Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Хабибуллина Чулпан Шамиловна
В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У вас есть замечательная возможность научиться писать письма, познакомиться с эпистолярным наследием И.С. Тургенева и как бы душой соприкоснуться с личностью человека, оставившего в письмах часть своей жизни, проходившей на фоне жизни эпохи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-otkrytie_po_pismam_Turgeneva.doc723 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Письма – зеркало души».

                         Урок – открытие по письмам Тургенева в 10 классе.

       Цели урока:

       Обучающие:

-знакомство с эпистолярным жанром;

-формирование представления о Тургеневе как неординарной личности в процессе изучения документального материала: фотографий и писем;

       Воспитывающие:

-неожиданное и радостное открытие молодого писателя, попытка приблизить личность писателя к учащимся;

-воспитание коммуникабельного, гуманного, творческого человека;

       Развивающие:

-в процессе подготовительной работы к уроку способствовать отработке навыка поиска информации, написания сочинения-письма; совершенствование умения анализировать;

- умение работать в группе, размышлять по поводу увиденного и услышанного, отвечая на вопросы учителя,  делать выводы  и обобщения.

         Коммуникативные: воспитание культуры речи, взаимоотношений, души.

      Оборудование:

15карточек-текстов с отобранными фрагментами писем /ПСС, т.1; фотографии из альбома «Иван Сергеевич Тургенев в портретах, иллюстрациях, документах»; эпидиаскоп для изображения адресата; учебник  Ю. В. Лебедева «Русская литература»10 класс, стр.77-85.

 

     Предварительное домашнее задание.

Групповое задание:

-познакомиться с письмами, представить адресата, найти информацию,  воспользовавшись дополнительной литературой;

-составить свой сборник «ключевых фраз», красивых оборотов по письмам;

  Индивидуальное задание:

-вспомнить  героев, пишущих  письма (письмо как приём  характеристики персонажа);

-по материалам учебника приготовить сообщение, сделать вывод о раннем периоде жизни писателя, о дружбе с Белинским, о семье Виардо;

-побеседовать с родителями,  почитать их письма.

-придумать костюм, выучить письмо.

Эпиграфы  к уроку:

      … «Письма писателей - важный источник, представляющий большое и          разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение».                                                М.П.Алексеев.

               к письмам:

       «Что за прекрасная вещь - работа».                                И.С.Тургенев.

Ход урока.

Обращение к теме урока.

Вводное слово учителя.

   Как это приятно получить загадочный конверт с письмом от близкого родного человека, устроиться  удобно у камина, укутавшись  в плед, и читать, предаваясь  воспоминаниям и мечтам. Небольшой листок способен вызвать искренний эмоциональный отклик. Письма, фотографии, рисунки - это документы - они несут достоверную информацию (обращение к эпиграфу). Даже в художественные фильмы часто вводятся документальные кадры. Театр юного зрителя поставил пьесы Л. Малюгина о Чехове «Насмешливое моё счастье»,  Ю.Свирина о Пушкине «Болдинская осень», построенные на переписке. И идут они с успехом. По словам Г. Мопассана, «слово  ослепляет  и обманывает, потому что видишь, как оно сходит с губ, потому что губы нравятся, а глаза соблазняют. Но чёрные слова на белой бумаге – это душа нараспашку». Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

                  варианты: «Я вам пишу». Любви и дружбы талисман».

                     ПИСЬМО – ЗЕРКАЛО ДУШИ.

       В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У вас есть замечательная возможность научиться писать письма, познакомиться  с эпистолярным  наследием И.С. Тургенева и как бы душой соприкоснуться с личностью человека, оставившего в письмах часть своей жизни, проходившей на фоне жизни эпохи.

     Сегодня вам предстоит услышать рассказ Тургенева о самом себе - в письмах - и сделать выводы о том, каким он был, когда писал их.  

Перед нами 15 отобранных писем, ярко освещающих личность молодого Тургенева, написанных в1840-1850годы. Это 1-е десятилетие его самостоятельной жизни - пора напряжённой учебы, поиск своего места в жизни, начало творчества и в то же время юношеской увлечённости жизнью, друзьями, любовью.

        Карточка-письмо № 1 М. А. Бакунину и А. П. Ефремову, 1840, Мариенбад.

        1 индивидуальное задание.

Краткое сообщение о ранней молодости(1838-1841), о событиях личной жизни, об интересе к Шеллингу и Гегелю, о желании получить специальное образование в Берлинском университете, о посещении кружка русских студентов, возглавляемом светлой личностью Н. В. Станкевичем. Знаменитая « аннибаловская клятва »  посвятить все силы борьбе за отмену крепостного права.

