Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина»
учебно-методическое пособие по краеведению (10 класс)

Файзуллин Ильнур Ильшатович

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей Родины и родного края и своего региона с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения на основе изучения истории России, Татарстана и Алькеевского района. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина» имеет туристско-краеведческую направленность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» АЛЬКЕЕВСКОГО МР  

Принято на заседании Педагогического совета

от _____ августа 2023г.

Протокол №                                                              

УТВЕРЖДЕНО:

 Директор МБО ДО «ДДТ» ________А.А. ГАЙФУЛЛИНА

«__»________2023

                                               

                                              Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

 

«Моя малая Родина»

Направленность: туристическо-краеведческая

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 2 года (360 часов)

                                                                         

 Автор – составитель:

                                                    Файзуллин Ильнур Ильшатович

                                                   педагог дополнительного образования

с. Базарные Матаки, 2022 г

Информационная карта образовательной программы

1.

Образовательная организация

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Дом детского творчества" Алькеевского муниципального района  

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Моя малая Родина»

3.

Направленность программы

туристическо-краеведческая

4.

Сведения о разработчиках

4.1.

ФИО, должность

Файзуллин И.И, педагог дополнительного образования

5.

Сведения о программе:

5.1.

Срок реализации

2 года обучения

5.2.

Возраст обучающихся

12/17 лет

5.3.

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- принцип проектирования программы

- форма организации содержания и учебного процесса

дополнительная общеобразовательная программа

общеразвивающая

групповая

5.4.

Цель программы

создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей Родины и родного края и своего региона с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения на основе изучения истории России, Татарстана и Алькеевского района

6.

Формы и методы образовательной деятельности

в процессе реализации программы используются формы организации занятий:

-занятие – объяснение;

-занятие – путешествие;

-дискуссия;

-тестирование; - викторина;

- защита творческих работ и проектов;

- экскурсия;

- итоговое занятие

7.

Формы мониторинга результативности

фронтальный опрос, тестирование по разделам программы в течение учебного года. Промежуточный контроль проводится в декабре в виде тестирования, викторины. Итоговая аттестация проводятся в конце года обучения в виде защиты проекта

8.

Результативность реализации программы

     Конечными результатами программы должны стать:

-         объединение усилий школы и общественных организаций для целенаправленной подготовки молодежи к сохранению историко-культурного наследия;

-         повышение уровня функциональной и умственной подготовки молодежи;

-         обеспечение занятости детей и подростков в свободное время;

-         активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина своей Родины и родного края.

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

26.08.2022 г. - дата разработки

29.08.2023г.- дата утверждения и последней корректировки, внесение изменений, связанных с появлением новой нормативно-правовой документации

10

Рецензенты

Фатхутдинова Л.Р., заместитель директора МБО ДО ДДТ

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Информационная карта образовательной программы-------------------------2-3
  2. Оглавление------------------------------------------------------------------------------4
  3. Пояснительная записка---------------------------------------------------------------5-9
  4. Матрица образовательной программы--------------------------------------------10-12
  5. Учебный (тематический) план------------------------------------------------------13-15
  6. Календарный учебный график------------------------------------------------------17-35
  7. Содержание программы--------------------------------------------------------------36-39
  8. Планируемые результаты освоения программы---------------------------------40
  9. Организационно-педагогические условия реализации программы---------40
  10. Формы аттестации (контроля и оценочные материалы)----------------------41-44
  11. Список литературы-------------------------------------------------------------------45

3.Пояснительная записка

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.                                    

Общественные опросы и работа с детьми и молодежью гласят, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой   нигилизм, многие подростки не имеют желания нести службу в Вооруженных силах, увеличивается число призывников, уклоняющихся от военной службы.  Поведение молодежи показывает, что размытость патриотических ценностей нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и обществу в целом. Все эти негативные явления в определенной степени имеют место и в нашем районе.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения разработана данная  программа. Ощутимый вклад в формирование  гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

 Педагогическая целесообразность

  Учащиеся получают все необходимые навыки по использованию и применению специальной и справочной литературы, музейных экспонатов и источников. Получают знания о географии и истории происхождения местности. В процессе занятий дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Занятия историческим краеведением способствуют расширению кругозора детей, более углубленного познания окружающего мира, истории и культуры родного края.

Направленность программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина» имеет туристско-краеведческую направленность.

Нормативно-правовые документы: - Указ Президента Российской Федерации от 08 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»

- Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении - Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.12.2022 г.)- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» в рамках Национального проекта «Образование», утверждённого Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от.03 сентября 2018 г. №10

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

- Приказ Министерства просвещения России от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.)

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 (ред. от 22.02.2023) «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»)

- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28

- План работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы) в Республике Татарстан, утверждён заместителем Премьер-министра Республики Татарстан Л.Р. Фазлеевой 31.08.2022 года

- Устав муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом детского творчества» Алькеевского муниципального района

При проектировании и реализации программы также учтены методические рекомендации:

- Письмо Министерства просвещения России от 31 января 2022 года №ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»)

- Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 года № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»)

- Письмо ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» № 2749/23 от 07.03.2023 года «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию и реализации современных дополнительных общеобразовательных программ (в том числе, адаптированных) в новой редакции» /сост. А.М. Зиновьев, Ю.Ю. Владимирова, Э.Г. Дёмина).

- Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального    образования    и   дополнительных   общеобразовательных   программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»).

- Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения от 31.01.2022 г. РФ № ДГ - 245/06 «О направлении методических материалов»).

- Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных) в новой редакции. / Сост. А.М. Зиновьев, Ю.Ю. Владимирова, Э.Г. Демина - Казань: РЦВР, 2022. - 67 с.

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015г. №996-р [12].

Актуальность программы определяется необходимостью воспитания у детей любви к Отечеству и своей малой Родине, в связи с ростом желающих знать историю своей семьи, своего города, республики.

Отличительные особенности программы.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано понятие «экология», умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Обучающиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне районе. В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской и проектной деятельности, выполнению более сложных заданий.

