Такой удивительный парк Екатерингоф
методическая разработка по краеведению (6 класс)
Методическая рекомендация для проведения экскурсии "Такой удивительный парк Екатерингоф"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.51 КБ | |
| 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом творчества «Измайловский»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
ЭКСКУРСИЯ «ТАКОЙ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПАРК «ЕКАТЕРИНГОФ»
(Методическая разработка мероприятия, подноминация «Родная земля»)
Авторы:
Смирнова Алёна Витальевна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДТ «Измайловский»
Попова Светлана Юрьевна,
ГБУ ДО ДТ «Измайловский» методист
Санкт-Петербург
2025
ВВЕДЕНИЕ
В современных городах вопрос экологии один из наиболее острых. Санкт-Петербург не является исключением. Плотный транспортный поток, большое количество промышленных объектов, недостаток зеленых зон, скопление мусора — это факторы, ухудшающие качество воздуха в Санкт-Петербурге.
В такой ситуации особое место занимают сады и парки, расположенные в черте города, они играют ключевую роль в поддержании экологического баланса и фильтрации,
являются важными природными зонами, где сохраняется разнообразие видов, в том числе птиц. Благодаря усилиям по созданию и сохранению зелёных зон, городские ландшафты обогащаются и поддерживается биологическое разнообразие.
Сады и парки играют важную роль в экологическом просвещении детей и молодёжи, выступая как территории для сохранения природы и как площадки для образовательной, научной и рекреационной деятельности. Они помогают формировать экологическую культуру, распространяя знания об окружающей среде, биоразнообразии и природоохранных методах через экскурсии, лекции и практические занятия
Экологическое просвещение – одна из важных задач в современном мире.
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Таким образом мы видим, что и на образовательные учреждения ложится задача экологического просвещения.
В ГБУ ДО ДТ «Измайловский» разработана программа «Экологический туризм».
Программа нацелена на формирование у учащихся экологической культуры, умений и навыков общения с окружающей средой, на осознание учащимися взаимосвязей человека и природы и роли людей в сохранении природной среды в нетронутом виде для будущих поколений, а также на воспитание у учащихся чувства взаимовыручки, товарищества и любви к своей малой Родине. Много внимания уделяется посещению парков и садов Санкт-Петербурга.
При проведении экскурсий в природной среде используются различные образовательные технологии.
Технология проблемного обучения. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение учащегося, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает искать новые способы объяснения. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задачи, наглядность, задания.
Информационно-коммуникационные технологии. Использование данных технологий позволяют наполнить экскурсию новым содержанием.
Здоровьесберегающие технологии. Экскурсионная деятельность обучает ребенка правильно и психологически комфортно пребывать на свежем воздухе, а также чувствовать особую атмосферу исторических и природных объектов. Это одна из познавательных форм организации досуга.
Технология проектной деятельности. Формирует не просто умения, а умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью, нацеленные на развитие познавательного интереса учащихся, реализуя принцип связи обучения с жизнью.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. По мнению Ш.А. Амонашвили данная технология:
- способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; - развивает познавательные силы ребенка;
- обеспечивает условия для расширения и углубления объема знаний и умений;
Игровые технологии. Изученный в процессе игровой деятельности материал усваивается лучше. В данной экскурсии использовался метод игровых технологий в качестве выполнения различных заданий, которые учащиеся проходят в процессе экскурсии.
Мы предлагаем вашему вниманию разработку экскурсии «Такой удивительный парк «Екатерингоф».
Цели и задачи экскурсии
Цели: знакомство с историей и природными особенностями парка «Екатерингоф»
Задачи:
образовательные:
- познакомить с флорой и фауной парка «Екатерингоф»;
- рассказать об уникальности исторических процессов, происходящих на территории парка «Екатерингоф»в 18-20 веках;
- рассказать об уникальности местности, как экологически значимого объекта.
развивающие:
- способствовать развитию бережного и ответственного отношения к паркам, умения осознавать их историческую и экологическую уникальность;
- способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и обобщать;
- способствовать расширению кругозора путем интеграции истории, краеведения, экологии, географии, биологии, зоологии.
