Разработка классного часа для 5-6 класса в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания
план-конспект занятия (6 класс)

Черныш Светлана Юрьевна

Классный час — одна из самых эффективных форм воспитания, которая очень мобильна, продуктивна, разнопланова и демократична. Именно на классных часах умело построенный диалог становится тем зерном, из которого вырастает доброе, разумное, вечное.

В данной разработке представлены сценарий классного часа, направленного на воспитание интереса к национальным традициям и любви к своей Родине. Постановка предлагаемого сценария не потребует длительной подготовки ни со стороны классного руководителя, ни со стороны учащихся,что поможет грамотно организовать время, избежать скучных нравоучений и сделать воспитательную работу насыщенной и интересной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._novyy_god_na_rusi.docx186.44 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"История празднования Нового года на Руси"

Вашему вниманию предоставляется разработка внеклассного мероприятия на тему: «История празднования Нового года на Руси».

Цель : познакомить учащихся с историей празднования Нового года на в Древней Руси.
Задачи:
образовательная: сформировать представление об истории празднования Нового года в древней Руси;
развивающая: развивать внимание, мышление, память учащихся, умение общаться;
воспитательная: воспитание патриотизма, любви к своей стране и ее истории;
Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности к работе.
Мотивационный этап.
Чтобы понять о чем сегодня пойдет речь я предлагаю вам решить следующие ребусы.

https://ped-kopilka.ru/upload/comments/28382_ce4cfbd38102624f1f594a6d79a88f39.jpg.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/comments/28382_1e1684f90eb659c338d14842f0f4b1e4.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/comments/28382_405c8277f254171425fbea828706d669.jpg.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/comments/28382_0bd32ad36e2f819c7eb404566cbbdd57.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/comments/28382_21864c94fd1cad904116fdee9da94b76.jpg.jpg


Внимательно посмотрите на картинки и приготовьте свои ответы.
Правильно это такие слова как: мороз, снегурочка, снежинка, елочки, гирлянда.
Скажите что общего между этими словами , что их связывает?
Правильно это атрибуты новогоднего праздника .Мы будем сегодня говорить о всеми любимом празднике , который называется новый год!
В разных странах мира Новый год называют по разному и по разному его празднуют.
Это связано с тем, что люди исповедуют разные религии, у каждого народа свои обычаи и традиции.Но Новый год — самый желанный праздник для всех детей на планете.
Ребята подготовили доклады об особенностях празднования Нового года в других странах.
1.В Германии принято зажать в кулаке монеты и с двенадцатым ударом часов спрыгнуть со стула — в Новый год. В Болгарии с последним ударом часов , возвестившим о приходе нового года , гасят свет . Последующие минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых хранит темнота.
2.В швеции в этот праздник принято бить старую посуду о двери домов. Тот, кто услышит за своей дверью звон битой посуды , непременно пригласит шутников в дом и угостит чем-нибудь вкусным . Чем больше осколков тем больше счастья в Новом году хозяевам.
3.У тех кто отмечает новый год в Китае ,каждое блюдо на праздничном столе обозначает пожелание . Грибы означают «прекрасные перспективы», свиной язык «прибыль», устрицы «хороший бизнес», запеченная рыба «изобилие».
Кто-нибудь знает как появился этот праздник на Руси?
Давай те вместе сформулируем тему нашего внеклассного мероприятия .
Корректировка темы внеклассного мероприятия : «История празднования Нового года на Руси».

Основная часть

Для того чтобы знать когда праздновать новый год что необходимо знать ?
Правильно нужно знать какой месяц и какое число, а для этого нам необходим календарь.
Как вы думаете у древних славян был календарь?
Да, но он отличался от нашего современного календаря.У древних славян год так же делился на 12 месяцев , названия которых были тесно связаны с явлениями природы.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/28382_920d869e3472d55ff001b0e89e849005.jpg.jpg