Новизна программы:  

определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование  патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с историей родного края.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей Родины и родного края и своего региона с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения на основе изучения истории России, Татарстана и Алькеевского района.

Задачи:

1.     формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию путем изучения истории России, Татарстана и родного края;

2.     определить приоритеты в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, возрождения национального самосознания, самоуправления и создать условия для их реализации;

3.     содействовать объединению усилий органов местного самоуправления, школы и общественных организаций для целенаправленной подготовки молодежи к будущей защите своей Родины; любви, бережному отношению к истории родного края; сохранять, беречь и приумножать национальные памятники и достояние своей малой родины;

4.     содействовать проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у учащихся уважения к старшему поколению,  гордости за историю своей Родины;

5.     способствовать улучшению развития гражданско-патриотического воспитания учащихся  в школе и и селе;

6.     привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

7.     проводить целенаправленную работу со СМИ по всестороннему освещению проблем в сфере гражданско-патриотического воспитания в школе.

Адресат программы. Программа реализуется для учащихся 12-17 лет. Для учащихся данного возраста краеведческие знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к краеведению, конкретный интерес к содержанию занятий по историческому краеведению, что особенно важно для патриотического воспитания  и формированию гражданских позиций учащихся.  

 Оптимальная наполняемость группы – 12-15 учащихся.

Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, работа в микрогруппах.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Основными формами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села,  оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий, составление родословной своей семьи. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Алькеевского района и села Базарные Матаки. Посещение жителей села, встречи и беседы с ними дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки. Составление экспозиций и выставок, проведение экскурсий, внеклассных мероприятий, конкурсов и викторин позволяют сделать школьный музей важным средством учебно-воспитательного процесса в школе, а у детей воспитывают ответственность, развивают организаторские навыки и самостоятельность, расширяют их кругозор.

Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом кружка, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа с подгруппами, а также  индивидуальные виды работ, например, составление родословной семьи, исследовательские работы.

Материально технические условия: кабинет истории; школьный музей, мультимедиа.

Форма обучения – очная, смешанная форма обучения. При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Индивидуальные или групповые online –занятие,

- образовательные online-платформы,  цифровые образовательные ресурсы, видеоконференции (Skype)социальные сети, электронная почта;

- комбинированное использование online и offline режимов;

- видеолекция;

- online- консультации и др.

На занятиях используются такие виды деятельности как

•        игровая;

•        познавательная;

•        краеведческая;

•        просмотр презентаций и видеофильмов;

•        проектная деятельность;

•        встречи с интересными людьми;

•        конкурсы;

•        посещение библиотек;

•        праздники;

•        трудовой десант;

•        экскурсии

Объем и сроки освоения программы.

программа рассчитана на 2 года:

1-й год обучения – 144 часа;

2-й год обучения – 216 часов;

Режим занятий: 1-й год обучения  - 2 раза в неделю по 2 часа;

                2-й год обучения 3 раза в неделю по 2 часа. 

Тип программы – модифицированная

Туристко-краеведческая - по основному содержанию и направлению деятельности

4. Матрица дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Уровни

Критерии

Формы и методы

диагностики

Методы и педагогические технологии

Результаты

Методическая

копилка

дифференциро-

ванных заданий

Старто-

вый

Предметные:

Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Алькеевского района Республики Татарстан.

Изучение прошлого и настоящего Сабинского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе

Метод

наблюдения,

анализ

выполненных

работ

Методы:

Словесные,

Наглядные, практические

Педагогические

Технологии:

здоровьесберегающие,

работа с информацией

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Журналы,

статьи,

публикации

Метапредметные

сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе

Метод

наблюдения, анализ выполненных работ

Методы:

Словесные,

Наглядные, практические

Педагогические

Технологии:

здоровьесберегающие,

работа с информацией

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др

Журналы, статьи, публикации с описанием, интернет

Личностные

Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения

Метод

наблюдения, анализ выполненных работ

Методы:

Словесные,

Наглядные, практические

Педагогические

Технологии:

здоровьесберегающие,

работа с информацией

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности через изучение материала по истории России и краеведения

Журналы, статьи, публикации с описанием, интернет

Базовый

Предметные:

Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе

Метод

наблюдения, анализ выполненных работ

освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Журналы, статьи, публикации с описанием, интернет

Метапредметные

Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира. Привить основы культуры труда

Метод

наблюдения, анализ выполненных работ

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике

  • Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Журналы, статьи, публикации с описанием, интернет

Личностные:

Развить творческие способности. Развить произвольность психических процессов.

Развить образное мышление. Развить воображение и фантазию.

Метод

наблюдения, анализ выполненных работ

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Журналы, статьи, публикации с описанием, интернет

Продви

нутый

Предметные:

Учить совершенствования и творчески использовать свои умения и навыки

Метод

наблюдения, анализ выполненных работ

Научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией ключевыми понятиями, методами и приемами

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны

Журналы, статьи, публикации с описанием, интернет

Метапредметные

Воспитать творческого отношения, развить эстического восприятия мира.

Привить основы культуры труда.

Метод

наблюдения, анализ выполненных работ

Методы:

Словесные (опрос-беседа, рассказ с показом), наглядные, практические,информационно- сообщающий, обьяснительный.

Пед. технологии:

здоровьесберегающие, работа с информацией

Работать с различными источниками информации

Журналы, статьи, публикации с описанием, интернет

Личностные:

Развить творческие способности.

Развить образное мышление

Развить воображение и фантазию

Метод наблюдения, анализ выполненных работ

Методы:

Словесные, наглядные, практические,информационно- сообщающий, обьяснительный.

Пед. технологии:

Здоровьесберегающие, работа с информацией

Правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность, например, путем посещения музеев, составление отчетов об это

Журналы, статьи, публикации с описанием, интернет

5. Учебный(тематический) план 1-го года обучения.

