Урок- игра по краеведению "Путешествие по Самарской Луке"
план-конспект занятия по краеведению (7 класс)

Ипатова Елена Владимировна

Данный урок содержит материал, который посвящен селам Самарской Луки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная  школа № 9                                                       города  Жигулёвска городского округа Жигулевск Самарской области

(ГБОУ ООШ №9)

Урок-игра «Путешествие по Самарской Луке»

Цель  урока: выявление уровня усвоения основных понятий курса краеведения.

Задачи урока:

  • образовательные: знать историю сел на территории края, флору и фауну Самарской Луки.
  • развивающие: усилить стремление к творческой деятельности по изучению, сохранению историко-природных  ценностей родного края.
  • воспитательные: пробуждать интерес и бережное отношение к историческим и природным ценностям Самарской Луки.

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

Добрый день ребята и гости нашего урока. Сегодня мы с вами собрались, чтобы совершить небольшое  путешествие по Самарской Луке.

Россия – это наша Родина – единственная для каждого человека, данная ему судьбой, завещанная ему предками.

Велика наша Родина с её необъятными просторами, зелеными лесами и полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами.

Нет ничего милей для жителей севера, чем заснеженные просторы их холодной Родины,

На юге люди любят бескрайние степи и пески пустынь,

горцы навсегда оставляют сердце в горах,

а наша Родина - Волжские просторы.

Каждый из нас может сказать:

моя Родина начинается для меня там

"... где кольцом заветным обнимает

 Волга сонный берег Жигулей.

 Нет, Волга - больше, чем река,

 Она как жизнь всесильна и извечна.

 И как любовь к России глубока,

 И как сама Россия - бесконечна "

…И с гордостью скажу родному краю:

 “Люблю и знаю, знаю и люблю

 и тем полней люблю, чем глубже знаю!”

Самарская Лука — уникальная местность, образованная излучиной самой большой европейской реки Волги в ее среднем течении. Необычность этой местности приводит к тому, что вокруг нее создается мистический фольклор, она рассматривается как средоточие необычных, аномальных явлений.

Жигули — единственный горный ландшафт на Восточно-Европейской равнине. Собственно, вершины Жигулей достаточно низки, они не превышают 374 м над уровнем моря, но в обрамлении обширных равнин воспринимаются как настоящая горная система.

Поднятие Жигулевских гор на пути древней Волги (палео-Волги) произошло в результате тектонических движений земной коры 18-20 миллионов лет назад. В результате на поверхность земли были вынесены древние отложения каменноугольного и пермского периодов. В геологическом отношении Самарская Лука представляет собой как бы остров среди более молодых отложений. Воды древней Волги, будучи не в силах пробить новый горный массив, были вынуждены течь окружным путем, в результате чего и образовался изгиб длиной около 230 км. Одной из достопримечательностей региона является урочище Жигулевские Ворота — место, где Волга за миллионы лет прорезала горную гряду.

Уникальные природные условия Самарской Луки формировались под воздействием множества факторов. Так, в конце неогенового периода с юга сюда подступило так называемое Акчагыльское море, уничтожившее флору и фауну того времени на сотни километров вокруг. Лишь Самарская Лука осталась островом среди морских вод, и благодаря этому здесь сохранились многие живые ископаемые — уникальные виды растений и животных. В четвертичном периоде к реликтам неогена добавились и реликты ледникового времени. Предпоследнее оледенение не дошло до Самарской Луки всего 300 км — сюда с севера были оттеснены многие виды, которые сейчас встречаются за сотни километров от этих мест.

Жигули — местность, которая находится на пересечении трех природных зон; здесь сформировалась уникальная и богатая биосистема. Ландшафт Самарской Луки можно подразделить на три типа. Для северной части характерен горный рельеф (собственно горы Жигули). Плато высотой 120-250 м над уровнем моря занимает большую часть Самарской Луки и на юге круто обрывается уступом (угором) высотой до 100 м (южный массив иногда называется Южными Жигулями). На юго-востоке Луки расположена низменная равнина, половина которой приходится на надпойменные террасы, половина — на сложно рассеченную озерами и протоками пойму.

На территории Луки много живописных оврагов. Так, Ширяевский овраг представляет собой огромную 35-километровую трещину; здесь располагается большое количество природных памятников. Знаменит также Яблоневый овраг (назван так из-за большого количества располагавшихся здесь яблоневых садов), Аскульский овраг (длина со всеми отвертками около 415 км).

Недра Самарской Луки изобилуют карстовыми пустотами (например, в Ширяевском овраге известны Лисьи пещеры и Большой грот). На территории Луки расположено около пятидесяти водных источников, однако ручьев и рек при этом очень мало — вода уходит в карст.                

Люди жили на территории Самарской Луки издревле, о чем свидетельствует, например, палеонтологическая стоянка в урочище Лбище (примерно в полутора километрах от одноименной пристани). Вообще же, на территории Луки располагается более сотни археологических объектов. В IV—III тысячелетиях до н. э. здесь жило население, ассоциируемое с протоиндоевропейцами. В более поздние времена прослеживаются кочевники иранского происхождения, тюрки, волжские булгары и т. д.        

К середине I тысячелетия н. э. относится появление славян (именьковская археологическая культура). Со славянами ассоциируется городище Севрюкаевское Лбище, располагающееся на крутом волжском утесе.

С племенами финно-угорского происхождения связаны городища Белая Гора у села Подгоры, Задельная Гора у села Жигули и Лысая Гора под пристанью Жигулевск.

Одним из известнейших археологических памятников региона является так называемый Муромский городок, находящийся близ села Валы, в верховьях Яблоневого оврага. Этот город Волжской Булгарии занимал территорию примерно в 150 га. Помимо прочего, здесь раскопаны остатки мечетей, медресе, кладбища с захоронениями по мусульманскому обычаю. Цветущий город был уничтожен войсками Батыя: на территории городища прослеживается мощный слой пепла (след пожарища), найдены многочисленные останки горожан, пронзенных монгольскими стрелами.

На территории Луки находится большое количество курганных захоронений. Так, на южном берегу, между селами Подгоры и Брусяны расположены могильники племен булгарского происхождения (ок. VII в. н.э.).

