Маршрут духовного краеведения «Первые игуменьи Спасо-Влахернского монастыря в Деденево»
презентация к уроку по краеведению (9 класс)

Дмитриева Лидия Николаевна

   Маршрут духовного краеведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Дмитровского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Деденевская средняя общеобразовательная школа им.Н.К.Крупской

Маршрут духовного краеведения  «Подвиг и вера»

«Первые игуменьи Спасо-Влахернского монастыря в Деденево»

Авторы: Коновалова Кристина,

 Уткина Софья, 9Б класс

Руководитель: Дмитриева Лидия Николаевна,

учитель истории и краеведения

Тел.: 8 9263727837, e-mail:  lida08school@mail.ru

п.Деденево,

2023 г.

        Цель презентации: осветить роль первых игумений Спасо-Влахернского монастыря в развитии обители. Слайд 1

Слайд 2        

Велико значение женского начала в творении. Это проявляется на всех уровнях человеческого бытия, как личного, так и общественного. Женщина действует совершенно особым образом: она, будто некий фильтр, очищает от зла. Женская природа – творение Божие. Женщины всегда действуют иначе, чем мужчины. Так устроено Самим Богом, потому что женщина – мать. Ее отличает тонкость, беспредельно сложное душевное устройство, потому что такая задача возложена на нее природой. Женское присутствие – это другая нота в самой природе.  

История даёт нам удивительные примеры женщин, которые своими молитвами и трудами сделали для Церкви множество славных дел. Это наши Святые, помощницы, заступницы. Прежде всего, это Матерь Божья, несущая миру самые главные дары — бесконечное терпение, удивительную выносливость, способность сохранить порядок, достоинство (в любых невзгодах) и в себе, и в других , особую житейскую мудрость и главное — способность ко всепрощающей любви! Все эти дары могут по настоящему расцвести и принести достойные плоды только в Церкви, только Господь может сообщить им новое, нетленное достоинство. А принести их в Церковь должна женщина. Сегодняшний отклик на эту Любовь к нам может обрести дело, которому мы будем соразмерны.

        Многотрудную жизнь прожили первые игуменьи Спасо – Влахернского монастыря: Серафима, Леонида, Апполинария, Евпраксия. Стяжали они в непрестанных молитвах и трудах на благо Святой обители сострадательную любовь к людям, мир и теплоту душевную, которые врачевали души людей от болезней – страстей.

Слайд 3

   В 1852-ом году по ходатайству дворян Головиных, при покровительстве Московской Епархии и митрополита Филарета Святейший Синод разрешает открыть в Новоспасском-Деденево общежитие монахинь.

Слайд 4

В 1852 году начальницей Спасо-Влахернского общежития была назначена Татаринова Елизавета Андреевна из Дивеевской обители (основанной Серафимом Саровским). После переименования общежития в Спасо-Влахернский женский монастырь Елизавета Андреевна была пострижена в иночество с именем Серафимы и возведена в сан игумении Митрополитом Филаретом.

   

 Игуменья Серафима так умело вела хозяйство, что положение монастыря постоянно укреплялось, давало стабильный доход.

Слайд 5

И, несмотря на то, что в монастыре постоянно велось большое строительство - достраивался Спасский храм, строились новые кельи, возводилась каменная ограда, к 1894 году капитал монастыря достиг сорока пяти тысяч рублей в банковских билетах.

   Все работы выполняли монахи сами: сушили и убирали сено, вышивали бисером и расписывали иконы. Во время работы сестер с ними обязательно находилась старица, которая читала им святоотеческие и другие душеполезные книги для того, чтобы «духовное семя великого старца Серафима Саровского, посеянное им в обители Дивеевской, проникло и в новую обитель монашеского трезвения…»

   Начальница бдительно старалась соблюсти своих духовных чад от зла, праздности и пустословия. Вот воспоминания одного священника: «…здесь, во святой обители тишина, миролюбие, смирение, беспрекословное повиновение старшим, чистота, целомудрие, здесь духовное училище, так что простые неученые делаются духовно образованными от того, что славословие келейно неопустительно, в храме чтение отчетливое, пение сладкозвучное, что возбуждает даже и в приходящих благоговейность к богослужению…»

Слайд 6

Монастырь стоял уединенно, посещали его по праздникам жители из близлежащих деревень; дорога в Сергиеву Лавру лежала далеко от монастыря, путешественники заходили редко. Тем дороже было для Спасо-Влахернской обители посещение ее в 1892 году Московским Генерал-губернатором Великим Князем Сергеем Александровичем с супругою Великой Княгиней Елизаветой Федоровной.

   Слайд 7

 За свое особенное умение руководить монастырем игуменья Серафима неоднократно получала высокие награды: в 1872 году-наперсный крест от Синода; в 1882- году благотворители обители и граждане города Дмитрова поднесли ей золотой наперсный крест с драгоценными украшениями; в 1888 году она пожалована наперсным крестом из кабинета его Императорского Величества.  Игуменья Серафима скончалась в 1897 году в возрасте девяноста лет после сорока трех лет управления Влахернским монастырем и была похоронена близ храма Спаса-Нерукотворного на монастырском кладбище.

   Слайд 8

 Преемницей игумении Серафимы стала близкая ей монахиня Леонида, одна из бывших при Серафиме сестер. В миру- Лидия Михайловна Фрицель, из дворян.

