краеведение в школе
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Охапкина Алла Валериевна

Данный материал содержит  примерную программу по краеведению 8 класс предмет "Технология".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kraevedenie-publikatsiya.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

 КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ

Коврижных Галина Ильинична, учитель технологии МОАУ «Лицей № 21» города Кирова, первой категории

Охапкина Алла Валериевна, зам. директора по УВР, учитель технологии МОАУ «Лицей № 21» города Кирова, высшей категории

Термин «краеведение» появляется в нашей стране в 1914 г. В 20-е годы XX в. краеведение понимали как метод синтетического изучения какой-либо определенной территории, выделяемой по административным, политическим и хозяйственным признакам. В 60-е годы XX в. краеведение определялось как комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к всестороннему научному познанию края. В 80-е годы XX в. было принято такое определение: краеведение — это всестороннее познание определенной территории (части страны, района, города или рабочих поселений) местными жителями, для которых она является родным краем. Под всесторонним познанием края понимали изучение природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта. В настоящее время существует следующая трактовка этого термина. Краеведение — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением.

Рассматривая краеведение, необходимо отметить его несколько разновидностей: историческое, географическое, биологическое, литературное, этнографическое, технологическое и другие.

Поощрение развития краеведения — это задача федерального масштаба, важная и для всей России и для отдельных ее регионов — крупных областей и малых городов. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом.

КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ - это изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области. Краеведение включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни); изучение родного края в процессе исследования, представляющего познавательный и научный интерес. Все эти виды краеведения находятся в тесном органическом единстве и реализуются в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Краеведение — важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательными и воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.

Введение курса «Технологическое краеведение» в школьную программу обусловлено сокращением количества часов, отводимых на изучение технологии в 8 классе.

Уменьшение количества часов на преподавание  технологии  может привести к снижению качества знаний.  Курс «Технологическое краеведение» позволяет частично снять остроту данной проблемы.

    Примерная рабочая программа «Технологическое краеведение» разработана на основе программы «Художественное краеведение», автор Кривицкая Л.А. Киров 2006 г., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Программа включает теоретическое обоснование курса и информацию о содержании учебно- тематического планирования. Этот материал может быть использован учителями технологии  для реализации  урочной и внеурочной деятельности.

 Примерная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год-1 час в неделю.

Древняя мудрость гласит:

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Технологическое краеведение» является целостным курсом и рассчитана на учащихся 8-х классов. Опираясь на региональный компонент, она раскрывает особенности культуры Вятского края, истоки и современность художественных промыслов, которые рассматриваются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства для развития каждого ребёнка.

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к культурным традициям, развитием культурного многообразия, многонациональностью культур Вятского края и сохранения их в целостном культурном пространстве России.

В этой ситуации особое значение приобретает этнокультурное образование, в процессе которого не только распространяются знания об обычаях, "традициях, культуре народов Вятского края, по и формируется уважительное отношение к ним.

Цель данного курса - формирование у учащихся представления о многообразии, художественной самобытности и взаимосвязи традиций художественной культуры Вятского края от истоков до современности.

Задачи курса:

  • осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию Вятского края;
  • формирование художественно-творческой активности в процессе собственной практической работы о раскрытии содержательного смысла художественно-образного языка декоративного искусства, умения связывать его с явлениями в жизни общества
  • формирование художественных знаний о значении древних корней народного искусства, связи времён в народном искусстве, месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Изучение многовекового культурного наследия русского и других народов Вятского края важно в наше время не только само по себе, но и как фактор преодоления острейших проблем духовной жизни российского общества. Древние памятники народного деревянного зодчества, изделия мастеров народных художественных промыслов и ремёсел, устное народное творчество несут в себе свет добра, милосердия, народной мудрости. Сегодня, как никогда прежде, необходимо распространять в обществе и утверждать средствами традиционной народной художественной культуры значимость таких исконных добродетелей, как приоритет духовных ценностей над материальными, милосердие, доброту, честность, трудолюбие, дружелюбие и гостеприимство, уважение к традициям разных народов.

Эти духовно-нравственные основы народной жизни составляют ядро культурного наследия и живой культуры каждого народа. Способствовать восстановлению механизма передачи с помощью народной художественной культуры традиций от поколения к поколению - это главная перспектива данного курса.

