ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
методическая разработка по краеведению

Королева Валерия Евгеньевна

Систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» города Черняховска

Методическая разработка

Автор: Королёва Валерия Евгеньевна

Педагог дополнительного образования

 

Г.Черняховск 2023

Пояснительная записка

Детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных педагогических технологий, способствующих всестороннему развитию личности, формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Детский туризм немыслим без массовых мероприятий: соревнований, слетов, игр,

С целью развития и популяризации среди учащихся и молодежи Республики Коми туристско-краеведческой деятельности, привлечения учащихся к изучению родного края, систематическим занятиям спортом, пропаганды физической культуры и активного здорового образа жизни    ежегодно Учреждением проводится более 30 республиканских мероприятий (соревнования по спортивному туризму и спортивному ориентированию, конференции, олимпиады, конкурсы по краеведению, мероприятия патриотической направленности). Охват данными мероприятиями составляет около 5000 человек.

Наряду с республиканскими мероприятиями в Учреждении создана система традиционных мероприятий для учащихся.

Одним из самых действенных форм пропаганды туризма и краеведения как средства формирования здорового образа жизни учащихся, организации их досуга, способствующая их физическому развитию и активизации познавательного интереса к познанию родного края является туристско–краеведческого занятия.

Туристско-краеведческий слет «Рюкзачок» (далее – Слет) задумывался и проводится как массовое традиционное мероприятие для учащихся младшего школьного возраста и старшеклассников, выступающих в качестве инструкторов и судей. Слет проводится в привлекательной для детей форме игры - путешествия на местности (такие игры еще называют «маршрутной играми» или играми по станциям).

Целью данной разработки является расширение кругозора у детей о походах и снаряжении  «Рюкзачок» в формате игры – путешествия.

Актуальность разработки заключается в том, что данное занятие позволяет приобщить детей к занятиям по туризму, краеведению, ориентированию, способствуют общению в процессе решения задач, формированию коллектива, и в то же время предоставляет возможность творческого проявления личности каждого учащегося. Слет относится к таким формам взаимодействия с учащимися и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесса.

Проведение слета в формате игры – путешествия на местности апробировано на занятиях в объединениях туристско-краеведческой направленности, в детских оздоровительных лагерях, различных республиканских мероприятиях и соревнованиях.

Туристско-краеведческого слет «Рюкзачок» для педагогов, учащихся и родителей нашего Учреждения - это большой массовый праздник, который проводится в начале учебного года в природных условиях.  Длительный опыт проведения данного мероприятия показал воспитательный и познавательный потенциал Слета. Об этом свидетельствует заинтересованность детей и родителей, педагогов дополнительного образования и учителей школ, которая проявляется в массовости (более 500 участников), поведении детей и взрослых в ходе игры, в отзывах и пожеланиях продолжать и развивать подобные формы работы.

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, методистам, учителям общеобразовательных школ, учащимся, интересующимся краеведением, туризмом.

    В данной разработке описаны и даны краткие рекомендации по организации и проведению туристско-краеведческого слёта «Рюкзачок», представлены материалы к станциям, содержание и количество которых может меняться в зависимости от количества команд и возраста детей. В приложениях представлены примеры выполнения заданий, форма зачётно-маршрутной карточки, свидетельство участника, наглядный материал. После прохождения командами всех станций участники получают свидетельства и памятные призы (магнит/значок с логотипом туристско-краеведческого слёта «Рюкзачок»).

1. Методика проведения туристско-краеведческого слета

«Рюкзачок» в формате игры-путешествия на местности

Главное, что отличает игру-путешествие, является целенаправленное движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько алгоритмов проведения игры: «линейный», «круговой», «ромашка», «квест», «пирамида». (Туристско-краеведческая историко-патриотическая игра на местности «Гвардия России» (Методические рекомендации)).

При проведении туристско-краеведческого слета «Рюкзачок» в разные годы использовались в основном два алгоритма.

