Проект "Хранители истории малой родины".
проект по краеведению
Патриотическое воспитание школьников является одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине, а любовь к большой родине формируется через любовь к семье и родному краю.
Знание истории малой родины и жителей, внесших вклад в развитие своего села и страны в целом, необходимо, так как подрастающему поколению важно знание того, что в любом уголке нашей большой страны каждый ее гражданин может вершить историю. Очень важно, чтобы жители сел знали свою историю, гордились достижениями земляков, могли оценить вклад родного села в развитие государства. Села Адамово и Макаринино привлекательные для туристов места. Каждый год сюда приезжают много туристов из разных уголков России и из зарубежных стран. Их притягивает уникальная природа, чистота и ухоженность сел. Туристы задают вопросы по истории села, о людях и о том, чем живут они сейчас. Проблема пробелов в этом плане существует и тема актуальна как для взрослого населения, так и для молодежи. Уходят ветераны войны, труженики тыла и те, кто многое могут рассказать о прошлом, о людях, которые внесли значительный вклад в развитие сёл СП "Адамовское". Назрела необходимость собрать исторический краеведческий материал о своей малой родине, структурировать его, оформить и передать в местный краеведческий музей для сохранения исторической памяти для будущих поколений. Важно и ценно проводить эту работу с молодежью, чтобы подрастающее поколение прониклось гордостью и уважением к деяниям предков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адамовская основная общеобразовательная школа»
село Адамово, Баргузинский район, Республика Бурятия
Проект "Хранители истории малой родины".
Автор: Нолева Лидия Геннадьевна, учитель английского языка,
1 категория, Отличник Просвещения РФ, Ветеран труда РФ
2023 год
Содержание
Актуальность проекта ……………………………………………………….....................................3
Цели и задачи проекта ………………………………………………………………………………3
Пояснительная записка ………………………………………………………………………………4
Этапы реализации проекта …………………………………………………………………………..5
Ожидаемые результаты …………………………………………………….......................................5
Ресурсное обеспечение проекта …………………………………………………………………….6
Продукты проекта ……………………………………………………………………………………6
Значимость проекта ………………………………………………………………………………….6
Механизмы трансляции опыта …………………………………………….......................................6
Мониторинг результативности и эффективности реализации проекта ………………………….7
Используемая литература ………………………………………………….......................................8
Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом, литературе,
языке, живописи...
Народные отличия сохранятся и в XXI веке,
если мы будем озабочены воспитанием души,
а не только передачей знаний».
Д. С. Лихачёв
Актуальность
Патриотическое воспитание школьников является одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине, а любовь к большой родине формируется через любовь к семье и родному краю.
Знание истории малой родины и жителей, внесших вклад в развитие своего села и страны в целом, необходимо, так как подрастающему поколению важно знание того, что в любом уголке нашей большой страны каждый ее гражданин может вершить историю. Очень важно, чтобы жители сел знали свою историю, гордились достижениями земляков, могли оценить вклад родного села в развитие государства. Села Адамово и Макаринино привлекательные для туристов места. Каждый год сюда приезжают много туристов из разных уголков России и из зарубежных стран. Их притягивает уникальная природа, чистота и ухоженность сел. Туристы задают вопросы по истории села, о людях и о том, чем живут они сейчас. Проблема пробелов в этом плане существует и тема актуальна как для взрослого населения, так и для молодежи. Уходят ветераны войны, труженики тыла и те, кто многое могут рассказать о прошлом, о людях, которые внесли значительный вклад в развитие сёл СП "Адамовское". Назрела необходимость собрать исторический краеведческий материал о своей малой родине, структурировать его, оформить и передать в местный краеведческий музей для сохранения исторической памяти для будущих поколений. Важно и ценно проводить эту работу с молодежью, чтобы подрастающее поколение прониклось гордостью и уважением к деяниям предков.
В. В. Путин высказал своё мнение о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Как отмечено в указе Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России», именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.