Самарская Лука представляла собой полуостров, относительно безопасный, труднодоступный для внезапного набега кочевников. Поэтому начиная с конца XVI века, здесь начали появляться земледельческие селения; здешний аграрный район отстоял далеко от основного ареала земледельческого населения России. В колонизации принимали участие русские, мордовские и чувашские крестьяне.

В XVII—XVIII веках приток населения на территорию Самарской Луки во многом осуществлялся за счет беглых крестьян. Жигули стали одним из центров волжской вольницы. Именно отсюда Ермак сотоварищи отправился на завоевание Сибири. Здесь же находилась база Степана Разина. Однако жигулевскому казачеству не суждено было сформироваться: этому помешало соседство государевой крепости Самары.

Необычность, уникальность Самарской Луки способствовала тому, что данная местность мифологизировалась жителями окрестных регионов. По-видимому, отголоски старинных мифологических осмыслений просматриваются в прежних названиях Жигулей: до второй половины XVIII века горы именовались Девьими, а на карте 1459 года район гор именуется Амазонией.

Как уже отмечалось, в результате естественного и искусственного карстообразования в недрах Самарской Луки сложилась обширная сеть пещер. Тема подземелья занимает одно из ключевых мест в фольклоре, связанном с данной местностью. Существуют поверья о разветвленной системе подземных ходов: например, говорят, что из пещер Монастырской горы (близ села Ширяево) подземные ходы ведут на противоположный берег Волги. Рассказы о подземельях часто привязываются к археологическим памятникам.

Легенды повествуют о сокрытии в лесах или пещерах Жигулей Степана Разина. Например, по легенде, пересказанной Д. Н. Садовниковым (1872), Степан Разин, древний старик, немало согрешивший на своем веку, до сих пор не может найти успокоения и живет в одном из жигулевских оврагов; каждую ночь его терзают демонические змеи. Смерть Разина спрятана в одном из кладов, зарытых им.

Вообще, мотив разбойничьих кладов широко распространен в волжском фольклоре. Например, рассказывают о волшебной летающей лодке Степана Разина, которая до того была перегружена драгоценностями, что не смогла подняться в воздух, и ждет своего часа в глубине гор. В другой самарской легенде говорится о волшебной трубке Степана Разина — трубка зарыта глубоко под горой, и эту гору можно узнать по дымку, который курится над ней.

Об истории создания Жигулевских гор говорит легенда "Каменный молодец"

Своенравна, как все красавицы, горда и вольнолюбива Волга.

Всем, казалось бы, взял Молодец. И ростом не обижен - зеленой шапкой до неба дотянулся. И силушкой не обойден - сколько бурь не проносилось над ним, выстоял, сколько молний не обжигало его каменную грудь, все окалиной к ногам ссыпались. А уж о верности и говорить нечего - от зари до зари готов был глядеться Молодец в светлые очи Волги.

Но не люб он был красавице. Уж больно молчалив: веками словечка не обмолвит. Да и на подъем тяжел: столетьями стоит не шелохнется.

То ли дело - седовласый Каспий! И мудр, и велеречив, и нравом не по возрасту пылок. Лишь ветром жарким пахнет на него пустыня, тотчас заколышется, забурлит, разгуляется - ни одному молодцу с ним не потягаться. Седыми космами по тучам хлестнет - и на сотни верст содрогаются берега от гула, грохота и клокотания.

Плывут ли над Волгой пушистые облака, звезды ль в бездонные ее воды смотрятся - все грезит красавица о встрече с могучим Каспием.

И решилась однажды Волга: кинулась навстречу Каспию через леса и долины. Увидел это могучий Молодец и, объятый ревнивой яростью, двинулся наперерез красавице с верной своей дружиной. Тяжко пришлось Молодцу, за века крепко прирос он к месту. Шаг ступит - скалы с плеч рушатся, еще раз переступит - земля окрест трещинами идет, холмами высборяется.

И все же успел детинушка: преградил он дорогу Волге каменной своей грудью. Разбурлилась, вспенилась Волга, но видит - не пробиться ей силушкой, не вырваться из плена. Приласкалась тогда обманщица к великану, речами, сладко журчащими, усыпила его со дружиною и кошачьей неслышной поступью, круто обогнув спящих, убежала-таки к далекому Каспию.

Много веков минуло с той поры. Обратился в Молодецкий курган крепко уснувший Молодец, лесом поросла его очарованная дружина. Вечен сон их, навеянный немолчным журчанием Волги.

Так вот и появились на свет Жигули...

Так сложилось, что на Самарской Луке формировались селения.  Каждое село имеет свою историю. Давайте остановимся в некоторых из них.

(демонстрация слайдов, выступления учащихся)

Тексты докладов

БОЛЬШАЯ РЯЗАНЬ

История села Большая Рязань связана с именем Степана Разина. В заросшем густом лесом Поповом овраге расположен укрепленный валами "Городок Степана Разина", на живописном берегу Волги - грот "Пещера Степана Разина", а в селе при входе в помещение музея истории сел Ставропольского района встречает посетителей корневая скульптура "Голова Степана Разина".

Прямо через дорогу от музея находится храм во имя Введения во храм Прясвятой Богородицы. Деревянный храм, построенный в 1792 году, был закрыт в 1929 году. Новый храм, сооруженный в 2002 году из дерева в традициях русского зодчества.

От храма, спускаясь по асфальтовой дороге мимо сельского клуба и администрации волости, можно посетить родники: "Малый" и "Большой".

Вода "малого" источника исцеляет болезни рук и ног, кожные заболевания , а вода "большого" источника имеет особую благодать исцеляет больных от рака ( подобный источник имеется только в Иерусалиме ). "Малый" носит имя святых преподобных Киево-Печерских Антония и Феодосии. С древних времен использовался жителями не только как источник пресной воды, но и как место, где совершались водосвятные молебны. "Большой" после полувекового забвения был восстановлен в течении нескольких летних сезонов. На нем соорудили часовню и поставили икону Богородицы "Всецарицы". На территории родников находится купальня.

СЕЛО ЕРМАКОВО

Под огромным крестом, что возвышается на крутом берегу Самарской Луки, покоится прах нашего земляка потомственного дворянина, героя России Алексея Люпова.