  Алгоритм «Линейный» предполагает последовательный старт команд с определенным интервалом, который равен времени прохождения первого этапа Игры. Команды проходят этапы по заданному маршруту друг за другом. Маршрут может быть обозначен маркировкой, описан в легенде, указан на карте. В этом алгоритме дистанция может быть рассчитана на любое количество этапов.

Алгоритм «Круговой» имеет несколько особенностей. Во-первых, количество команд должно строго равняться количеству этапов. Во-вторых, алгоритм предполагает одновременный старт всех команд, но каждая команда стартует со своего этапа. В-третьих, движение команд происходит строго по заданному направлению – по кругу (как правило, по часовой стрелке).

Второе по значимости отличие состоит в организации деятельности на площадках (этапах, станциях).  На слете «Рюкзачок» практикуется чередование площадок, на которых предлагаются различные краеведческие задания с учетом возраста ребят, этапов туристской полосы препятствий, заданий по ориентированию. Важно на каждом этапе установить контрольное время (это обычно не более 3 - 5 минут, в зависимости от количества этапов) и стараться следовать ему, чтобы игра прошла динамично и команды не ждали друг друга перед этапами. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.

Третье отличие - общий сбор участников игры-путешествия, обычно это сбор-старт, сбор-финиш. На слете «Рюкзачок» таким общим сбором является построение команд на поляне Слета. Старт команд осуществляется дважды: первый старт - в черте города - дается командам на выход на поляну слета, второй – после общего построения – на этапы игры.На общем построении команды получают необходимую информацию по игре, зачетно-маршрутную карточку.

Сбора – финиша на слете «Рюкзачок» не предполагается, так как нет определения команд-победителей. Мы считаем, что в первой игре для самых начинающих не должно быть проигравших. Каждый участник слета получает свидетельство и памятный приз, обычно это происходит  сразу после прохождения командой маршрута.



Предварительный просмотр:

Управления образования администрации муниципального образования

«Черняховский городской округ» Калининградской области

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр г.Черняховска"

Принято педагогическим

Советом МАУ ДО ДЮЦ

г. Черняховска

протокол №

от «    »         2021г.

Утверждено

Приказ от «  »        2021г.№

Директор МАУ ДО ДЮЦ

г. Черняховска

                        Ванюкова А.В.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности

« Туристы – краеведы »

Возраст обучающихся:7-8 лет

Срок реализации:1 год

Автор составитель:

Королёва Валерия Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой туристско - краеведческой направленности, модифицированной. В нашей   программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности учащихся в походах и экскурсиях под руководством педагога.

Актуальность. Туризм и краеведение, дополняя друг друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, спортивно-оздоровительных и научно-познавательных задач. Туристско - краеведческая деятельность является  комплексным средством в деле воспитания и образования учащихся, и в тоже время очень действенным в силу своей демократичности и гуманности.  Следовательно, туристско-познавательная деятельность учащихся является весьма актуальной для их всестороннего развития,  занимает важное место в общей системе обучения учащихся и остается педагогически целесообразной. Более чем столетний опыт России  в применении краеведения в обучении подтверждает актуальность и педагогическую целесообразность туристско - краеведческих программ и этой формы деятельности учащихся. В последние годы развитию детского туризма в Российской Федерации уделяется значительное внимание. Постановлением Правительства от 4 ноября 2014 г №1163 образован Координационный совет по развитию детского туризма в России, одними из приоритетных задач которого являются развитие и увеличение объемов детского туризма в границах страны и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Новизна данной программы заключается в том, что ее содержание  дополнено разделом "Общая физическая подготовка", в результате освоения которого учащиеся приобретают навыки физической и начальной технической подготовки, приобщаются к здоровому образу жизни.

Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены добавления краеведческого характера, раскрывающие специфику многообразия природных условий и богатейшей истории Краснодарского края и Северского района.

Адресат программы.  Возраст учащихся в объединении предлагается от 7 до 8 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес  к изучению окружающего мира,  истории и культуры родного края. При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.   Количество детей в группе 12 -15  человек.  

Уровень программы. По целевому ориентированию и уровню сложности  данная общеразвивающая  программа является программой ознакомительного уровня.

