Проект "Хранители истории малой родины".
проект по краеведению

Нолева Лидия Геннадьевна

Патриотическое воспитание школьников является одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине, а любовь к большой родине формируется через любовь к семье и родному краю.

   Знание истории малой родины и  жителей, внесших вклад в развитие своего села и страны в целом, необходимо, так как подрастающему поколению важно знание того, что в любом уголке нашей большой страны каждый ее гражданин может вершить историю. Очень важно, чтобы жители сел знали свою историю, гордились достижениями земляков, могли оценить вклад родного села в развитие государства. Села Адамово и Макаринино привлекательные для туристов места. Каждый год сюда приезжают много туристов из разных уголков России и из зарубежных стран. Их притягивает уникальная природа, чистота и ухоженность сел. Туристы задают вопросы по истории села, о людях и о том, чем живут они сейчас. Проблема пробелов в этом плане существует и тема актуальна как для взрослого населения, так и для молодежи. Уходят ветераны войны, труженики тыла и те, кто многое могут рассказать о прошлом, о людях, которые внесли значительный вклад в развитие сёл СП "Адамовское". Назрела необходимость собрать исторический краеведческий материал о своей малой родине, структурировать его, оформить и передать в местный краеведческий музей для сохранения исторической памяти для будущих поколений. Важно и ценно проводить эту работу с молодежью, чтобы подрастающее поколение прониклось гордостью и уважением к деяниям предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_hranitel_istorii.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Адамовская основная общеобразовательная школа»

село Адамово, Баргузинский район, Республика Бурятия

Проект "Хранители истории малой родины".

 


Автор: Нолева Лидия Геннадьевна, учитель английского языка,

1 категория, Отличник Просвещения РФ, Ветеран труда РФ

2023 год

Содержание

Актуальность проекта ……………………………………………………….....................................3

Цели и задачи проекта ………………………………………………………………………………3

Пояснительная записка ………………………………………………………………………………4

Этапы реализации проекта …………………………………………………………………………..5

Ожидаемые результаты …………………………………………………….......................................5

Ресурсное обеспечение проекта …………………………………………………………………….6

Продукты проекта ……………………………………………………………………………………6

Значимость проекта ………………………………………………………………………………….6

Механизмы трансляции опыта …………………………………………….......................................6

Мониторинг результативности и эффективности реализации проекта ………………………….7

Используемая литература ………………………………………………….......................................8

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, литературе,

языке, живописи...

Народные отличия сохранятся и в XXI веке,

если мы будем озабочены воспитанием души,

а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв

 

Актуальность

   Патриотическое воспитание школьников является одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине, а любовь к большой родине формируется через любовь к семье и родному краю.

   Знание истории малой родины и  жителей, внесших вклад в развитие своего села и страны в целом, необходимо, так как подрастающему поколению важно знание того, что в любом уголке нашей большой страны каждый ее гражданин может вершить историю. Очень важно, чтобы жители сел знали свою историю, гордились достижениями земляков, могли оценить вклад родного села в развитие государства. Села Адамово и Макаринино привлекательные для туристов места. Каждый год сюда приезжают много туристов из разных уголков России и из зарубежных стран. Их притягивает уникальная природа, чистота и ухоженность сел. Туристы задают вопросы по истории села, о людях и о том, чем живут они сейчас. Проблема пробелов в этом плане существует и тема актуальна как для взрослого населения, так и для молодежи. Уходят ветераны войны, труженики тыла и те, кто многое могут рассказать о прошлом, о людях, которые внесли значительный вклад в развитие сёл СП "Адамовское". Назрела необходимость собрать исторический краеведческий материал о своей малой родине, структурировать его, оформить и передать в местный краеведческий музей для сохранения исторической памяти для будущих поколений. Важно и ценно проводить эту работу с молодежью, чтобы подрастающее поколение прониклось гордостью и уважением к деяниям предков.