…Лет семьдесят-восемьдесят назад об этом торжественно-мрачном черном кресте с часовней на высоком берегу Волги в двух километрах от старинного села Ермаково не знал практически никто. Ну, стоит и стоит себе огромный черный крест, далеко видный над рекой. Кто здесь похоронен и похоронен ли вообще — такие вопросы официально краеведами не поднимались. А неофициальных сведений и подавно не было. Похоже, что часовня поставлена до революции, поскольку после нее часовен вовсе не ставили.

А похоронен там герой Порт-Артура, ученый, изобретатель, наш земляк, потомственный дворянин. Родился он в 1872 году именно в Ставрополе. Родители дали сыну блестящее столичное военное образование. В 22 года стал кадровым офицером и был послан на службу в Порт-Артур, где служил в чине поручика крепостной артиллерии.

Первую свою награду, Георгиевский крест, Люпов получил за исключительную храбрость и грамотное военное руководство при штурме крепости Бейтен в Китайской войне. Интересно, что более высокой награды Люпову не полагалось по чину. Однако командования Франции и Германии, проигнорировав невысокий чин Люпова, наградили его национальными орденами. Вероятно, поэтому и российские власти в порядке исключения в обход табели о рангах наградили нашего земляка одним из самых престижных орденов — Равноапостольнольного князя Владимира четвертой степени с мечами и красно-черным бантом. Девизом этого ордена были слова «Польза, честь и слава». К слову, таким же орденом был награжден и известный позднее реформатор Петр Столыпин.

В Порт-Артуре года за три-четыре до начала русско-японской войны уже тридцатилетний тогда офицер Алексей Люпов увлеченно и самозабвенно занимался строительством военных укреплений. Похоже, это сугубо мирное занятие захватило его куда более батальных наук. Именно в это время у него были отмечены изобретательские способности, так ярко проявившиеся потом, в мирной жизни.

О том, как жил последние четыре года своей жизни этот удивительно разносторонний и талантливый человек, можно судить по тому факту, что с 1908 по 1911 год в Министерстве промышленности и торговли им запатентовано 15 изобретений из области авиации, медицины и астрономии.

Именно в это время еще один кавалер ордена Святого Владимира Петр Столыпин пытается провести аграрную реформу с целью стимулировать частное предпринимательство крестьян. «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия», — говорил Столыпин о набирающем силу революционном брожении. И Люпову были близки его взгляды на развитие общества. Отставной штабс-капитан решает обосноваться на родине, в Жигулях, занявшись хуторским хозяйством.

1911 год становится последним годом жизни для 38-летнего Алексея Николаевича Люпова. Именно в этом году он покупает на Самарской Луке у села Ермаково десятину земли. «Приступает к строительству дома, планирует построить здесь небольшой сахарный завод. Своими руками он копает землю под фундамент, договаривается о материалах. Живет как простой мастеровой. Чтобы быть ближе к месту работы, часто ночует в конторке пристани „Купеческое общество“. Алексей Николаевич увлечен работой. Ему кажется, что можно не думать о социальных бурях. Бывалому вояке, не раз видевшему жестокости военных баталий, брожение в умах людей кажется бурей в стакане воды…»

По некоторым сведениям, Люпов намеревался построить в здешних местах стекольный завод, поскольку рядом пролегали овраги с подходящими по качеству песчаниками.

1 сентября 1911 года — за несколько дней до Дня кавалеров ордена Святого Владимира — в Киеве террорист-революционер смертельно ранит Петра Столыпина. Орден, как раз бывший на нем и принявший пулю, не спас его, а лишь оттянул кончину на несколько дней.

А сразу же после Дня орденоносцев Святого Владимира, в ночь на 25 сентября, двое братьев из Ермакова напали на спавшего на пристани Люпова. Потом на теле убитого насчитали аж 9 глубоких ран от топора. Били по голове, по ребрам, не оставляя никаких шансов выжить. За что? Теперь это вряд ли кто узнает. Лично мне доводилось слышать версию, будто темные братья-разбойники охотились за неким чудодейственным талисманом, якобы привезенным Люповым из дальних стран и приносившим ему богатство. Вот будто бы на тот талисман обзавидовались и… Ничего, естественно, не нашли.

Оплакали и похоронили Алексея Николаевича родственники. Они и поставили в складчину часовню и огромный крест на месте его гибели. Крест, кстати, не гниет, не рушится, не поддаваясь ни воде, ни ветрам, ни времени.

СЕЛО АСКУЛЫ

  "Село старинное. Есть у нас даже подозрение, что оно старше Самары. Почему? Колонизация этих мест шла отсюда, со стороны Москвы. Места эти были заселены беглыми. Два пласта поселенцев: казаки и старообрядцы, мы их кулугурами называли. До Екатерины Второй эти земли никому не принадлежали, все были сами себе хозяева. И только Екатерина стала закабалять, подарила эти земли графу Орлову..."

Относительно этимологии слова "Аскулы" существует несколько версий. Одни исследователи утверждают, что происходит оно от тюркского "нижнее озеро", другие - от чувашского "большой город", а третьи возводят его к некоему народу асам, входившим в состав половецкой орды. По мнению некоторых местных жителей, село получило своё имя в честь человека по фамилии Аскулинов, но кто он был и чем знаменит, доподлинно выяснить так и не удалось.

На некоторых старых, дореволюционных ещё картах село Аскулы, расположенное в самом центре Самарской Луки, обозначено под иным именем, которое до сих пор помнят нынешние старожилы - Богородское (по названию церкви Казанской Божьей Матери, стоявшей здесь до тридцатых годов). В двойном названии этом - тихая, радостная святость Богородского и языческое, лесное, даже какое-то нездешнее звучание - Аскулы - отражается сама двойственность этого места, породившего жутковатые байки о шишигах и оборотнях и природную незлобивую праведность местных жителей, двойственность Жигулей, в народном сознании существовавших всегда - между старцем и разбойником, между ангелом и бесом...

Встретить шишигу можно в овраге между Аскулами и Сосновым Солонцом, где они частенько выходят навстречу припозднившимся путникам; выглядит она, по словам Татьяны Ефимовны, как высокая толстая женщина с волосами до пят. "Песни поют, да не разобрать какие, вроде бы гармонь слышится...".

