Мир частушки Астраханского края
план-конспект занятия по краеведению (6 класс)

Бигоидзе Наталья Алексеевна

Внеклассное занятие на краеведческом материале

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_mir_chastushki_astrahanskogo_kraya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир частушки Астраханского края.

Цель урока: содействовать формированию чувству любви к Родине у школьников в процессе знакомства с фольклорными произведениями края.

Оформление: карта Астраханской области, рисунки детей на тему «Край родной, навек любимый».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Активизация опорных знаний.

1) викторина

— Дорогие  ребята! Сегодня нам с вами предстоит вместе совершить заочное путешествие по родному краю. Для того чтобы вы поняли цель нашего путешествия, вам необходимо ответить на несколько вопросов. Итак:

1. Краткое, законченное образное изречение обобщающего характера, применимое к самым разным случаям и ситуациям, это –

а) загадка;                         б) поговорка;                 в) пословица.

2. Народные сказки делятся на волшебные, бытовые и:

а) сказки о растениях;    б) сказки о животных;    в) сказки о насекомых.

3. Под окном растёт калина,

    Красны ягоды висят,

    Как по улице по нашей

   Девки песни голосят. – Это:

        а) загадка;                          б) сказка;                          в) частушка.

4. Устное народное творчество народа это:

а) история;                         б) фольклор;                 в) культура.

– Так о чем же мы будем сегодня говорить на уроке? (о фольклоре).

– Правильно, ребята. На предыдущих уроках литературы мы знакомились с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. И говорили о теме, которая проходит через все произведения этих писателей – это тема любви к Родине, тема патриотизма. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Наша цель сегодня – познакомиться с частушками, которые своими корнями уходят в это прошлое и отражают настоящее нашего края.

III. Формирование новых знаний.

1) беседа с учащимися

– Среди малых форм фольклора частушка самая молодая и самая озорная. Что же такое частушка?

(Частушка – короткая, обычно четырехстрочная (иногда двухстрочная) рифмованная песенка разнообразного содержания (запись определения в тетради). Возникает она как живой отклик на текущие события или какие-либо жизненные ситуации и дает им оценку: то веселую, порой лукавую, то грустную, но и в этом случае не лишенную юмора).

– Как вы думаете, а где же поются частушки?

Да, чаще всего частушки поют на многолюдье – на игрищах, гуляньях, в праздничной толпе, а еще – в клубах, домах культуры.

– А как возникла частушка?

(Частушка как самостоятельный жанр возникла во второй половине XIX века. Это новый по содержанию и по форме жанр устного народного творчества.. В частушках отразилось всё то новое в быту, хозяйстве, в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX- XX, а теперь уже и ХХI век. Частушку интересует все: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости. Большинство частушек -о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной весьма условна.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матани, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Постепенно слово «частушка» стало общим для обозначения всех коротких народных песенок, и теперь оно употребляется повсеместно наряду с местными названиями.

– Ребята, как вы думаете, а почему частушку называют частушкой?

(Слово частушка – первоначально одно из названий коротких, частых (в отличие от протяжных долгих) песен. Этимологически «частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая» (областная донская). Частушка произошла из обрядного припева, танца, песни, у которого она переняла краткость, рифму и быстрый темп. Образовано от старославянского «частый, часто»: первоначально «то, что часто повторяют» (Даль, IV, 1289). Исторически част(ушк)а от часто).

– Значение слова помогает также нам понять, как надо исполнять частушки.

Именно частушка занимает особое место в фольклорной сокровищнице нашего края. Начиная со второй половины XIX Астраханский край посетило много фольклорных экспедиций. Как вы думаете, зачем?

(Чтобы изучить фольклор края).

2) начало импровизированного путешествия

– Вот и мы с вами попробуем пройти по следам фольклорных экспедиций. Сегодня у нас не просто класс, а импровизированный поезд, в одном из вагонов которого расположились мы с вами, любители фольклора. Проехав по Астраханскому краю, мы познакомимся с частушками, собранными на территории области. Итак, расселись по местам. Поехали.

Мы в Знаменск отправляемся –

Места занять спешите!

Пройти мы попытаемся

Дорогою открытий!

– Мы прибыли в город Знаменск. Давайте познакомимся с частушками, записанными на территории этого города. Ваша задача: внимательно послушав частушки, ответить на ряд вопросов.