В Дивеевсской обители она находилась с семнадцати лет, с 1859 года поступила во Влахернскую обитель. Через десять лет приняла пострижение с именем Леониды. С 1887 по 1897 год по состоянию здоровья пробыла в Белгородском женском монастыре Курской губернии, где была определена ризничей, затем казначеей. В 1897 году Московский митрополит Сергий возвел ее в сан игуменьи Спасо-Влахернского женского монастыря.

Слайд 9

При игумении Леониде в монастыре были построены каменные корпуса. В двухэтажном корпусе в нижнем этаже разместилась просторная монастырская трапезная, кухня и хлебопекарня, вверху рукодельная и несколько небольших келий для монахинь. В 1901 году устроена больница с помещением для больных, с кроватями и другими удобствами. Исправлен корпус для занимающихся живописным и иконописным писанием, который был построен при игумении Серафиме.  Сохранилась переписка игумении Леониды с преподобным старцем Амвросием из Оптиной пустыни.

                                                            Слайд 10

В начале 20-х годов позапрошлого века, игуменицей Спасо-Влахернского монастыря была Апполинария. Об этом узнаем из воспоминаний родственницы протоирея Павла, которая будучи ребенком,  ходила со своей мамой в храм и дружила с воспитанницей игумении Апполинарии девочкой Валей.

                                                                  ***

     Слайд 11

В последние годы перед закрытием Спасо-Влахерноским монастырем управляла игумения Евпраксия из рыбинского купечества. При ней обитель продолжала процветать. В монастыре велось большое строительство: строились новые кельи и хозяйственные постройки. В храме вновь вызолочен иконостас. В алтарях приделов Иерусалиского, Влахернского, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского окрашены стены. В Никольском приделе написано пять икон, орнаменты и расписана арка.

   Сохранилось письмо игумении Евпраксии в Дмитровское благочиние о том, что благотворители, желающие остаться неизвестными, просят разрешения украсить стены храма заново живописью и орнаментами, расписать алтарь, счистить старую роспись с одной стены и расписать ее вместе с куполом. Вновь вызолотить весь иконостас и провести еще ряд работ. Благочиние дало согласие. В соответствии с этим все был сделано.

    Слайд 12

 Сохранившийся отчет, приложенный к делу, позволяет очень точно определить, где какая композиция располагалась. Алтарь и стены храма были расписаны в честь Нерукотворного Образа Спаса. В куполе написано Воскресение Христово по рисунку художника Васнецова.

     К этому времени число монашествующих доходило до трехсот человек. Монастырь из трехклассного переведен во второклассный. Вот как вспоминала старожил поселка Мария Кузьминична Макарова те далекие времена: «Храм Спаса-Нерукотворного был изумительно красив. Хор в храме тоже изумительный. В хоре одеты были особо, на плечах коротенькие бархатные накидки. Очень любили мы слушать хор монахинь «на распев»-верую. В это время шел колокольный звон. Мама говорила: «Достойную» пропели, звонят колокола, надо ставить самовар. Сейчас все вернутся из церкви».

  1.         Такова краткая биография первых игумений нашего монастыря. В истории христианской православной культуры их жизнь  – поле памяти и покаяния. Вместе с их памятью  возвращается к нам память многих людей – носителей христианских традиций тысячелетней духовной культуры России и работают на благо общества идеи и ценности Русской православной культуры.  Их Любовь к Богу и людям – пример великого духовного подвига, осмысление которого помогает нам понять, почему наши христианские предки называли Русскую землю – Святая Русь!  
  2. Используемая литература:
  3. 1. Деденево: далекое и близкое. Ясинская В.Н. Изд.МосГорСЮТур., М., 1996г.,  - 25 с.

  1. 2. Один год из вечности. С.Н. Тягачёва, - М.: - НПИД «Русская панорама», 2005. - 75-80 с.
  2. 3. Продолжение следует. С.Н. Тягачёва,  - М.: «Фавор», 2003. - 202-210 с.  

4. С любовью, надеждой и верой. А. М. Горегляд, - М.: «Деловая печать», 2003. – 5-7 с.

  1. Чтоб не распалась связь времён. В.Н. Ясинская, - М.: «МосгорСЮТур», 1996. - 14-20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По маршрутам духовного краеведения"

Интеллектуальная игра с использованием технологий интеграции, проектных, информационно-коммуникационных и интерактивных технологий. Мероприятие способствует внедрению деятельностного подхода и пр...

Древнерусский монастырь. Урок в 9 классе. Духовное краеведение Подмосковья.

На уроке происходит знакомство с историей создания Троице-Сергиевой лавры. Наша школа находится в Талдомском районе Московской области. Это очень близко от Сергиева-Посада. Дети неоднократно там бывал...

Духовная литература. Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь

Местонахождение монастыря. Основание монастыря. Петровские реформы, упразднение и восстановление монастыря. Восстановление обители. Храмы монастыря. Иконы Пафнутия Боровского и Казанской Божьей Матери...

Православные монастыри. Ипатьевский монастырь

Православные монастыри. Ипатьевский монастырь...

Выступление по теме "Роль монастырей в духовно-нравственном воспитании школьников", 23.11.2017 г.

Программа XXVI  международных Рождественских образовательных Чтениях "Нравственные ценности и будущее человечества" (региональный этап), 23.11.2017 г....

МАРШРУТЫ ДУХОВНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ ПОДМОСКОВЬЯ

Фрагмент методической разработки «Виртуальная экскурсия по храмам Московской области, посвященным Святому благоверному князю Александру Невскому...