  До 1910-12 года Аскулы были волостным центром с населением более тысячи человек. Здесь, в самом центре Самарской Луки, на перекрёстке нескольких дорог, проходила крупнейшая в этих краях ярмарка, куда съезжались со всех жигулёвских сёл.

  Вдоль базарной площади стояли склады купца Чукина (то ли Андрея, то ли Андреича, как пытались вспомнить его имя старожилы), того самого, которому принадлежал кирпичный двухэтажный дом. На первом этаже держал небольшой магазин, на втором - жил, вдвоём с сестрой, одинокой, как и он сам. Жил местный богач по нынешним меркам скромно, в чём мы смогли убедиться, взобравшись по остаткам магазинных полок и торчащим балкам на второй этаж: три комнаты с остатками неброской лепнины на потолке и большими светлыми окнами, откуда открывается живописный вид на всё село и окрестные леса и овраги. За домом когда-то был сад; Евдокия Ефимовна вспоминала, как сестра Чукина, выйдя к воротам, частенько выносила им, детям, полный фартук яблок. А варенье варили - так все ребятишки выстраивались в очередь с ломтями хлеба - за пенками... Когда Чукин, раскулаченный в тридцатые годы, сгинул где-то в недрах ГУЛАГа, его сестра ещё долго жила в селе - в каждом доме почитали за честь приютить её у себя.

Один из праздников, который в Аскулах до сих пор отмечают сообща и церковные православные, и старообрядцы, - Михайлов день, престольный праздник церкви, стоявшей раньше на пригорке напротив Чукина дома. Хотя сама церковь была освящена во имя Казанской Божьей Матери, один из её приделов посвящался архангелу Михаилу. Когда-то в овраге, разделяющем на две части Аскулы, произошло необычайное событие: кто-то из местных жителей нашёл на дне оврага образ Казанской, принёс в храм, но икона трижды чудесным образом возвращалась на прежнее место, пока на месте её обретения не поставили часовенку. Там же, в овраге, делали запруду, а зимой вырубали крест изо льда и купались там на Крещение. А как начинались когда-то рождественские церковные службы! До Самары по прямой здесь около двадцати километров, и зимой в тихую погоду было слышно, как бьют колокола на Петропавловском соборе. Ударил самарский колокол - значит, пора начинать службу, ведь часов в те времена в селе не было даже у священника...

  ...Что-то есть особенное, таинственное в местах, подобных Аскулам: сначала они невольно вызывают смутный трепет и отторжение, как неуютным кажется брошенный дом - словно тело, покинутое душой. Нужно время, чтобы стать чуточку своим там, где среди огородов, заросших бурьяном, в дурманном мареве болиголова, столбами стоит ветхая старина; чтобы, прикоснувшись ладонью к посеребрённому годами дереву старого сруба, ощутить тепло рук живших здесь людей. Чтобы время, застывшее здесь с незапамятных времён, стало постепенно отдавать свои тайны...

Здесь нет магазинов и больниц, нет школы и собеса, нет ни телевизора, ни тюрьмы. Но есть выстроенная собственными руками церковь и часовенка, обустроен чудотворный источник, а вокруг – только солнце, простор и такая благодать, что душа, кажется, напрямую говорит с Господом. Это остров прежней жизни России – тихой, многотрудной и вдумчивой – той, которой жили наши предки сотни лет назад: ели только выращенное своими руками, лечились тем, что растет на земле, и не жаловались ни на сердце, ни на изжогу, ни на депрессию.

– Здесь чудес много, – задумчиво говорит отец Иов. – В миру мы их не замечаем. В прошлом году лето было жарким. Воды в колодцах было по чуть-чуть, на самом дне. А святой источник, где трижды в 1785 году была явлена икона Пресвятой Богородицы, неглубокий – всего-то 2,5 метра в глубину – все лето простоял полный. Рядом с ним колодец глубиной в 19 метров – так тот стоит сухой. Разве это не чудо?

СЕЛО ЗОЛЬНОЕ

Зо́льное — посёлок (до 2004 — посёлок городского типа), входящий в состав городского округа Жигулёвск Самарской области. Поселок образован в середине XX века в результате обнаружения месторождения нефти в Жигулёвских горах.

         Дорога на Зольное проходит мимо села Бахилова Поляна. Появилось оно примерно в XVII веке как место временного жилья охотников, добытчиков известняка, пасечников и бакенщиков.

         Красивые здесь места! Справа от асфальтированной дороги-серпантина – практически отвесные скалистые склоны Малой Бахиловой и Мешаной гор, на которых – это в мае-то! – кое-где еще лежит грязный подтаявший снег. Слева – живописный заросший лесом овраг. Говорят, что здесь еще можно увидеть реликтовую растительность: остепненные березняки, древние осокововолосистые липняки, а также разнообразные папоротники. Да и зверье пока не перевелось: лисы, зайцы, лоси, кабаны встречаются, а еще – гадюки, узорчатые полозы и прыткие ящерицы.

 В поселках этой части Самарской Луки, за исключением Ширяево, никогда не было церквей. Ведь построены они были в 40-50-х годах прошлого века как рабочие поселки, селения ссыльных. В Зольном, Солнечной Поляне работали поволжские немцы – «трудармейцы». Первые из них были доставлены в Зольное в самом начале войны. До весны 1943 года они вытаскивали затонувшие на Волге плоты, рубили лес. Затем их перебросили на строительство нефтепровода «Зольное-Сызрань», а в 1945-1946 годах начали строить жилые бараки, клуб, столовую в Зольном и Солнечной поляне.

СЕЛО ШИРЯЕВО

Популярная достопримечательность Ширяево – это окрестная природа, для встречи с которой достаточно просто выйти из села в любую сторону. Прямо – Волга, слева – Попова гора, справа – Монастырская, в противоположную сторону от Волги идет дорога в Каменную Чашу. Но если до основных природных «брендов» Ширяево, которыми всегда были гора Стрельная и урочище Каменная Чаша, пешком добираться довольно долго, то штольни вполне доступны. Как мы уже рассказывали, они были пробиты в начале XX века для добычи высококачественного известняка и имеют вид аккуратных квадратов. Ширяевские штольни – это семь систем, удаленных друг от друга на расстояние от 100 до 2000 метров, которые между собой не сообщаются. Большая часть штолен представляет собой лабиринт пересекающихся галерей протяженностью до трехсот метров и высоты такой, что мог бы проехать двухэтажный автобус. Температура воздуха внутри штолен зимой и летом одинаковая – +10оС.