Объем программы и сроки реализации. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 36  часа.  Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе - 36 недель, период обучения - с сентября по май. Во время каникул проводятся 1 - дневные учебно - тренировочные походы.Учащиеся в ходе освоения данной программы знакомятся с туристско - краеведческой деятельностью учащихся, получают навыки начальной туристской подготовки.

 Форма обучения – очная. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия и практические занятия. На теоретические занятия отводится 16 часов, на практические - 56 часов.

Режим занятий. На освоение программы отводится 1 час в неделю. Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.  Продолжительность занятий  - 45 минут. Во время каникул проводятся 1 - дневные учебно - тренировочные походы , по окончании учебного года проводится зачетный летний поход вне сетки часов.

Цели и задачи программы:

Цель программы - формирование  у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков

Задачи  

Образовательные:

- расширение кругозора  и повышение уровня краеведческих знаний  учащихся;

- привитие учащимся начальных туристских знаний, умений  и навыков;

Личностные:

-  укрепление психического и физического здоровья учащихся;

- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к окружающему миру;

- обеспечение социальной адаптации учащихся;

-  привитие навыков здорового образа жизни.

Метапредметные:

- формирование познавательного интереса учащихся;

- выработка навыков поисково - исследовательской работы.

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

                                                                   1 год обучения

Раздел 1. Введение.

2

2

-

1.1

Туристско-краеведческая деятельность учащихся

2

2

-

Диагностика уровня подготовки учащихся

Раздел 2.Краеведине

15

10

5

2.1.

Топография и ориентировани

3

3

1

2.2.

Родной край и его природные особенности

5

3

1

Контрольные задания на местности

2.3.

Медико-санитарная подготовка

3

2

1

2.4.

Туристские возможности родного края

4

2

2

Раздел 3. Краеведческая работа в походе

19

6

13

3.1.

Общая характеристика края: история, география, природа

4

2

2

Тестирование

3.2.

Культура и народные традиции

3

1

2

3.3.

Природа и экология, охрана природы

4

1

3

3.4.

Сбор краеведческого материала

8

2

6

Краеведческое задание

Итого

36

16

20

Содержание учебно - тематического  плана

Раздел 1. Введение  (2 часа)

1.1. Вводное занятие. Туристско-краеведческая деятельность учащихся

        Теоретическое занятие (2 часа)

Знакомство с деятельностью объединения "Туристы - краеведы", определение понятий туризм и краеведение. Виды  туризма:  пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный,  спелеотуризм.  Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный. Понятие о спортивном туризме. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Ее роль в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.

Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки. Правила поведения и меры безопасности во время занятий в учебном кабинете, спортивном зале, на местности, в парке (лесу). Инструктаж по технике безопасности. Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.

Раздел 2.Краеведине.

2.1Топография и ориентирование

2.1 Топографическая подготовка

Знакомство с топографической картой и топографическими знаками (без зарисовки).

Практические занятия

 Зарисовка топографических знаков (30-40 знаков), чтение топографической карты. Зарисовка новой группы топографических знаков, чтение топокарты. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта, повторение плохо усвоенных  топографических знаков. Ориентирование в походе.  Устройство компаса. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута ,как угла на местности и на карте, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на ориентир, движение группы по азимуту.

Масштаб, виды масштабов, масштабы ,топографических и географических карт. Пользование линейным, числовым, масштабом.

Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.

Практические занятия

Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. Ориентирование по сторонам горизонта и по местным предметам. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на ориентирование карты с помощью компаса. Упражнения на определение сторон горизонта по заданному азимуту и на смешанное ориентировании на местности. Участие в соревнованиях по спортивному туризму на дистанциях с ориентированием.

2.2Родной край и его природные особенности.

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.

Практические занятия

Знакомство с картой своего региона (Калининградская  область, город Черняховск). «Путешествия» по карте.

2.3Медико-санитарная подготовка (2 часа)

Теоретические занятия (1  час)

  Личная гигиена юного туриста. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Обязанности санитара туристской группы. Состав медицинской аптечки. Организация первой доврачебной помощи.