Исполняются частушки:

Что ж ты, миленький, не спросишь,

Как я время провела?

В море так волна не билась,

Как сердечко у меня.

Куда ветер ни подует,

Туда листики летят.

Куда милый ни поедет,

Туда глазоньки глядят.

– Какова тематика частушек? (Любовная). Отражают ли частушки природные особенности нашего края? (Да, речь идет о Каспийском море, о волнах). 

– Среди частушек, записанных в Знаменске, встречается особый вид лирических попевок – страдания. Ребята, как вы думаете, какие куплеты мы можем отнести к страданиям? (Частушки о неразделенной, безответной любви, об измене, о потере любимого человека).

Исполняются частушки:

А я с горя зажгу море

Пускай море погорит.

Завлеку – любить не стану,

Пускай сердце поболит.

Протоптал милый дорожку,

Да не стал по ней ходить,

Он завлек мое сердечко,

Да не стал меня любить.

На рябину платок кину,

Как я буду доставать.

Чернобрового с кудрями

Как я буду забывать.

– В этих частушках встречаются устоявшие образы – символы, которые помогают нам глубже понять смысл частушек. Например, как вы думаете, что обозначает символ рябины? (Образ молодой девушки). А река? (Жених, парень). Солнце? (Радость и счастье) и т. д.

– Пассажиры, займите свои места. Поезд отправляется дальше.

Теперь в Ахтубинск путь лежит

Через поля безбрежные.

Наш поезд весело бежит

За облаками снежными.

Вот мы и в городе Ахтубинске, который стоит на красивой реке Ахтубе. Давайте послушаем частушки, записанные в этом городе.

Исполняются частушки:

Я была простой рыбачкой,

А теперь я бригадир.

Мы работу выполняем

Не жалея своих сил.

Выйду, выйду в сад зеленый,

Где черемуха цветет.

Погляжу я, как подружка

Трактор в поле поведет.

Я ударница полей,

Много в книжке трудодней.

Перед милым я горжусь,

Что в стахановки гожусь.

– О чем поют в Ахтубинске? (О  трудовой жизни людей, о стремлении хорошо выполнять свою работу). Какие виды трудовой деятельности представлены в Астраханской крае? (Рыболовство, сельское хозяйство).

– Хорошо. Отправляемся дальше.

Что за яркие огни

Показалися в дали?

Это поезд подъезжает

К станции Харабали.

– Пассажиры нашего вагона записали в этом городе интересные частушки.

Исполняются частушки:

Ты, подруга, из-за друга

Не сердися на меня.

Лучше буду я без друга,

Чем, подруга, без тебя.

Гармонист, гармонист,

Рубашечка зеленая,

Не у тебя ли, гармонист

Изба разваленная.

Милый мой, у нас с тобой

Любовь платочком связана.

Из-за тебя, мой дорогой

Семерым отказано.

– Многие частушки содержат в себе обращения. Какие обращения встретились вам в этих частушках? (Гармонист, подруга, милый мой). Почему частушки чаще всего исполняются женщинами? (Женщины выражают свои чувства, эмоции, а мужчины более сдержанны).

– А сейчас мы отправляемся в Астрахань.

Мы объезжаем с песнями

Родимые края.

И знаем мы, что всюду есть

Теперь у нас друзья.

А в Астрахань приехав,

Мы убедимся: тут

Не хуже, чем в районах

«Матани» вам споют.

Какое интересное слово «матани». В Астрахани в конце  XIX – начале XX века всегда было много рыбацких промыслов, на которых пели частушки. Но отличались они тем, что в них был припев и звучал он так: «Ах матани, матани мои». Так по слову из припева и стали называть рыбацкие частушки словом «матани».

Послушаем частушки:

Волга – речка голубая

Унеси мою печаль.

Грусть – тоска в душе такая,

Что себя до боли жаль.

Пароходики с путинушки

Тихонечко идут,

Нет ли весточки от милой,

Мне скажите кто-нибудь.

– Какие строчки говорят о рыбацком промысле? Что обозначает слово «путинушка»? (Путина – время промыслового слова рыба – «Толковый словарь» С.И. Ожегова). Какие строчки рассказывают о природных особенностях края? (Волга – речка, путина). 

Труд на рыбацких промыслах был тяжелым. Почему же там пели матани? (Чтобы легче и веселее работалось, для бодрости духа).

