири. Ревкомы. Особенности выборов в Советы в 1920 г. Восстание колыванских крестьян летом 1920 г.

Тема 3. Сибирь и наш край в 30-е годы (1 ч.)

Роль Сибири в планах индустриализации СССР. Великие стройки первых пятилеток в Сибири. Народный энтузиазм, стахановское движение. Новосибирск в годы первых пятилеток. Облик города. Жилищные условия горожан. Структура питания, одежда, досуг горожан.

Жестокие формы коллективизации в Сибири, свидетельства о превышении полномочий представителей власти по отношению к крестьянству. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края.

Тема 4. Сибирь и наш край в годы Великой Отечественной войны (2 ч.)

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Сибирские добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Новосибирцы – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.

Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь, налаживание их работы. Промышленность и сельское хозяйство нашего края - фронту. Рабочие кадры.

Новосибирск в годы войны. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни.

Тема 5. Сибирь и наш край в 1950-1990-е годы (3 ч.)

Увеличение роли Сибири в экономике страны. Сибирские гидростанции. Обьгэс. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия.

ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия Новосибирска. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии.

Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия – обретения и потери.

Социальный состав жителей нашего города и села в 50 – 80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг.

Наш край на пути к рыночной экономике.

Тема 6. Итоговый повторение (1 ч.)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и своего края; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самооценки, принятия решений;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • определять место событий истории Сибири во времени; синхронизировать события истории Сибири, истории России и всеобщей истории; соотносить события истории Сибири с основными этапами отечественной и всеобщей истории;
  • описывать основные занятия, образ жизни людей, памятники культуры Сибирского региона; рассказывать о событиях региональной истории и их участниках;
  • объяснять причины и последствия ключевых событий истории Сибири;
  • сравнивать развитие Сибири и России в разные периоды истории, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
  • раскрывать характерные, существенные черты политического, экономического и социального развития Сибири в разные периоды истории;
  • применять знания по истории Сибири при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.;
  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человека на территории Сибири, расположении кочевых сообществ евразийских степей бронзового века, памятников Пазырыкской археологической культуры Алтая, миграциях народов Сибири, русских географических открытиях в Северной Азии и др.;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в различных источниках информации (в учебной, справочной, энциклопедической литературе по истории Сибири, исторических источниках, работах историков и др.);
  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; использовать элементы источниковедческого анализа при работе с различными типами исторических источников (письменных, вещественных, визуальных, устных);
  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории Сибири.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

История Новосибирской области (34 часа)

        Тематические блоки, темы

Номер и тема урока

Количество часов

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Первые люди в Сибири

1. Введение. С чего начинается Родина.

2. Среди мамонтов. Первые люди Сибири.

2

Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Стоянка древнего человека – Волчья Грива у села Озерки Каргатского района. Орудия труда, жилища, одежда охотников. Первые художники Сибири.

Рассказывать о стоянке древнего человека.

Приводить примеры основных занятий древнего человека и его орудий труда.

Размещать на ленте времени даты и события.

Показывать на карте Новосибирской области места расселения древнейших людей

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Жители нашего края в IV-I тыс. до н.э.

3. Когда ушел ледник.

4. Эпоха звонкого металла.

2

Природа в нашем крае к началу III тыс. до н.э. Первые металлурги Сибири. Андроновцы - опытные земледельцы и скотоводы нашего края.

Памятники культуры кочевых народов на территории Южной Сибири: ледяные гробницы Алтая - захоронения VI -II до н.э. Образ жизни кочевников. Их изобретения: войлочная юрта, седло, уздечка, стремена.

Образ жизни народов на севере Сибири: основные занятия, жилища, одежда и средства передвижения. Жизнь детей в древности.

Распознавать на изображениях орудия древних земледельцев

Давать определения понятиям юрта, седло, уздечка, стремена.

Рассказывать про образ жизни сибиряков

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Наш край в раннем средневековье

5. Когда грифон парил над миром

1

Наш край в эпоху великого переселения народов - IV-V вв. Первое государственное объединение в Сибири (VI-VIII вв.) Великий Тюркский каганат. Его территория, распад каганата. Памятники тюркской культуры в Сибири и нашем крае. Тюркские топонимы в нашем крае.