Практические занятия (1 час)

 Комплектование медицинской аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка срока годности медикаментов, их упаковки. Изучение приемов оказания доврачебной помощи при порезах, ушибах, ожогах, тепловых и солнечных ударах. Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).

2.4Туристские возможности родного края

Возможности туризма в городе Черняховске. Ландшафтные особенности района ,лесостепной зоны, зона реки Аграпа. Возможности туризма в Калининградской области. Уникальность природы Куршской косы. Разработка маршрута по интересным местам своего края.

Раздел 3. Краеведческая работа в походе

3.1.Общая характеристика края

Теоретические занятия (2 часа)

   Знакомство с картой Калининградской области.Территория и географическое расположение края. История края, района, своего населенного пункта; памятные исторические места. Особенности природы края: климат, растительность, животный мир, полезные ископаемые.. Туристские возможности края и района.

Практические занятия (2 часа)

    Определение границ края и района на карте, просмотр фото, видео материалов, обзорная экскурсия. Экскурсия по своему населенному пункту, в краеведческий музей.  

3.2. Культура и народные традиции

Теоретические занятия (1 час)

Родословие. Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники.  Население края, этнический состав. Культура и  традиции . Народные традиции и обряды, праздники и гуляния.

Практические занятия (2 часа)

    Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Составление древа рода. Народные игры наших предков и правила их проведения, игры на местности. Изучение культурных достопримечательностей Калининградской области и своего города.

3.3. Природа и экология ( 4 часа)

Теоретические занятия (1 час)

  Природные сообщества. Особо охраняемые природные территории Калининградской области. Экология и охрана природы. Правила поведения на природе. Охрана природы на туристской прогулке, при организации привалов и туристских стоянок.  Природоохранная деятельность туристов.

Практические занятия (3 часа).                                                                

  Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) в своем микрорайоне (населенном пункте). Экологические игры. Посадка зеленых насаждений. Очистка лесов, родников. Охрана памятников природы. Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц.

3.4. Сбор краеведческого материала в походе

 Теоретические занятия (2 часа)

  Краеведческая работа - один  из  видов  общественно-полезной деятельности. Ведение краеведческой работы в походе. Методы сбора краеведческого материала: наблюдение, фотографирование, ведение дневника и путевых записей, описание экскурсионных объектов. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Проведение наблюдений за климатом, погодой, сезонными изменениями в природе в своей местности.

Практические занятия (6 часов).

   Организация наблюдений во время туристских прогулок, экскурсий и походов., ведения календаря наблюдений. Метеорологические наблюдения, изучение народных примет и местных признаков погоды. Зоологические наблюдения: наблюдение за обитателями леса, степи, гор, рек и водоемов в разные времена года. Наблюдение и исследование растительного мира своей местности, сезонных изменений в природе. Фотографирование и ведение дневника наблюдений. Посещение краеведческого музея, памятников истории и культуры своей местности, памятников природы и мест, интересных своеобразным проявлением природы. Составление описаний экскурсионных объектов. Встречи со старожилами-краеведами, с ветеранами и  интересными людьми.  Оформление  туристко - краеведческой   газеты. Подготовка, организация  и выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.)  по ходу экскурсии или туристской прогулки.  

Планируемые результаты

Предметные результаты

По завершении обучения учащиеся должны знать:

- особенности природы  края, географическое положение;

- историю своего населенного пункта, района, края и их основные достопримечательности;

- правила поведения на природе.

По завершении обучения учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику края;

- проводить наблюдения и исследования на природе, простые опыты и практические работы;

- ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью карты и компаса;

- передвигаться в составе группы;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;

- соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала

занятий

Дата

окончания

занятий

Количество

учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

1 год

/ стартовый

(ознакомительный)

36

36

1 раз

в неделю

по 45 минут

Условия реализации программы

Материально - техническое обеспечение. 

Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим  нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном. Проведение практических занятий на местности должно происходить на стадионе, в парке или  в лесу.