Структура программы.

Программа состоит из введения и трех разделов. Логика учебного курса выстраивалась следующим образом: от этнографического подхода (природа, жилища, одежда, утварь и т.д.) к изучению народной художественной культуры (художественные промыслы и ремёсла в прошлом и настоящем). Выделяется время на поисковую и исследовательскую деятельность по изучению культуры Вятского края.

Методы преподавания рекомендуется отбирать с учётом важной роли в изучении данного  курса наглядно-иллюстративных материалов и современных информационных технологий.

Ведущая роль в преподавании данного курса отводится активным методам обучения, педагогическому сотворчеству учителей, учащихся, родителей, взаимодействию с учреждениями и учебными заведениями культуры, с народными мастерами; а также самостоятельной поисковой работе школьников. В процессе изучения курса учащимся должна быть предоставлена возможность разрабатывать различные творческие проекты и участвовать в их реализации (создание школьного музея художественной культуры Вятского края, организация праздников народного календаря, конкурсов народного творчества, выставок народного искусства, этнографических экспедиций и т.д.). Для активизации самостоятельной творческой деятельности предлагается организация фотовыставок, создание видеороликов и мультимедиа, написание рефератов и докладов.

Интеграция урочных и внеурочных форм изучения художественной культуры народов Вятского края является важным условием эффективности преподавания. Желательно, чтобы уроки дополнялись различными формами организации деятельности учащихся, в том числе посещением музеев народного искусства, выставочных залов, мастерских художников, организацией встреч с народными умельцами, концертов фольклорных коллективов, этнографических музеев, праздников народного календаря.

Преподавание курса. «Технологическое краеведение» может осуществляться во взаимосвязи с различными формами  внеурочной деятельности и дополнительного образования, которые в настоящее время развиваются как на базе школ, так и в центрах детского художественного творчества.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Наименование раздела, темы

Часы

Введение. Откуда мы родом?

1

I

Древние корни Вятского искусства

8

1

Традиции в вятских жилищах

2

2

Предметы быта и утварь в крестьянском жилище

2

3

Народная одежда Вятского края

2

4

Праздники и обряды на Вятке

2

II

Народные художественные промыслы Кировской области в прошлом и настоящем

14

1

Дымковская игрушка

2

2

Вятская вышивка

2

3

Вятское кружево

2

4

Геометрическая резьба по дереву

2

5

Вятская матрёшка

2

6

Роспись по дереву

2

7

Изделия из соломки и бересты

2

III

Декоративное искусство Вятки в современном мире

12

1

Традиционные местные промыслы

2

2

Лоскутная техника

4

3

Батик

2

4

Гобелен

2

5

Выставочное искусство

1

Итого:

34


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Тема: «Откуда мы родом?»

Содержание. Этнические признаки в археологических культурах железного века, памятники Ананышской и последующих культур, этнокультурное наследие фино-угров. XII-XIV вв. - начало освоения края русскими, татары в регионе, этнические общности и города восточных славян и фино-угров в регионе: быт, торговля, религия. Трифонов монастырь. «Поморские» и «понизовые» культурные черты. Этническая карта региона в XVII - XVIII вв. Традиционная культура этнических общностей в XIX - начале XX века.

Задание. Создание поисковых групп по наполнению материала. Проведение экскурсии в краеведческом музее.  

 Зрительный ряд: показ слайдов  и фотографий о Кировском краеведческом  музее.

I. Древние корни Вятского искусства

Тема: «Традиции в вятских жилищах».

Гармония традиционного жилища. Выбор материала, времени и места строительства. Обряды. Интерьер и экстерьер. Локальные и этнические особенности. Сохранение традиционных элементов в современном жилище. Местные названия элементов жилища.

Задание: создание коллективной работы «Конструкция и декор вятского крестьянского жилища».

Материалы: гофрированный картон, цветная, белая бумага, ткань, ножницы, клей.

Зрительный ряд: репродукции, иллюстрации, фотографии архитектурных построек деревянного зодчества Вятки.

Литературный ряд: стихи М. Коптева «Москва», А. Гребенева «В моём краю».