 

Тема

Общее кол-во часов для изучения

Теоретическая часть

Практическая часть

Формы контроля

Введение:   инструкция по технике безопасности,

составление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор учащихся

2

2

I. Основы краеведения и  музееведения

30

12

18

1.Основы краеведения

10

4

6

Представление презентации

2.Основы музееведения

8

4

4

Представление презентации

3. Основы изучения истории родного края

12

4

8

Представление сообщений

II. Родная школа и родной край в прошлом и до 1945г.

52

28

24

1. Родная школа. Её история и 

традиции

12

6

6

Представление творческих работ

2. Родной край в дореволюционные годы

 

18

12

6

Представление творческих работ

3. Родной край в 1917- 30-е гг.

12

6

6

Представление сообщений

4. Родной край в предвоенные годы

10

4

6

Представление сообщений

III. Встречи с интересными людьми села(ветераны ВОВ, участники локальных конфликтов, труженики села.)

18

2

16

IV Поисково-исследовательская работа по сбору краеведческого материала

22

4

18

V. Организация экскурсионной работы

20

20

ИТОГО

144ч.

48

96

Учебный план 2-го года обучения.

I.Родной край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

32

20

12

Конкурс исследовательских работ

II.Герои- наши земляки

28

14

14

Конкурс исследовательских работ

III.Республика и район в послевоенные годы.

30

16

14

Представление сообщений

IV.Родной край в начале XXI в.

26

14

12

V. История села Базарные Матаки

32

16

16

Представление творческих работ

VI. Встречи с интересными людьми села(ветераны ВОВ, участники локальных конфликтов, труженики села и др.)

22

10

12

Представление сообщений

VII.Выдающиеся люди села и района

12

6

6

Представление творческих работ

VIII. Поисково-исследовательская работа по сбору краеведческого материала

20

12

8

защита творческих и исследовательских работ, проектов

IX. Организация экскурсионной работы

14

2

12

Представление презентации

1.Посещение районного музея

2

2

2.Посещение музея-заповедника «Болгар»

6

6

3.Посещение исторического заповедника «Сувар»

6

6

ИТОГО

216 ч.

110ч.

106 ч.

6. Календарный учебный график 1 года обучения

                                                                                            №

Месяц

Число

Время провед. занятия

Форма занятия

Кол.

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

лекция

2

 Введение:   инструкция по технике безопасности,

составление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор учащихся.

Учебный кабинет 43

I. Основы краеведения и  музееведения (30ч.)                                                                                                                                                                                                1. Основы краеведения(10 ч.)

2

сентябрь

Беседа,

2

Цели ,задачи, актуальность и особенности  изучения краеведения

Учебный кабинет 43

3

сентябрь

Лекция, просмотр презентации

2

История изучения краеведения в РТ  

Учебный кабинет 43

4

сентябрь

Работа с картой, беседа

2

Мой любимый родной край

Учебный кабинет 43

5

сентябрь

Работа с картой, беседа

2

Красотою и богатством славится Алькеевская земля.

Учебный кабинет 43

6

сентябрь

Работа с картой, беседа

2

Красотою и богатством славится Алькеевская земля.

Учебный кабинет 43

2. Основы музееведения(8ч.)

7

сентябрь

Беседа, сбор материала из печати

2

Цели ,задачи, актуальность и особенности  изучения музееведения

Учебный кабинет 43

8

сентябрь

презентация. знакомство с альбомами, сбор материала из печати

2

История изучения музееведения в РТ.

Учебный кабинет 43

9

октябрь

презентация, беседа

2

Знаменитые музеи нашего региона

Учебный кабинет 43

10

октябрь

презентация, беседа

2

Известные музеи нашего района

Учебный кабинет 43

  1. Основы изучения истории родного края(12ч.)

11

октябрь

презентация, беседа

2

Цели ,задачи, актуальность и особенности  изучения родного края

Учебный кабинет 43

12

октябрь

презентация, материал из печати

2

Особенности изучения родного края

Учебный кабинет 43

13

октябрь

Беседа. Составление небольших рассказов о своем родном крае

2

Красоты и природа нашего родного края

Учебный кабинет 43

Представление презентации

14

октябрь

Беседа. Подготовка выступлений

2

Известные достопримечательности нашего родного края

Учебный кабинет 43

Представление презентации

15

октябрь

Подготовка презентаций

2

Известные достопримечательности нашего родного края

Учебный кабинет 43

Представление презентации

16

октябрь

Подготовка проектов

2

Известные достопримечательности нашего родного края

Учебный кабинет 43

Представление проекта

III. Родная школа и родной край в прошлом и до 1945г.(52ч.)

Родная школа. Её история и традиции(12ч.)

17

ноябрь

презентация, просмотр альбомов

2

История становления и развития нашей родной школы

Учебный кабинет 43

18

ноябрь

подготовка сообщений

2

История становления и развития нашей родной школы

Учебный кабинет 43

19

ноябрь

встреча с учителями-ветеранами

2

Традиции моей школы

Учебный кабинет 43

20

ноябрь

подготовка проектов

2

Традиции моей школы

Учебный кабинет 43

21

ноябрь

подготовка проектов

2

Традиции моей школы

Учебный кабинет 43

22

ноябрь

подготовка проектов

2

Традиции моей школы

Учебный кабинет 43

2 Родной край в дореволюционные годы(18ч.)

23

ноябрь

лекция, работа с литературой, материалами музея

2

Родной край: от древности до 20 в.

Учебный кабинет 43

24

ноябрь

лекция, работа с литературой, материалами музея

2

Родной край: от древности до 20 в.

Учебный кабинет 43

25

декабрь

Подготовка проектов по теме

2

Родной край: от древности до 20 в

Учебный кабинет 43

Представление творческих работ

26

декабрь

лекция, работа с литературой, материалами музея

2

Родной край в конце 19-нач. 20 вв.

Учебный кабинет 43

27

декабрь

лекция, работа с литературой, материалами музея

2

Родной край в конце 19-нач. 20 вв.

Учебный кабинет 43

28

декабрь

Подготовка проектов по теме

2

Родной край в конце 19-нач. 20 вв.