воспитательная:
- способствовать формированию бережного отношения к природе;
- способствовать формированию познавательного интереса к изучению культурного и природного наследия Санкт-Петербурга;
- способствовать формированию чувства сопричастности к историческим событиям, к событиям в области культуры и искусства, как неотъемлемой части национального самосознания, к судьбе Санкт-Петербурга и пониманию необходимости бережно относиться к его наследию.
Наглядность: иллюстрации, аудионоситель с записью голосов птиц.
Раздаточный материал: планшеты, рабочие тетради, карандаши.
Протяженность маршрута 1,5 километра.
Количество остановок – 10.
Время прохождения маршрута - 45 минут.
Ход экскурсии
(детальная характеристика остановок с указанием ее точного местонахождения и текстом сопроводительного рассказа)
Остановка, объект | Местонахождение остановки, объекта | Время | Содержание |
Остановка № 1. Организационный момент (Вступление) | Вход в Парк «Екатерингоф» | 2 мин. | Инструктаж по охране труда и технике безопасности, правила поведения на экскурсии в парке. Общая характеристика парка. Постановка цели экскурсии. |
Остановка № 2. Памятник «Героям Краснодона» | С южной стороны от памятника | 5 мин. |
|
Остановка № 3. Разнообразие растительного мира | На аллее недалеко от памятника | 5 мин. | 1.Гортензия 2.Жимолость |
Остановка № 4. Разнообразие животного мира | Слева от аллеи. | 5 мин. | Виды животных и птиц: синицы, дрозды, пищухи и др. |
Остановка №5. Памятный знак «Бой в устье Невы» | У памятного знака «Бой в устье реки Невы» | 5 мин. | 1.Бой в устье реки Невы 2.Основание Военно-морского флота России |
Остановка № 6. Петровский Екатерингоф | На месте расположения Екатерингофского дворца | 4 мин. | 1.История дворца. 2. Архитекторы Екатерингофского дворца 2.Дворец при Петре 1 |
Остановка №7. Бобры | Рядом с малым мостом | 5 мин. | 1.Самый крупный грызун в мире 2. Повадки бобров |
Остановка № 8. Вековые дубы, молодые тополя и не только | Центральная аллея | 5 мин. | 1.Багрянник японский 2.Тополь 3.Лиственница 4.Дуб 5.Тополь |
Остановка № 9. Возрождение дворцово-паркового ансамбля | Аллея у Лифляндской улицы | 5 мин. | 1.Реконструкция Екатерингофского дворца 2. Наводнение |
Остановка №10 Заключение. | Аллея у пруда | 2 мин. | Ответы на вопросы викторины. Подведение итогов. |
Остановка 1. Вступление.
Дорогие друзья! Мы находимся в парке «Екатерингоф». Это один из старейших парков Санкт-Петербурга, ведущий свою историю с 18 века.
Наша экскурсия называется «Такой удивительный «Екатерингоф». И мы поговорим не только об истории парка и его архитектурных объектах, но и о его природных особенностях.
Но сначала давайте вспомним правила поведения на экскурсии. Какие основные правила вы можете назвать?
Да, на экскурсии мы: следуем за экскурсоводом, соблюдем тишину и правила безопасности, бережно относимся к природе и имуществу парка. Важно не отставать от группы, не шуметь, не трогать ничего без разрешения и не мусорить.
В начале экскурсии я вам выдаю рабочие тетради, которые вам надо заполнить в процессе прохождения маршрута ( прил. №1)
И сначала я задам несколько вопросов. Что такое парк? Чем отличается парк от сада? Как вы думаете, в парка есть своя экосистема? Ребята, что вы знаете о парке «Екатерингоф»?
«Екатерингоф» — исторический пейзажный парк на юго-западе Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Расположен на острове Екатерингофском, ограниченном рекой Екатерингофкой, Бумажным каналом и рекой Таракановкой. Как вы думаете, что значит исторический и пейзажный парк? Давайте посмотрим на карту (прил. №2).
Свое наименование парк получил в честь расположенного здесь загородного дворца для жены Петра I — Екатерины Алексеевны. Усадьбу назвали «Екатерингоф», то есть «двор Екатерины».