Ширяевские известняки – одни из самых древних в Поволжье, им более 300 миллионов лет. Со штольнями, кстати, связан и особый туристический фольклор типа баек о призраках «пленного немца», «черного альпиниста» или «белого спелеолога» – привидениях, которые якобы обитают в пещерах и пугают тех, кто решится заночевать поблизости в палатке.

В ширяевских штольнях находится еще и самая большая в Европе зимовка летучих мышей. Летом вы их не увидите – они разлетаются по окрестным лесам, ночуют в дуплах, на чердаках деревенских домов. А зимой собираются в штольнях в одну большую кучу и засыпают

Каждый нечетный год здесь проходит «Ширяевская биеналле» – художественная акция, съезжаются на которую авторы не только со всей нашей страны, но даже из дальнего зарубежья.

Альпинистов же неизменно влечет к себе гора Верблюд, которая находится за Ширяево, если пройти километра четыре вдоль Волги. Расположена она в урочище Козьи Рожки, а Верблюдом называется потому, что в определенном ракурсе напоминает голову этого животного. Основанием горы стали огромные замшелые плиты известняка, а ее недра изрезаны подземными галереями с сохранившимися рельсовыми путями, по которым в начале прошлого века толкали тачки с известковым камнем. С вершины горы Верблюд открывается великолепная панорама окрестностей и противоположного берега Волги – вид на знаменитые Жигулевские ворота и Сокольи горы, на место впадения в Волгу реки Сок и вершину Царева кургана…

Благодаря своей природной, исторической и культурной привлекательности Ширяево постепенно становится идеальным образцом туристического «объекта».

ЗЕМЛЯ ШЕЛЕХ  (гора Ош-Пандо-Нерь)

В словаре Даля дано такое определение слова «шелех»: «Неходячая монетка, бляшка, как игрушка, или для счету, или на монисто, или в память чего». Очень может быть, что именно от обозначения таких «монеток» или монист, которыми украшали себя мордовки-мокшанки, и пошло название территории у села Шелехметь в южной части Самарской Луки. Есть и другая версия: «шелех» значит «шуршание, шелест» – так шумит листва в Шелехметских горах. На одной из них, под названием Ош-Пандо-Нерь, и жила когда-то, согласно местным легендам, царица Шелех.

С вершины Ош-Пандо-Нерь открывается вид на Большое Шелехметское озеро и окрестности. А когда-то, примерно тринадцать столетий назад, на этой вершине была крепость, защищенная рвом, валом и частоколом – убежище на случай вражеского нападения.

Название горы Ош-Пандо-Нерь по происхождению связано с древнемордовским языком и образовано от слов «ош» – город, городище; «пандо» – гора; «нерь» – клюв, острие (в данном случае мыс, острог). Стало быть, Ош-Пандо-Нерь можно перевести как «Город горного мыса».

Примерно в V-VI веках нашей эры, еще до прихода на Самарскую Луку прабулгар, здесь жили племена так называемой именьковской культуры. Говорят, что это могли быть славяне, которые пришли сюда с Буга и Днепра. Но зачем пришли, куда потом делись и действительно ли славяне это были – никто точно не знает. У подножия горы археологи обнаружили в свое время остатки древнего поселения. Выяснилось, что когда-то здесь произошла катастрофа: деревня была полностью сожжена, остались следы огромного пожарища. Было найдено много железных и бронзовых украшений, наконечников стрел, ножей, височных колец – символов солнца. Уцелели ли тогда защитники крепости наверху горы – неизвестно…

Жители окрестных сел рассказывают немало легенд о горной крепости. Например, о том, что у обитателей городища будто бы имелась целая сеть подземных переходов, которые выходили к воде и пристаням. Так ли это, трудно сказать. Возможно, пищу подобным легендам дает пещера на горе, вход в которую теперь завален камнями. Шелехметские старожилы уверяют, что еще в 50-е годы был на вершине горы некий колодец, ведущий в большую пещеру с подземным озером. Потом приехали какие-то люди на машинах, что-то долго вымеряли и под предлогом, что здесь будут строить мост, колодец взорвали. Теперь нет ни пещеры, ни колодца, ни моста. Что это были за люди и кто конкретно давал распоряжения на взрыв, неизвестно. Но очень похоже, что большой валун примерно на середине подъема как раз и закрывает тот самый вход…

Однако самая известная здешняя легенда, точнее – эпос, связана с жившей на вершине горы мордовской царицей Шелех. Легенда небольшая, приведем ее полностью: «В давние времена на горе Ош-Пандо-Нерь жила мордовская царица по прозвищу Шелех, по имени Анка. Сначала подданные обращались к ней Анка-потяй. Потяй означает «сестра». Так называла мордва старших. Когда царица стала старой, ее стали звать Шелех-мать. С тех пор эти места и село у горы зовутся Шелехметь».

СЕЛО ЖИГУЛИ

Село Жигули (старые названия Жегулиха, хутор Жигулевский) основано в 1660 году. Село расположено в живописном месте у подножия Жигулевских гор, недалеко от Волги.

Предположительно названо по прозвищу Семёна Григорьевича Жегуля, переселенца из Великого Устюга. Относилось к Усольской вотчине Савво-Сторожевого монастыря до 1701 года.

Вошло в состав имения графа И. Г. Орлова. Являлось волостным селом.

Имелись аптека, две паровых, одна ветряная мельница, 4 бакалейных лавки, ровяной склад. В селе размещался Жигулевский хутор Жигулёвско-Приволжского имения Орловых-Давыдовых со штатом в 47 человек и Главная контора по управлению имением и делами. Имение специализировалось на торговле лесов, разведении племенных лошадей, зерновом хозяйстве.