Учебный кабинет 43

Представление творческих работ

29

декабрь

Беседа, рассказ учащихся

2

Родной край: от Февраля к Октябрю

Учебный кабинет 43

30

декабрь

Беседа, рассказ учащихся

2

Родной край: от Февраля к Октябрю

Учебный кабинет 43

3.Родной край в 1917- 30-е гг.(12ч.)

31

декабрь

лекция, рассказ учителя

2

Родной край в 1917-1918-е гг.

Учебный кабинет 43

32

декабрь

лекция, рассказ учеников

2

Родной край в 1917-1918-е гг.

Учебный кабинет 43

33

январь

лекция, рассказ учителя

2

Родной край в 1920-е гг.

Учебный кабинет 43

34

январь

лекция, рассказ учеников

2

Родной край в 1930-е гг.

Учебный кабинет 43

35

январь

Подготовка проектов по теме

2

Родной край в 1917- 30-е гг

Учебный кабинет 43

Представление творческих работ

36

январь

Подготовка проектов по теме

2

Родной край в 1917- 30-е гг

Учебный кабинет 43

Представление творческих работ

8. Родной край в предвоенные годы(10ч.)

37

январь

лекция учителя

2

Родной край в конце 1930-1940-е гг.

Учебный кабинет 43

38

январь

лекция учителя

2

Родной край в конце 1930-1940-- гг.

Учебный кабинет 43

39

январь

Поисковая работа по сбору краеведческого материала

2

Родной край накануне ВОВ(1941-1945ггг.)

Представление творческих работ

40

февраль

Поисковая работа по сбору краеведческого материала

2

Родной край накануне ВОВ(1941-1945ггг.)

Представление творческих работ

41

февраль

Поисковая работа по сбору краеведческого материала

2

Родной край накануне ВОВ(1941-1945ггг.)

Представление творческих работ

III. Встречи с интересными людьми села

(ветераны ВОВ, участники локальных конфликтов, труженики села.) -18ч.

42

февраль

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с участниками ветеранами локальных конфликтов(Афганская война)

Учебный кабинет 43

беседа,

43

февраль

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с участниками ветеранами локальных конфликтов(Афганская война)

Учебный кабинет 43

беседа, подготовка выступлений

44

февраль

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с участниками ветеранами локальных конфликтов(война в Абхазии и Сев.Осетии)

Учебный кабинет 43

беседа,

45

февраль

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с участниками ветеранами локальных конфликтов(I Чеченская война)

Учебный кабинет 43

беседа, подготовка выступлений

46

февраль

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с участниками ветеранами локальных конфликтов( Вторая Чеченская война)

Учебный кабинет 43

беседа, подготовка выступлений

47

февраль

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с работниками правоохранительных органов села

Учебный кабинет 43

беседа, подготовка выступлений

48

март

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с участниками ветеранами локальных конфликтов(антитерро-ристическая компания в Сирии)

Учебный кабинет 43

беседа, подготовка выступлений

49

март

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с участниками ветеранами локальных конфликтов( специальная операция в Донбассе и Украине )

Учебный кабинет 43

беседа, подготовка выступлений

IV Поисково-исследовательская работа по сбору краеведческого материала(22ч.)

50

март

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

51

март

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

52

март

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

53

март

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

54

март

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

55

март

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

56

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

57

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

58

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

59

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

60

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

V. Организация экскурсионной работы(20ч.)

61

апрель

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

62

апрель

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

63

апрель

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

64

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

65

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

66

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

67

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

68

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

69

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

70

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

71

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

72

май

итоговое занятие

2

итого

144ч.

        

Учебный план 2-го года обучения.

  1. Родной край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.(32ч.)

1

сентябрь

презентация, просмотр альбомов

2

Вставай страна огромная.. Начало ВОВ и наш край

Учебный кабинет 43

2

сентябрь

Лекция, беседа, изучение учебной литературы

2

Татарстан в годы войны.

Учебный кабинет 43

3

сентябрь

Лекция, беседа, изучение учебной литературы

2

Татарстан в годы войны.

Учебный кабинет 43

4

сентябрь

Изучение стендов, составление рассказа

2

Герои земляки

Учебный кабинет 43

5

сентябрь

Изучение стендов, альбомов в музее

2

Все ушли на фронт

Учебный кабинет 43

6

сентябрь

Изучение стендов, альбомов в музее

2

Все ушли на фронт

Учебный кабинет 43

7

сентябрь

Изучение стендов, составление рассказа

2

Все для фронта – все для победы!

Учебный кабинет 43

8

сентябрь

Беседа, изучение альбомов, фотоархивов

2

Жизнь села в годы войны

Учебный кабинет 43

9

сентябрь

Беседа, изучение альбомов, фотоархивов

2

Жизнь села в годы войны

Учебный кабинет 43

10

сентябрь

Изучение материалов музея.

Письмо с фронта

Учебный кабинет 43

11

сентябрь

Рассказ учащихся

2

Великая Победа.

Учебный кабинет 43

12

сентябрь

Рассказ учащихся

2

Великая Победа.

Учебный кабинет 43

13

октябрь

Изучение содержания Книги Памяти и книги «Они вернулись с победой»

2

Книга памяти.

Учебный кабинет 43

14

октябрь

Изучение содержания Книги Памяти и книги «Они вернулись с победой»

2

Книга памяти.

Учебный кабинет 43

15

октябрь

Изучение содержания Книги Памяти и книги «Они вернулись с победой»

2

Книга памяти.

Учебный кабинет 43

16

октябрь

Встреча с тружениками тыла

2

Конкурс исследовательских работ «Война в судьбе моей семьи».

Учебный кабинет 43

17

октябрь

Посещение музея Боевой славы

2

Вклад нашего региона и края в дело Победы над врагом

Школьный музей Боевой славы «Оркестр»

18

октябрь

Посещение музея Боевой славы

2

Вклад нашего региона и края в дело Победы над врагом

Школьный музей Боевой славы «Оркестр»

II.Герои- наши земляки(28ч)

19

октябрь

презентация, сообщения

2

Герои Советского Союза-наши земляки.

Учебный кабинет 43

20

октябрь

презентация, сообщения

2

Герои Советского Союза-наши земляки.

Учебный кабинет 43

21

октябрь

Беседа, подготовка сообщений

2

С.М.Крайнов –герой Советского Союза.

музей Боевой Славы «Оркестр»

22

октябрь

подготовка проектов

2

Филиппов .Г.И. - герой Советского Союза.

Учебный кабинет 43

Практическая работа

23

октябрь

подготовка проектов

2

Афанасьев К.К. - герой Советского Союза.

Учебный кабинет 43

Практич. работа

24

октябрь

подготовка проектов

2

Исхаков З.Г. - герой Советского Союза.

Учебный кабинет 43

Практич. работа

25

ноябрь

подготовка проектов

2

Чулков А.П. - герой Советского Союза Шагвалеев Г.Н. - герой Советского Союза

Учебный кабинет 43

Практич. работа

26

ноябрь

подготовка проектов

2

Герои Социалистического труда Алькеевского района

Учебный кабинет 43

Практич. работа

27

ноябрь

подготовка проектов

2

Герои Социалистического труда Алькеевского района

Учебный кабинет 43

Практич. работа

28

ноябрь

подготовка выступлений

2

Труженики тыла нашего села

Учебный кабинет 43

Практич. работа

29

ноябрь

подготовка выступлений

2

Труженики тыла нашего села

Учебный кабинет 43

Практич. работа

30

ноябрь

Подбор материалов, работа  по изучению биографии своих дедов.

2

Подбор материалов, работа  по изучению биографии своих дедов.

Учебный кабинет 43

Практич. работа

31

ноябрь

Подбор материалов, работа  по изучению биографии своих дедов.

2

Подбор материалов, работа  по изучению биографии своих дедов.

Учебный кабинет 43

Практич. работа

III.Республика и район в послевоенные годы(30ч.)

32

ноябрь

беседа, подготовка выступлений

2

Тяжелые послевоенные годы и наш регион

Учебный кабинет 43

Презентация работ

33

ноябрь

Подготовка выступлений

2

Наш регион и край в 1950-1960-е гг.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

34

ноябрь

Беседа. Просмотр альбомов и газет

2

Наша республика и край в 1970-1980--е гг.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

35

ноябрь

презентация. Просмотр альбомов и газет

2

Наша республика и край в 1990--е гг.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

36

декабрь

Изучение альбомов, составление рассказа

Расцвет совхоза «Актай».

Учебный кабинет 43

Презентация работ

37

декабрь

Изучение альбомов, составление рассказа

2

Социально – экономическое развитие района в 1945-80-е гг

Учебный кабинет 43

Презентация работ

38

декабрь

Изучение альбомов, составление рассказа

2

Социально – экономическое развитие района в 1945-80-е гг

Учебный кабинет 43

Презентация работ

39

декабрь

Изучение альбомов, сбор материалов

2

Социальные объекты села и района в послевоенные годы

Учебный кабинет 43

Презентация работ

40

декабрь

Изучение альбомов, сбор материалов

2

Детские сады, школы в послевоенные годы

Учебный кабинет 43

Презентация работ

41

декабрь

Изучение альбомов, сбор материалов

2

Детские сады, школы в послевоенные годы

Учебный кабинет 43

Презентация работ

42

декабрь

Изучение альбомов, сбор материалов

2

Пекарни, райпо в послевоенные годы

Учебный кабинет 43

Презентация работ

43

декабрь

Изучение альбомов, сбор материалов

2

Сельские библиотеки, Дома культуры в послевоенные годы

Учебный кабинет 43

Презентация работ

44

декабрь

Изучение альбомов, сбор материалов

2

Сельские библиотеки, Дома культуры в послевоенные годы

Учебный кабинет 43

Презентация работ

IV.Родной край в начале XXI в.(32ч.)

Изучение стендов, альбомов, сбор материала

Трудом славен человек

45

декабрь

Беседа, подготовка сообщений

2

Политическое развитие РТ и нашего района н нач. XXI в.

Учебный кабинет 43

46

декабрь

Беседа, подготовка сообщений

2

Экономическое  развитие РТ и нашего района в нач. XXI в.

Учебный кабинет 43

47

декабрь

Беседа, подготовка сообщений

2

Экономическое  развитие РТ и нашего района в нач. XXI в.

Учебный кабинет 43

48

январь

Беседа, подготовка сообщений

2

Социальное развитие РТ и нашего района в нач. XXI в.

Учебный кабинет 43

49

январь

Беседа, подготовка сообщений

2

Духовное и культурное  развитие РТ и нашего района в нач. XXI в.

Учебный кабинет 43

50

январь

Изучение материалов музея

2

Новые социальные объекты района и села. Газификация.

Учебный кабинет 43

51

январь

Изучение материалов музея, сбор материалов

2

Телефонизация района и  села.

Учебный кабинет 43

52

январь

Беседа, подбор материалов

2

Оптимизация социальных объектов

Учебный кабинет 43

53

январь

Беседа, подбор материалов

2

Оптимизация социальных объектов

Учебный кабинет 43

54

январь

Изучение альбомов, фотоматериалы

2

Благоустройства района и села в 21 в.. Строительство мостов

Учебный кабинет 43

55

январь

Изучение альбомов, фотоматериалы

2

Благоустройства района и села в 21 в.. Строительство мостов

Учебный кабинет 43

V.История села Базарные Матаки(22ч.)

Подбор материалов

Строительство дорог.

56

январь

Лекция, беседа, работа с картой, изучение экспозиции музея

2

Базарные Матаки вчера и сегодня

Учебный кабинет 43

57

январь

Лекция, беседа, работа с картой, изучение экспозиции музея

2

Базарные Матаки вчера и сегодня

Учебный кабинет 43

58

январь

Лекция, беседа, работа с картой.