Во все времена частушка веселила людей, помогала преодолевать трудности, укрепляла дух. Во времена Великой Отечественной войны многие астраханцы сражались на фронте, в том числе принимали участие в боях за Сталинград. Там возникали эти частушки как ответ грозному врагу:

Ты играй, гармонь, частушки,

Гармонист, ударь из пушки:

Сталинградский перебор –

С немцем строгий разговор.

Все мы братцы – сталинградцы

С Волги – матушки реки.

Если драться, так уж драться, -

Это дело нам с руки.

Немцев танки, самолеты

К Сталинграду шли ордой.

Только Волга – мать родная

Смыла бурной их волной.

– Что можно сказать о солдатах, сложивших и исполнявших эти частушки? (Храбрые воины, готовые дать отпор фашистам). Кто или что помогает им выстоять в боях и впоследствии одержать победу? (Волга – матушка река, Волга – мать родная, как ласково они ее называют).

Богат и разнообразен мир астраханской частушки, но с каждым годом граница жанра расширяется, включая в себя все новые и новые темы. Современные частушки пишутся на злобу дня. Например, вот эти:

Исполняются частушки:

Нам привычным нынче стало

Слово «экология».

Только дел конкретных мало,

Значит – демагогия.

Раньше в Волге мы ловили

И белуг, и осетров.

А теперь они уплыли

Вдаль от грязных берегов.

Тит с трибуны держит речь:

«Волгу мы должны беречь».

Как на деле поступает?

Свою «Волгу» в ней купает.

– Какова тематика этих частушек? (Экологическая). Что они высмеивают? Какой смысл содержат? (Пустые разговоры об экологии, далекие от дела. А в реальности – окружающая природа загрязняется, рыба в Волге исчезает, так как вода в реке стала очень грязной).

– А теперь возвращаемся в свое родное село, в нас тоже существует местные частушки.

В Волге волны так огромны

Прямо бьются о борта,

Нам не страшны эти волны, -

Мы поставим невода.

У меня сердечко бьется

Как услышу: тук-тук-тук.

Рыбаки наши, миленки,

На моторочках идут.

Ты моторочка, не стукай

Мое сердце не тревожь.

А мой милый издалека

Красной рыбочки привез.  

– Какие темы нашли свое отражение в этих частушках? (Любовь, рыбные промыслы, родная природа).

IV. Итог урока

1) обобщающая беседа

– Вот и подошло к концу наше путешествие по следам фольклорных экспедиций. С чем мы сегодня познакомились на уроке? (С астраханскими частушками). 

– В чем специфика астраханских частушек? (Называются волжские матани, отражают жизненный уклад астраханцев: изображают рыбные промыслы и тяжелый труд на полях, описывают природные особенности родного края, представляют чувства любящих людей).

 – Для чего нужно знать фольклорные традиции края? (Невозможно любить свою Родину, не зная ее фольклора, культуры. Быть патриотом – значить любить и уважать прошлое и настоящее своей родины).

V. Домашнее задание

Придумать частушку по одной из тем, рассмотренных на уроке.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Родина моя--Астраханский край"

Презентация посвящена Астраханскому краю...

Календарно-тематическое планирование "Растительный мир Астраханского края"

Календарно-тематическое планирование по краеведению Астраханской области.Данный курс позволяет учащимся познать наиболее близко растительность края разных мест обитания:пустынных,водоемов,Каспийского ...

История Астраханского края

Сценарий внеклассного мероприятия по истории Астраханского края...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс

Конспект данного урока составлен по учебной программе под редакцией С.И. Львовой в рамках темы "Лексика ограниченного употребления" и связан с внедрением регионального компонента на уроках русского яз...

Презентация к уроку по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс

Презентация содержит наглядный теоретический материал, лексический материал, а также отрывок из стихотворения астраханского поэта Н.А. Мордовиной, предназначенный для лингвистического анализа....

Презентация по географии на тему: "Жемчужины Астраханского края"

В данной презентации представлен кроссворд, который поможет легче усвоить и запомнить изучаемый материал....

«Культуры эпохи бронзы степной полосы. Памятники эпохи в астраханском крае», статья.

С древнейших времен Нижнее Поволжье было заселено людьми. На протяжении трех тысяч лет до нашей эры на территории Астраханской области проживали, по мнениям историков, разные племена, названия которых...