Показывать на карте эпоху переселения и расселения народов.

Приводить примеры тюркской культуры

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Сибирь в ХII- ХV вв

6. Железные волки тайги и степей

1

Начало знакомства новгородцев с зауральской территорией. «Чрезкаменный» путь. Морской путь в низовья Оби. Походы воевод Ивана III за Урал в низовья Оби. Первые сведения о Сибири. Термин «Сибирь».

Образование Сибирского ханства. Территория Сибирского ханства. Коренные народы (аборигены) нашего края. Как складывается единый народ. Археологические памятники на территории нашего края: Вознесенское, Чертово.

Давать определение терминам.

Показывать на карте археологические памятники нашего края

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Поход Ермака в Сибирь и начало ее присоединения к России

7. У границ кочевых империй

8. Сибирская экспедиция Ермака

2

Сибирские летописи о дате, об инициаторах и организаторах похода. Путь экспедиции Ермака. Основные события экспедиции. Персоналии: казаки и татарские военачальники, их судьбы. Последствия похода Ермака: бегство Кучума и начало строительства первых русских укреплений – острогов (крепостей) как административных пунктов российской власти на территории Сибири. Окончательная победа над Кучумом в 1598 г. и ее последствия.

Показывать на карте экспедицию Ермака.

Объяснять необходимость похода Ермака

Объяснять значение похода Ермака.

Раскрывать понятия: казак, острог

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Освоение Сибири

9. Народы Сибири под властью Золотой орды.

10. Образование Сибирского ханства.

11. Первые остроги в Западной Сибири. Остроги нашего края.

12. Наш край после падения Сибирского ханства

13. Начальный этап заселения и освоения русскими нашего края.

5

Первые остроги в Сибири. Воеводы и служилые люди, их обязанности. Сибирский путь по рекам. Землепроходцы.

Политика правительства в Сибири в отношении аборигенов: наказы воеводам. Ясак и порядок его сбора

Роль вольнонародной колонизации в земледельческом освоении Сибири. Социальный состав переселенцев, причины переселений, районы выхода, «гулящие люди». Начало сибирского земледелия. Государева (десятинная пашня). Пашенные, хлебооброчные, денежнооброчные крестьяне. Местоположение первых земледельческих районов на карте Сибири.

Наш край в XVII веке. Первые остроги Новосибирского Приобья (Умревинский, Бердский, Чаусский). Первые земледельцы нашего края и первые деревни: Кругликова, Кривощекова, и др. Первые форпосты в Барабинской степи: Усть-Тартасский, Каинский, Убинский (Каргатский). 

Раскрывать понятия острог, ясак, колонизация.

Рассказывать о социальном составе переселенцев.

Объяснять причины переселений.

Называть различия между пашенными, хлебооборочными, денежнооборочными крестьянами.

Показывать на карте нахождение первых острого на территории Новосибирской области

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Народы Сибири и нашего края

14. Будни и праздники сибирских крестьян

15. Народные исторические предания и легенды нашего края.

2

Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. О чем могут рассказать географические названия нашего края.

Хозяйственно-культурные типы в Сибири. Особенности материальной культуры народов Западной Сибири и ее тесная связь с природно-климатическими условиями.

Духовная культура: верования, шаманы, сказки.

Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия, общественные отношения и религиозные верования. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края.

Раскрывать значение понятий: этнос, шаман.

Приводить примеры верований и сказок.

Рассказывать об археологических памятниках культуры народов на территории нашего края.

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Сибирь и наш край в XVIII

16. Наш край в эпоху преобразований Петра I.

17. Сузунский медеплавильный завод.

2

Урегулирование пограничных вопросов в Забайкалье с Китаем. Начало строительства Сибирских пограничных линий на юге Западной Сибири и на Алтае.

Миграционное движение русских старожилов в лесостепную и степную зоны Сибири. Приток беглых. Отношение правительства к самовольным переселенцам в Сибири. Заинтересованность правительства в заселении южной Сибири. Принудительные переселения крестьян по указу Елизаветы Петровны 1760 г.