Цель проекта: укрепление системы ценностей по сохранению исторической памяти через формирование деятельностного подхода.
Задачи проекта:
- расширение исторических, краеведческих знаний по местной истории.
- воспитание чувства патриотизма, формирование нравственной и духовной культуры.
- пополнение информации краеведческого музея в с.Макаринино.
- формировать у детей знания об истории, культуре и традициях малой родины;
- способствовать воспитанию чувства любви и уважения к своей семье, малой родине, родному краю, к родной природе, к людям, живущим рядом;
- развитие на базе школьного клуба "Юный исследователь" площадки для обмена знаниями, а также приобретения опыта публичных выступлений.
- воспитание бережного отношения к историческому прошлому края, его культурным ценностям.
- краеведческое просвещение учащихся и взрослых через трансляцию результатов исследований на конференциях различного уровня.
Целевая аудитория - педагоги, учащиеся и их родители (законные представители).
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребёнком социального опыта жизни в своём Отечестве, усвоение принятых в нём норм поведения и взаимоотношений.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это – твоя Родина.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Активная исследовательская деятельность позволяет сформировать у школьников представление о том, чем славен его родной край. Надо показать ребёнку, что место, где он живет, славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В рамках проекта юные исследователи изучают историю сел Макаринино и Адамово. Результаты исследований транслировать на большую аудиторию, с целью ознакомления с историей родного края на площадках разного уровня. Такой подход позволяет, как максимально расширить аудиторию слушателей, так и дать возможность начинающим краеведам проявить свои исследовательские таланты, рассказав широкой аудитории о своих находках.
Данные цели решаются с помощью создания Клуба «Юные исследователи» на базе МБОУ «Адамовская ООШ», который помогает собраться единомышленникам, реализовать свои идеи, поделиться изысканиями, научиться поиску информации и работать с различными источниками, уметь структурировать собранный материал и презентовать свои труды на широкую аудиторию. Сверхцелью является создание продукта на основе исследования.
Направления проектной деятельности:
- информационный блок: поиск информации, переработка теоретических материалов,
- технологический блок: написание научно-исследовательских работ, докладов;
- организационный блок: создание условий для трансляции исследований учащихся для широкой аудитории.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
Изучение направления интереса учащихся для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий по краеведению. Посещение краеведческих музеев. Экскурсии по селам. Определение тем для исследований. Работа с источниками информации по теме исследования. Оформление научно-практических работ. Подготовка докладов. Составление презентаций. Разработка продукта на основе исследования.
III. Презентационно-завершающий
Выставка продуктов исследования на классных часах и школьных научно-практических конференциях. Участие в научно-практических конференциях районного, всероссийского и международного уровней. Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов. Подготовка материалов для передачи в музей.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформированы знания об истории, культуре и традициях родного народа;
- повысилось чувство любви и уважения к своей семье, малой родине, родному краю, к родной природе, к людям, живущим рядом;
- собран краеведческий материал об истории малой родины для краеведческого музея села Макаринино;
- сформировалось умение у учащихся работать с аудиторией, презентовать свой опыт.
Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровые:
- педагогический коллектив школы.
Информационно-методические:
- нормативно-правовое обеспечение проекта,
- методическая и справочная литература,
- живые источники информации,
- материалы краеведческих музеев,
- интернет-ресурсы.
Технические:
- интерактивная доска,
- МФУ,
- ламинатор,
- персональные компьютеры.
Продукты проекта:
- методическая копилка по формированию и развитию патриотических ценностей у школьников через совместную проектную деятельность всех участников образовательного процесса,
- информационный банк краеведческого материала для создания конспектов классных часов, внеурочных занятий, Разговоров о важном с учетом регионального компонента,
- портфолио достижений учащихся в конференциях различных уровней.
Значимость проекта определяется тем, что будет собран бесценный банк исторической информации о родном крае, на основе которого можно писать статьи, книги, создавать продукт исследования. Также приобщение учащихся к истории родного края, осознание сопричастности и формирование у детей чувства гордости за достижения предков.
