«Взаимное влияние природы и этноса: река – зеркало образа жизни человечества»
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс)
Аннотация эссе «Взаимное влияние природы и этноса: река – зеркало образа жизни человечества»
Сведения об авторе: Джеферова Татьяна Витальевна, 2010 года рождения.
Ученица 8 класса МКОУ Новобогородицкой ООШ. Увлекается историей, краеведением, жизнью своей малой Родины – с. Новобогородицкое Петропавловского района Воронежской области. Непрерывно пробует себя в написании исследовательских работ и эссе, обращает особое внимание на экологическую проблематику. Охотно участвует в общественной жизни школы и класса.
Цель эссе – исследовать взаимодействие человека и природы через анализ роли рек Криуши и Дона в жизни жителей села Новобогородицкое. Автор стремится подчеркнуть значение малых рек для формирования культуры, традиций и экологического равновесия, а также привлечь внимание к проблемам, вызванным антропогенным воздействием.
Задачи работы:
- во-первых, необходимо проанализировать взаимное влияние природы и человека;
- во-вторых, дать оценку экологических и культурных последствий человеческой деятельности;
- в-третьих, разработать ряд предложений для сохранения и защиты природных ресурсов.
Актуальность проблемы взаимоотношений этноса и природы, ведь именно современное отношение к ней часто ведет к утрате гармонии и разрушению экосистем, что угрожает как экологическому, так и культурному наследию. Именно поэтому требовалось акцентировать внимание на необходимости осознанного отношения к природным богатствам через местные инициативы. Эссе призывает к сохранению экологического баланса и культурных ценностей, демонстрируя, что реки являются не только источником жизни, но и связующим звеном между поколениями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новобогородицкая основная общеобразовательная школа
Первичное отделение РДДМ «Движение Первых» при МКОУ Новобогородицкая ООШ
Номинация «Эко-журналистика»
Эссе на тему «Взаимное влияние природы и этноса: река – зеркало образа жизни человечества»
Выполнила: Джеферова Татьяна Витальевна,
ученица 8 класса.
Руководитель: учитель истории и обществознания
МКОУ Новобогородицкая ООШ
Мельникова Олеся Алексеевна.
Новобогородицкое 2024.
План
Введение………………………………………………………………………….......3
Основная часть………………………………………………...……………………………...…5
- Взаимное влияние природы и человека: мы бережем реки или они берегут нас?..................................................................................................5
- Пора ли «тихому» Дону закричать?...........................................................6
Заключение…………………………………………………………………………...8
Литература……………………………………………………………………………9
Введение
«Нет для нашего сердца милее края, чем Россия, чем ее свежие леса и перелески, поля и заливные луга, тихие реки, звон родников и светлые зори над росистыми зарослями…», - так сказал русский писатель Константин Георгиевич Паустовский.
В данном эссе я рассмотрю взаимодействие человека с природой. Нетрудно представить – именно это всегда было основой формирования мест обитания, поселений, городов. Именно в природе берет свое начало человеческая жизнедеятельность в ее непрерывной связи с огнем, погодой, водными и лесными ресурсами. Реки, горы, равнины, плодородная земля издавна являлись ядром, вокруг которого формировались образ жизни, быт, традиции и культура людей.
В настоящее время это особенно четко можно проследить на примере небольших населенных пунктов – хуторов, деревень, сел, где природа глубоко вплетается в повседневную жизнь. В нашем Петропавловском районе, где раскинулось село Новобогородицкое, и небольшая река Криуша и широкий, полноводный Дон являются не просто географическими объектами, пейзажем, но и неотъемлемой частью жизни, представлений жителей о своей малой Родине.
Актуальность изучения взаимоотношения этноса и природы в целом, как мне кажется, обусловлена необходимостью сохранения экологического баланса и понимания роли природных ресурсов в жизни человека. Река – это не только источник воды, а место место, где зарождаются традиции, укрепляется связь поколений и сохраняется уникальное биоразнообразие.
