Разработка классного часа для 5-6 класса в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания
план-конспект занятия по краеведению (6 класс)

Черныш Светлана Юрьевна

Классный час — одна из самых эффективных форм воспитания, которая очень мобильна, продуктивна, разнопланова и демократична. Именно на классных часах умело построенный диалог становится тем зерном, из которого вырастает доброе, разумное, вечное.

В данной разработке представлены сценарий классного часа, направленного на воспитание интереса к национальным традициям и любви к своей Родине. Постановка предлагаемого сценария не потребует длительной подготовки ни со стороны классного руководителя, ни со стороны учащихся,что поможет грамотно организовать время, избежать скучных нравоучений и сделать воспитательную работу насыщенной и интересной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_den_osvobozhdeniya_donbassa.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Нам есть. что хранить, нам есть, чем гордиться!»


Тема: «Нам есть, что хранить, нам есть, чем гордиться!» .

Цель: Воспитывать уважительное отношения к исторической памяти народа. Способствовать формированию стремлению учащихся знать историю своего народа и отстаивать историческую правду. Воспитывать ответственность, эмпатию, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своих...

Это нужно-не мёртвым!

Это надо живым! Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1.  Вступительная часть.

Учитель. Война... Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и желтеет сентябрь. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут, вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну. Давайте пролистаем книгу истории о войне.

2.  История о войне: часть 1

Ученик 1. 544 дня и ночи гремели ожесточённые бои на донецких степных просторах. За этот период войска провели 8 операций. Битва за Донбасс имеет 2 периода:

Первый - оборона Донбасса

Второй - освобождение Донбасса

Ученик 2. Этот край привлекал к себе фашистских захватчиков по многим причинам. В начале войны Донбасс был основной угольно-металлургической базой страны. Донбасс называли «стальным сердцем» страны, «всесоюзной кочегаркой». Учитывая это, гитлеровское руководство верило, что если Советский Союз потеряет такую важную базу, то это сломит сопротивление народа и принесёт быструю победу Германии.

Ученик 3. Для захвата Донбасса фашисты создали мощную группу войск, которая по численности была больше в 3 - 4 раза. Вражеские войска зашли на территорию Донбасса 20 октября 1941 года. 21 октября Донецк и Макеевка были оккупированы.

Единство – залог победы!

Именно потому,

что Донбасс был единым,

он выстоял и одержал победу

над фашизмом

. В годы Великой Отечественной войны Донецк сформировал шахтерскую дивизию, каждого третьего своего жителя послал на строительство оборонных сооружений. Оставленные в тылу врага партизаны и подпольщики вели борьбу с оккупантами. Их девизом был лозунг «Где бы ни появился враг, он должен найти себе могилу». В Донецкой области действовало 180 партизанских отрядов, за время оккупации партизаны провели 600 боевых операций, уничтожено свыше 10-ти тысяч фашистских солдат.

Под оккупацией Донбасс пробыл почти два года. И все это время людям приходилось не только просто жить, но и выживать…

Утром 21 октября 1941 года немецкие войска вошли в город Сталино.

Фашистские захватчики сразу принялись наводить свой порядок. Первым делом они перевели стрелки всех часов на берлинское время, расстреляли и сбросили в шурф шахты десятки сотен людей.

Отсчет оккупации г.Сталино начался 21 октября 1941 года. В циркулярном письме начальника штаба верховного главнокомандующего вооруженных сил Германии от 16 сентября 1941 года указывалось, что человеческая жизнь в оккупированных странах абсолютно ничего не стоит и что "действенным средством запугивания может быть только смертная казнь". Хотя немецкое командование заверяло, что борьба не ведется с мирным населением, а основная цель – освобождение от деспотизма евреев и большевиков, документы архива свидетельствуют об обратном.

Во время оккупации местное население бесчеловечно истреблялось. Этим кровавым делом занимались военная жандармерия совместно с полицией. По малейшему поводу следовал расстрел. За выражение сочувствия к советской власти и Красной Армии, за активную работу в прошлом, за родственные связи с коммунистами и комсомольцами, за чтение советских листовок.

Только на шахте 4-4-бис Калиновка за период с ноября 1941 года до первых чисел сентября 1943 года было расстреляно и сброшено в шурф шахты около 75 тысяч человек. При общей глубине шахты в 360 метров 305 метров были завалены телами убитых. Фашисты, боясь ответственности за содеянное, бросали в шахту каустическую соду, которая ускоряла разложение трупов, а при отступлении подорвали шахтный копер и завалили таким образом ствол шахты.

Один из гитлеровских пособников на судебном процессе, проходившем в октябре 1947 года в театре оперы и балета, показал: "грудных детей, а также детей в возрасте 5-6 лет матери брали на руки и с ними подходили к стволу шахты: немцы расстреливали одновременно мать и ребенка".

Один из 12-ти военных преступников, представших перед судом военного трибунала, Вольфганг Леснер рассказал, что 13 октября 1942 года он тремя автомашинами доставил к шахте 4-4-бис 120 граждан, забранных из оберфельдкомендатуры (здание гостиницы «Донбасс»). Жертвы тремя партиями по 40 человек были расстреляны и сброшены в шахту.

7 сентября 1943 года немцы, отступая из города, согнали в подвал дома № 52 по ул.Университетской (дом преподавателей индустриального института)жильцов дома, преимущественно женщин и детей, и заживо сожгли.

Массовому истреблению подвергались также военнослужащие Красной Армии, попавшие в плен.