«Дикие скалы выдвигаются из черных гущ девственного леса. Вот серая скала, как башня разрушенного укрепления. На вершине башни вместо зубцов — мрачный лес. Чёрною щетиною встал он там, и светится из его таинственного мрака какой-то огонёк.

         ...Ближе и ближе башня... Глаза различают чёрные впадины, как фантастические бойницы, где гнездятся коршуны и беркуты. Зорко выглядывает оттуда крупный хищник: не шевелится ли внизу живая добыча...» - таким увидел заповедные Жигули в конце XIX века В.И. Немирович-Данченко.

 «Вряд ли во всей Средней России найдется более интересная для натуралиста местность, чем Жигули, - писал академик В.Н. Сукачев. - С ними в этом отношении могут конкурировать разве только такие горные окраинные местности, как Крым и Кавказ».

 Дивной красоты леса и горы Жигули, издревле заселенные человеком, в свое время стали местом легендарным. Местом лихой вольницы, приютом для людей непокорных, отчаянно смелых.

 Как не вспомнить слова нашего волжского симбирского поэта Д.Н. Садовникова, много изучавшего устное народное творчество на Волге в Жигулях:

 «Под шапкой утренних туманов молчат сосновые леса

Про удальство и чудеса давно погибших атаманов»...

Накрепко связаны Волга и Жигули с именем Степана Разина. Вот одна из легенд о нём и о Молодецком кургане, пересказал которую известный, ныне покойный, краевед М.А. Емельянов в книге «Самарская Лука и Жигули»:

 «Тяжело раненый в боях под Симбирском на простой рыбацкой лодке плыл Разин вниз по Волге.

 Это что за место? - спросил он слабым голосом.

 Жигулёвские горы, - ответили товарищи.

 И понял Разин, что последний раз видит он Жигули. И просит он товарищей остановить лодку, а его самого проводить на дорогу, которая ведет на курган. Вынесли люди на руках раненого Разина на берег - на ту дорогу, по которой можно подняться на курган. Тяжело атаману. Слабой рукой он вынимает из кармана дорогой подарок - золотую трубку. Эта трубка была неразлучной спутницей во всех ратных походах.

 - Вот, братцы, эту трубку я хочу схоронить в этих горах. Кто эту трубку найдет, тот после моей смерти будет продолжать наше дело!

 И зарыл он трубку в землю недалеко от дороги... Простился в последний раз

 Степан Разин с курганом. Поплыл домой — на славный тихий Дон.

 Когда лодка отошла от берега, видно было, как над горами поднялся синий дымок - это курилась трубка Степана Разина».

 Где-то здесь, на затопленном теперь усинско-волжском берегу около Усинского и недалеко от Молодецкого кургана, возникло во второй половине XVII века небольшое селеньице Старая Жигулиха.

Не только у сёл интересная история. Горы тоже не менее интересны.

Обычно названия дают тем горам, которые имеют интересную историю, связаны с историческими событиями. Давайте проверим: как вы знаете Жигулевские горы?

 На листочке предложены по 3 утверждения о различных   Жигулевских горах, каждой команде предлагается выбрать утверждения только об одной горе. За каждое правильно найденное утверждение – 1 балл, максимум – 3 балла.

Вам предлагаются фотографии следующих гор:

гора Могутовая, Усинский курган (гора Лепёшка), Молодецкий курган, гора Верблюд, гора Стрельная, гора Серная

Выберите 3 утверждения, которые относятся к ____________________________

(Выпишите номера на отдельный лист)

1. В названии этой горы лежит значение – могучий, большой, крепкий, что обусловлено размерами горы. На 250 метров возвышается она над Волгой.

2.  Название эта  гора получила за свою плоскую вершину.

3. Эта гора находится недалеко от села Ширяево, используется для тренировок альпинистами.

4. Северный склон этой горы  омывает Волга, с запада и востока от других гор её отделяют Отважинская и Морквашинская долины. Говорят, что её видно со всех улиц центральной части города Жигулёвска

5. С этой горы на западе Самарской Луки начинается 75 – километровая гряда Жигулёвских гор.

6. Эта гора находится на территории Жигулёвского заповедника, недалеко от посёлка Зольное.

7. Эта гора поднимается над уровнем Волги на 250 метров, почти полностью покрыта лесом, с неё хорошо видно село Гаврилова Поляна

8. Со стороны Волги гора сохранила свою красоту, а южная половина горы разрушена карьерами, где и сейчас продолжается добыча известняка.

9. Один из склонов горы покрыт лесом, другой – каменистой степью, где неграмотные туристы любят выкладывать из камней свои имена. Это самая известная гора Самарской Луки.

10. Совершенно отвесно на 60 метров поднимается эта гора над Усинским заливом и тянется непрерывной стеной полкилометра

11. Здесь в эпоху Петра 1 добывали полезное ископаемое для приготовления военных припасов, за это гора и получила своё название.

12. С этой горы хорошо виден Молодецкий курган.

13. Эта гора названа так потому, что  её вершина напоминала голову  животного, никогда здесь не жившего.

14. Это самая высокая вершина Жигулёвских гор, её высота 375 метров

15. У подножия этой горы  множество глиняных черепков от кувшинов, в которых выплавляли полезное ископаемое, там добываемое

16. На этой горе в 19- 20 веках добывали известняк, отчего образовались штольни.

17. Название  этой горы теснейшим образом связано с Русской вольницей Степана Разина, на ней был наблюдательный пункт

18. У подножия этой горы ежегодно проводился туристический слёт им. Ю. Захарова

Правильные ответы

1. Гора Могутовая

1. В названии этой горы лежит значение – могучий, большой, крепкий, что обусловлено размерами горы. На 250 метров возвышается она над Волгой.

4. Северный ее склон омывает Волга, с запада и востока от других гор ее отделяют Отважинская и Морквашинская долины, говорят, что ее видно со всех улиц центральной части города Жигулевска

8. Со стороны Волги гора сохранила свою красоту, а южная половина горы разрушена карьерами, где продолжается добыча известняка.

2. Усинский курган или гора Лепешка

2.  Название эта  гора получила за свою плоскую вершину.