Сегодня, когда антропогенное воздействие на природу становится всё более заметным, важно осознать, как наши действия отражаются на окружающей среде и культурном наследии. Эко-активисты, «зеленые» партии, сопереживающие граждане своей страны – сейчас очень много говорят о необходимости защиты природы от человеческого фактора, от заводов и производств, от нерационального использования ресурсов, однако, нам нужны не только разговоры и протестные акции отдельных социальных групп, а осознание каждым отдельным жителем своего села, города, района настоящей значимости имеющихся природных ресурсов.
Конечно же, современный образ жизни часто приводит к утрате гармонии между человеком и природой. Моя работа посвящена размышлению о значении рек Криуши и Дона для жизни односельчан.
Основная часть
I. Взаимное влияние природы и человека: мы бережем реки или они берегут нас
Река Криуша, извилистая и спокойная, словно хранит в своих водах историю нашего края. Она веками служила опорой для жизни местных жителей, давая воду, пищу и вдохновение. Но в отношениях человека и природы всегда существует взаимное влияние, которое требует понимания и бережного подхода.
С одной стороны, природа щедро делится своими ресурсами. Берега Криуши издавна привлекали людей своей плодородной землей и близостью к крупной реке Дону. Здесь обустраивали поселения, обрабатывали землю, развивали ремесла. Вода из реки обеспечивала полив полей, была источником для рыболовства, которое становилось неотъемлемой частью сельской жизни. Даже само название реки, происходящее от старинного слова «криуша» — изгиб, отражает не только географическую особенность, но и мудрость наших предков, замечавших особенности окружающей среды и создававших из них основу своего быта.
С другой стороны, человек также влияет на природу. Криуша, как и многие малые реки, уязвима к изменениям, вызванным человеческой деятельностью. Осушение заболоченных мест, вырубка лесов, загрязнение вод стоками – всё это оставляет след. К сожалению, не всегда наши действия оказываются продуманными. Например, в реке Криуша наблюдаются процессы обмеления русла, зарастания камышом, заболачивания. Вследствие отсутствия проточности происходит загрязнение воды естественным путем.
Однако реки не только предоставляют нам ресурсы — они формируют нашу культуру и мировоззрение. У воды проходили важные события: праздники, обряды, встречи. Криуша — это не просто река, это часть нашей жизни, отражение нашей истории. Отражая в своих тихих водах небо и берега, она словно наполняет наш мир особой гармонией.
Сегодня в отношениях с природой особенно важна ответственность. Чтобы Криуша продолжала дарить жизнь и вдохновение следующим поколениям, мы должны научиться заботиться о ней. Сохранение чистоты её вод, бережное отношение к её экосистеме и понимание значимости этой небольшой, но такой важной реки — вот что должно стать нашей целью. Ведь если мы будем беречь Криушу, она будет беречь нас, оставаясь связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим нашего края.
Таким образом, наше отношение к реке — это зеркало, в котором отражается степень нашей ответственности. Криуша, как и её великий сосед Дон, учит нас мудрости: бережное отношение к природным богатствам способно не только сохранить экологическое равновесие, но и поддерживать культурное наследие, без которого невозможно представить наш край.
II. Пора ли «тихому» Дону закричать?
Проблематика данного эссе поставлена поэтически, при этом мы все понимаем и позитивные и негативные последствия взаимовлияния природы и человека. Маленькие речушки, озера, большие реки, гиганты контурных карт, узнаваемые школьниками – почти все молчаливо, смирно, степенно несут свои воды по территории страны, но что если и нашему «тихому» Дону пора уже заявить о себе?
