Методическая разработка модульного курса «Реализация технологии здоровьесбережения на уроках информатики в современной школе»
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

В статье представлена программа модульного курса, который может помочь современному учителю поднять вопросы здоровьесбережения в процессе преподавания информатики в основной школе.  Разработанная программа модульного курса имеет общеобразовательное и прикладное значение и направлена на реализацию технологий здоровьесбережения  в практике современного школьного учителя. Данный курс может являться как модулем в учебной программе по информатике в 8-11 классах, так и самостоятельным элективным курсом. В качестве приложения к предлагаемому курсу представлена разработка одного из уроков «Компьютер – друг, компьютер – враг» для обучающихся 8-11 классов  общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koroleva_tatyana_nikolaevna.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Т. Н. Королева,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ольшанская средняя общеобразовательная школа № 7, с. Ольшанка, Целинский район, Ростовская область.

«РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Аннотация

В статье представлена программа модульного курса, который может помочь современному учителю поднять вопросы здоровьесбережения в процессе преподавания информатики в основной школе.  Разработанная программа модульного курса имеет общеобразовательное и прикладное значение и направлена на реализацию технологий здоровьесбережения  в практике современного школьного учителя. Данный курс может являться как модулем в учебной программе по информатике в 8-11 классах, так и самостоятельным элективным курсом. В качестве приложения к предлагаемому курсу представлена разработка одного из уроков «Компьютер – друг, компьютер – враг» для обучающихся 8-11 классов  общеобразовательных школ.

Ключевые слова: здоровьесбережение, компьютер, мотивация, сохранение здоровья, культура здоровья.

Контактная информация

Королева Татьяна Николаевна, учитель информатики и математики МБОУ Ольшанская СОШ №7, 347775, Ростовская область, Целинский район,  с. Ольшанка, ул. Торговая,6; телефон: 89281353298; e-mail: koroleva_taxx@mail.ru 

T.N. Koroleva,

Municipal budget educational institution Ol'shanskaya secondary school № 7, p. Olshanka, Tselinsky District, Rostov region.

"IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGIES FOR HEALTH PROTECTION ON THE INFORMATICS LESSONS IN THE MODERN SCHOOL"

Abstract

The article presents a modular program course that can help for teachers to raise issues of health preservation in the process of teaching Informatics in primary school. The program developed a modular course is comprehensive and practical significance and aimed at implementation of health care technologies in the practice of modern school teachers. This course can be both a module in the training programmer on Informatics in grades 8-11, and independent elective course. As an Annex to the proposed course presents the development of one of the lessons "Computer – friend computer is the enemy" for students of 8-11 classes of comprehensive schools.

Keywords: health care, computer, motivation, health preservation culture of health.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической  теории  и практике   учебно-воспитательного процесса.  На первый план сегодня выходят вопросы здоровьесбережения. Не случайно именно на них делается акцент в таких важных документах, как  Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа», закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС второго поколения. Актуальность здоровьесбережения отражена также и в таких стратегических образовательных документах, как Национальная доктрина образования в России и Концепция непрерывного образования.

Почему этой проблеме уделяется столько внимания?

Культурологическая сторона проблемы здоровья не нова. Впервые о культуре здоровья и ее сущности писал еще врач Илья Ильич Мечников. «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» - писал В.А. Сухомлинский.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), используемые на сегодняшний день в образовании, подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий в воспитании культуры здоровья подчёркивают и исследования В.В. Колбановой, Л.Ф. Тихомировой, Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. Результатом работы по формированию культуры здоровья школьника принято считать элементарную здоровьесберегающую компетентность.

А каков он - образ жизни среднестатистического ученика основной школы: 9 часов – на сон, 6 - на уроки в школе, 2-3 часа на выполнение домашнего задания, 3 часа на питание и личную гигиену, 3-4 часа на увлечения.