10. Совершенно отвесно на 60 метров поднимается эта гора над Усинским заливом и тянется непрерывной стеной полкилометра

12. С этой горы хорошо виден Молодецкий курган.

3. Молодецкий курган

5. С этой горы на западе Самарской Луки начинается 75 – километровая гряда Жигулевских гор.

9. Один из склонов горы покрыт лесом, другой – каменистой степью, где неграмотные туристы любят выкладывать из камней свои имена. Это самая известная гора Самарской Луки.

18. У подножия этой горы ежегодно проводился туристический слет им. Ю. Захарова

4. Гора Верблюд

3. Эта гора находится недалеко от села Ширяево, используется для тренировок альпинистами.

13. Эта гора названа так потому, что  ее вершина напоминала голову  животного, никогда здесь не жившего.

16. На этой горе в 19- 20 веках добывали известняк, отчего образовались штольни.  

5. Гора Стрельная

6. Эта гора находится на территории Жигулевского заповедника, недалеко от поселка Зольное.

14. Это самая высокая вершина Жигулевских гор, ее высота 375 метров

17. Название  этой горы теснейшим образом связано с Русской вольницей Степана Разина, на ней был наблюдательный пункт

6. Серная гора

7. Эта гора поднимается над уровнем Волги на 250 метров, почти полностью покрыта лесом, с нее хорошо видно село Гаврилова Поляна

11. Здесь в эпоху Петра 1 добывали полезное ископаемое для приготовления военных припасов, за это гора и получила свое название.

15. У подножия этой горы  множество глиняных черепков от кувшинов, в которых выплавляли полезное ископаемое, там добываемое

А теперь давайте проверим ваши знания.  Для этого проведём игру «Что ты знаешь о Самарской Луке?». Игра представлена мультимедийной презентацией. В игре 5 категорий по 6 вопросов. Каждый вопрос имеет определённую стоимость, чем сложнее, тем выше его стоимость.

Класс разбивается на 3 команды (по рядам). Каждая команда по очереди выбирает категорию и стоимость вопроса. При правильном ответе команда получает «лукашек» со стоимостью вопроса, в случае неправильного ответа возможность ответить предоставляется другим командам. В ходе игры каждая команда набирает определённое количество баллов. Участники, набравшие наибольшее количество баллов являются лучшими знатоками родного края.

(демонстрация игры)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Категории впросов Растения 100 200 300 400 500 600 Животные 100 200 300 400 500 600 Легенда гласит 100 200 300 400 500 600 Немного о разном 100 200 300 400 500 600 Кто это? 100 200 300 400 500 600

Слайд 2

На Самарской Луке существует очень известный маршрут, называемый «Жигулевской кругосветкой»

Слайд 3

В этом селе были обнаружены запасы твердого песчаника, из которого до революции делали точильные бруски, их продавали даже за границу. Брусяны

Слайд 4

Остатки этого крупного средневекового мусульманского города Волжской Булгарии, существовавшего в Х—XII вв. на Самарской Луке, свидетельствуют о том, что он не уступал по размерам домонгольскому Киеву Муромский городок

Слайд 5

Он с берегов Самарской Луки ушел в свой поход в Сибирь на хана Кучума Ермак Тимофеевич

Слайд 6

Это одно из самых старых сел на Самарской Луке. В 1556 году Иван Грозный предполагал построить здесь город, но в это время шла ливонская война и помешала этому. Село основано около 1680 года. Именно здесь переволакивали суда по суше, чтобы сократить путь вокруг Самарской Луки на 220 км. Переволоки

Слайд 7

Что является причиной исчезновения Жигулёской вольницы? Появление пароходов

Слайд 8

Жила у подножия Молодецкого кургана старуха Жигулиха, а неподалеку жили казаки. Жигулиха - сварливая была старуха. Она много раз теряла терпение, подзатыльники да пинки раздавала, казаки Жигулиху пуще врага боялись. Однажды пристали к берегу челны, да попытались селение казаков разорить. Была жестокая битва, много жизней оборвалось, и не было видно ей конца. Жигулиха сильно рассердилась, достала щит да меч и сама в бой отправилась. Старуха всем по заслугам надавала. А как закончилось сражение, собрала Жигулиха свое семейство и ушла от берега на 5 верст. Там и село новое выросло, а на месте сражения у берега кости валяются, да в тихую погоду слышно, как брюзжит старая Жигулиха. Как называется это село? Жигули

Слайд 9

Жили когда – то давно Иван и Груня. Полюбили они друг друга. Но отец Груни противился этой любви – беден был Иван. Однажды ушел Иван в Жигули к казакам. Не выдержала девушка, убежала из дома к любимому. Отец девушки собрал людей и пошли они вызволять его дочь. Окружили Ивана и Груню. Спасаясь от погони, забрались они на высокий курган. Во время погони смертельно ранили Ивана, он решил не сдаваться и прыгнул в Волгу со скалы. Побежала Груня вниз по кургану, но не успела – мелькнула волнах рубашка Ивана, и пошел он ко дну. Девушка тоже бросилась со скалы. С тех пор курган и небольшую скалу, прижавшуюся к нему, называют ………. Молодецкий курган и Девья гора

Слайд 10

В старые времена шел царь Иван Грозный со своим большим войском. Остановились они на ночевку в Жигулевских горах на левом берегу Волги. Захотел тут царь посчитать, сколько же у него воинов в войске, захотелось ему оставить память здесь о своей великой силе. Приказал он тогда каждому воину бросить в одном месте по шапке земли. И так много было воинов, что образовался курган. И стали звать его … Царев курган

Слайд 11

У Степана Разина в войске атаман Шелудяк служил. И вот пришли в Жигули царские войска, битва была долгая. Не сдавался атаман, вот уже окружили его враги. Влез Шелудяк на скалу. Солдаты за ним. Не захотел атаман сдаваться, бросился вниз со скалы. Тут раздвинулись камни, и попал Шелудяк к Хозяйке гор. Долго жил атаман в подземелье, но не радовала его каменная неволя. Погиб он от тоски, без свободы. С тех пор Хозяйка гор Жигулевских плачет, и слезы ее и по сей день текут. Как называется этот утес, и место, где слезы Хозяйки гор Жигулевских вытекают на поверхность? Утес Шелудяк и Каменная Чаша

