«Времен связующая нить»
проект по краеведению

Очирова Валентина Очировна

Проект создания школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovo.docx58.49 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Управление народного образования Кяхтинского района

Алтайская средняя общеобразовательная школа –

 комплекс этнической самореализации

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей  МОУ Алтайская СОШ

Протокол № ____ от

«___»___________200___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по      ВВР    МОУ   Алтайская СОШ __________ /Цыбикова Н.И./

ФИО

«___»____________200___г.

«Утверждаю»

Директор  МОУ Алтайская СОШ  

________/Лузанова С.О./

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________200___г.

ПРОЕКТ

Создания школьного музея

«Времен связующая нить»

Автор проекта:

Очирова В.О. – учитель истории

                                           Алтайской СОШ

с. Усть-Дунгуй

2005 г.

Информационные данные проекта

Название проекта: «Времен связующая нить».

Основная идея проекта: 

Создание социально значимой деятельностной среды для изучения и сохранения культурного наследия старшего поколения с целью укрепления преемственности трудовых традиций, гражданского и духовно-нравственного становления подрастающего поколения.

Автор проекта: 

  • Очирова В.О. – учитель истории и обществознания 1 категории Алтайской СОШ

Координирующая организация проекта:

  • Алтайская средняя общеобразовательная школа

Адрес:

  • Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Усть-Дунгуй, ул. Центральная 42.

Контактный телефон: (8-242) 34-1-37

Объект реализации проекта:

  • школьный музей истории села Алтай Кяхтинского района Республики Бурятия

Срок реализации проекта: 2005 – 2015 гг.

Краткая аннотация и актуализация проекта

Человеческая память способна хранить множество воспоминаний, позитивных и негативных, а сохранить память целой эпохи, нескольких поколений людей – непростая, но очень важная задача. Помочь человеку познать истинную историю ушедших лет, событий, судеб, обрести духовный и нравственный стержень, почувствовать гордость за ушедшие поколения, за себя и своих товарищей – это самая благородная цель.

Старожилы села бережно сохраняют в семейных архивах документы, фотографии, экспонаты, имеющую огромную историческую ценность и выражают готовность передать их в музейный фонд. Учащимися школы, учителями, краеведами - любителями во время фольклорных, краеведческих, этнографических экспедиций собрано достаточно интересные краеведческие материалы, которые требуют научно-исследовательской обработки и систематизации. Совпадающие интересы и позиции гражданского сообщества и краеведческого кружка школы легли в основу данного проекта.

До сих пор в школе, в селе нет музея, где можно было бы хранить уникальные экспонаты, архивные документы, краеведческий материал. Именно музей стал бы хранилищем памяти народной, центром поисково – исследовательской деятельности по изучению истории села. Именно в музее проявляется феномен единства информационно – логического и эмоционально – образного воздействия на разум и чувства посетителей. Именно в музее информация приобретает наглядность, активизирует визуальное мышление.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Для каждой культуры проблема критерия непрерывности и преемственности культурной традиции при её передаче чрезвычайно важна. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и требует согласованности между всеми социальными институтами села в деле воспитания подрастающего поколения. Кризисные явления в экономике, бедственное состояние отечественной культуры, распространение бездуховности, ухудшение межнациональных отношений учёные связывают с игнорированием традиционной культуры воспитания как источника духовности, нравственности и практического педагогического опыта прошлых поколений.

Развитие и укрепление совместной деятельности учреждений, вовлечение учащихся в поисково-краеведческую деятельность воспитывает у детей и молодежи уважение к историческому прошлому, укрепляет мотивацию к активному участию в конкретных делах на благо общества.

Имеет место возникновение новых форм взаимодействия школы и гражданского сообщества, установления партнёрских взаимоотношений, привлечение к соуправлению социальных институтов и представителей разных слоев населения.

Взаимодействие между поколениями усилит:

  • нормы нравственных ценностей, культивирование чувства местного патриотизма;
  • взаимодействие с бизнес-структурами;
  • с буддийской общиной.

Участвуя в сборе, классификации информационной базы представители старшего поколения могут:

- выступать в роли экспертов достоверности, правдивости полученной информации;

- способствовать формированию позитивного климата как внутри, так и вне школы;

- разделить наравне со школой ответственность за результативность проекта;

- привлекать инвесторов для реализации проектов.