Механизмы трансляции опыта:
• выступление на совещаниях, конференциях;
• организация семинаров и мастер-классов;
• интернет-сайт.
Мониторинг результативности и эффективности реализации проекта
Оценка результативности деятельности в рамках реализации проекта будет производиться один раз в конце календарного года.
Заключительная итоговая оценка должна отражать результаты, особенности продвижения, проблемы и достижения. Оценка результативности оформляется отчетом.
Проект "Хранители истории малой родины" в рамках создания и работы Клуба «Юный исследователь» начал свою работу в 2023 году и уже есть результаты реализации данного проекта. Как было уже сказано, одной из задач стояло трансляция опыта на широкую аудиторию. Свои исследования учащиеся школы представляют на конференциях районного, республиканского, всероссийского и международного уровня. Высокие результаты моих выступлений за период реализации проекта позволяют сделать вывод, что краеведческая работа нужна, важна, а, главное, очень интересна!
Результаты работы клуба «Юный исследователь» за 2023, 2024 и 2025 года представлены в Приложении 1.
Используемая литература
1. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ, 2013.
2. Князева О.Л., Маханева М.Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2018 год.
3. Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе// Психологический журнал, 2015, Т. 26, № 6.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., «Мир, в котором я живу», Москва, Творческий центр «Сфера», 2016 год. 16
5. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С. Макаренко // Пед. соч. в 8-ти томах, т. 1. – М.: Педагогика, 2013.
6. Макаренко А.С. Собрание сочинений. М., 1951. Т 4. С.344.
7. Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия, реализованная на принципах Вики. Википедия [Электронный ресурс]
8. Старостина, И.А. Роль историко-патриотического наследия в духовном становлении молодежи / И.А.Старостина 26.05.2020.
9. Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. №3.
10. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf . (дата обращения: 18. 12.2016).
11. Смирнова А.Г. Краеведческое движение и изучение местной истории России: исторический аспект и современность // Краеведение как феномен провинциальной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2011. С. 22.
12. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003. С. 10.
13. Снегирева Т.И. Историческая память России: региональный аспект.
14. Лихачев Д.С. Память культуры. Письмо сорок второе / Мысли о жизни. Письма о добром. – М., 2015. С.552.
15. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001. С.7.
16. Матюшкин Г.Н. Историческое краеведение: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. С. 183.
Приложение 1
Результаты участников Клуба «Юный исследователь» МБОУ «Адамовская ООШ» в научно-практических конференциях и конкурсах
№ п/п | ФИ учащегося | класс | год | Название мероприятия | Результат участия | Уровень |
1 | Николаева Алина | 8 | 2023 | Районная научная конференция "Шаг в будущее" | Диплом за 2 место | Районный |
2 | Николаева Алина | 8 | 2023 | VII Районная конференция учебно-исследовательских работ и практических природоохранных проектов школьников "Родной край у Байкала", посвященной 100-летию образования Республики Бурятия | Диплом за 1 место | Районный |
3 | Николаева Алина | 8 | 2023 | VII Международная научно-практическая конференция обучающихся "Мир моих исследований", | Диплом за 3 место | Международный |
4 | Николаева Алина | 8 | 2023 | VII Всероссийский конкурс "История местного самоуправления моего края" в г.Москва в номинации "Самая яркая страница развития истории местного самоуправления моего края | Диплом за 2 место | Всероссийский |
5 | Николаева Алина | 9 | 2023 | VI Республиканская научно-практическая конференция школьников "Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения", | Диплом за 3 место | Республиканский |
6 | Николаева Алина | 9 | 2023 | X Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» | Сертификат участника | Всероссийский |
7 | Николаева Алина | 9 | 2023 | Республиканский конкурс «О былом расскажет фотография…» | Диплом за 1 место | Республиканский |
