Краеведение в школе
статья по краеведению
Мы с вами живем в 21 веке, а проблема отношения к малой родине остается актуальной, и по сей день. Нужно ли изучать родной край? Ответ очевиден – да. И не просто нужно, а необходимо это делат
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание краеведения в школе
Плетнева Валентина Ивановна
МОУ Краснолипковская ОШ филиал «Верхнелиповская ош» Фроловский район lipkisk63@mail.ru
Мы с вами живем в 21 веке, а проблема отношения к малой родине остается актуальной, и по сей день. Нужно ли изучать родной край? Ответ очевиден – да. И не просто нужно, а необходимо это делать! Всем известно, что современная молодёжь в век научно-технического прогресса все более привязана к компьютерам, а связь с природой постепенно утрачивается. Поэтому крайне необходимо привлечь школьников к изучению родной природы, развивать чувство бережного отношения к окружающему нас миру и гордости за свою страну. Необходимость развития интересов в области краеведения связана и с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание.
Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета. Главное назначение географического и экологического краеведения местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования конкретных понятий. Благодаря этому устраняются абстрактность географических понятий и механическое их усвоение. В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает, что понятия о расходе воды в реке, строении долины, почве хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.
Курс географического краеведения должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов – географии, экологии, биологии, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов. Имея свой объект изучения- родной край, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов. Научную ценность географические характеристики будут иметь только в том случае, если они проводятся в историческом плане, отсюда и интеграция географического и исторического краеведения. Родной край изучается на уроках разных учебных дисциплин: географии, истории, литературы, русского языка, химии, физики, биологии, экологии. Даже при таком изучении материала я считаю, что у школьников недостаточно формируется целостное представление о регионе. Это одна из проблем изучения краеведения.
Как же решить ее? Выход из этого положения я вижу в комплексном подходе к изучению родного края, что позволяет сформировать глубокие знания и умения учащихся по краеведению. Это им пригодится для участия в олимпиадах, в конкурсах исследовательских работ и просто в жизни. По-моему мнению, во-первых, надо создать систему образования на основе изучения родного края с использованием туристско–краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее. Во-вторых, необходимо организовать занятия кружка.
Я провожу занятия кружка «Познай мир». Моя задача - создать у школьников целостное представление о своем регионе, тем самым способствовать развитию свободно и творчески мыслящей, личности и формированию географического мышления.
Отличие этой программы от других в том, что выполняются исследовательские работы. Я планирую с учениками не только изучать теорию в кабинете, а ходить в походы, на экскурсии. Когда создавала этот кружок, я хотела преподнести так материал по краеведению, чтобы дети прониклись любовью к родному краю, чтобы он запомнился на всю жизнь. И где бы они ни находились, они бы помнили, что есть на Земле небольшое село с красивыми полями, обширными степями, со своей историей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.В.А.Брылев «География и экология Волгоградской области»
2. http://kladraz.ru/metodika/kraevedcheskaja-rabota-v-shkole.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет - "Кр...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"
Доклад подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

задачи курса "преподавание краеведения в школе"
Необходимо объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины? Это очень сложно сегодня, в современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни ...

Обобщение опыта.Краеведение и школа.
Материал представляет собой обобщение опыта по интеграции краеведения и образовательного процесса....
ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Актуальность преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации...

Краеведение в школе
В этом материале можно ознакомиться с примерной программой по краеведению 8 класс предмет "Технология""...

краеведение в школе
Данный материал содержит примерную программу по краеведению 8 класс предмет "Технология"....