   В. В. Путин высказал своё мнение о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

   Как отмечено в указе Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России», именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.

Цель проекта: укрепление системы ценностей по сохранению исторической памяти через формирование деятельностного подхода.

Задачи проекта:

- расширение исторических, краеведческих знаний по местной истории.

- воспитание чувства патриотизма, формирование нравственной и духовной культуры.

- пополнение информации краеведческого музея в с.Макаринино.

- формировать у детей знания об истории, культуре и традициях малой родины;

- способствовать воспитанию чувства любви и уважения к своей семье, малой родине, родному краю, к родной природе, к людям, живущим рядом;

- развитие на базе школьного клуба "Юный исследователь" площадки для обмена знаниями, а также приобретения опыта публичных выступлений.

- воспитание бережного отношения к историческому прошлому края, его культурным ценностям.

- краеведческое просвещение учащихся  и взрослых через трансляцию результатов исследований на  конференциях различного уровня.

Целевая аудитория - педагоги, учащиеся и их родители (законные представители).

Пояснительная записка

   Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

   Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

   Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.

   Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребёнком социального опыта жизни в своём Отечестве, усвоение принятых в нём норм поведения и взаимоотношений.

   Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это – твоя Родина.

   Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Активная исследовательская деятельность позволяет сформировать у школьников представление о том, чем славен его родной край. Надо показать ребёнку, что место, где он живет, славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

   В рамках проекта юные исследователи изучают историю сел Макаринино и Адамово. Результаты исследований транслировать на большую аудиторию, с целью ознакомления с историей родного края на площадках разного уровня. Такой подход позволяет, как максимально расширить аудиторию слушателей, так и дать возможность начинающим краеведам проявить свои исследовательские таланты, рассказав широкой аудитории о своих находках.

   Данные цели решаются с помощью создания Клуба «Юные исследователи» на базе МБОУ «Адамовская ООШ», который помогает собраться единомышленникам, реализовать свои идеи, поделиться изысканиями, научиться поиску информации и работать с различными источниками, уметь структурировать собранный материал и презентовать свои труды на широкую аудиторию. Сверхцелью является  создание продукта на основе исследования.

Направления проектной деятельности:

- информационный блок: поиск информации, переработка теоретических материалов,

- технологический блок: написание научно-исследовательских работ, докладов;

- организационный блок: создание условий для трансляции исследований учащихся для широкой аудитории.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

   Изучение направления интереса учащихся для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

II. Организационно-практический

   Проведение цикла познавательных занятий по краеведению. Посещение краеведческих музеев. Экскурсии по селам. Определение тем для исследований. Работа с источниками информации по теме исследования. Оформление научно-практических работ. Подготовка докладов. Составление презентаций. Разработка продукта на основе исследования.

III. Презентационно-завершающий

   Выставка продуктов исследования на классных часах и школьных научно-практических конференциях. Участие в научно-практических конференциях районного, всероссийского и международного уровней. Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

    Подведение итогов. Подготовка материалов для передачи в музей.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

- у детей сформированы знания об истории, культуре и традициях родного народа;

- повысилось чувство любви и уважения к своей семье, малой родине, родному краю, к родной природе, к людям, живущим рядом;

- собран краеведческий материал об истории малой родины для краеведческого музея села Макаринино;

- сформировалось умение у учащихся работать с аудиторией, презентовать свой опыт.

Ресурсное обеспечение проекта.

Кадровые:         

- педагогический коллектив школы.

Информационно-методические:

- нормативно-правовое обеспечение проекта,

- методическая и справочная литература,

- живые источники информации,

- материалы краеведческих музеев,

- интернет-ресурсы.

Технические:

- интерактивная доска,

- МФУ,

- ламинатор,

- персональные компьютеры.

Продукты проекта:

- методическая копилка по формированию и развитию патриотических ценностей у школьников через совместную проектную деятельность всех участников образовательного процесса,

 - информационный банк краеведческого материала для создания конспектов классных часов, внеурочных занятий, Разговоров о важном с учетом регионального компонента,

- портфолио достижений учащихся в конференциях различных уровней.