Тема: «Предметы быта и утварь в крестьянском жилище».

Подробное рассмотрение различных предметов быта. Традиционная утварь. Органическое единство функционального и эстетического значения вещи в крестьянском быту, пользы и красоты, конструкции и декора. Концептуальность вещи - в выявлении картины определённого жизненного уклада во всём многообразии его реальных функций, в единстве материального и духовного.

Задание: конструирование и декор предметов крестьянской утвари.

Материалы: каркас из мягкой проволоки, жатая бумага, клей, гуашь, кисти.( техника папье-маше)

Зрительный ряд: слайды, иллюстрации, репродукции, музейные экспонаты предметов крестьянской утвари Вятского региона.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Народная одежда Вятского края».

Народная одежда. Изготовление и использование. Различия между будничной и праздничной одеждой. Традиционные костюмные комплексы различных этнических групп населения Вятского края. Локальные названия элементов традиционных костюмов. Современная жизнь народных костюмов.

Задание: создание народного костюмного комплекса (русского, марийского, удмуртского, татарского, коми).

Материалы: ткань, нитки, бумага, ножницы, клей, картонный конус для основания.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии костюмных комплексов Вятского региона.

Литературный ряд: И.Ю. Трушкова «Традиционные костюмные комплексы Вятского края».

Тема: «Праздники и обряды на Вятке».

Система календарных праздников. Их связь с сезонной жизнью природы и занятиями крестьян. Зимние праздники. Весенне-летняя обрядность. Вятские праздники - Рождество, Масленица, Семейные обряды - от рождения к совершеннолетию, через свадьбу к похоронам.

Задание: коллаж «Календарные праздники», «Рождество», Масленица»,

Зрительный ряд:  слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии народных праздников и обрядов.

Литературный ряд: Т. Смертина «Вятская радуница», месяцеслов.

Музыкальный ряд: сборник народной музыки «Вятская карусель».

II. Народные художественные промыслы Кировской области в прошлом и настоящем

Тема: «Дымковская игрушка».

Дымковская игрушка как уникальное явление в русском искусстве. Художественная эволюция дымковской игрушки: от предмета, связанного с древней символикой культовых обрядов, к самостоятельной декоративной пластике. Дымковские мастерицы. Сохранение и продолжение традиций дымковских игрушек. Нарядность и праздничность орнамента и цвета дымковских игрушек.

Задание: лепка из соленого теста и роспись дымковской игрушки (птицы, коня, барыни).

Материалы: соленое тесто, дощечка, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии, дымковские игрушки.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Вятская вышивка».

Из истории происхождения. Виды вышивки: по материалу, по технике. Семантика сюжетов вятской вышивки и её местоположение. Современное использование традиционной вышивки.

Задание: украшение вышивкой эскиза изделия (салфетка,  фартук).

Материалы: ткань, вышивальные нитки, иглы,  ножницы, наперстки)

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии вышитых изделий.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Вятское кружево».

Из истории вятского кружева. Художницы и мастерицы. Приёмы кружевоплетения. Кукарекая кружевная школа. Орнаменты: стилизация природных, геометрических, сюжетных мотивов.

Задание: создание эскиза кружевной салфетки по мотивам вятского кружева.

Материалы: бумага тонированная, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии кружевных изделий.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Геометрическая резьба но дереву».

Культура художественной резьбы по дереву. Национальные и местные особенности. Солярная символика в орнаментах. Форма старинных деревянных изделий и украшение их резьбой. Глухая скобчатая резьба и объёмная резьба высокого рельефа. Геометрическая резьба по дереву в изделиях современных мастеров-кировчан.

Задание: изготовление геометрического орнамента для украшения деревянной доски

Материалы: дощечки из липы, резаки, карандаши простые, линейки

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии изделий: шкатулок, прялок, блюд, солониц.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Вятская матрёшка».

История возникновения промысла. Особенности корчёмкинской и нолинской матрёшки. Технология изготовления изделий из соленого теста.  Новые виды сувенирных красавиц: особенности росписи. Творчество мастериц.

Задание:  изготовление матрешки из соленого теста; роспись изделия

Материалы: мука, соль, заточенные палочки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии матрёшек.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Роспись по дереву».