Начало освоения рудных богатств Забайкалья и Алтая. Первые заводы А. Демидова. Образование Колывано-Воскресенского горного округа – хозяйства Кабинета. Развитие горнодобывающей и металлургической промышленности на Алтае в ХVIII в.

Наш край в XVIII в. Строительство сухопутного тракта через Барабинскую степь. Заселение территории нашего края вдоль тракта. Образование Каинского округа и его население: государственные крестьяне, «посельщики». Приписные крестьяне Новосибирского Приобья.

Объяснять значение строительства приграничных линий.

Объяснять с помощью карты расположение городов Каинск, Сузун.

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Социально-экономическое развитие Сибири и наш край в первой половине XIX века

18.  Социально-экономическое развитие Сибири и наш край в первой половине XIX века.

19. Традиционный мир приобской и Барабинской деревни.

20. Трансформация деревенской жизни в нашем край.

3

Декабристы в Сибири. Места отбывания каторги и ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Педагогическая деятельность декабристов в Сибири. Память о декабристах среди сибиряков.

Сибирское казачество. Реорганизация казачьей службы. Казачьи войска Сибири и территория их размещения. Состав казачества и условия службы

Государственные крестьяне Сибири, их правовое положение. Особенности землепользования государственных крестьян Сибири.

Переселение крестьян в Сибирь по реформе П.Д. Киселева. Миграции сибирских старожилов.

Земледелие и скотоводство в хозяйстве сибирских крестьян. Причины господства натурального хозяйства крестьян. Комплексный характер крестьянского хозяйства в Сибири: роль добывающих, обрабатывающих промыслов. Крестьянские промыслы по тракту.

Развитие промышленности Колывано-Воскресенского горного округа в первой половине XIX в. Рабочие кадры: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные крестьяне. Причины упадка горной промышленности.

Население нашего края: коренные народы (барабинские татары), государственные и приписные крестьяне, их хозяйственные занятия. Особенности жизни в притрактовых селениях. Города нашего края: Каинск, Колывань, Сузун, их население и экономика.

Рассказывать об особенностях жизни в притрактовых селениях. Показывать на карте города нашего края: Каинск, Колывань, Сузун,

Объяснять развитие экономики в данных городах.

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Реформы 60-70-х гг. и особенности социально-экономического развития Сибири во второй половине XIX века

21. Строительство Сибирской железной дороги и первые шаги города.

22. Новониколаевск – пример нового промышленного и транспортного центра.

2

Крестьянская реформа 1861 г. на Алтае. Реформа на государственных землях Сибири. Причины ее запоздалого и половинчатого характера.

Изменения в переселенческой политике правительства после реформы. От запрета к разрешению. Закон 1889 г. о переселении. Организация переселений. Периодическая печать России о бедственном положении переселенцев в Сибири в 90-е гг. ХIХ в.

География крестьянских промыслов во второй половине Х1Х в., развитие обрабатывающей промышленности. Золотопромышленность Сибири. Замедленный характер промышленного переворота в Сибири. Кризис промышленности в кабинетском хозяйстве.

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Необходимость железной дороги для экономического развития Сибири. Местоположение сибирских железных дорог и начало регулярного движения. Возникновение Новониколаевска.

Давать характеристику Крестьянской реформы 1861 года.

Объяснять причины её запоздалого и половинчатаго характера.

Показывать на карте Сибирский железнодорожный путь.

Объяснять, как возник Новониколаевск, и в чем состояло его значение для развитие нашего края.

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Просвещение. Народная культура и образ жизни сибиряков

23. Просвещение в нашем крае в XIX

24. Развитие городов Каинска и Колывани.

2

Просвещение в Сибири в ХIX в. Начальное и среднее образование. Отношение горожан и крестьян к образованию. Возможности получения образования в Сибири. Первые гимназии и профессиональные училища. Просвещение среди коренных народов Сибири. Открытие университета.