При этом мы осознаем, что главным увлечением современных школьников является компьютер: игры, общение в социальных сетях. Проведенное нами в школе небольшое исследование показало, что сегодня 70% школьников проводят за компьютером более 2-х часов в день.

Свою задачу я как учитель информатики вижу в том, чтобы, опираясь на все вышеизложенное, создать условия не только для сохранения здоровья обучающихся, но и для формирования у них ответственного отношения к жизни и своему здоровью. Задача сложная, и решать её нужно и возможно только комплексно: и в ходе уроков, и во внеурочное время.

Предлагаемый модульный курс – лишь часть в системе работы, однако он позволит поднять вопросы здоровьесбережения в процессе преподавания информатики в основной школе.  Разработанная программа модульного курса «Реализация технологии здоровьесбережения на уроках информатики в современной школе» имеет общеобразовательное и прикладное значение и направлена на реализацию технологий здоровьесбережения  в практике современного школьного учителя. Данный курс может являться как модулем в учебной программе по информатике в 8-11 классах, так и самостоятельным элективным курсом. Программа предполагает различные  формы  организации  индивидуальной  и  групповой  деятельности учащихся.

Целями данного курса являются:

- формирование у учащихся навыков грамотной организации работы с компьютером;

- формирование умения анализировать и предупреждать последствия нарушения элементарных правил работы с компьютером;

 - воспитание и развитие инициативы и творчества.

Задачи модульного курса:

  1. Выработать культуру работы на компьютере через выявление основных вредных факторов при нарушении правил работы с ПК.
  2. Дать установку на грамотное здоровьесберегающее пользование компьютером в школе и дома.

 3. Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

4. Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им сточки зрения дальнейшей перспективы.

Отличительной чертой данного курса является возможность его восприятия учениками с любым уровнем начальной подготовки, что позволяет им активно включиться в учебный процесс и максимально проявить себя. Этому способствуют способы и формы подачи общетеоретического материала (основными требованиями, к которым являются их занимательность, доступность и наглядность), и возможность выражения творческой индивидуальности, как при подготовке творческих работ, так и при коллективном выводе наиболее рационального способа решения предложенной задачи. Полученные знания и приобретённые умения в ходе изучения материалов курса будут полезны и востребованы школьниками в дальнейшем. Особую ценность представляет то, что школьники учатся использовать знания из области разных (в данном случае биология, экология, информатика, медицина) наук для решения предложенных задач.

Программа курса состоит из восьми занятий. Один час посвящен, в том числе, сведениям из области истории кибернетики и информатики и  реализует задачу вовлечения учащихся в предмет «информатика». Два часа посвящены теоретическому исследованию вопроса. Пять занятий полностью отведены на практическое решение задач здоровьесбережения при работе на компьютере и ретрансляции полученного опыта. Каждый час курса сопровождается показом мультимедийной презентации, подготовленной учителем в сотрудничестве с учениками. Завершающим этапом элективного курса «Реализация технологии здоровьесбережения на уроках информатики в современной школе» является разработка, защита и размещение в сети Интернет проектов по сохранению здоровья, предупреждению Интернет-зависимости, компьютерной зависимости у современных школьников, подготовленных учащимися по предложенным учителем темам. В зависимости от имеющихся в распоряжении учителя материалов и дидактических целей, актуальных для данного детского коллектива, задачи и темы презентаций /рефератов могут варьироваться. Также возможна передвижка тем внутри курса в зависимости от сроков прохождения соответствующих тем по информатике.

Модульный курс «Реализация технологии здоровьесбережения на уроках информатики в современной школе».

Количество часов - 8

Алгоритм реализации и содержание деятельности.

п/п

Тема

Содержание деятельности

1.

Обзорная лекция с элементами беседы «Проба пера». 

1. Учитель знакомит обучающихся с элементами здоровьесбережения в работе с ПК и оргтехникой.

2.  Даёт понятие о возможностях использования компьютера и наук «Кибернетика» и «Информатика». Представляет знаменитых ученых, знакомит с их краткой биографией.

3. Учащиеся делятся своими знаниями об историческом пути развития ЭВМ и компьютеров, полученных ими ранее из различных источников.

4. Учитель знакомит учеников с содержанием курса «Реализация технологии здоровьесбережения на уроках информатики в современной школе».

 5. Рефлексия.

2.

Практическая работа с использованием ПК. Анализ навыков культуры работы на компьютере.

1. Выполнение небольшой практической работы с использованием ПК (например: создание документа в формате Word  или Publisher «Советы младшим школьникам по правилам работы с компьютером»)

2. Разбор типичных ошибок школьников при выполнении практической работы на ПК. Анализ и предупреждение последствий нарушения элементарных правил работы с компьютером

3. Рефлексия. Составление анкеты для школьников по использованию ИКТ.  (Приложение 1)

4. (Домашние задание) Проведение анкетирования среди одноклассников и младших школьников.

3.

Мониторинг по выявлению компьютерной зависимости у младших школьников.

1. Анализ анкетных данных и соотнесение их с нормативами.

2. Разработка плана действий.

3. Составление диаграмм по проведенному мониторингу

4. Рефлексия.

4.

Урок «Компьютер -  друг,  компьютер – враг» (Приложение 2)

  1. Совместно с учащимися выявить основные вредные факторы при работе на компьютере.
  2. Дать рекомендации младшим обучающимся и родителям по использованию элементов здоровьесберегающих технологий при работе детей за компьютером в школе и дома.

5.

Практическое занятие «Создание мини-проекта по предупреждению Интернет-, компьютерной зависимости у младших школьников»

1.Поиск материала

2. Разработка буклета, мини-презентации по правильному использованию ИКТ в школе и дома»

3. Разработка Памятки для родителей по предупреждению Интернет зависимости у подростков». (Приложение 3)

 4. (Домашнее задание) Творческий проект.

6.

Тренировочное занятие «Упражнения для снятия усталости,  разминки» (Приложение 4)

1.Учитель знакомит учащихся с различными упражнениями для снятия напряжения.

2. Путешествие в виртуальный мир:  «Правильный просмотр стереограмм», «Виртуальные гимнастики для глаз». Знакомство с гимнастикой для глаз, работа со стереограммой как тренировка глазных мышц (Приложение 5)

3. Выполнение учащимися тренировочных упражнений, разминок.

4. Домашнее задание: с помощью современных источников поиска информации, найти материал для практической работы «Создание веб-сайта «Правила техники безопасности в компьютерном классе» для младших школьников», «Создание презентации «Компьютер и здоровье школьника»».

7.

Занятие «Знаешь сам – научи другого».

Правила безопасности в кабинете информатики. Нормы СанПина работы за компьютером.

1. Коллективная работа с классом. Создание веб-сайта «Правила техники безопасности в компьютерном классе» для младших школьников; создание презентации «Компьютер и здоровье школьника».

2. Участие школьников в тематических дистанционных конкурсах, олимпиадах, проектах  и т.п.

3. Рефлексия.

8.

Итоговое занятие. Подведение итогов курса.

1. Защита и размещение творческих проектов в открытом доступе (сеть Интернет: школьный сайт, сайт сообщества учителей, сайт творческих проектов школьников и т.п.) (Приложение 6)

2. Итоговое анкетирование. (Приложение 7)

3. Анализ анкетных данных.

4. Рефлексия.

Данный курс предполагает наличие в образовательном учреждении мультимедийной техники/ интерактивного оборудования, а также возможность обеспечения каждого обучающегося группы доступом к сети Интернет с целью поиска  информации. Необходимость использования компьютерного оборудования на каждом занятии может вызвать затруднения в случае отключения электроэнергии или нарушения связи с сетью Интернет. В таких случаях программой предусматриваются комплекты раздаточного материала для работы с бумажными источниками информации.

