Методическая статья " Музейный час -эффективная технология преподавания истории родного края в современной школе"
статья по краеведению (5 класс)

Волкова Галина Николаевна

В статье раскрывается актуальность и целесообразность использования технологии "музейный час" в курсе истории родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_chas.statya.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. Музейные часы – эффективная технология преподавания истории родного края в современной школе.

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям –  писали и говорили  В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, Н. М. Карамзин, К. Д. Ушинский, В. П. Семенов – Тян – Шанский, В. О. Ключевский и многие другие ученые, педагоги, методисты, писатели, философы, священнослужители.

Около 150 лет тому назад  К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, в частности швейцарской, американской, английской и немецкой, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». ¹

        Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.  Еще одна мысль ученого: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники». ²

На современном этапе значимость изучения истории Родного края признана на общегосударственном уровне . В рамках преподавания Истории введен модуль «История родного края» с 5 по 7 класс.

Можно утверждать, что краеведение, в первую очередь историческое, является важным средством реализации концептуальных положений, сформулированных в Законе Российской Федерации «Об образовании».

         Основополагающая идея Закона – органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и к краеведению как к одной из составляющих в решении этой задачи. Ведь  справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.

        В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знание о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.

        В то же время краеведение – плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьника, овладения им начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего.

        Важно подчеркнуть, что одной из черт современного российского общества является быстро нарастающее разнообразие экономического развития отдельных регионов и областей, яркое выявление их культурных, национальных и исторических особенностей. В этих условиях возрастает необходимость того, чтобы местное население и особенно новая, молодая генерация хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного возрождения и развития.

        Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
  • формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
  •  содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  • гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.

Занятие краеведением поможет юным глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в новую Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»¹.

Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, «вариативными», но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по школьной истории. Это будет отвечать требованиям федерального государственного стандарта современного школьного исторического образования.

А теперь о том, как преподавать историю родного края.

Когда мы говорим о преподавании истории родного края  в школе, следует различать «уровни» краеведческой познавательной деятельности учащихся. Условно можно говорить о трех таких уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле  « познавательной деятельности школьников).

        Это, во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть, фактически, переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д.

        И, наконец, третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, - когда ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

        Педагогу-краеведу необходимо четко различать и держать в поле зрения все эти уровни краеведения, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным. Это является важным условием эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

        Краеведение – важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Сегодня это приоритетные задачи школьного исторического образования вообще.

Организационные формы историко-краеведческой работы в школе

Организуя работу по историческому краеведению, учитель постоянно помнит некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к прошлому. Только правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий. Необходимо правильное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

Каковы же технологии изучения истории родного края ?

     Что такое «музейный час» и в чём новизна технологии?

Музейный час – это экскурсия с использованием интерактивных методов повышения учебно-познавательной мотивации.

     Музейный час позволяет создать обучающую, развивающую и воспитывающую среду на основе школьного музея .Уникальность  данной технологии состоит в том, что экскурс в прошлое можно проводить не только в  реальном, но и в виртуальном режиме.

    Реальные МЧ (музейные часы) проводятся в музее, которыми располагают достаточно большое количество ОО.    

Виртуальные МЧ  можно проводить в любой школе, даже в домашних условиях при наличии компьютера, так как к МЧ   разработаны мультимедийные презентации, в них содержатся весь необходимый наглядный материал в виде фотографий экспонатов и   ксерокопий музейных документов. Я думаю, что последний вариант весьма актуален, так как не у всех школьников  и не  всегда есть возможность выезжать в музеи, получать знания и приобщиться к  музейной культуре (это необходимо также детям с ограниченными физическими возможностями).  А организаторам виртуальной экскурсии с помощью компьютерной презентации предоставляется возможность трансформировать, творчески использовать имеющийся материал, т.е. исключать, дополнять по своему усмотрению.

 

Благодаря каким формам и средствам достигается интерес к краеведческому материалу?