Дон, как и его притоки, долгое время оставались молчаливыми свидетелями человеческой деятельности. Но сегодня, когда следы человеческого вмешательства становятся всё более заметными, кажется, что даже «Тихому Дону» хочется закричать о своих бедах. Влияние человека на природу проявляется не только в утилитарном использовании её ресурсов, но и в нарушении экологического баланса. Из рассказов старшего поколения мы знаем, что Дон всегда был полноводной, чистой и богатой на рыбу рекой. И если раньше вода была пригодна даже для питья, то сейчас мы это себе позволить не можем, поскольку знаем, что в реку выливаются нефтепродукты и промышленные отходы заводов.
И Криуша, как небольшая река, особенно уязвима к этим изменениям. Осушение берегов, загрязнение водой со сточными отходами, разрушение естественных мест обитания рыб и птиц – всё это прямые последствия человеческой деятельности. Постепенное истощение природных ресурсов, которые веками поддерживали жизнь местных жителей, может привести к необратимым изменениям.
Заключение
Человеческое влияние на природу неизбежно, но важно помнить, что оно может быть как разрушительным, так и созидательным. Если каждый житель села Новобогородицкого внесёт свой вклад в сохранение Криуши и Дона, их воды останутся такими же чистыми и спокойными, какими были в воспоминаниях наших предков. Ведь тишина рек — это не только символ гармонии, но и призыв к тому, чтобы сохранить этот мир для будущих поколений.
В качестве заключения хотелось бы предсказуемо описать собственные предложения для жителей нашего села и района. Они ориентированы в данному случае именно на силы, возможности, ресурсы школьников и их учителей, ориентированы на то, что может сделать каждый из нас – я, моя, семья, друзья и одноклассники.
Во-первых, следует, агитировать за создание экологически чистых зон вдоль реки: проведение мероприятий по озеленению берегов, высадки деревьев, укреплению почвы, чтобы предотвратить эрозию.
Своими силами можно организовать сбор мусора, с помощью брошюр информировать жителей о правильной утилизации бытовых отходов, участвовать в субботниках по расчистке прибрежной зоны.
Важно осознавать, что будущее наших рек – наша ответственность.
Литература
Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Смирнова В.М. Природопользование: учебное пособие для 10-11 кл. /Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, В.М. Смирнова. – М.: Дрофа, 2007. – 240 с.
Загоровский В. П. История Воронежского края: От А до Я: Словарь-справочник / В. П. Загоровский. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1982. – 311 с.
Загоровский В. П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы /В. П. Загоровский, Ф. С. Олейник, Е. Г. Шуляковский. –Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1976. – 159 с.
Захаров В.М. Экология сегодня. Экология как мировоззрение. Человек и природа /В.М. Захаров, И.Е. Трофимов. – Москва: Центр экологической политики России, 2015. – 106 с.
Захаров В.М., Трофимов И.Е. Экология и устойчивое развитие. Будущее, которого мы хотим. Человек и природа /В.М. Захаров, И.Е. Трофимов. – М.: Центр экологической политики России, 2017. – 250 с.
Уиттекер Р.Х. Сообщества и экосистемы / Р.Х. Уиттекер; Сокр. пер. с англ. Б. М. Миркина, Г. С. Розенберга. – Москва: Прогресс, 1980. – 327 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе
Здоровый образ жизни, спорт, адаптационый потенциал системы кровообращения...

Исследовательская работа на тему:«Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника»
В работе рассматривается актуальная проблема влияния образа жизни на состояние здоровья школьника.Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностя...

Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Урок № 3, 4.Тема: Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой...

Презентация к уроку: Тип Плоские черви: многообразие, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.
Урок № 7.Тема: Тип Плоские черви: многообразие, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека.Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой типа плоских червей, особенностями их ст...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....

Урок по ОБЖ «Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека»
Данный урок способствует расширению знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни и формированию ценностного отношения к собственному здоровью....
Влияние спортивных игр на формирование здорового образа жизни учащихся.
Развитие физической культуры и спорта является актуальной проблемой, связанной с поддержкой и укреплением здоровья, а также с профилактикой болезней . Для этого среди обучающихся необходимо подд...