В ходе решения поставленных задач была проведена опытная работа по внедрению программы модульного курса «Реализация технологии здоровьесбережения на уроках информатики в современной школе». Занятия данного модульного курса апробированы на практике в 8 и 11 классах МБОУ Ольшанская СОШ №7 Целинского района, Ростовской области, проведено итоговое анкетирование учащихся для выявления эффективности данного курса.

Подробный анализ результатов итогового анкетирования свидетельствует о том, что навыки здоровьесбережения при организации работы на компьютере или при использовании другой офисной техники у учащихся, посещавших предложенный курс, сформированы  и на сегодняшний день активно применяются учащимися на уроках и во внеурочной деятельности. Более того, ребята активно распространяют свои знания и опыт по данному направлению среди других школьников. Это, в свою очередь, положительно повлияло на формирование здоровьесберегающей культуры учащихся, которая является компонентом общей культуры.

Очень понравилось учащимся коллективно искать решение поставленных задач, спорить, отстаивать своё мнение.

Интерес учащихся к правильной организации работы с компьютером, и в частности в сети Интернет,  прослеживается и в творческих работах учащихся и в их желании посещать такой курс в дальнейшем, что, несомненно, свидетельствует о повышении мотивации к здоровьесбережению в целом.

Таким образом, на основании проведённой апробации можно сделать вывод о том, что данная программа позволяет выработать у учащихся культуру работы на компьютере, помочь ученику оценить свой потенциал и осознать степень своего интереса к сохранению своего здоровья при освоении образовательной программы.

И главное, технология, используемая в данной разработке, ещё достаточно нова, как для педагогов, так и для учащихся, что способствует творчеству и стремлению к самосовершенствованию обеих сторон образовательного процесса.  

Учебно – методическая литература:

  1. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе. Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
  2. Босова Л.Л. ФГОС. Информатика и ИКТ. 7, 8  класс: Комплект плакатов и методическое пособие. – М.: Бином, 2015
  3. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы. Педагогика.-2005.-№6.
  4. НОИ «Наша новая школа».
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  6. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н.К.Смирнов. - М, 2003.
  7. Стратегия модернизации  российского школьного образования.
  8. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» Министерства Образования РФ.
  9. ФГОС второго поколения.

Интернет- ресурсы:

  1. Всероссийский съезд «Здоровое поколение – здоровая Россия» http://www.zpzr.ru/ 
  2. Гимнастика за компьютером - http://vi-ta.ru/forum/archive/index.php/t-2600.html
  3. Здоровьесберегающие технологии  - http://wmarina2007.narod.ru/zdorovesberezhenie
  4. Компьютер и здоровье ребёнка - http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631 
  5. Компьютер и ребенок: все за и против - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816 
  6. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».  – http://www.ecobest.ru/snip/folder-7/list-39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение уроков информатики в современной школе

Компьютер как новое средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фан...

Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств

Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...

Методическая разработка по математике "О технологии проведения зачетного урока"

Данная методическая разработка представляет собой систему проведения зачетного урока в виде игры "Шумахер", где ученики решают предложенные им задания, набирая тем самым определенное количество баллов...

Методическая разработка «Реализация технологии историзации на уроках геометрии основной школы». Элективный курс «История математики от Древних цивилизаций до наших дней».

При проведении уроков маематики крайне редко удается излагать исторические сведения. Здесь сказывается нехватка учебного времени, желание уделить больше внимания закреплению и многое другое. Поэтому я...

Методическая разработка на тему: «Использование тестовых заданий на уроках информатики».

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс....

Методическая разработка «Как я применяю технологию «Дебаты» на уроках истории и обществознания».

В методической разработке "Как я применяю технологию "Дебаты" на уроках истории и обществознания" описано как сделать свои уроки и внеурочные мероприятия интересными для разных возрастных категорий об...