Использование краеведческих ресурсов учителем истории в работе со школьниками
статья по краеведению (7, 8, 9 класс)

Вопрос об использовании регионального компонента (краеведческого материала) на уроках истории всегда был актуален в советской и российской школе. Степень его использования определялась нормативными документами, региональными учебниками и мотивацией конкретного учителя. В современной школе мы наблюдаем высокий интерес к краеведению и не только в сфере образовательной деятельности, но и воспитательной. Сегодня можем встретить сотни статей, если не более, в которых учители истории делятся своим опытом использования регионального компонента [1; 2; 10] не только из различных субъектов федерации, но и с постсоветского пространства, например из Казахстана [9].

Не является исключением и Приморский край. История родного края стала активно изучаться в рамках отдельного предмета с 60-х годов ХХ в. В интервале 6-10 лет регулярно обновлялись учебники, затем некоторое время ещё учились по учебнику 1994 г., а потом, более чем на десятилетие, история края выпала из учебной программы. По инициативе и при финансовой поддержке губернатора Приморского края О.Н. Кожемяко проблема была сдвинута с места, и в 2021 г. появилось учебное пособие «Мой Приморский край» в двух частях .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kononchuk_kraevedresursy.docx203.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конончук Елена Ринатовна

учитель истории и обществознания,

МБОУ СОШ № 14

г. Уссурийск, Приморский край

Использование краеведческих ресурсов учителем истории в работе со школьниками

Вопрос об использовании регионального компонента (краеведческого материала) на уроках истории всегда был актуален в советской и российской школе. Степень его использования определялась нормативными документами, региональными учебниками и мотивацией конкретного учителя. В современной школе мы наблюдаем высокий интерес к краеведению и не только в сфере образовательной деятельности, но и воспитательной. Сегодня можем встретить сотни статей, если не более, в которых учители истории делятся своим опытом использования регионального компонента [1; 2; 10] не только из различных субъектов федерации, но и с постсоветского пространства, например из Казахстана [9].

Не является исключением и Приморский край. История родного края стала активно изучаться в рамках отдельного предмета с 60-х годов ХХ в. В интервале 6-10 лет регулярно обновлялись учебники, затем некоторое время ещё учились по учебнику 1994 г., а потом, более чем на десятилетие, история края выпала из учебной программы. По инициативе и при финансовой поддержке губернатора Приморского края О.Н. Кожемяко проблема была сдвинута с места, и в 2021 г. появилось учебное пособие «Мой Приморский край» в двух частях (Рис. 1).

В период отсутствия учебного предмета использовались разные формы привлечения детей к познанию региональной истории. Впрочем, эти формы существовали как до этого периода, так и после. Часть детей реализовали свой интерес через учреждения дополнительного образования, другие вовлекались школой через кружки, клубы или иные детские объединения. Два десятилетия в МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска действует Лига юных историков – научно-педагогическое сообщество, объединяющее педагогов, обучающихся 7-11 классов и родителей (законных представителей). Ее цель: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей личности, поддержка проектной и исследовательской деятельности обучающихся учителями-тьюторами. Члены лиги представляют индивидуальные и коллективные проекты и исследования на конференциях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Но учебный предмет и проектно-исследовательская деятельность не отражают весь спектр краеведческих ресурсов, которые могут использоваться при работе с учениками. Каждый учитель сам выбирает для себя направления деятельности. Для автора, помимо курирования исследовательской работы учеников, таковыми стали экскурсионная работа и подготовка школьных команд к муниципальной краеведческой игре.

В исследовательской работе школьников большое внимание уделяется не только фактологическому компоненту и умению обрабатывать вещи или информацию, а работе аналитической, обоснованию своей точки зрения. Здесь автоматически повышается читательская грамотность, поскольку ученикам приходится прочитать несколько научных статей или глав в книгах. Формируется правильное восприятие реалий научного познания. В моей практике был курьёзный случай, когда 8-классник, наблюдая как его друзья готовят работы и выезжают в разные города на конференции, тоже попросил дать ему любую тему для исследования. Мы уже сталкивались в городском музее с уникальным экспонатом, который и было ему предложено обработать. Сформулировали тему, разработали план. Следующую рабочую встречу ребёнок пропустил, а затем пришёл обескураженный со словами: «Я перерыл весь интернет – там про эту вещь ни чего нет»! У детей уже появился устойчивый шаблон, что в интернете есть всё. Пришлось разобрать с ним этот вопрос, каким образом что-то попадает в интернет и когда он обработает этот экспонат (необычная большая каменная мотыга раннего железного века), тогда и её можно будет выложить в интернет.

Экскурсионную работу можно разделить на два вида по способам проведения: музейные экскурсии и полевые экскурсии. Посещение музея – это не только история города и знакомство с миром старых вещей, помогавших людям жить в самых разных условиях. Городской музей небольшой, но имеет зал археологии, ранней истории города, воинской славы и выставочный со сменными экспозициями. Это ещё и работа с артефактами, ставшими иллюстрациями во 2 главе учебного пособия «Мой Приморский край». Под этот учебник автором была разработана учебная программа и календарно-тематическое планирование [5].