Информационное обеспечение

  •  ресурсы информационных сетей по организации туристско-краеведческой

деятельности;

  •  использование собственного презентационного материала, видеороликов.

Формы аттестации

Формами промежуточной аттестации являются:

-письменная проверка (письменные задания, тесты, контрольные вопросы);

-устная проверка (тесты, собеседование и другое);

- практические задания;

- сдача контрольных нормативов.

В качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены результаты

участия в соревнованиях, походах.

Оценочные материалы

Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде тестов, тренингов, игр, анкет. В течение года в программу включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания, на развитие глазомера и ориентирование в пространстве. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения. Результативность выполнения учащимися образовательной программы оформляется в таблицы.

Методические материалы

   При составлении учебно-тематического плана педагог должен исходить из своей педагогической и туристско-краеведческой квалификации, необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного материала, цикличность по сезонам, последовательное усложнение материала. В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используется групповая  и индивидуальная работа под руководством педагога, что требует от учащихся общения друг с другом и педагогом.

   Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, которые способствуют эффективному усвоению туристско-краеведческих знаний. При проведении занятий большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает учебно – деятельностную игру учащихся, выполнение практических упражнений по изучаемой теме, оформление  материалов краеведческой работы. При этом активно используются информационно - коммуникативные технологии. При проведении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения, поисково - исследовательские и игровые технологии, интерактивные методики, проводится рефлексия.

  Занятия на местности предусматривают практическую работу учащихся по выполнению заданий, физической подготовке, туристские прогулки и экскурсии,  краеведческие наблюдения на природе, сбор краеведческого материала, проведение природоохранных мероприятий. При проведении практических занятий активно применяются образовательные технологии личностно - ориентированного и игрового обучения, педагогики сотрудничества, используются интерактивные методики, особое внимание уделяется рефлексии. Вне сетки часов происходит участие в походах, в туристских слетах, краеведческих конкурсах, проектной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1.  Алексеев А.А.  Питание в туристском походе.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
  2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 1983
  3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат,  1985.
  4. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на Северо-Западном Кавказе. – Краснодарское книжное издательство, 1989 г.
  5. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани.-  Краснодар, 2006.
  6. Ковешников В.Н. Путешествия  по красавице Кубани.-  Краснодар, 2012 г.
  7. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения,  1, 2003 г.-  Краснодар.
  8. Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения,  3, 2004 г.- Краснодар.
  9. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. -  Москва, «Физкультура и спорт», 1990.
  10. Коструб А.А.  Медицинский справочник туриста. - М.:Профиздат, 1997.
  11. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.
  12.  Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания. Один на один с природой. - Краснодар: Советская Кубань, 2001 г
  13. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. -  М.: ЦДЮТиК, 2003.
  14. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.- М.: ВЛАДОС, 2000.  
  15.  Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов и др.- Краснодар: Традиция, 2010.
  16. Самойленко А.А. Детско-юношеский туризм. Учебное пособие. - Краснодар, 2016 г.
  17. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. - Краснодар: Платонов, 2008 г.
  18. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998.  
  19.  Твердый А.В. Кавказ в именах.-  Краснодар: Платонов, 2008 г.
  20. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. - Ростов-на-Дону, 2007 г.
  21. Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История Северского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней). - Харченко В.А., 2005 г.
  22. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.  
  23. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева  Туристско-краеведческая деятельность в школе. - Москва, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изучение и применение современных инновационных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей"

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жёсткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность услови...

"Обобщение собственного опыта педагогической деятельности в области дополнительного образования на основе новых требований в условиях введения ФГОС"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования дать школе для реализации новых стандартов возможность интеграции, как более мобильной части системы образования, обеспечивающей дополните...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;-систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

ПМ 3 ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в областифизической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта иобразовательных технологий на основе изученияпрофессиональной литературы по физическ...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;-систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

Дистанционные образовательные технологии в рамках дополнительного образования детей в МКУ ДО "Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников" Воронежской области.

В связи с эпидемией коронавируса многие школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционное обучение. Казалось бы, для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурсов, уч...