Для этих целей в январе 1942 года на территории клуба им.Ленина металлургического завода был организован Центральный лагерь военнопленных. Условия содержания были ужасными - в 30градусные морозы пленные находились под открытым небом. В жаркие летние месяцы страдавшие от жары военнопленные по 3-5 суток не получали питьевой воды. Кормили их два раза в день свекольным наваром или просом. При мойке пленных в бане особенно истязали евреев – им мыли спины железными щетками.

В результате такого режима смертность среди узников доходила до 200 человек в день.

В 1943 году в числе трофейных документов в Госархив области попали 3 журнала регистрации военнопленных, прошедших через лазарет Центрального лагеря военнопленных(находился в здании Центральной клинической больницы).В журналах с немецкой педантичностью фиксировались фамилии, имена, отчества, воинские звания, даты рождения, национальность, адреса более 2 тысяч человек, иногда указывались диагнозы - "осколочное ранение, сквозное ранение, обморожение, ожог".Против фамилий более 400 человек сделаны отметки о дате смерти.

В спецдонесении начальника опергруппы УНКВД по Сталинской области капитана милиции Аренсона значится, что на территории клуба им.Ленина предано земле приблизительно 30000,а на территории Центральной поликлиники – до 20000 военнопленных.

За время оккупации на территории области было убито и замучено 174416 мирных граждан,149367 военнопленных, сломаны судьбы 252 тысяч граждан, угнанных в Германию, нанесен материальный ущерб в размере 30 миллиардов рублей. Эти цифры говорят нам, потомкам: "Не забывайте!"


Люди зарабатывали на хлеб кто как мог: мальчишки приспособили для перевозки поклажи тележки, которые важно называли «такси».

Подходивший вояка клал свои пожитки на тачку и ребята катили ее по указанному ордеру на поселение адресу.

В оплату перепадали когда кусок сахара, шоколад, полбуханки хлеба, а когда и сухарь.

Что же ело гражданское население? На первом месте стоял хлеб. Вареный буряк, как лакомство, давали только детям. Морковь терли, сушили и пили потом морковный чай.

Картофель распределялся по штукам на каждого члена семьи. Две картофелины в день считалось излишеством.

Готовили лепешки из кукурузной муки — маторжоники. Картофельные очистки из немецких столовых гражданские разбирали по домам, мыли, варили или жарили.


В период временной оккупации на территории края самоотверженно действовали подпольные организации и партизанские отряды. Земля горела под ногами фашистов. Все трудящиеся Донбасса развернули решительную борьбу с врагом. Они не желали работать на немцев, выводили из строя шахты, заводы, механизмы.

3.  История о войне: часть 2

Ученик 1. 29 января 1943г. Началась битва за освобождение Донбасса. Ожесточённые были бои за наш край. Любой ценой противник стремился удержать в своих руках этот важнейший регион. Для сохранения Донбасса гитлеровское командование создало сильную оборону по рекам Северскому Донцу и Миусу. 9 месяцев продолжались бои, в ходе которых освободили города Ворошиловградской (Луганской области) и Донецкой областей.

Ученик 2. 8 сентября вписано в наши календари красными, так как именно в этот день в 1943г. освободили Сталино (Донецк). К 15 сентября Донецкий край был полностью очищен от фашистской нечисти. Врываясь в населённые пункты, солдаты видели концлагеря, виселицы, сожжённые дома. Горе и страдания людей. На скотном дворе хутора Петровского размещался лагерь военнопленных. Здесь томилось 3 тысячи человек. Из них 1200 умерли от голода, 1500 были поспешно угнаны гитлеровцами на Запад. И только 250 человек удалось спасти. Поэтому солдаты нашей армии так спешили освободить родную землю, родную страну.

4.  История о войне: часть 3

Учитель. События... События... А где же люди? Ведь именно их смелость, их упорство, терпение и труд, непреодолимое желание жить в свободной стране принесли, приблизили такую долгожданную победу...


Ученик 1.

Юные безусые герои

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм,

Сколько вас, попробуй перечислить –

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

5.  Заключительная часть.

Учитель: Мы помним и тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы, и тех, чьи могилы и сегодня, уже спустя 73 года, всё ещё остаются безымянными. В каждой семье чтят их память.


Знаем мы всех героев бесстрашных,

Преклоняем колена перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты...

Никто не забыт, и ничто не забыто.

Объявляется минута молчания

1. Вопросы Викторины «Знай свою историю»

  1. Какое название носил г.Донецк в 1943 году?
  2. В честь какого генерал-лейтенанта, Члена Военного совета Южного фронта, одного из руководителей обороны Сталинграда и освобождения Донбасса, был назван проспект в г. Донецке? (Гурова Кузьмы Акимовича)
  3. Где находиться музей Великой Отечественной войны в Донецке? (на территории Парка культуры и отдыха, на берегу водохранилища рядом с Донбасс Ареной.)
  4. Дата освобождения г. Сталино (Донецка) от немецко-фашистских захватчиков? (8.09.43)
  5. Как называется этот монумент? (фото монумента «Твоим освободителям, Донбасс!»)
  6. Что освободили раньше г. Артемовск или г. Сталино? (Артемовск – 5.09.43)

7. Как долго столица Донбасса была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками? (почти 700 дней).

8.Когда итальянские и германские войска полностью оккупировали г. Сталино и Макеевку? (20 октября 1941)

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"

В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

Разработка классного часа для учащихся 7 класса на тему духовно-нравственного воспитания. «Здравствуй, человек!»

Цели: а) способствовать становлению, развитию,  воспитанию нравственных качеств учащихся;           Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;    ...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Разработка классного часа для 5-6 класса в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания

Классный час — одна из самых эффективных форм воспитания, которая очень мобильна, продуктивна, разнопланова и демократична. Именно на классных часах умело построенный диалог становится тем зерно...