Полевые экскурсии или экскурсии на древние поселения позволяют увидеть, какие места наши далёкие предшественники выбирали для себя, как их укрепляли. В окрестностях Уссурийска немало археологических памятников, но большинство из них интересны лишь специалистам. Для обычного ученика посещение останков деревни или храма не настолько зрелищное, как посещение городищ. На южной окраине Уссурийска имеется Краснояровское городище. Это большое средневековое городище площадью 180 га с различными фортификациями, коммуникациями и раскопами. Его соотносят с летописным городом Кайюань, столицей чжурчжэньского государства Восточное Ся, существовавшим в XIII в. Оно легкодоступное и три часа экскурсии для учеников проходят весьма позитивно [6]. Небольшое Борисовское городище в западных окрестностях Уссурийска более доступное в зимний период. Люди неоднократно селились на этом месте и трижды строили здесь укрепления в первые века новой эры, в VI – VII вв. и  XI – XII вв. Помимо фортификаций, уникального колодца и живописной округи, здесь ещё и замечательные горки. Поэтому экскурсия сюда проходит познавательно и весело [7].

Уже 16 лет в нашем городе проводится краеведческая игра «Тайны нашего города». Автор неоднократно готовила команды школы к этой игре, которые были призёрами и победителями этой игры. Для подготовки к игре детям приходится проработать большой объём информации по истории Уссурийска и городского округа. Во время игры надо решать тесты, искать информацию по необычным вопросам, а затем быстро передвигаться по городу в поиске станций и решению заданий на них [3; 8]. Когда команда 14-й школы  стала победительницей игры, автора пригласили в состав оргкомитета и жюри игры, а также удалось принять участие в самой масштабной модернизации игры за всю историю её существования [4].

Краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у детей научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Особенностью школьного краеведения на нынешнем этапе является его высокая идейность, общественно полезная направленность и поисково-исследовательский характер.

Список литературы

1. Ибрагимова Г.Ю. Краеведческий материал на уроках истории и обществознания // Портал «Копилка уроков» [электронный ресурс] – https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/kraevedcheskii_material_na_urokakh_istorii_i_obshchestvoznaniia. Дата обращения 09.01.2024.

2. Иванова О.А. Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников // Образовательная социальная сеть «nsportal.ru» [электронный ресурс] – https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2015/02/24/ispolzovanie-kraevedcheskogo-materiala-na-urokakh-istorii-s. Дата обращения 09.01.2024.

3. Конончук Е.Р. Интегрированная игра как фактор мотивации школьников к познанию истории Малой Родины // Вестник Просвещения. – Вып.48. – Липецк: Позитив Л, 2023. – С.94-99.

4. Конончук Е.Р. Краеведческая станционная игра со школьниками в Уссурийске: разработка, участие, модернизация // Педагогический альманах. № 40 – 2023. С. 296-301.

5. Конончук Е.Р. Рабочая программа и КТП по краеведению для 8 класса. Мой Приморский край // Всероссийское СМИ "Время Знаний" [электронный ресурс] – https://edu-time.ru/pub/134292. Дата обращения 09.01.2024.

6. Конончук Е.Р. Экскурсия на Краснояровское городище (Методическая разработка) // ПедагогиУм. – Вып.13. – Липецк: Позитив Л, 2023. – С. 109-115.

7. Конончук Е.Р., Мезенцев А.Л. Зимняя экскурсия на Борисовское городище (методическая разработка) // Педагогический мир [электронный ресурс] – https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=149443. Дата обращения 09.01.2024.

8. Мезенцев А.Л., Конончук Е.Р. «Тайны нашего города» – историко-краеведческая игра для школьников в Уссурийском городском округе // Портал «Академия педагогических проектов Российской Федерации» [электронный ресурс] – https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/edu-09-2023-pb-129026/. Дата обращения 09.01.2024.

9. Шалгимбеков А.Б. Использование краеведческого материала на уроках истории // Сетевое издание «PORTALRASVITIE: РАЗВИТИЕ» [электронный ресурс] – https://portalrasvitie.ru/216872/218171.html. Дата обращения 09.01.2024.

10. Школдина Н.А. Использование регионального компонента на уроках истории // Портал «Инфоурок» [электронный ресурс] – https://infourok.ru/regionalniy-komponent-na-urokah-istorii-769799.html. Дата обращения 09.01.2024.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по теме «Здоровьесберегающий аспект профилактической деятельности учителя при организации работы со школьниками подросткового возраста»

Учебная программа по теме «Здоровьесберегающий аспект профилактической деятельности учителя при организации работы со школьниками подросткового возраста»...

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

Использование сетевого ресурса Dnevnik.ru в работе учителя

Полезная информация лля начинающих пользователей информационной системы "Дневник.ру"...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников

В результате исследовательской деятельности учащихся собран  богатый материал для краеведческого музея.   Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе, их цель,виды. Более подробно  раскрыты некоторые психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии, которые м...

Об организации профориентационной работы в дистанцинном формате с использованием сетевых ресурсов (на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов»

В данной статье на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов» описывается опыт организации профориентацтонной р...