Значение художественной росписи в народном искусстве. Характерные особенности вятской росписи по дереву: техника исполнения, художественная фантазия, цветовая гамма. Сохранение и развитие традиций.

Задание: украшение разделочной доски орнаментом из элементов вятской росписи.

Материалы: гуашь, кисти, деревянные доски.

Зрительный ряд:   слайды,   репродукции,   иллюстрации,   фотографии предметов быта с вятской росписью.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Изделия из соломки и бересты».

История возникновения промысла. Искусство плетения из бересты. Технология приготовления бересты. Проёмы плетения. Формы изделий из бересты. Соломка - удивительный материал для художественного творчества. Соломка и её превращения.

Задание:  а)  плетение  из бересты  подставки; в) конструирование кукол-оберегов из соломки.

Материалы: береста, резаки, соломка.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии предметов быта и сувениров из бересты и соломки.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

III. Декоративное искусство Вятки в современном мире

Тема: «Традиционные местные промыслы».

Тема рассматривается на основе материалов местного художественного промысла.

Задание: предусматривается по выбору учителя.

Материалы: соответственно заданию.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии, изделия местных художественных промыслов.

Литературный ряд: местный фольклор.

Тема: «Лоскутная техника».

История возникновения промысла. Виды лоскутного шитья. Шаблоны для выполнения различных техник. Материалы и инструменты. Особенности соединения различных лоскутков. Технология изготовления.

Задание: прихватка

Материалы: ткань, ножницы, клей, тонированный картон или ткань.

Зрительный ряд:   слайды,  репродукции,  иллюстрации,  фотографии, изделия в технике лоскутной аппликации.

Тема: «Батик».

История возникновения промысла. Особенности холодного и горячего батика. Материалы. Технология узелкового батика.

Задание: панно в технике узелкового батика «Орнамент из колец»

Материалы: ткань, ножницы, порошки с красителями, нитки, пуговицы

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии, изделия в технике батика.

Тема: «Гобелен».

История возникновения промысла. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения ручного гобелена. Виды и приёмы полотняного переплетения. Композиция и орнамент в ручном ткачестве.

Задание: выполнение гобелена на круглой рамке.

Материалы: круглая картонная рамка или пяльцы для вышивания, цветные нитки, ножницы, игла.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии, изделия в технике гобелен.

Тема: «Выставочное искусство».

Оформление выставки работ учащихся по итогам года. Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства, посещение выставочного зала, экскурсия па предприятия художественных промыслов.

Формирование у детей представления о городе помогают экскурсии, пешеходные прогулки по улицам города. Это позволяет:

- глубже познакомить учащихся со своей «малой Родиной»;

- научить детей ориентироваться на плане улицы, города;

-расширять знания детей о профессиях работников художественных промыслов, содержании и значимости их труда для жителей города;

- стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему городу и его людям.

Важная часть- подведение итогов экскурсии. Учащиеся делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, презентаций, отчетов


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барадулин В.А. Изделия из соломки. - М., 1986.
  2. Бузмаков Г. Радуга над Вяткой. - М., 1986.
  3. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. - Л., 1988.
  4. Газарян С. Прекрасное своими руками. - М, 1987.
  5. Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. - М.,1981.
  6. Работа с берестой: Методическое пособие для учителя. - Архангельск, 1995.
  7. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. - М., 2002.
  8. Трушкова И. Ю. Традиционные костюмные комплексы Вятского края (проблемы формирования, взаимовлияния и современного состояния) // История и культура Вятского края. - М., 2005.
  9. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. - М., 1987.
  10. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М, 1997.
  11. Энциклопедия земли Вятской. Т. 5, 10. - Киров, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

             В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет  - "Кр...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

задачи курса "преподавание краеведения в школе"

Необходимо объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины? Это очень сложно сегодня, в современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни ...

Обобщение опыта.Краеведение и школа.

Материал представляет собой обобщение опыта по интеграции краеведения и образовательного процесса....

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

        Актуальность   преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации...

Краеведение в школе

В этом материале можно ознакомиться с примерной программой по краеведению 8 класс предмет "Технология""...

"Краеведение в школе"

"Краеведение в школе"...