2

История Базарных Матак с древнейших времен  и до 19 в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

59

январь

Подготовка докладов и проектов

2

История появления Базарные Матаки в 1 пол. 19в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

60

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки во  2 пол. 19в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

61

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки во  2 пол. 19в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

62

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки во  2 пол. 19в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

63

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки в 1 пол. 20 в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

64

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки в 1 пол. 20 в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

65

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки в 1 пол. 20 в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

66

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки в 1 пол. 20 в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

67

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки во 2 пол. 20 в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

68

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки во 2 пол. 20 в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

69

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки во 2 пол. 20 в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

70

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки во 2 пол. 20 в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

72

февраль

Подготовка докладов и проектов.

2

История села Базарные Матаки во 2 пол. 20 в.

Учебный кабинет 43

Презентация работ

VI.Встречи с интересными людьми села(ветераны ВОВ, участники локальных конфликтов, труженики села и др.) – 22ч.

73

март

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с участниками ветеранами локальных конфликтов

Учебный кабинет 43

74

март

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с участниками ветеранами локальных конфликтов

Учебный кабинет 43

75

март

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с тружениками тыла ВОВ

Учебный кабинет 43

76

март

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с тружениками тыла ВОВ

77

март

беседа, подготовка выступлений

2

Встреча с тружениками тыла ВОВ

Учебный кабинет 43

78

март

2

Встреча со старожилами села

Учебный кабинет 43

79

март

2

Встреча со старожилами села

Учебный кабинет 43

VII. Выдающиеся люди села и района(12ч.)

80

март

Беседа, презентация, просмотр альбомов

2

«Славен наш район великими людьми»

Учебный кабинет 43

81

март

Беседа, презентация, просмотр альбомов

2

«Славен наш район великими людьми»

Учебный кабинет 43

82

март

Беседа, презентация, просмотр альбомов

2

Выдающиеся земляки нашего района в 1 пол. 20 в.и их деятельность

Учебный кабинет 43

83

март

Беседа, презентация, просмотр альбомов

2

Выдающиеся земляки нашего района в 1 пол. 20 в.и их деятельность

Учебный кабинет 43

84

апрель

Беседа, презентация, просмотр альбомов

2

Выдающиеся земляки нашего района во 2 пол. 20 в.и их деятельность

Учебный кабинет 43

85

апрель

Лекция, беседа Изучение альбомов

2

Выдающиеся земляки нашего района в нач. 21 в. их деятельность

Учебный кабинет 43

86

апрель

Лекция, беседа Изучение альбомов

2

Выдающиеся земляки нашего района в современное время и их деятельность

Учебный кабинет 43

VIII. Поисково-исследовательская работа по сбору краеведческого материала(20ч.)

87

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

88

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

89

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

с. Базарные Матаки, учебный кабинет 43

90

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

Школьный музей, учебный кабинет 43

91

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

Школьный музей, учебный кабинет 43

92

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

Школьный музей, учебный кабинет 43

93

апрель

Поисково-исследовательская деятельность

2

Групповая и индивидуальная исследовательская работа по сбору и систематизации краеведческого материала

Школьный музей, учебный кабинет 43

IX. Организация экскурсионной работы(14ч.)

94

апрель

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

95

апрель

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

96

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

97

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

98

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

99

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия по селу Базарные Матаки и ее историческим и значимым местам

с. Базарные Матаки

Экскурсия в  районный краеведческий музей им. Лисенкова(2ч.)

100

май

Экскурсионная работа

2

Экскурсия в  районный краеведческий музей им. Лисенкова

Районный краеведческий музей им. Лисенкова

Экскурсия в историко-культурный-заповедник «Булгар» Спасский район, г.Болгар(6ч.)

101

май

Экскурсионная работа

6

Экскурсия в историко-культурный-заповедник «Болгар»

Историко-культурный-заповедник «Булгар», г.Болгар

Экскурсия в историко-культурный-заповедник «Сувар» Спасский район, с.Кузнечиха(6ч.)

102

май

Экскурсионная работа

6

Экскурсия в историко-культурный-заповедник «Сувар» Спасский район, с.Кузнечиха

Историко-культурный-заповедник «Сувар» Спасский район, с.Кузнечиха

21.Подведение итогов занятий(2ч.)

103

май

Обобщение

2

практическая работа по курсу «Моя малая Родина»

Учебный кабинет 43

Практичекая работа

Итого

216 ч.

                                                               

7. Содержание программы

Содержание учебного плана 1-го года обучения.

Тема 1. Введение:   составление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор учащихся.

Теория: инструктаж по технике безопасности, основы безопасности проведения занятий в учебном классе, правила дорожного движения, меры личной безопасности. Викторина на знание краеведения. Краеведение, виды краеведения.

Практика: отметка в журнале по ТБ за прослушанный инструктаж.

подготовка устного сообщения о краеведение (15-20 предложений).

Формы и методы проведения занятий: групповая, учебное занятие, объяснение, опрос, демонстрация, использование учебного материала

Тема 2.Основы краеведения.

Теория: Содержание, история , формы и методы школьного краеведения
сущность и значения изучения школьного краеведения.
 Краеведение — основа патриотического воспитания. Источники и литература по изучению краеведения Понятие, цели и задачи. Формы и методы краеведческой работы. Опыт организации патриотической работы средствами краеведения.

Практика: подготовка устного сообщения о школьном краеведении  (15-20 предложений).

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала.

Тема 3.Основы музееведения.

Теория: Основы изучения музееведения. Музееведение как научная дисциплина Источники и литература по изучению музееведения. Основные классификации музеев. Цели и задачи, актуальность изучения музееведения. Основные направления деятельности музея. Хранительско-учетная (фондовая) работа. 

Практика: проверка знаний о рол  и значении школьного музея в контексте районного, регионального и федерального музеев.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала.

Тема 4. Основы изучения истории родного края

Теория: Основы изучения истории родного края. Цели и задачи, актуальность изучения истории родного края.

Практика: определить место и роль истории родного края в контексте истории Татарстана и истории России.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала.

Тема 5. Родная школа. Её история и традиции.

 Изучение истории школы, встречи с ветеранами педагогического труда, сбор материала о школьных традициях.

Теория: изучение материала по истории школы.

