Уроки истории и культуры Санкт-Петербурга: особенности и возможности
статья по краеведению (5, 6, 7, 8 класс)

Свистунова Елена Владимировна

Для освоения культурного наследия нашего города, понимания значимости городских объектов, архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга и архитектурных стилей, городских традиций и праздников, подростку необходимо иметь определенные знания и собственное суждение. Это позволит ему ощутить себя  истинным петербуржцем... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikspb_-_osobennosti_i_vozmozhnosti.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки истории и культуры Санкт-Петербурга: особенности

и возможности

Свистунова Е.В., учитель истории

и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга

Педагогическое предназначение учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» заключается в обеспечении личностного роста ученика. Задача учителя создать условия для того, чтобы ребенок научился ориентироваться как в городской среде, так и в культурном пространстве Петербурга.

Системообразующим понятием всего содержания этого курса можно назвать «наследие»: наследие предыдущих поколений, используемых сегодня, и наследие, формирующееся в наши дни.

В преподавании предмета «История и культура Санкт-Петербурга» наиболее продуктивными оказываются активные методы преподавания, позволяющие ребенку почувствовать себя исследователем, высказать собственное мнение, дать личную оценку.

Для понимания значимости городских объектов, архитектурных ансамблей и стилей, петербургских традиций, подростку необходимо иметь определенные знания и собственное суждение. Это позволит ему ощутить себя истинным петербуржцем.

Вот некоторые положения, в соответствии с которыми я строю свою учительскую деятельность. Реализуя цели и задачи, стоящие передо мной, я стараюсь планировать уроки таким образом, чтобы ученик сумел получить необходимую информацию, пропуская её через свою эмоциональную сферу, и смог оценить значимость изучаемых памятников наследия, их место в городской среде и национальной культуре.

В качестве примера можно привести урок «Памятники основателю города» в 5 классе. Информацией о некоторых памятниках дети уже владеют, новые сведения на уроке сообщает учитель.

«Какие черты характера Петра I показывает нам скульптор на памятнике?» и «Случайно ли каждый из памятников занимает именно это место в городе?»

В ходе обсуждения ребята делают вывод, что расположение каждого памятника не случайно, а имеет своё объяснение. Например, «Царь-плотник» - у Адмиралтейства, там строились первые военные корабли, это «детище Петра» поставлен по воле правнука Павла I перед его резиденцией, возможно, символизируя желание потомка продолжить дело деда. На памятнике в Нижнем парке Петродворца фигура Петра I полна властности и энергии. Император изображен в офицерской форме, в треуголке, ботфортах, с орденской лентой через плечо. Опираясь на трость правой рукой, он держит в другой руке подзорную трубу, в которую он должен увидеть морскую даль, поэтому его расположили на аллее недалеко от Финского залива и т.д. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся нарисовать свой памятник императору.

Способствуя дальнейшему формированию у учащихся умений понимать особенности городских объектов как источников информации о людях, исторических событиях и периодах, можно рассмотреть еще один урок в 7 классе «Санкт-Петербург – времён Павла I – великого князя и императора».

В водной части урока совместно с учениками вспоминаем особенности правления Павла I, своеобразие его личности. Затем просматривается видеофрагмент о Михайловском замке, его внешних особенностях и внутреннем убранстве. Если есть доступ в Интернет, то желательно посмотреть на весь архитектурный ансамбль замка в Google картах. Необходимо обратить внимание на то, что это очень продуманное сооружение, проект которого владелец вынашивал много лет. Современники Павла I называли интерьеры Михайловского замка «чудом роскоши и вкуса».

Работая в малых группах, учитывая полученную информацию, учащиеся аргументировано подтверждают или опровергают высказывание, «Михайловский замок – «архитектурный автопортрет» Павла I».

А на вопрос: «Каким хотел нам представить императора Павла I скульптор В. Э. Горевой на созданном им памятнике во дворе замка?» учащиеся могут ответить дома.

На уроках из темы: «Санкт-Петербург – город архитектурных ансамблей», я продолжаю развивать у школьников умение ориентироваться в городском пространстве и исторических периодах существования города. На этих уроках мы знакомимся с архитектурными ансамблями городских площадей первой половины XIX века, составляющих гордость Санкт-Петербурга.

Эффективную помощь может оказать использование программы Google Планета Земля (Интернет-ресурс) и возможности интерактивной доски. Учащиеся, имея на партах карты-схемы Петербурга, могут соотносить изображения городских площадей в плоскости и на доске в формате 3D. Параллельно можно демонстрировать фотографии объектов, рассматривать их в архитектурном взаимоотношении.

На одном из уроков семиклассники знакомятся с архитектурным ансамблем площади Островского – одним из высших достижений русского градостроительного искусства. С отдельными объектами: зданием Александринского театра, Российской Национальной библиотекой, памятником Екатерине II - учащиеся уже знакомы, а о том, что они входят в огромный градостроительного комплекс, они узнают в процессе занятия. На примере ансамбля, который включает в себя площадь Островского, улицу Зодчего Росси и площадь Ломоносова, уместно обратить внимание детей на гениальность архитектора, чьим именем названа улица. Карл Иванович Росси изменил подход к формированию городского пространства: вместо отдельных сооружений создал цельные архитектурные композиции.

В конце урока учащиеся высказывают своё суждение о сочетании и смысловой значимости некоторых сооружений, их взаимодействии. Например, отвечают на вопрос: «Уместен ли памятник Екатерине II перед зданием театра?», «Как вписаны современные здания в этот архитектурный ансамбль?» и др. Домашнее задание лучше предложить дифференцированного характера:

  1. эссе на тему: «Какие события в истории и культуре России отразились в ансамбле площади Островского».
  2. письменный ответ на вопрос: «О чем нам может рассказать ансамбль площади Островского?»

Я считаю, что такая система работы помогает детям в полной мере увидеть масштабность красивейших ансамблей Петербурга, ориентироваться в городском пространстве, ценить труд и творчество предыдущих поколений. Надеюсь, что мои уроки способствуют приобщению учащихся к петербургской культуре, уважению петербургского наследия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Презентации для уроков Истории и культуры Санкт-Петербурга

Презентации по теме:" Наш край до основания Петербурга."Крепости Ленинградской области.Шлиссельбург....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."

Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К.  Цель урока:  Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать,  как...