Этническая культура: особенности, значение, проблемы
статья по краеведению

Ивченко Дарина Сергеевна

В статье рассматривается этническая культура, раскрывается сущность данного феномена, отмечаются его особенности. Определено значение этнической культуры в жизни общества, выявлены ее проблемные стороны, которые важно учитывать при разработке стратегических направлений культурной политики того или иного государства. Отражены особенности этнической культуры России, в которой проживают многочисленные этносы. Указана роль образования в воспитании толерантности, уважения к различным этносам, в раскрытии их культурных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дурнева Д.С.

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ОСОБЕННОСТИ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье рассматривается этническая культура, раскрывается сущность данного феномена, отмечаются его особенности. Определено значение этнической культуры в жизни общества, выявлены ее проблемные стороны, которые важно учитывать при разработке стратегических направлений культурной политики того или иного государства. Отражены особенности этнической культуры России, в которой проживают многочисленные этносы. Указана роль образования в воспитании толерантности, уважения к различным этносам, в раскрытии их культурных особенностей.

 

Ключевые слова: культура, этническая культура, мультикультурная личность, полиэтничность.

Durneva D.S.

ETHNIC CULTURE: FEATURES, SIGNIFICANCE, PROBLEMS

Abstract. The article discusses ethnic culture, reveals the essence of this phenomenon, notes its features. The significance of ethnic culture in the life of society is determined, its problematic aspects are identified, which are important to consider when developing strategic directions for the cultural policy of a particular state. The features of the ethnic culture of Russia, in which numerous ethnic groups live, are reflected. The role of education in the education of tolerance, respect for various ethnic groups, in the disclosure of their cultural characteristics is indicated.

Keywords: culture, ethnic culture.

Сегодня с новой силой возникают вопросы, связанные с феноменом этнической культуры. Актуализация этнических проблем в современном мире выступает как ответ на процессы глобализации, как проявление неоднородности цивилизаций. Чем сильнее "вызовы" глобализации, тем с большей настойчивостью народы стремятся сохранить свою культуру, язык, религию и традиции. Поэтому так остро сегодня стоят проблемы национальной идентичности.

Этнос – это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований» [2]. Этническая или национальная принадлежность человека, как установлено, определяется, прежде всего, языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.

Этническая культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных определенным этносом в течение его истории на его собственной территории средствами этнического самовыражения (родной язык, родная религия). [4]

Специфическую этнокультуру каждого народа определяет комплекс различных признаков, а не отдельные её элементы. Последние, как правило, не являются оригинальными, присущими только одному какому-то этносу. Большинство таких элементов может входить в отдельные культурные комплексы разных народов. Но каждому народу присуща своеобразная и неповторимая комбинация этих культурных признаков.

В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. Известно, что в этнос является макрофактором в тех национальных государствах, в которых большее число жителей принадлежит к одному этносу. Микрофактором он будет в тех государствах, где какой-либо этнос представляет собой тесно общающиеся национальные меньшинства. В том случае, когда какой-либо этнос представляет собой интенсивно общающееся национальное меньшинство в том или ином поселении, он - микрофактор.  В России этнос – мезофактор, так как даже многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (автономные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характерные для них свойства и признаки (А. В. Мудрик).

Известно, что современное человечество многообразно по своему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей. Существующие сегодня на Земле государства полиэтничны. Согласно этому следует, что этнические проблемы являются значимыми как в политике в целом, так и в культурной политике любого государства, в том числе и России.

На современном этапе происходят существенные изменения в плане этнического состава населения того или иного государства. Миграционные процессы свидетельствуют о возникающих новых диаспорах той или иной страны, как западной Европы, так и России. В связи с этим, хотелось бы еще раз обратить внимание на значение этноса как социокультурного явления. Поскольку в современном мире возникают, и будут возникать масса проблем связанных с численным составом этнических групп в том или ином государстве, социокультурном статусе этих групп, c возможностью и способностью сохранить свою этническую идентичность, свой язык, традиции, обычаи.

Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.

Этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы – нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания. Например, пунктуальность как черта личности, имеющая высокую оценку у немцев, малозначима для испанцев и еще меньше для жителей Латинской Америки. Для русского менталитета характерны философское отношение к жизни. Важнейшими чертами русских являются такие, как человеколюбие и терпимость. Каким бы образом ни складывались исторические обстоятельства, русский народ никогда не покидали милосердие и сострадание к человеку, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающим, прийти на помощь нуждающемуся. Загадочность русского, как отмечали многие писатели и ученые, состоит не в принадлежности к русской нации, а в «состоянии души».

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений важно учитывать и осознавать его влияние на социокультурное развитие молодежи. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах обнаружилось, что во всех них стремились воспитывать одни и те же черты у детей каждого пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремления к успеху, у девочек – чувства долга, заботливости и покорности. Но существуют общества, в которых шаблоны воспитания иные, и в них мужчины и женщины ведут себя иначе [3].

Все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия состоят в том, каким образом решаются эти задачи. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и ментальные (духовные). Здесь будет уместным упомянуть об универсалиях культуры. Культурные универсалии - это традиции, обычаи, нормы, ценности, правила, свойства и прочие базовые элементы социального и культурного наследия, имеющие универсальный, всеобщий характер ― т.е. характерные для подавляющего большинства культур, вне зависимости от исторической эпохи, географического положения и социального устройства общества.

На социализацию подрастающего поколения большое влияние оказывают и ментальные особенности – духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа.

В России существует значительное количество этносов. Важным становится поддержание этносов, проживающих на территории России. Порой в одном классе обучаются ребята, относящиеся к различным этническим группам. Поэтому часто успех процесса социализации зависит от влияния на человека культуры двух или более этносов. И здесь огромное значение имеют различные межкультурные контакты и их последствия. В настоящее время, перспективы развития образовательной системы в России разбираются в контексте диалектики приобщения к мировым, российским и национально-региональным ценностям культуры. Проблемы их сбалансированности влияют на формирование многоуровневой самоидентификации: этнокультурной, личностной, гражданской, профессиональной.

Чтобы исключить у обучающихся негативные чувства, появляющиеся в процессе вхождения в новую этническую группу, в новую культуру, например, такие как дискомфорт, отверженность, снижение уверенности в себе, тревожность и другие, на наш взгляд было бы уместным включать в систему образования мероприятия, раскрывающие культурные особенности того или иного этноса, его традиции, обычаи, тем самым воспитывать толерантность, дружбу, взаимопонимание. В этом случае у обучающихся будет позитивнее проходить принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста, а также позволит не потерять в таком культурном многообразии свою этнокультурную идентичности.

На наш взгляд, возможность изучения этнокультурного многообразия вполне эффективна на занятиях по МХК, литературы, культурологии. Этнокультурное образование разбирается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. [5]

Современные реалии указывают на движение народов. Школа, принявшая беженцев, переселенцев, должна быть готова к встрече с различными проблемами человеческого плана. Успешная адаптация, благополучие прибывших школьников, их душевное здоровье зависят от умения войти в новую культурную среду. Всегда есть выбор или пойти по пути сепаратизма, или ассимиляции, или стать маргиналом, или же интегрироваться. На наш взгляд, будет правильным выбор интеграции, в этом случае индивид становится «человеком мультикультуры». Только грамотный и образованные человек будет причастен к историческому прошлому и культурной традиции. Именно такие люди будут чувствовать важность и принадлежность к народу или этносу, у такого человека будут формироваться культурные потребности, влечение к красоте, духовности, нравственности и т.д.. Так же, очень важным является осмысление и принятие другой культуры. Потому что только во взаимодействии культур проявляется важность, структура, особенности и принципы каждой отдельной культуры.

Представители разных народов и культур по-разному интерпретируют причины поведения и результаты деятельности людей. Задача учителя, преподавателя - помочь молодому поколению понять причины поведения друг друга, освоить характерные черты взаимодействующих культур. Для этого целесообразно знакомить с особенностями представителей другой культуры. В этом случае дети не отказываются от собственной культуры, чтобы стать похожими на других, а учатся видеть ситуации с точки зрения ряда этнических групп, понимать диапазон видения мира членами разных этносов. Это сложная задача, но в этом и интерес ее решения, в достижении мира, взаимопонимания, сохранения этнокультурного многообразия.

Чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы. Они называются «культурными ассимиляторами». Первые «культурные ассимиляторы» были разработаны американскими психологами в начале 60-х годов и были предназначены для американцев, взаимодействующих с арабами, греками-тайцами и др. Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами.

Задачами культурного ассимилятора являются:
1) освоение изоморфных атрибуций, т.е. способов интерпретации поведения людей представителями чужих культур;
2) переживание своих эмоциональных реакций в обстоятельствах межэтнического взаимодействия и их корректировка;
3) формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде.

К настоящему времени создано много «культурных ассимиляторов», но пока ими пользуется узкий круг лиц, к тому же нет ассимиляторов, в которых были бы учтены многонациональные субъекты взаимодействия, что особенно актуально для России. В то же время во многих регионах страны работают учителя, не имеющие опыта межкультурпого общения, четких представлений об этнических различиях между народами и уж тем более о моделях подготовки к межкультурному взаимодействию и программах типа «культурного ассимилятора».

Различные программы культурной политики российского государства направлены на поддержку различных этносов. Так, очень важным документом для рассмотрения в нашей работе является «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», на которой и базируется концепция этнической культуры и этнокультурного образования в нашей стране. Данная концепция определяет приоритет образование в политике государства и устанавливает стратегию и направление развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

В данной концепции рассматривается важность этнокультурного образования и этнической культуры на современном этапе в нашей стране, планируются и анализируются перспективы развития образовательной системы

Таким образом, изучив этническую культуру в современном пространстве, мы можем сделать следующий вывод, что затрагивая развитие этнических культур, важно учитывать, что возрождение традиций, языка, искусства этнических общностей является необходимым процессом, обеспечивающим и российской и мировой культуре многообразие и сложность. Но на практике обычно возрождение традиционных ценностей и культурных форм сопровождается нарочитой архаизацией культуры, подчеркиванием и выделением специфически-локального, противопоставляемого универсальному, намеренной консервацией элементов этнической культуры и этнического сознания, идеализацией ее наиболее консервативных элементов и форм. Именно поэтому, для подобного развития нужно объединение этнических культур под эгидой национальной культуры, как раз направленной на консолидацию всех субъектов коммуникации. При этом неповторимое своеобразие каждой из этнических культур становится условием создания «цветущей сложности» как ситуации взаимодействия и диалога.  

Литература

  1. Педагогика: педагогические теории, системы технологии. – Под редакцией С.А. Смирнова. – 4-е издание, исправленное. – М., 2001 [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/14_55501_etnicheskie-osobennosti-i-ih-rol-v-sotsializatsii.html
  2. Краткий словарь по социологии. – М., 1988. – С. 461
  3. Шибутани Т. Социальная психология. – С. 424
  4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса // - М.: Наука, 1983. - 224 с.
  5. Садохин А.П. Этнология. М., 2005. С. 153-155.
  6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» от 04 октября 2000 года № 751 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 01.04.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поурочный план 9 класс. Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения.

В 9 кл. интресная тема Машиностроительный комплекс, где изучается роль, значение, и перспективы машиностроения. В современном мире этот комплекс приобретает важную роль в жизни каждого гражданина Росс...

Возрастные особенности восьмикласников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе.

Материал для родительского собрния. Способы преодоления возрастных проблем у детей среднего и старшего школьного возраста...

Родительское собрание «Психологические возрастные особенности подростков: проблемы и пути решения» (8 класс).

Конспект мероприятия, задачи котрого:–        оказать помощь родителям в общении с подростком;–        побудить родителей задумать...

Родительское собрание «Психологические возрастные особенности подростков: проблемы и пути решения» (8 класс).

Задачи:способствовать просвещению родителей восьмиклассников;оказать помощь родителям в общении с подростком;побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка;научить н...

Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Урок № 3, 4.Тема: Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой...

Тема: Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления.

Задачи: способствовать просвещению родителей учащихся по данной проблеме; оказание помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подр...

Консультация для родителей Современные подростки - особенности воспитания. Проблемы.

Воспитание  подростка – непростой процесс, невозможный без адекватного родительского влияния. Воспитание подростков, пожалуй, является одной из самых сложных родительских задач. Это связано и с о...