Слайд 12

В давние времена, на горе Ош – Пандо – Нерь жила мордовская царица по прозвищу Шелех, по имени Анка со своими подданными. Когда царица молодая была, обращались они к ней «Анка – потяй». Потяй – означает «сестра». Так называла люди мордовской национальности старших. Когда царица состарилась, к ее прозвищу уважительно стали добавлять слово «мать». С тех пор эти места и село у горы зовется … Шелехметь

Слайд 13

Жили когда – то на Самарской Луке два брата. Дружно братья жили, помогали друг другу во всем. И вот случилось так, что полюбили они одну девушку. Стали они из-за этого ссориться. Каждый поклялся, что скорее обратится в камень, чем уступит девушку брату. Никто не хотел уступать другому, и так сильно их вражда зашла, что сбылось роковое заклятье – превратились братья в камень, и утес этот с тех пор так и называется: … Два Брата

Слайд 14

По преданию, он хотел прорыть из пещеры подземный ход через Самарскую луку, чтобы внезапно нападать на купеческие караваны. Степан Разин

Слайд 15

Песня в его исполнении прославила наш край далеко за границей . Шаляпин Ф.И.

Слайд 16

В своем дневнике он писал: Первый же мой рисунок с группы детей на берегу окончился скандалом. Дети были довольны, получив по пятачку за свое смирное сидение, но сбежавшиеся матери пришли в ужас; они поколотили детей и заставили их бросить деньги, и только отпетые бурлаки соглашались позировать за полкварты. Илья Репин

Слайд 17

Р усский поэт серебряного века, родился в Ширяеве и стал известен под соответствующим псевдонимом. Родному селу посвятил такие строки: В междугорье залегло В Жигулях моё село. Рядом Волга… плещет, льнёт, Про бывалое поёт… Супротив Царёв Курган - Память сделал царь Иван… А кругом простор такой, Глянешь — станешь сам не свой. Всё б на тот простор глядел, Вместе с Волгой песни пел! Александр Ширяевец (Абрамов)

Слайд 18

Первые флористические и фаунистические исследования на Самарской Луке провели в XVIII в. - назовите фамилии. Петер Симон Паллас и Иван Иванович Лепехин

Слайд 19

Адам Олеарий — известный немецкий путешественник и учёный. Кто ещё в XVII веке воспел красоту Жигулёвских гор?

Слайд 20

В начале 20 века охотником был убит последний экземпляр этого крупного хищника, с тех пор здесь они не водятся. Медведь

Слайд 21

Развитие личинок этого жука происходит только в мёртвой древесине — живые, но заболевшие, деревья они не заселяют. Питаясь мёртвой древесиной, они способствуют разложению древесных остатков и играют определенную роль в процессах почвообразования. Жук-олень

Слайд 22

Эта бабочка названа шведским натуралистом Карлом Линнеем в честь врача-хирурга, сына Асклепия и Эпионы, принимавшего участие в походе греков на Трою во время Троянской войны Махаон

Слайд 23

Это животное устраивает под землёй целые города. Свои норы никогда не бросает, а передаёт из поколения в поколение. Барсук

Слайд 24

Портрет какого животного описан: мощные шея и голова, морда вытянута, по бокам бакенбарды, сильные зубы и челюсть, мех густой, длинный, часто охристого цвета, круглые желтые умные глаза, черный нос Волк

Слайд 25

Очень часто это совершенно безобидное животное принимают за опасную змею . Веретеница – безногая ящерица .

Слайд 26

Липа Самое распространённое дерево на Самарской Луке

Слайд 27

Купина Неопалимая В очень жаркую погоду многолетний куст может самовоспламеняться – его верхушка вспыхивает синим пламенем, если к кусту поднести спичку, но порой достаточно просто прямых лучей горячего солнца, чтобы явить чудо. Но голубое пламя сам куст не сжигает, он остается невредимым после вспышки.

Слайд 28

Венерин Башмачок В старинной легенде говорится о том, что однажды богиня красоты Венера, убегая от преследователя, скрывалась в северных лесах среди топких болот и темных, высоких деревьев. Внезапно красавица Венера оступилась, и золотой башмачок с красными атласными лентами слетел с ее ноги и превратился в прекрасный цветок. Так и появилось это растение, представитель семейства орхидные на Самарской Луке.

Слайд 29

Сон-трава Когда-то в незапамятные времена за широкими листьями этого растения скрывался бес. Преследующий его Архангел Михаил пустил в него стрелу молнии, которая и «прострелила» растение, отчего листья превратились в узкие полоски. С той самой минуты вся нечисть не смеет и приблизиться к этому растению. Траву стали считать не только оберегом от всякого колдовства и дурного глаза, но и символом победоносного оружия. Её соком даже обрабатывали копья, чтобы отогнать темную силу. К тому же верили, что уцелевший в небесном огне цветок способствует заживлению ран, полученных в сражениях.

Слайд 30

Волшебница-природа избрала «местом жительства» этого растения Молодецкий курган Тимьян Жигулёвский

Слайд 31

Шиверекия Подольская Реликтовое растение Самарской Луки

Слайд 32

Ермак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Волков на Самарской Луке

Мониторинг , значение волка...

Проект "Самарская Лука -жемчужина Русской равнины"

Актуальность: Неповторимые формы рельефа, своеобразный микроклимат, удивительная красота гор, голубое ожерелье обрамляющей их Волги, уникальная флора и фауна снискали Жигулям и Самарской Луке в ц...

"Ядовитые растения Самарской Луки",презентация

Описание растений ядовитых и наркотических...

Презентация к уроку по теме "Самарская Лука"

Презентация знакомит учащихся с Национальным парком "Самарская Лука", с его географическим положением, растениями и животными. Учащиеся узнают о исчезнувших видах растений и растениях, находящихся на ...

Классный час "Самарская Лука"

Виртуальная экскурсия по национальному парку "Самарская Лука"...

Самарская Лука:из прошлого в настоящее

Презентация об истории создания национальгного парка "Самарская Лука". К сожалению не только ученики, но и взрослые мало знают об истории родного края.В своей презентации хочу показать малую долю из и...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по истории Самарской Луки"

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитани...