Рабочая программа "Литературное краеведение" - 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс)
Рабочая программа способствует решению образовательных и воспитательных задач современной школы черех изучение истории и культуры родного края.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Пригородненская средняя общеобразовательная школа
Щигровского района Курской области»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Литературное краеведение »
6 класс
Количество часов по программе - 34( 1 час в неделю)
Составитель программы:
Баздырева Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Сл. Пригородняя , 2024 г.
Содержание Страницы
Пояснительная записка____________________________________ 3-5
Учебно-тематический план ____________________ 6-7
Календарно-тематическое планирование____________________ 8-9
Содержание программы__________________________________ 10-11
Методическое обеспечение образовательной программы
Литературное краеведение» 12
Литература__________________________________________ 13
Лист внесения изменений в рабочую программу 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературное краеведение» имеет художественно-эстетическую направленность, вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно - краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в духовно- нравственном и экологическом воспитании. Программа «Литературное краеведение» направлена на создание атмосферы совместной деятельности учителя, родителей, на активизацию творческих возможностей каждого ученика. Литературное краеведение располагает богатейшими возможностями формирования сознания учеников, воспитывает патриотов, способно вызвать живой интерес к жизни родного края.
Курский край, соловьиный край…Сразу вспоминаются необыкновенные, талантливые, известные за его пределами люди (писатели, художники, композиторы, скульпторы), жившие и живущие на курской земле. Курский край- край с богатой историей. Литературное краеведение – это, несомненно, историческая память. Память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой родины. Его ценность заключается в расширении и обогащении знаний школьников о родных местах, привитии им любви к отчей земле, уважении к истории культуры курского края, к его выдающимся людям.
Актуальность выбранной темы
Обращение к литературе родного края способствует духовно - нравственному развитию школьников, являющемуся одной из важнейших задач образования на современном этапе. Изображение малой родины в прозе и поэзии авторов курского края особенно важно для подрастающего поколения. Сегодня необходимо научить молодежь не просто созерцать красоту родного края, а понимать важность малой родины в жизни человека, знать ее прошлое и настоящее, гордиться ею.
Цель программы - приобщать молодое поколение к творческому наследию А.П.Гайдара, писателей-земляков, показать отражение темы малой родины в произведениях курских писателей.
Результаты освоения программы по литературному краеведению
личностные:
− формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
− развития читательской культуры: расширение и углубление художественного опыта;
− умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл прочитанного произведения, выстраивать аргументацию, приводя свои примеры, отстаивая свою позицию;
− формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно- полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
метапредметные:
− умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
− умение осуществлять анализ художественного произведения с точки зрения истории, мировой художественной культуры, языка;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, умозаключения и выводы;
− умение работать в группах; находить общее решение и разрешить конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Календарно-тематический план
рабочей программы
«Литературное краеведение»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата План Факт | |
1 | Организационное заседание Совета «Тимуровец». Обсуждение плана работы на I полугодие | 1 | ||
2 | Формирование рабочих групп | 1 | ||
3 | Знакомство с жизнью и творчеством А.П.Гайдара. | 2 | ||
4 | Гайдар-журналист. Очерки военных лет | 1 | ||
5 | Обсуждение книги Бориса Камова «Гайдар. Спецрасследование» | 2 | ||
6 | Экскурсии «Недолгая жизнь чудесного человека» | 2 | ||
7 | Подготовка группы экскурсоводов ко Дню памяти А.П.Гайдара | 2 | ||
8 | Экскурсии «Гайдар и партизанское движение | 2 | ||
9 | Подготовка беседы на тему «Щигровские корни А.Гайдара» | 2 | ||
10 | Устный журнал "Уроки милосердия в повести А.П.Гайдара " Тимур и его команда" | 2 | ||
11 | Викторина « По следам гайдаровских произведений» | 1 | ||
12 | Изучение повести «Судьба барабанщика» | 2 | ||
13 | Игра «Тайны Тимура» | 1 | ||
14 | Просмотр документального фильма "Всадник, скачущий впереди" | 1 | ||
Литературное краеведение на тему «Курская земля в литературе, живописи, рукотворном труде земляков» | ||||
15 | Обсуждение книги Ю.Деткова "Три повести о любви" | 2 | ||
16 | Конкурс сочинений «Люди,остановитесь!» ( по произведениям К.Воробьёва) | 2 | ||
17 | Конкурс чтецов. Любимые стихи моего земляка Владимира Конорева. | 2 | ||
18 | Изучение биографии поэта Николая Асеева «Творчество Г.Свиридова» | 2 | ||