Образ жизни сибирских крестьян. Семья. Домохозяйство. Взаимоотношения, права и обязанности в крестьянской семье. Крестьянская усадьба. Крестьянский дом. Вещественные памятники крестьянского быта в нашем крае.

Духовная культура сибиряков. Сибирский народный календарь. Общинные и семейные праздники. Фольклор. Семейные воспоминания о праздниках и играх крестьянских детей.

Образ жизни горожан нашего края в конце Х1Х века. Города Колывань и Каинск. Быт горожан. Вещественные памятники культуры и быта горожан в краеведческих музеях нашего края.

Рассказывать о состоянии Просвещения в нашем крае в XIX веке.

Объяснять развитие городов Каинска и Колывани.

Показывать на карте крупнейшие поселения XIX века та территории Новосибирской области

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Сибирь и наш край в начале ХХ века

25. Роль «столыпинских» переселенцев в истории нашей области.

1

Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края.

Рост городского населения. Новые города. Превращение Новониколаевска в торгово-промышленный центр Западной Сибири.

Столыпинские переселения в Сибирь: организация переселений, размещение и помощь переселенцам, трудности устройства. Столыпинские переселенцы в нашем крае (по воспоминаниям родственников).

Новые явления в сибирской деревне.

Объяснять причины и значение столыпинских переселений в Сибирь

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Революция и гражданская война в Сибири

26. Первая русская революция. События в Новониколаевске.

27. Годы революционных бурь.

2

Отношение сибиряков к свержению самодержавия. Установление Советской власти в городах Сибири. Антибольшевистские силы в Сибири. Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае.

Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. Военный переворот в Омске в ноябре 1918 г. и установление диктатуры А.В. Колчака. Характер партизанского движения. Память о первых большевиках и партизанах гражданской войны в нашем крае. Сквер героев революции в Новосибирске.

Сибирь после гражданской войны. Сибревком – чрезвычайный орган управления в Сибири. Ревкомы. Особенности выборов в Советы в 1920 г. Восстание колыванских крестьян летом 1920

Объяснять значение терминов: революция, гражданская война, Сибревком

Называть исторических деятелей времен революций и Гражданской войны.

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Сибирь и наш край в 30-е годы

28. Период социалистической модернизации общества.

1

Роль Сибири в планах индустриализации СССР. Великие стройки первых пятилеток в Сибири. Народный энтузиазм, стахановское движение. Новосибирск в годы первых пятилеток. Облик города. Жилищные условия горожан. Структура питания, одежда, досуг горожан.

Жестокие формы коллективизации в Сибири, свидетельства о превышении полномочий представителей власти по отношению к крестьянству. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края.

Давать определения понятиям: социализация, модернизация, пятилетка, стахановское движение.

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Сибирь и наш край в годы Великой Отечественной войны

29. Суровые годы Великой Отечественной войны.

30. Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны.

2

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Сибирские добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Новосибирцы – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.

Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь, налаживание их работы. Промышленность и сельское хозяйство нашего края - фронту. Рабочие кадры.

Новосибирск в годы войны. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни.

Раскрывать значение Великой Отечественной войны для жителей нашего края.

Приводить примеры тылового обеспечения фронта.

Приводить примеры новосибирцев – Героев Великой Отечественной войны.

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Сибирь и наш край в 1950-1990-е годы

31. Наш край в послевоенное двадцатилетие.

32. В годы «застоя» и «перестройки».

33. Новосибирская область в 1990 – х гг.

3

Увеличение роли Сибири в экономике страны. Сибирские гидростанции. Обьгэс. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия.

ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия Новосибирска. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии.

Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия – обретения и потери.

Социальный состав жителей нашего города и села в 50 – 80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг.

Наш край на пути к рыночной экономике.

Раскрывать значение Академгородка для развития нашей области.

Объяснять значение ОбьГЭС.

Характеризовать увеличение роли Сибири в экономике страны.

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

Наш край в начале нового тысячелетия

34. В начале нового тысячелетия.

(Контрольная работа)

1

Систематизировать знания об историческом развитии Новосибирской области.

http://bsk.nios.ru

https://history.jes.su/issue.2016.4.10.e11/

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...