    Как и любое учебное занятие,  МЧ  состоит из 3 этапов: обязательны мотивационный, содержательно-операционный и рефлексивно-оценочный этапы. В зависимости от возраста детей формы проведения разные, например, празднование дня рождения домового, знакомство с историческим героем, путешествие в историю школу, учебно-познавательная игра и т.д.  На всех этапах организуется свободный интерактивный полилог -   ответы на вопросы, отгадывание загадок, подсказка-продолжение пословиц и стихотворных строк  и т.д.

    На содержательно-операционном этапе создаются разнообразные игровые  ситуации, в ходе которых применяется манипулирование  предметами (дети надевают лапти, ставят горшки в печь, пробуют писать гусиным пером, работают с копиями документов и т.д.), проводятся различные конкурсы.  На МЧ широко используется театрализация. Например, во время МЧ ставятся сцены из  музейных спектаклей, созданных нашими педагогами   на основе архивных  документов и экспонатов по истории школы,  на основе исторического   романа «Денис Давыдов» и т.д. Но самым главным методом МЧ является метод самостоятельной познавательной деятельности. Учащиеся   с удовольствием выполняют  игровые задания на определение предметов, документов, произведений, задания сравнение и анализ документов и литературных произведений, коррекцию и составление каких-то документов, сочинение миниатюр. Очень интересна работа с использованием фольклора и  литературных произведений Д.В. Давыдова, его современников. С учётом возрастных особенностей и психологической потребности школьников в соревновательности проводятся игры  «Подскажи словечко», конкурсы чтецов.   

    Какова роль музейных часов  в обучении, развитии и воспитании  учащихся?  Каковы ожидаемые результаты данного проекта ?      

    В процессе рефлексии учащиеся говорят о том, что не  раз были в школьном историко-литературном музее Дениса Давыдова. Однако  только после таких музейных часов экспонаты стали понятными и интересными, конкретные факты истории и литературы  стали  живыми и  близкими, жизнь и деятельность  героя-поэта вызывает огромное восхищение и желание принять участие в социальных проектах. Мы получили  также благодарные отзывы от педагогов других школ, в которые с большим интересом  использовали краеведческие мультимедийные материалы: в форме учебно-познавательной игры организовали виртуальные экскурсии по экспозиции нашего музея. Но самое главное  это то, что музейные часы очень нравятся детям. «Во время музейного часа я совсем не заметил, как пролетели 45 минут», «Мне показалось,  как будто я  учился со своими предками  сто пятьдесят лет назад»,  «В ходе этой историко-литературной игры я много думал ,  сравнивал,  нашёл ответы на многие интересные вопросы. Теперь о жизни и творчестве Дениса Давыдова хочу  рассказать другим», «Вот бы во всех музеях были такие экскурсии!» - такая оценка учащихся, на мой взгляд, дорогого стоит.

           Таким образом, систематическое использование   краеведческого материала в форме музейных часов, во-первых,  помогает повышению эффективности уроков и внеклассных занятий по предметам, ярче оттеняя не только эмоциональную, но и научную сущность изучаемой темы;  во-вторых, эта форма способствует  созданию новой обучающей и развивающей среды, в-третьих,  участие детей в краеведческих проектах «Музейные часы»  позволяет  в новой форме решать проблему формирования патриотического сознания - его знаниевыех, отношенческих и деятельностных элементов (« я знаю», «я горжусь», «я хочу действовать»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейные уроки как средство приобщения школьников к изучению истории родного края.

На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной м...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классовучителя истории и краеведенияМОУ ООШ №2 г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального районаГавенко Ольги А...

Методическая разработка модульного курса «Реализация технологии здоровьесбережения на уроках информатики в современной школе»

В статье представлена программа модульного курса, который может помочь современному учителю поднять вопросы здоровьесбережения в процессе преподавания информатики в основной школе.  Разработанная...

Эффективные методы преподавания истории в школе..

Аннотация.  В  статье дан анализ актуальных методов преподавания истории, позволяющих эффективно решать образовательные задачи в условиях информационной перегруженности, высоких учебных нагр...