Практика: экскурсия в школьный музей, поисковая работа Практическое занятие: разработка мини-проектов «Моя школа в будущем», оформление воспоминаний, написание статьи в школьную газету.

войны»

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала.

Тема 6. Родной край в дореволюционные годы.

Теория: История района и села Базарные Матаки в дореволюционные годы. Основы хозяйствования и занятий местного населения. Быт и традиции местного населения.

Практика: оформить в виде презентации воспоминания современников.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала.

Тема 7. Родной край в 1917- 30-е гг.

Теорияя: Характеристика революционных событий 1917 г. в районе и  селе. Воспоминания современников. Гражданская война и родной край. Восстановления хозяйства и промышленности в районе и селе годы НЭПа, события коллективизации и их последствия для края. Образование Алькеевского района. Строительство «социалистического общества» и политика репрессий, их последствия для района и села.

Практика: составить презентацию о событиях 1917-1930-гг в крае.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала.

Тема 8. Родной край в предвоенные годы.

Теория: Характеристика социально-экономического развития родного края в предвоенные годы. Итоги коллективизации и индустриализации. Духовная и культурная жизнь края в предвоенный период.

Практика: составить исследовательский о проект об итогах коллективизации и индустриализации, о духовной и культурной жизни края в предвоенный период.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Содержание учебного плана 2-го года обучения. 

Тема 1. Родной край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Теория: Вклад района и села в дело Победы. Участники войны из села, школы. Вернувшиеся и погибшие на войне земляки.

Практика: Составление списка участников войны- земляков.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Тема 2. Герои- наши земляки.

Теория: Характеристика биографий и подвигов в годы войны шести героев ВОВ.–наших земляков.

Практика: Составление презентаций и экспозиции о героях –земляках.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Тема 3. Республика и район в послевоенные годы.

Теория: Характеристика социально-экономического развития родного края в послевоенные годы. Восстановление народного хозяйства края в послевоенные годы: цена победы и последствия войны для края. Район и село в годы «кукурузной эпопеи», годы «Застоя» и перестройки. Духовная и культурная жизнь края в послевоенный период.

Практика: составление презентации об истории района в первые послевоенные годы.  

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Тема 4.Родной край в конце XX - начале XXI вв.

Теория: Характеристика социально-экономического развития родного края в конце XX - начале XXI вв. Район и село в годы «шоковой терапии» и приватизации. Демографическая ситуация в крае в 90-е гг. Изменения в социально-экономическом и политическом развитии края,  перспективы развития в начале нового тысячелетия.

Практика: составление презентации об истории района конце XX - начале XXI вв.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Тема 5.История села Базарные Матаки.

Теория: Характеристика социально-экономического и культурного развития Базарных Матак в конце XIX-начале XX вв. Воспоминания современников. Базарные Матаки в годы революций и гражданской войны. Село в предвоенные годы и в годы ВОВ. История села в послевоенный период. Базарные Матаки на рубеже нового тысячелетия: изменения в жизни сельчан и села. Перспективы и планы развития сельского поселения- Базарные Матаки в начале нового тысячелетия.

Практика: составление презентации об истории села Базарные Матаки.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Тема 6. Встречи с интересными людьми села(ветераны ВОВ, участники локальных конфликтов, труженики села и др.)

Теория: подготовка информации об интересных людях села.

Практика: Организация встреч с ветеранами ВОВ., участниками Афганской и Чеченской войн, тружениками труда- жителями села Базарные Матаки.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала.

Тема 7.Выдающиеся люди села и района

Теория: подготовка информации об выдающихся людях села

Практика: Организация сбора материалов и составление экспозиций о выдающихся людях села и района.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Тема 8. Поисково-исследовательская работа по сбору краеведческого материала

Теория: Организация сбора архивных материалов, воспоминаний, статей из районной газеты о событиях разных периодов истории школы, села и района.

Практика: Составление альбомов и стендов по отдельным направлениям истории, культурной жизни школы, села и района.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Тема 9. Организация экскурсионной работы.

Теория: Изучение материалов по экскурсионной работе по отдельным экспозициям школьного музея, подготовка экскурсоводов по экспозициям.

Практика: организация материалов по экскурсионной работе по отдельным экспозициям школьного музея, подготовка экскурсоводов по экспозициям.

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Тема 10.Посещение районного музея.

Практика: Целевое посещение районного краеведческого музея им. Лисенкова. Знакомство с краеведческой и экскурсионной работой, работниками и директором музея, экспонатами и экспозициями районного музея.

Тема11. Посещение музея-заповедника «Болгар»

Теория: организация информации по подготовке экскурсии в музей-заповедник «Болгар». Знакомство с историко-архитектурными памятниками заповедника, посещение и знакомство с экспонатами и экспозициями музея «Болгар».

Практика: проведение экскурсии в музей-заповедник «Болгар». Знакомство с историко-архитектурными памятниками заповедника, посещение и знакомство с экспонатами и экспозициями музея «Болгар».

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Тема1Посещение исторического заповедника «Сувар». 

Теория: организация подготовки информации по проведению экскурсии в музей-заповедник «Сувар». Знакомство с историко-архитектурными памятниками заповедника, посещение и знакомство с экспонатами и экспозициями музея «Сувар».

Практика: проведение экскурсии в музей-заповедник «Сувар». Знакомство с историко-архитектурными памятниками заповедника, посещение и знакомство с экспонатами и экспозициями музея «Сувар».

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

Подведение итогов занятий кружкового объединения.

Теория: Анализ проведенной работы за два года.

Практика: Проведение игры-викторины «По следам истории родного края».

Формы и методы проведения занятий: учебное занятие, демонстрация, опрос, использование учебного материала

8. Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

1. Сформировано уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе.

2. Сформировано уважительное отношение к окружающим людям, усвоены общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

Метапредметные:

1. Развит кругозор и исследовательские умения учащихся.