Общественный контроль над реализацией проекта позволит влиять на интеллектуальное развитие гражданского сообщества, на возникновение взаимного доверия и потребности служить общему благу. Музейная педагогика значительно расширяет культурно-образовательное пространство школы, предъявляет высокие требования к профессионализму  и культурному кругозору педагогического состава, что является побуждающим параметром роста уровня подготовленности каждого педагога. Дети, участвуя с первых шагов в ремонтно-подготовительных, оформительских и поисковых работах, будут развивать свои представления об истории села, способности наблюдать, анализировать ту или иную информацию. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей, учит пониманию прекрасного, способствует  гуманизации образования. Благодаря исследованию и анализу музейного материала школьники будут учиться самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к открытиям, к науке. Это важное средство для воспитания у учащихся таких высоких моральных качеств, как чувство гражданственности, патриотизма, трудолюбия, требовательности к себе и другим, правильного самоопределения личности. Работа в музее учащихся будет способствовать осмысленному восприятию истории своего села в контексте российской и мировой истории.

      Старожилы села бережно сохраняют в семейных архивах документы, фотографии, экспонаты, имеющую огромную историческую ценность и выражают готовность передать их в музейный фонд. Учащимися школы во время фольклорных, краеведческих, этнографических экспедиций собрано достаточное количество экспонатов, которые требуют научно-исследовательской обработки и систематизации. Совпадающие интересы и позиции гражданского сообщества и краеведческого кружка школы легли в основу данного проекта.

Цель проекта: Формирование у учащихся и молодежи активной жизненной позиции, готовности к инициативной, социально-экономической преобразовательной деятельности через изучение и обобщение культурного опыта старшего поколения и исторического наследия народа.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся знаний по истории прошлого и настоящего родного села.
  2. Развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим подходом к событиям, и явлениям прошлого, аргументировано выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
  3. Овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников.
  4. Воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях многонациональной и поликонфессиональной России.

Структура проекта:

 Проект «Времен связующая нить» включает пять пунктов по планируемым разделам  музея.

П1 - Зал древней истории края

П2  - Зал Природы

П3  - Зал Трудовой Славы

П4  - Зал Боевой Славы

П5  - Этнографическая  зона  музея

П6 – Сад Памяти

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Координирующая организация – Алтайская СОШ КЭС (комплекс этнической самореализации)

Этнокультурный образовательный комплекс этнической самореализации, включающий в себя все социальные институты села: детский сад, среднюю школу, Дом культуры,  сельскую администрацию, правление СПК, филиал ДЮСШ, детскую музыкальную школу в рамках экспериментальной программы по созданию открытой педагогической системы, успешно решает задачи изучения, обобщения, сохранения и развития опыта в культуре хозяйствования на земле. С 1992 года средняя школа стала инициатором возрождения:

  • 1992 г. – статус республиканской экспериментальной площадки по созданию комплекса этнической самореализации
  • 1999 г. – лауреат республиканского конкурса «Школа года»
  • 2003 г. – дипломант конкурса «Школа года России »
  • 2003 г. – кандидат федеральной экспериментальной площадки по проблеме  «Разработка основ открытой сельской образовательной системы, ориентированной на социально-экономические и этнокультурные ресурсы Забайкальского региона»
  • 2003 г. - «Знак качества образования» Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ и  Российской академии

Организационный совет проекта:

Лузанова С.О. – директор АСОШ, председатель

Цагадаев Ц.Д. – сопредседатель, уроженец села, председатель комитета Топливно – энергетического комплекса Московской области, кандидат исторических наук.

Гонсорунов О.Р. – глава МО «Алтайское»

Найданова Б.Б. – председатель СПК «Алтайский»

Цыбикова Н.И. -  заместитель директора Алтайской СОШ по ВВР

Очирова В.О. – учитель истории Алтайской СОШ

Экспертный совет:

Гонсорунов Р.Д. – председатель Совета старейшин

Дашиев В.Х. – председатель Совета ветеранов

Ветераны труда, старожилы села: Дараева Е.Б., Томитова  Е.Б., Цыбиков И.О., Будаев К. О., Очиров Г.Б., Очирова С.Г., Тулбуреев Б.Б., Банзарова О.Д.

Цагадаева Д.Д. – Глава Кударинской администрации Кяхтинского района, Лучший муниципальный работник сферы образования 2004 г.

Консультанты проекта:

Санжиева-Тармаханова Т.Е – доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории Бурятии БГУ.

Цагадаева С.Д. – директор школы№9 г. Улан – Удэ, заслуженный учитель Республики Бурятия

Цыбиктаров А.Д. - доктор исторических наук, зав. кафедрой всеобщей истории БГУ.

Участники проекта:

Учащиеся средней школы, учителя и родители;

Любители – краеведы;

Молодежь, общественность села.