Значимость проекта определяется тем, что будет собран бесценный банк исторической информации о родном крае, на основе которого можно писать статьи, книги, создавать продукт исследования. Также приобщение учащихся к истории родного края, осознание сопричастности и формирование у детей чувства гордости за достижения предков.

Механизмы трансляции опыта:

• выступление на совещаниях, конференциях;

• организация семинаров и мастер-классов;

• интернет-сайт.

Мониторинг результативности и эффективности реализации проекта

   Оценка результативности деятельности в рамках реализации проекта будет производиться один раз в конце календарного года.

   Заключительная итоговая оценка должна отражать результаты, особенности продвижения, проблемы и достижения. Оценка результативности оформляется отчетом.

   Проект "Хранители истории малой родины" в рамках создания и работы Клуба «Юный исследователь» начал свою работу в 2023 году и уже есть результаты реализации данного проекта. Как было уже сказано, одной из задач стояло трансляция опыта на широкую аудиторию. Свои исследования учащиеся школы представляют  на конференциях районного, республиканского, всероссийского и международного уровня. Высокие результаты моих выступлений за период реализации проекта  позволяют сделать вывод, что краеведческая работа нужна, важна, а, главное, очень интересна!

   Результаты работы клуба «Юный исследователь» за 2023, 2024 и 2025 года представлены в Приложении 1.

Используемая литература

1.  Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ, 2013.

2. Князева О.Л., Маханева М.Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2018 год.

3. Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе// Психологический журнал, 2015, Т. 26, № 6.

4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., «Мир, в котором я живу», Москва, Творческий центр «Сфера», 2016 год. 16

5. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С. Макаренко // Пед. соч. в 8-ти томах, т. 1. – М.: Педагогика, 2013.

6. Макаренко А.С. Собрание сочинений. М., 1951. Т 4. С.344.

7. Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия, реализованная на принципах Вики. Википедия [Электронный ресурс]

8. Старостина, И.А. Роль историко-патриотического наследия в духовном становлении молодежи / И.А.Старостина 26.05.2020.

9. Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. №3.

10. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf . (дата обращения: 18. 12.2016).

11. Смирнова А.Г. Краеведческое движение и изучение местной истории России: исторический аспект и современность // Краеведение как феномен провинциальной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2011. С. 22.

12. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003. С. 10.

13. Снегирева Т.И. Историческая память России: региональный аспект.

14. Лихачев Д.С. Память культуры. Письмо сорок второе / Мысли о жизни. Письма о добром. – М., 2015. С.552.

15. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001. С.7.

16. Матюшкин Г.Н. Историческое краеведение: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. С. 183.

Приложение 1

Результаты участников Клуба «Юный исследователь» МБОУ  «Адамовская ООШ» в научно-практических конференциях и конкурсах

№ п/п

ФИ учащегося

класс

год

Название мероприятия

Результат участия

Уровень

1

Николаева Алина

8

2023

Районная научная конференция "Шаг в будущее"

Диплом за 2 место

Районный

2

Николаева Алина

8

2023

VII Районная конференция учебно-исследовательских работ и практических природоохранных проектов школьников "Родной край у Байкала", посвященной 100-летию образования Республики Бурятия

Диплом за 1 место

Районный

3

Николаева Алина

8

2023

VII Международная научно-практическая конференция обучающихся "Мир моих исследований",

Диплом за 3 место

Международный

4

Николаева Алина

8

2023

VII Всероссийский конкурс "История местного самоуправления моего края" в г.Москва в номинации "Самая яркая страница развития истории местного самоуправления моего края

Диплом за 2 место  

Всероссийский

5

Николаева Алина

9

2023

VI Республиканская научно-практическая конференция школьников "Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения",

Диплом за 3 место

Республиканский

6

Николаева Алина

9

2023

X Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист»

Сертификат участника

Всероссийский

7

Николаева Алина

9

2023

Республиканский конкурс «О былом расскажет фотография…»

Диплом за 1 место

Республиканский

8

Пилюгин Вячеслав

6

2024

Региональный этап Всероссийского конкурса «Отечество: история, природа, культура, этнос»

Диплом 3 степени

Региональный

9

Николаева Алина

9

2024

Региональный очно-заочный конкурс юных краеведов-исследователей "Давыдовские чтения"

Диплом за 3 место

Региональный

10

Пилюгин Вячеслав

6

2024

Всероссийский конкурс «Туристический код моей страны, города, поселка, района – ПРО – туризм»

Диплом 2 степени

Всероссийский

11

Николаева Алина

9

2024

III Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Я познаю мир»

Диплом лауреата 2 степени

Всероссийский

12

Неверова Вероника

7

2024

III Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Я познаю мир»

Диплом лауреата 2 степени

Всероссийский

13

Пилюгин Вячеслав

6

2024

III Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Я познаю мир»

Диплом лауреата 3 степени

Всероссийский

14

Николаева Алина

9

2024

VIII Международная научно-практическая конференция обучающихся "Мир моих исследований"

Диплом за 3 место

Международный

15

Неверова Вероника

7

2024

VIII Международная научно-практическая конференция обучающихся "Мир моих исследований"

Диплом 3 степени

Международный

16

Пилюгин Вячеслав

6

2024

VIII Международная научно-практическая конференция обучающихся "Мир моих исследований"

Диплом за 2 место

Международный

17

Пилюгин Вячеслав

6

2024

 XXXIII  Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»

Диплом лауреата заочного тура

Всероссийский

18

Неверова Вероника

7

2024

 XXXIII  Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»

Диплом лауреата заочного тура

Всероссийский

19

Пилюгин Вячеслав

6

2024

 XXXIII  Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»

Диплом 1 степени

Всероссийский

20

Неверова Вероника

7

2024

Республиканская конференция учебно-исследовательских

работ учащихся «Земля — наш общий дом»

Сертификат участника

Республиканский

22

Пилюгин Вячеслав

7

2025

VII Республиканской научно-практической конференции школьников «Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения»

Диплом 1 степени

Республиканский

23

Неверова Вероника

8

2025

VII Республиканской научно-практической конференции школьников «Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения»

Диплом 1 степени

Республиканский

24

Неверова Вероника

8

2025

Республиканском очно-заочном конкурсе юных краеведов-исследователей «Давыдовские чтения»

Диплом 3 степени

Республиканский

25

Ануфриев Артём

6

2025

Республиканском очно-заочном конкурсе юных краеведов-исследователей «Давыдовские чтения»

Диплом 3 степени

Республиканский

26

Ануфриев Артём

6

2025

III Всероссийский творческий конкурс для дошкольников, школьников, студентов и педагогов «Имя твоё неизвестно»

Диплом 2 степени

Всероссийский

27

Миронычева Вероника

1

2025

Фестиваль ученических проектов «Мой край родной»

Сертификат участника

Республиканский

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины

Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....

История моей школы в истории малой родины.

Исследовательская работа на Всероссийский конкурс "Отечество- 2012"....

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности объединения «Родословие» «Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет, подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет

Дополнительная образовательная программа   «Ты: твой род и твоя семья», включающая  подпрограмму «История малой Родины в лицах»,   разработана  на основе и в соответствии...

Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"

Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...

ИСТОРИЯ «МАЛОЙ РОДИНЫ» КАК ПРИМЕР ВЫСТРАИВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИУМЕ.

Изучение истории родной семьи, школы и родного края предоставляет  широкое поле возможностей для формирования толерантных установок, воспитания толерантного сознания и поведения. В работе рассмат...

Учебный проект по истории "История малой Родины - история Отечества"

 в Современных условиях необходимо выявлять педагогические условия для патриатического воспитания школьников....