Остановка 2. Памятник «Героям Краснодона»
Перед вами памятник «Героям Краснодона», воздвигнутый в 1956 году. Памятник посвящён комсомольцам- участникам подпольной организации «Молодая гвардия».
Вы знаете, кто такие комсомольцы? Это участники молодёжной общественно-политической организации во времена Советского Сюза.
А что же за организация «Молодая гвардия»?
Группа молодежи, которые самоотверженно сражались в годы Великой Отечественной войны против фашистских оккупантов.
Посмотрите внимательно на памятник. Что является центром скульптуры, как вы думаете?
Композиционным центром памятника служит Красное знамя, вокруг которого изображены стоящие тесным кольцом молодогвардейцы, ставшие Героями Советского Союза, посмертно.
Во время Великой Отечественной войны здесь были оборудованы огневые позиции. Часть парка в 1942 году была отведена под огороды. В 1944 году парк восстановили.
Остановка 3. Декоративные кустарники
Пейзажный парк «Екатерингоф» богат на редкие декоративные кустарники. Так здесь можно встретить гортензию гималайскую, жимолость голубую.
Гортензия гималайская, веками произрастала только в высокогорье Китая, в монастырских садах, и тщательно охранялась от посягательства чужеземцев. А всё потому, что она относится к «мотыльковым» гортензиям, особо ценимым на Востоке. Белоснежным «бабочкам» —крупным бесплодным цветам на длинной цветоножке, «присевшим» на кружевную полянку - посвящено много стихов в китайской и японской поэзии.
С чем бы вы сравнили этот цветок? Что она вам напоминает?
Жимолость голубая - листопадный кустарник до 2,5 м высотой, с бурой продолговато-растрескивающейся корой, которая отслаивается чешуйками. Распространена в пределах умеренной зоны всего Северного полушария. На Дальнем Востоке встречается на Охотском побережье, Курилах, Камчатке. Голубые ягоды жимолости съедобны.
Кто любит жимолость? Вы знаете о ёё полезных свойствах?
Помимо жимолости и гортензии в парке произрастают и другие кустарники, как на пример: чубушник, пузыреплодник, снежноягодник, кизильник, венгерская сирень и другие.
Остановка 4. Разнообразие животного мира
Большое для города разнообразие животных встречается в парке «Екатерингоф».
Так здесь можно встретить как всем нам привычных животных и птиц, так и краснокнижных. Что такое краснокнижные животные?
Среди животных здесь встречаются обыкновенный бобр, водяная полёвка, двуцветный кожан.
Среди птиц можно встретить крякв, ушастую сову, лазоревку, большую синицу, желтую трясогузку, обыкновенную зеленушку, пищуху, зяблика, черного дрозда, дрозда-рябинника, снегиря. Какие из этих птиц вы знаете? А чем так полезны птицы для парка? Можно ли кормить птиц? Когда их можно кормить и чем?
В парке есть пруды. А в них водятся разные рыбы: - серебряный карась и ротана. А из редких насекомых тут встречается бабочка – махаон (прил. №3)
Остановка 5. Памятный знак «Бой в устье Невы»
И опять мы поговорим об истории парка и исторических событиях, связанных с ним.
В начале Северной войны в устье реки Невы произошло победоносное для наших войск сражение, которое стало этапом в закреплении России на территории её будущей столицы. Царь Пётр Алексеевич и его ближайший сподвижник Александр Меншиков, командуя небольшим подразделением морской пехоты из 30 лодок, в жесточайшем бою в ночь с 6 на 7 мая 1703 года захватили в устье Невы два шведских пушечных военных корабля «Гедан» и «Астрильд».
Прорвавшись сквозь шквальный огонь пушек, гвардейцам удалось взять шведские корабли на абордаж.
7 мая 1703 года стал днём первой победы Российского военно-морского флота.
Россия «твердой ногой стала при море». Отныне, в первые майские дни первую морскую победу Российского флота праздновали особенно пышно - курсировала по воде «Невская флотилия» от Петропавловской крепости в «Екатерингоф», далее в Стрельну и Петергоф, затем в Кронштадт. Торжества сопровождались фейерверками и прочими увеселениями. Эта традиция надолго сохранилась и после смерти Петра Великого.
Как вы думаете, почему памятный знак установлен именно в этом парке?
Остановка 6. Петровский «Екатерингоф».
Регулярный парк и особняк должны являлись подарком к свадьбе невесты императора Екатерине. Работами по возведению дворца и территории вокруг него руководила Канцелярия городовых дел. В центре «Екатерингофа» стоял дворец Екатерины. Это было двухэтажное деревянное сооружение с широкой лестницей на террасу. Предполагается, что автором проекта был Д. Трезини. Дворец был украшен балюстрадами, резными гербами и террасой, также на территории разбили регулярный сад (прил. №4).
По утверждению некоторых исследователей, Екатерингофский дворец является перестроенным деревянным Летним дворцом Петра I, перенесенным сюда из Летнего сада в 1711 году в связи со строительством там каменного Летнего дворца. Между тем, дворец в «Екатерингофе» стал одним из любимых мест отдыха самого царя, за что в народе он обрел название «Петровский домик». Убранство дворца было достаточно простым для того времени. Внутри располагалась сколоченная из сосновых досок кровать, считается, что царь смастерил ее собственными руками.
На одной из стен дворца висела большая шуточная карта Азиатской России, выполненная на холсте. Все страны света были умышленно перемещены. Северный Ледовитый океан нарисован внизу, а «море индейское» — наверху. Камчатка изображалась на западе, а «царство Гилянское» — на берегу Амура.
Здесь же имелась курьезная надпись: «До сего места Александр Македонский доходил, ружья спрятал, колокол оставил».
По преданию, рассказанному известным краеведом Пыляевым, по этой необыкновенной карте Петр, ради смеха, экзаменовал своих пенсионеров, возвращавшихся из заграничного обучения и не очень твердо знавших географию. Летом на территории дворцово-паркового комплекса устраивались балы для петербургской знати.
Неподалёку на соседних островах находились и царский Подзорный дворец, и отведенные их дочерям усадьбы Анненгоф и Елизаветгоф.
Также как и дворец императрицы, эти здания были утрачены. Дворец Екатерины в 1926 г. был разобран на дрова. По иной версии, до 1924 года, когда после постигшего его пожара был разобран.
Впоследствии, от разобранного дворца получила название расположенная рядом речка Екатерингофка, являющаяся западной границей всего парка и его старой, западной части.
Уже в XVIII веке вокруг Екатерингофского дворца начал складываться пейзажный парк с искусственными прудами и протоками. На территории парка вырыли пруды, основной задачей которых было понижение уровня воды во время паводка.
Несмотря на то, что низкий остров на взморье часто заливало наводнениями, уничтожавшими труд садовников и строителей, «Екатерингоф» стал любимым местом летнего отдыха царской семьи.
Царь любил передвигаться по воде, поэтому от Чёрной речки к дворцу был прорыт судоходный канал, оканчивавшийся прямо у крыльца небольшой гаванью. С обеих сторон от канала было вырыто по круглому пруду, они удерживали уровень воды при подтоплении канала.
Остановка 7. Бобры
Отдельно хочется рассказать об бобрах. В парке «Екатерингоф» время от времени можно наблюдать следы жизнедеятельности бобров обыкновенных.
Кто расскажет, как выглядит бобер? Опишите ( прил. №5).
Животные эти очень осторожные, активничают только ночью, поэтом увидеть бобра трудно. Сейчас вам расскажу некоторые интересные факты о бобрах.
Бобры –одни из самых крупных грызунов на планете. Они могут иметь массу тела до 35 кг, а длину тела до 70-130 см.
Длинный хвост бобрам необходим не только для плавания, но и для общения с другими бобрами. Когда один член группы видит хищника, он предупреждает остальных об опасности, хлопая своим хвостом по поверхности воды. Хвост также служит своего рода подставкой-стульчиком, когда бобер стоит на берегу.
Бобры не впадают в спячку. Едят кору деревьев, траву, желуди. Речные бобры живут 15-17 лет. Животное может находиться под водой около 15 минут и проплыть более 1 км.
Бобров в парке отслеживают по их жизнедеятельности, например, по обгрызанным деревьям парка.
Ребята давайте порассуждаем, полезны ли бобры в парке? И какое их значение в экологии парка?
Остановка 8. Вековые дубы, молодые тополя и не только
Так как «Екатерингоф» представляет из себя дворцово-парковый ансамбль здесь сохранилось большое количество разнообразных деревьев.
Можете назвать деревья, которые здесь видите?
Рассмотрим некоторые из них. К редким деревьям можно отнести багрянник японский - листопадное дерево семейства багряниковых, которое произрастает в Японии и Китае. Его иногда называют пряничным деревом за легкий карамельный запах, который оно источает во время листопада.
В парке произрастают великовозрастные дубы, их возраст насчитывает от 200 до 250- ти лет! Сохранились отдельные выдающиеся экземпляры возрастом около 300 лет, высаженные в 1715 году самим Петром Алексеевичем!
Популярностью для озеленения городской среды в советское время пользовался тополь белый - дерево, при благоприятных условиях высотой до 30—40 м. и диаметром ствола до 2м. В диком виде произрастает в Северной Африке, Малой, Средней и Восточной Азии, практически на всей территории Европы.
Лиственница - род древесных растений семейства Сосновые, одна из наиболее распространённых пород хвойных деревьев в мире. Это и самое распространённое дерево в России. В среднем лиственницы живут 300-400 лет. При этом древесина лиственниц веками сохраняет удивительную прочность. Стволы лиственниц служат в качестве свай — на них, например, стоит Венеция. Многие исследователи отмечают, что даже металлические гвозди, вбитые в лиственничные шпалы, не ржавеют.
В парке есть единственно сохранившееся дерево ольхи чёрной. Ольха обогащает почву очень важным микроэлементом, так как в клубеньках на её корнях живут микроорганизмы, синтезирующие его.
Точка 9. Возрождение дворцово-паркового ансамбля
Разные периоды переживал парк «Екатерингоф» – были и минуты возрождения, и минуты забвения.
Наибольшие разрушения коснулись «Екатерингофа» в конце XIX века, т.к. территория города стала расширяться. В связи с этим, в парковой зоне начали появляться частные строения, дачи и промышленные предприятия, а аллеи были превращены в улицы.
Территория дворцово-паркового комплекса оказалась в середине рабочего квартала и стала местом воскресного отдыха рабочих Нарвской заставы. В то время это был глухой район, среди петербуржцев он считался «Чертовым углом».
Ситуация стала меняться позднее, когда территория Екатерингофа была передана в распоряжение городских властей.
Соответственно, в 1823 году по инициативе военного генерал-губернатора Петербурга графа М. А. Милорадовича парк был благоустроен и капитально преобразован постройкой новых зданий. Спроектировал их архитектор О. Монферран, благодаря которому в 1824 году парк получил «второе дыхание».
Вблизи берега Екатерингофки встали два деревянных павильона «в готическом вкусе»: Ферма с башенкой-бельведером и Львиный павильон, увенчанный высоким шпилем.
В 1825 году в дворцовых помещениях начал работать музей, экспозиция которого была посвящена временам правления Петра I. По другую сторону прогулочного шоссе, в пейзажной части парка Монферран построил большой павильон также в готическом стиле, предназначенный для концертов и летних балов. Этот павильон назывался «вокзалом» (так в России стали называть разные загородные и полузагородные сооружения, предназначенные для развлечения публики). «В готическом вкусе», со стрельчатыми арками, было возведено ещё одно большое здание: Катальная горка.
В 1823-1824 г.г. «Екатерингоф» был перепланирован, полностью благоустроен, и передан городским властям. Теперь он стал прекрасным пейзажным парком на взморье.
В ноябре 1824 года в Санкт-Петербурге произошло самое значительное наводнение за всю историю. Вода в реке Неве и её многочисленных рукавах поднялась на 4,14—4,21 метра выше ординара. Расположенный на взморье «Екатерингоф» тоже пострадал. Но благодаря тому, что во время перепланировки значительная часть территории парка была приподнята за счет насыпей от строительства новых каналов и прудов, последствия наводнения были не столь значительными, все павильоны устояли на своём месте.
Какое известное произведение Александра Сергеевича Пушкина посвящено наводнению 1824 года? А какие творения Монферана вы еще знаете?
Остановка 10. Заключение.