Основные аспекты деятельности:

  • музееведческая (непосредственный сбор, классификация, реставрация и хранение музейных экспонатов, ведение документации, оформление стендов, экспозиций);
  •   культурно-просветительская  (научно-практические конференции, слет краеведов, организация поисковых экспедиций, создание сайта,  виртуальные экскурсии, проведение праздников, церемоний, ритуалов);

Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап

строительно – ремонтные  работы:

- приобретение или строительство  помещения музея;

- планировка комнат, окон, дверей помещения;

- внутренние отделочные работы в здании;

          - планировка двора, строительство ограждения;

- укладка дорожек.

♦ Создание музейного фонда:

- сбор информационного материала;

- сбор экспонатов;

- инвентаризация музейного фонда.

♦ создание материально-технической базы:

- телевизор;

- DVD-проигрыватель;

- видеокамера;

- диктофон;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- фотоаппарат.

      2. Основной этап

оформительско - реставрационная работа:

- систематизация, перепроверка, уточнение, корректировка собираемого информационного материала;

- систематизация архивных документов, фотографий;

- составление тематических папок, каталога информационного материала;

- реставрация экспонатов;

- планирование тематических экспозиций;

- оформление стендов, стеллажей;

- изготовление макетов.

♦ культурно-просветительская деятельность:

- выход на  научно-практические конференции;

- поисково-исследовательская деятельность учащихся;

- издательская, публицистическая  деятельность;

- научно-экспертные консультации;

- организация чествования ветеранов труда, встреч с участниками исторических событий, вечеров  воспоминаний;

- организация тематических выставок, лекторий; экскурсий; праздничных мероприятий на территории музея.

     3. Итоговый этап

     ♦ анализ и обобщение итогов реализации проекта;

     ♦ разработка программы дальнейшего развития музея.

План реализации проекта

Название раздела

Содержание раздела

Тематика экспозиций, стендов, стеллажей

Консультанты, эксперты

Ответственные исполнители

Сроки реализации

1

П1- Зал древней истории края

Дореволюционный период истории села

Карта миграции предков алтайских ашебагат, Карта расселения ашебагат на территории современного Алтая.

Стенды: «Археологичекие памятники Алтая», «Святыни алтайских ашебагат».

Альбомы, планшеты с легендами и преданиями алтайцев.

Цыбиктаров А.Д. – археолог, доктор исторических наук, зав. кафедрой всеобщей истории БГУ

Олбороева С.В. - преподаватель Кяхтинского ЦДО, художник-оформитель

2005 -2006 уч. год

2

П2  - Зал природы

Разнообразие растительного и животного мира окрестностей Алтая. Природные эндемики алтайской земли. Богатство недр. Уникальные природные памятники Алтая. Аршаны, река Чикой, горы и вершины. Топонимика села.

Стенд: «Флора и фауна», фотостенд «Природные памятники», уголок природы, стеллажи с образцами природных ископаемых, чучелами, гербариями.

Буянтуева Л.И. – учитель биологии.

Оганесян Е.Х. – учитель географии.

2006 -2007 уч. год

3

П3  - Зал Трудовой Славы

1.Создание Зала Трудовой славы колхоза им. Жданова.

Стенды: «Первые колхозы», «Производственные показатели колхоза-миллионера имени Жданова», «Культурные и производственные объекты колхоза», «Д.Ч.Цагадаев – председатель колхоза, основатель села»;

Стеллажи с архивными документами колхоза;

Воссоздание обстановки кабинета председателя колхоза.

Цагадаева Д.Д. – старшая дочь председателя колхоза,

Цагадаев Н.Д. – старший сын председателя колхоза.

Бывшие колхозники.

Очирова В.О. – автор экспозиции.

Члены краеведческого кружка.

2007 – 2008,  уч. год

2.Создание Зала социально – экономического развития села советского периода истории.

Стенды: «Производственные показатели совхоза «Алтайский», «Передовики производства», «Руководители хозяйства», «Образования», «Культурная жизнь», «Спортивный мир», «Сельская власть», «Больница»

Стеллажи, витрины: архивные документы передовиков производства, руководителей хозяйства, деятеле культуры, образования, здравоохранения и спорта.

Ветераны труда, руководители учреждений, специалисты и рабочие совхоза

Администрация поселения, коллективы школы, ДК, врачебной амбулатории и др. учреждений.

2008 – 2009, 2010 - 2011  уч. годы

4

П4  - Проект комнаты боевой славы

Биография, боевой путь ветеранов Великой Отечественной войны, участников  главных сражений Второй мировой войны. Подвиг тружеников тыла.  Участники локальных войн: Афганско и Чеченской.

Стенды: «Они сражались за родину», «Боевая слава», «Трудовая слава»

Обстановка комнаты труженицы тыла военного времени «Все для фронта! Все для победы!»