19 | Собирание материала на тему «Почётные граждане Щигров» | 3 | ||
20 | Составление отчета по теме «Литературное краеведение» | 1 | ||
Итого | 34 | |||
Учебно-тематический план
рабочей программы
«Литературное краеведение»
Разделы,темы. | Кол-во часов | Теоретические | Практические | |
1 раздел «Жизнь и творчество А.П.Гайдара» | 22 | |||
1. | Организационное заседание Совета «Тимуровец». Обсуждение плана работы на I полугодие | 1 | ||
2. | Формирование рабочих групп | 1 | ||
3. | Знакомство с жизнью и творчеством А.П.Гайдара. | 2 | ||
4. | Гайдар-журналист. Очерки военных лет | 1 | ||
5. | Обсуждение книги Бориса Камова «Гайдар. Спецрасследование» | 2 | ||
6. | Экскурсии «Недолгая жизнь чудесного человека» | 2 | ||
7. | Подготовка группы экскурсоводов ко Дню памяти А.П.Гайдара | 2 | ||
8. | Экскурсии «Гайдар и партизанское движение» | 2 | ||
9. | Подготовка беседы на тему «Щигровские корни А.Гайдара» | 2 | ||
10. | Устный журнал "Уроки милосердия в повести А.П.Гайдара " Тимур и его команда" | 2 | ||
11. | Викторина « По следам гайдаровских произведений» | 1 | ||
12. | Изучение повести «Судьба барабанщика» | 2 | ||
13. | Игра «Тайны Тимура» | 1 | ||
14 | Просмотр документального фильма "Всадник, скачущий впереди" | 1 | ||
2 раздел.Литературное краеведение на тему «Курская земля в литературе, живописи, рукотворном труде земляков» | 8 | |||
15. | Изучение биографии Евгения Ивановича Носова | 2 | ||
16. | Конкурс сочинений «У меня к малой родине любовь великая» | 2 | ||
17. | Конкурс чтецов. Любимые стихи моего земляка Владимира Конорева. | 2 | ||
18 | Интеллектуальная игра «Творчество Г.Свиридова» | 2 | ||
19 | 3 раздел Собирание материала на тему «Почётные граждане Щигров» | 3 | ||
.20 | 4 раздел. Составление отчёта по теме «Литературное краеведение» | 1 |
Содержание программы
Основным содержанием рабочей программы “Литературное краеведение» ” является выполнение заданий, направленных на изучение литературного краеведения, на проведение тематических уроков, сочинений, экскурсий, бесед, игр, викторин.
Деятельность школьников по программе ”Литературное краеведение ” определяется следующими тематическими блоками:
1.Вводное занятие. Теоретическое занятие – 2 часа.
2Жизнь и творчество Аркадия Петровича Гайдара.( 20 час)
3.Курская земля в литературе, живописи, рукотворном
труде земляков(8 часов)
4.Собирание материала на тему «Почётные граждане Щигров»(3ч.)
5. Составление отчета по теме «Литературное краеведение» (1 ч.)
1.Вводное занятие. Теоретическое занятие – 1 час.
Задачи:
· Согласование плана работы на год;
· выбор актива;
· техника безопасности;
· инструктаж по ТБ.
2. Жизнь и творчество Аркадия Петровича Гайдара.
На этот раздел отводится 22 часа ,где учащиеся знакомятся с жизненным и творческим путём детского писателя А.П.Гайдара, собирают материал для докладов и
презентаций. На практических занятиях, на которых отводятся 9 часов, проводятся экскурсия, игры, викторины.
3. Курская земля в литературе, живописи, рукотворном
труде земляков.
На этот раздел отводится 8 часов, где ученики более углубленно изучают творчество писателей-земляков, композиторов, тем самым пробуждается настоящая любовь к искусству.
4. Собирание материала на тему «Почётные граждане Щигров»
На этот раздел отводится 3 часа , на которых кружковцы изучают материалы о С.П.Непобедимом, А.Г.Ачкасове, оформляют доклады, для них организуются встречи с М.В.Зайцевым, создателем школьного музея имени А.П.Гайдара.
5. Составление отчета по теме «Литературное краеведение» (1 ч.)
Литература
1.Н.Богданов «Всадник, скачущий впереди», издательство «Малыш», Москва, 1978 г.
2.А.Гольдин «Невыдуманная жизнь», Москва «Детская литература», 1972 г.
3.Б.Камов «А. Гайдар. Мишень для газетных киллеров», Москва, 2009 г
4.Б. Камов «Партизанской тропой Гайдара», Москва, 1965 г.
5.В. Малюгин «Жизнь такая, как надо», издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1962 г.
6.Э.Пашнев «Яблоня Гайдара» , книжное издательство, Воронеж, 1976 г.
7.Н.Рыбаков «Гайдар в Арзамасе» Москва «Сов. Россия», 1984г
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Дата внесения изменений | Раздел, тема | Содержание изменений | Подпись | Согласовано с зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Краеведение
Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях...

Рабочая программа Краеведение Челябинская область 6-8 кл
Статус документаПрограмма интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челяби...

рабочая программа краеведение 5 кл
Рабочая программа "краеведение" для 5 класса Новосибирской области, разработана для сельской школы....

Рабочая программа краеведение
Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г.Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных учреждений. - Нижний Новгород: Ниро, 2011 год. П...

Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс
Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного цикла, позволяющий формировать целостно...

Рабочая программа "Краеведение. НИСК"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее времяназрела необходимость возрождения духовности, изучения культуры своег...

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....