Итак, ребята, мы с вами заканчиваем нашу экскурсию. Как вы поняли, гуляя по парку «Екатерингоф», можно открывать для себя что-то новое – будь то птиц, животных и растений. Поражает и многогранность истории парка. «Екатерингоф» по праву является старейшим парковым ансамблем Санкт-Петербурга, он был заложен в 1711 году.
До сегодняшнего дня сохранилось главное архитектурно планировочное решение территории парка, с его уникальной системой внутренних каналов и прудов, системой аллей и аллейных посадок деревьев одного вида. Это культурное и историческое наследие, доставшееся нам от великих мастеров зодчих, которое в наших силах сохранить и передать дальше будущим поколениям.
Надеюсь, что вы добросовестно выполняли задания из ваших тетрадей.
Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего запомнилось? Хотели
Экскурсия «Такой удивительный парк «Екатерингоф» прошла довольно успешно.
Цель и задачи экскурсии были достигнуты. Можно сказать, что знания и впечатления, полученные на мероприятии, способствовали развитию интереса учащихся к изучению истории и природы.
В мероприятии принимали участие учащиеся, нет имеющие знаний о парке «Екатерингоф», поэтому им было интересно узнавать новое об истории и природе парка. Материал усваивался хорошо. 90% участников оценили экскурсию на «хорошо» и «отлично». Ребята делились впечатлениями, обменивались фотографиями и проявили интерес к следующей экскурсии.
Использование рабочей тетради помогло включить учащихся в исследовательскую деятельность, расширило их представление о природе и истории парка, практические задания повышали интерес к экскурсии.
Переходя к ошибкам, можно сказать, что основной проблемой явилась проблема поведения. Оказавшись на природе в парке, ребята хотели все потрогать, рассмотреть внимательнее, приходилось искать разумные способы удовлетворить потребность детей в тактильном контакте с природой.
Часто для проведения хорошей экскурсии важны погодные условия, чтобы было сухо, тепло и безветренно, поэтому данную экскурсию лучше проводить во все времена года, кроме зимы, чтобы лучше увидеть растительный и животный мир парка.
Список литературы.
1.Ботанические экскурсии по городу. / Т.К.Горышина, М.Е.Игнатьева - СПб:Химиздат, 2000.-152 с.
2.Екатерингоф./П.Е.Сорокин, О. М. Кормильцева, А. А. Кищук – Аврора-Медиа, 2004.-128 с.
3.Екатерингоф. Царице в честь. Царю для славы./Н.И.Баторевич, Т.Д.Кожицева –Д.Буланин, 2015.- 208 с.
4.Екатерингоф. От императорской резиденции до рабочей окраины./В.И.Ходанович – Центрполиграф, 2013. -700 с.
5.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных чреждений./ А.А.Плешаков.- 11-е изд.-М.:Просвещение,2010.-222 с.
6.Я иду по лесу./С.А.Хлатин- Лесная промышленность, 1972. -156 с
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Такая удивительная жидкость"
Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...
Такие удивительные «Вечера…»
Такие удивительные «Вечера…»(Игра – викторина для обучающихся 6 классов)...
Такие удивительные «Вечера…» презентация
Презентация для игры – викторины для обучающихся 6 классов...
Методическая разработка паспорта проекта «Такой удивительный Шерлок» (по мотивам произведений А. Конан Дойля)
Паспорт проектной работы, выполненной на уроках английского языка в МОУ «Гимназия № 14 Краснооктябрьского района Волгограда» в 2015-2016 учебном году...

Сценарий выступления «Есть такой удивительный народ» Беларусь
Сценарий данного выступления «Есть такой удивительный народ» Беларусь будет полезен воспитателям, педагогам при подготовке внеклассного мероприятия для 1-2 классов....

Статья "Такие разные и такие удивительные судьбы Орловых"
Статья к 100-летию со дня рождения поэта С.Орлова. Для книги "Мир и война в поэзии Сергея Орлова."...

Технологическая карта занятия "Что такое национальный парк?"
Занятие "Что такое национальный парк ?" разработано для учащихся 9-11 лет, продолжает цикл занятий "Особо охраняемые природные территории" и следует за занятием на тему "Что т...