Сечень (январь)-время вырубки леса;
Лютый (февраль)- лютые морозы;
Березол (март )- брали сок из берез;
Цветень (апрель)- цветение садов;
Травень(май)-зеленеет трава;
Червень (июнь)-краснеют вишни;
Липец (июль)- цветение липы;
Серпень(август)-идет жатва;
Вересень(сентябрь)- цветение вереска;
Листопад(октябрь)-опадание листьев у деревьев;
Грудень(ноябрь)- от слова «груда»- мерзлая колея на дороге;
Студень (декабрь)- студено, холодно.
Семидневная неделя перешла к нам из Вавилона . Древние греки месяц делили на три декады , а римляне пользовались девятидневной неделей.Дня отдыха не существовало. Работа прекращалась только на крупные религиозные праздники .
В 10 веке с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летоисчисление , применявшееся римлянами , юлианский календарь , римские названия месяцев и семидневная неделя , но название дней недели — седмицы — остались свои.
Седмица начиналась с недели , того дня когда нет дел , это как наше современное воскресение. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница и суббота — что означает от еврейского слова «саббат» день покоя .
Народ сложил много примет о днях недели , некоторые для вас подготовили ваши одноклассники:
1) воскресение-свято;
2) понедельник — черный;
3) вторник- повторник;
4) среда- постница;
5) четверг- перечит;
6) пятница-корячится;
7) суббота- делу почин.
Или такие:
1) В понедельник чихнешь, подарок на неделю;
2) В дорогу отъезжай во вторник , либо в субботу;
3) Что Бог не даст, то в среду не прясть;
4) В понедельник , среду, пятницу никакого дела не начинай;
5) Кто в пятницу дело начнет , у того оно будет пятиться.

Летоисчисления у древних славян велось от «сотворения мира », которое произошло за 5508 лет до н. э. Год начинался , как и у римлян , 1 марта — с началом весенних работ на полях.
В 10 веке (988 г.) состоялось крещение Руси , а с ним пришел новый календарь.
В Древней Руси Новый год начинался по церковному календарю 1 марта , а по гражданскому — 1 сентября . В 1342 году митрополит Феогност , чтобы покончить с неразберихой ,отменил мартовский Новый год , оставив и для мирян только сентябрьский.
Первосентяборьское празднование Нового года включало в себя и много старообрядческих обычаев.Такие как постриги или сажание на коня.
15 декабря 1699 года , когда на Руси «числился» 7208 год от «сотворения мира » Петр Первый издал Указ, который предписывал «считать Новый год не с 1 сентября , а я с 1 января сего , 1700 года, и в знак того доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым годом ».
Закрепление :
Я предлагаю разделиться вам на команды (2-3 зависит от количества учащихся в классе).
1. Задание.
Вам необходимо выбрать капитана и придумать название и девиз.
2. Задание.
Ученикам раздается половина листа ватмана на котором им за определенное количество времени нужно изобразить эмблему своей команды.
3. Задание.
«Пантомима»
Капитан команды показывает с помощью жестов и собственного тела, не издавая никаких звуков слова на новогоднюю тематику которые ему говорит ведущий (учитель), а ребята из его команды должны отгадывать . Чья команда больше отгадает та и выиграла.
4. Задание.
«Снежки»
Ученикам выдается одинаковое количество снежков . Главная задача попасть снежком в цель , в нашем случае это обруч. У команды в чьем обруче будет наибольшее количество снежков , та команда и выиграла.
5. Задание.
«Вопрос - ответ»
Учащиеся должны дать развернутый ответ, дается время на совещание.
1. Когда отмечали новый год Древние славяне?
2. Кто издал указ о праздновании нового года 1 января?
6. Подведение итогов. Подсчет балов. Награждение всех участников внеклассного мероприятия.
Рефлексия:
Что нового вы узнали сегодня на нашем мероприятии?
Что понравилось больше, что меньше?
Как вы расцениваете свою деятельность на мероприятии?
Спасибо всем за внимание и участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"

В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

Разработка классного часа для учащихся 7 класса на тему духовно-нравственного воспитания. «Здравствуй, человек!»

Цели: а) способствовать становлению, развитию,  воспитанию нравственных качеств учащихся;           Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;    ...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Разработка классного часа для 5-6 класса в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания

Классный час — одна из самых эффективных форм воспитания, которая очень мобильна, продуктивна, разнопланова и демократична. Именно на классных часах умело построенный диалог становится тем зерно...