Предметные:

1.Сформированы представления о краеведении как  о предмете исторического и культурного развития общества;

2.Знают способы поиска  материала о природе родного края,   культуре, обычаях и традициях своего народа;

3        Ознакомлены со способами  выполнения  исследовательской работы

4. Сформированы отдельные элементы   IT-компетенции

9. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Материально-техническое оснащение:

- кабинет для занятий, оборудованный необходимым количеством столов и стульев (по количеству учащихся в группе);  и  оборудованный 2 компьютерами, с установленным необходимым программным обеспечением, выходом в Интернет (для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

 - проектор, доска;

- наглядные пособия (схемы, плакаты, рисунки, карты и др.)

    Дидактические материалы: 

  1. Истории татарского народа и Татарстана. Древность и средневековье. Р.Г. Фахрутдинов, г.Казань, «Магариф», 1997 год
  2. История и культура татарского народа,  г.Казань, 2011 год
  3. Мультимедийное оборудование: экран, компьютер
  4. Программный диск  «Мой родной край» учебно – методический комплект, г.Москва

5   Наглядные: карты  

Материально техническое обеспечение. 

Кадровое обеспечение:  занятия по дополнительной общеобразовательной программе:   Моя малая Родина» ведет специалист с высшим образованием Файзуллин И.И.  

10. Формы аттестации, диагностики и подведения итогов реализации программы

Виды аттестации

Формы оценки результативности

 Срок проведения

Промежуточная аттестация

Диагностика уровня ключевых, мета предметных и предметных  компетенций учащихся.

Формы- зачет ( тестирование, практическая работа)  

Декабрь, май (кроме последнего года освоения программы)

 Аттестация  обучающихся по завершению  освоения программы

Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе  

Формы – зачет (тестирование, практическая работа)

Май последнего учебного года освоения программы

1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.

2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).

3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю и работе объединения, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).

4. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.

5. Тестирование, зачетмини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Первая доврачебная помощь», «Техника безопасности», «Общение с жителями населенного пункта во время туристического похода».

7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).

8. Конкурсы, викторины, выставки в рамках программы «Алькеевский район – земля родная».

          9.  Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.

         10. Участие в районных краеведческих конкурсах.

         11. Участие в республиканских краеведческих конкурсах.

        12. Участие в российских конкурсах.

11. Оценочные материалы/диагностический инструментарий.

Критерием оценки считать качество подготовленных обучающимися краеведческих проектов,  умение практически использовать полученные умения и навыки, например – участие в конкурсах краеведческой направленности различного уровня.

Показатели оценивания

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Уровень оценки

Методы диагностики

Организационно волевые качества

* Терпение

* Воля

*Самоконтроль

Способность выдерживать учебные нагрузки, побуждать себя к практическим действиям, контролировать поступки

терпения хватает меньше, чем на ½ занятия, волевые условия побуждаются педагогом, обучающийся действует под воздействием контроля;

терпения хватает больше, чем на ½ занятия, иногда проявляются волевые качества, может контролировать себя сам;

терпения хватает на всё занятие, волевые качества ярко выражены, постоянно контролирует себя

ниже среднего

средний

высокий

Наблюдение

Ориентационные

Интерес к занятиям в кружке, самооценка

Осознание участия  обучающегося в освоении программы, способность воспитывать себя адекватно реальным достижениям

интерес к занятию слабо выражен, самооценка занижена;

интерес поддерживать самим

обучающимся, самооценка занижена;

постоянный интерес к занятию,

самооценка нормальная

ниже среднего

средний

высокий

анкетирование, тестирование

Поведенческие качества

Конфликтность, тип сотрудничества

Умение контролировать себя в конфликтной ситуации, умение сотрудничать

провоцирует конфликт, сотрудничает по принуждению педагога;

сторонний наблюдатель конфликта, проявляет желание к сотрудничеству;

доброжелательный, неконфликтный, проявляет инициативу в сотрудничестве

ниже среднего

средний

высокий

наблюдение, тестирование

Личностные достижения воспитанника

Участие в мероприятиях различного уровня

Степень и качество

не принимает участия;

принимает участие при поддержке взрослого;

самостоятельно проявляет инициативу

ниже среднего

средний

высокий

Наблюдение

12. Список литературы и методическое обеспечение программы.

  • Учебно-методические пособия по краеведению:
  • Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
  • Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты и делать проекты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
  • Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
  1. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
  2. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
  3. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
  4. Курс лекций по основам краеведения и музееведения. М., 2014 г.
  5. Материалы районной газеты «Алькеевские вести».
  6. Ашурков В.Н. Историческое краеведение, 2005. .
  7. Большой энциклопедический словарь, 2012
  8. Материалы из методической копилки учителя.
  9. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории, 2003.
  10. Материалы школьного и районного краеведческого музея.
  11. И.А. Гилязев, В.И. Пискарев, Ф.Ш. Хузин. История Татарстана и  татарского народа. Казань.: «Хэтэр», 2013 г.
  12. Б.Ф. Султанбеков, А.А. Иванов, А.Г. Галлямова. История Татарстана XX- началоXXI века. «Хэтер», 2010 г.
  13. История села Базарные Матаки. Сборник материалов воспоминаний современников. (под ред. Скворцовой М.И.)

Ресурсно-дидактический и наглядно-иллюстративный материал:

 -краеведческий атлас;

- словарь исторических терминов;

- сборники краеведческих материалов;

- материал школьного музея и др.

Интернет ресурсы:

http://oopt.aari.ru/rbdata/1105 

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://nsportal.ru/

http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Моя малая Родина»

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя малая Родина» туристско-краеведческой направленности. Программа направлена на  воспитание у школьников патриотизма, изучение истории, традиций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Конспект открытого занятия «Звуки и буквы в городе Фонетика» (из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Малая детская академия «Совушка»

Русский язык – великий и могучий, поэтому дети не всегда его осваивают. И здесь стоит вспомнить простое правило: «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться».  Обучающиеся 2 года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯУровень: БАЗОВЫЙВозраст обучающихся: 5 классСрок реализации: 1 годПредставлено обоснование выбора программы, цели, задачи, содержание и тематическое планирование....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина» имеет туристско-краеведческую направленность. Актуальность программы определяется необходимостью воспит...