Витринная выставка документов, боевых наград, личных  вещей фронтовиков.

Тематические папки, Книга Памяти села Алтай.

Труженики тыла, ветераны войны, старейшины.

Цагадаева С. Д. – учитель истории.

Санжиева (Тармаханова) Т.Е. – доктор исторических наук, специалист по истории Бурятии 20 века.

Очирова В.О., члены краеведческого кружка.

2009 – 2010

уч. год

5

П5  - Проект создания этнографической зоны музея

1.Воссозда

ние обстановки бурятской юрты дореволюционного периода.

Божница, правая мужская сторона юрты, левая женская сторона юрты, очаг.

Мебель: эргэнэг, ухэг, абдар, шэрээ

Посуда, одежда

Цыбиктаров А.Д. – доктор исторических наук, специалист по древней истории Центральной Азии.

Юмова Х.Л., Цыбикова Н.И.  – учителя родного языка и литературы.

2011-2012 уч. год

2.Создание Зоны сельского подворья.

Павильон сельхозинвентаря, орудий труда мужчин.

Павильон орудий труда женщин.

Старейшины  села

Учителя технологии: Гомбоев Б.О., Банзарова В.Ч., учащиеся

2012-2013 уч. Год

6

Сад Памяти.

Разбивка Сада Памяти как культурно – досугового зоны при школьном музее.

Зеленые насаждения, зоны отдыха, Аллея славы, цветники

Цагадаева С. Д. – учитель истории, старейшины села

Учитель биологии – Буянтуева Л.И., учитель географии – Оганесян Е.Х.,

учащиеся

2013-2014 уч. Год

Ожидаемые результаты:

  • Проект объединит, сплотит людей вокруг высокой благородной цели – сохранение прошлого и настоящего своего родного края для будущих потомков.
  • Собранный в музее материал позволит улучшить качество обучения учащихся Алтайской школы, вовлекая их в поисково-исследовательскую, проектную деятельность.
  • Изучение истории села будет способствовать лучшему пониманию детьми  событий отечественной и мировой истории.
  • Знание истории своего села, трудового и ратного подвига  своих предков, родственников, земляков будет воспитывать в подрастающем поколении гордость и уважение к своему народу, любовь к родной земле.

Возможные риски:

  • Проблема возможного  искажения  фактов,  характеристик личностей  и их роли в истории села из-за субъективного характера  информации, получаемой от старожилов, ветеранов, очевидцев событий.
  • Отсутствие поддержки со стороны общественности и административных органов из-за недопонимания значимости проекта.
  • Проблема финансового обеспечения проекта.
  • Проблема выделения штатных единиц по обслуживанию музея.

Минимизация риска:

  • Привлечение для анализа собираемой информации компетентных специалистов-консультантов;  организация  дискуссионных площадок под девизом: «В спорах рождается истина!».
  • Привлечение к финансированию проекта, к выделению штатных единиц по обслуживанию музея  ресурсов административных органов, спонсоров-меценатов из наиболее успешных выходцев т предпринимателей села.
  • Проведение разъяснительной работы среди населения, организация переговорных площадок для должного понимания значимости данного проекта.

Механизм оценки результатов:

  • Результаты  проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, научными руководителями, координаторами, родителями, руководителем проекта.
  • Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств,  отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться и заноситься в компьютер.
  • Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.

 Дальнейшая перспектива:

  • Обеспечение сохранности музейных экспонатов и информационного материала.
  • Развитие самоуправления в процессе работы музея.
  • Дальнейшее пополнение и обновление экспозиций музея.
  • Развитие музейной педагогики.

  • Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых.
  • Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов.
  • Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Времен связующая нить

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению...

«Времен связующая нить…»

Внеклассное мероприятие ко дню Защитника Отечества для учащихся среднего звена. Посвящается памяти воинов Великой Отечественной войны, Афганистана, Чечни.Цель: формирование патриотизма, как качества л...

ЭРУДИТ-ТУРНИР "ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"

ЭТОТ МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ НА ОТКРЫТОМ ОБЩЕШКОЛЬНОМ МЕРОПРИЯТИИ. НАЗВАНИЕ "ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ". ЕГО ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В 6-8 КЛАССАХ. А ТАКЖЕ И КАК ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. НЕОРБХОДИМО СОЗДАНИЕ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"...

методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014

Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...

Времен связующая нить.

Урок разработан для обучающихся 7 класса. Урок  проведу в школьном Зале Славы. Будут вести урок и обучающиеся 7 класса. Будут приглашены не только ветераны нашего района, но и родители. ...

Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить

Мы привыкли  к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...