8 | Пилюгин Вячеслав | 6 | 2024 | Региональный этап Всероссийского конкурса «Отечество: история, природа, культура, этнос» | Диплом 3 степени | Региональный |
9 | Николаева Алина | 9 | 2024 | Региональный очно-заочный конкурс юных краеведов-исследователей "Давыдовские чтения" | Диплом за 3 место | Региональный |
10 | Пилюгин Вячеслав | 6 | 2024 | Всероссийский конкурс «Туристический код моей страны, города, поселка, района – ПРО – туризм» | Диплом 2 степени | Всероссийский |
11 | Николаева Алина | 9 | 2024 | III Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Я познаю мир» | Диплом лауреата 2 степени | Всероссийский |
12 | Неверова Вероника | 7 | 2024 | III Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Я познаю мир» | Диплом лауреата 2 степени | Всероссийский |
13 | Пилюгин Вячеслав | 6 | 2024 | III Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Я познаю мир» | Диплом лауреата 3 степени | Всероссийский |
14 | Николаева Алина | 9 | 2024 | VIII Международная научно-практическая конференция обучающихся "Мир моих исследований" | Диплом за 3 место | Международный |
15 | Неверова Вероника | 7 | 2024 | VIII Международная научно-практическая конференция обучающихся "Мир моих исследований" | Диплом 3 степени | Международный |
16 | Пилюгин Вячеслав | 6 | 2024 | VIII Международная научно-практическая конференция обучающихся "Мир моих исследований" | Диплом за 2 место | Международный |
17 | Пилюгин Вячеслав | 6 | 2024 | XXXIII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» | Диплом лауреата заочного тура | Всероссийский |
18 | Неверова Вероника | 7 | 2024 | XXXIII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» | Диплом лауреата заочного тура | Всероссийский |
19 | Пилюгин Вячеслав | 6 | 2024 | XXXIII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» | Диплом 1 степени | Всероссийский |
20 | Неверова Вероника | 7 | 2024 | Республиканская конференция учебно-исследовательских работ учащихся «Земля — наш общий дом» | Сертификат участника | Республиканский |
22 | Пилюгин Вячеслав | 7 | 2025 | VII Республиканской научно-практической конференции школьников «Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения» | Диплом 1 степени | Республиканский |
23 | Неверова Вероника | 8 | 2025 | VII Республиканской научно-практической конференции школьников «Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения» | Диплом 1 степени | Республиканский |
24 | Неверова Вероника | 8 | 2025 | Республиканском очно-заочном конкурсе юных краеведов-исследователей «Давыдовские чтения» | Диплом 3 степени | Республиканский |
25 | Ануфриев Артём | 6 | 2025 | Республиканском очно-заочном конкурсе юных краеведов-исследователей «Давыдовские чтения» | Диплом 3 степени | Республиканский |
26 | Ануфриев Артём | 6 | 2025 | III Всероссийский творческий конкурс для дошкольников, школьников, студентов и педагогов «Имя твоё неизвестно» | Диплом 2 степени | Всероссийский |
27 | Миронычева Вероника | 1 | 2025 | Фестиваль ученических проектов «Мой край родной» | Сертификат участника | Республиканский |
22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины
Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....
История моей школы в истории малой родины.
Исследовательская работа на Всероссийский конкурс "Отечество- 2012"....

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности объединения «Родословие» «Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет, подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет
Дополнительная образовательная программа «Ты: твой род и твоя семья», включающая подпрограмму «История малой Родины в лицах», разработана на основе и в соответствии...

Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"
Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...

ИСТОРИЯ «МАЛОЙ РОДИНЫ» КАК ПРИМЕР ВЫСТРАИВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИУМЕ.
Изучение истории родной семьи, школы и родного края предоставляет широкое поле возможностей для формирования толерантных установок, воспитания толерантного сознания и поведения. В работе рассмат...

Учебный проект по истории "История малой Родины - история Отечества"
в Современных условиях необходимо выявлять педагогические условия для патриатического воспитания школьников....