                   

1группа учеников   (на экране изображение 20-летнего Тургенева)

     -В словарь я выписала: «В Риме я нахожу Станкевича.  Понимаешь ли ты переворот, или нет – начало развития моей души! Как я жадно внимал ему, я, предназначенный быть последним его товарищем, которого он посвящал в служение Истине своим примером. Поэзией своей жизни, своих речей! Станкевич!  Тебе я обязан моим возрождением: ты протянул мне руку  - и указал мне цель…- Я приехал в Берлин, предался науке - первые звёзды зажглись на моём небе – и, наконец, я узнал тебя, Бакунин».

       -Это письмо написано очень молодым искренним человеком, восторженно относящимся Михаилу и его братьям - Алексею и Александру. Вероятно, ставшими настоящими друзьями.  До встречи с ними он признается в робости, смутных мыслях, а после – в обретении высокой цели. Через несколько лет Тургенев напишет роман «Рудин». В образе главного героя романа ему хотелось воплотить черты внешнего и внутреннего облика друга юности – Михаила                            Бакунина.                                  

     - В следующем  письме он с удовольствием рассказывает друзьям о том, как в детстве пристрастился к русским книгам.      

                               

  Карточка-письмо № 2.

Ученик в костюме 19 века читает его наизусть, стараясь передать интонации сценического образа.

«У нас в деревне был огромный дом.  Нам, детям, казался он тогда целым городом. В нашей части стояли запылённые шкафы домашней работы чёрной краски с стеклянными дверцами: там хранились груды книг 70-х годов, в бурых переплётах, кверху ногами, боком, плашмя, связанных бечевками, покрытых пылью и вонявших мышами. Мне было лет 8 или 9. я сговорился с одним из наших людей даже стихоплётом, порыться в заветных шкафах. Дело было ночью; мы взломали замок, и  я, став на его плечи, исцарапавши  себе руки до крови,  достал две громады: одну он тотчас унёс к себе - а я другую спрятал под лестницу и с биением сердца ожидал утра… Мы с Леоном уходили каждый день в сад, в беседку на берегу пруда и там читали – и как читали!  Или правильнее: он читал – и как читал! Сперва каждый стих скороговоркой так себе начерно; потом с ударением, с напряжением и с чувством - набело. Немного пёстро - но приятно. Я слушал - мало! – внимал – мало! Обращался весь в слух – мало! – и классически: пожирал – всё мало! Давился – хорошо».

     -  Во-первых, меня удивило отношение 8-летних ребятишек к старым книгам,  как к заветному кладу, который надо было открывать именно ночью! Во-вторых, с каким  трепетом, в три подхода читал Леон. В-третьих, стилистика: употребление просторечного слова «сперва», длинных, сложных, неполных предложений, выражение «с стеклянными», вместо современного «со стеклянными».  Это говорит об эмоциях,  и влиянии на речь «барчонка» крестьянских ребят, с которыми так любил играть в детстве Тургенев.

   -В словарь я выписал выражение «с биением сердца», «обращался весь в слух».

              Учитель:

    - Обратите, ребята, внимание, как тонко писатель чувствует русский язык, как перебирает синонимы к глаголу «слушать», пока не находит удовлетворяющее его выражение. «Слушал – внимал - обращался весь в слух – пожирал - глотал-давился».

(Градация)

                   

2 группа учеников.

            Карточка №3. Письмо Бакуниным, 1842 из Петербурга.

-В 1841 году Тургенев вернулся в Россию. Сначала он хотел занять кафедру философии и успешно выдержал магистерский экзамен.

           -Меня чрезвычайно заинтересовало письмо о подготовке к экзамену. Оно написано живо, с юмором («Лейбниц у меня урчит ещё в желудке» (метонимия). Писал его человек, которому ничто человеческое не чуждо, он так занят, что пишет письмо «для отдыха» - и он становится ближе и понятнее.  Оказывается, тогда были в моде волтеровские кресла, с обилием подушек (кстати, сейчас это входит в моду), по утрам пили чай с кренделями.

Красивое предложение:   «Я блаженствую и с трепетным, тайным, восторженным удовольствием наслаждаюсь уединеньем – и работаю – много работаю».

             Карточка № 4.

        -А сообщение в следующем письме о работе над поэмой и стихами, несмотря на экзаменационную занятость, заставило нас удивиться. Надо быть либо вундеркиндом, либо очень трудолюбивым, либо очень любить своих друзей, чтобы одновременно с подготовкой сочинять стихи-посвящения Алексею Бакунину и Татьяне Александровне.  Мне понравились простое обращение  и слова благодарности за письмо.  «Изустный» экзамен – так, наверно, звучало «устный» экзамен.

  2 индивидуальное задание.

          -Несмотря на то,  что экзамены сданы успешно, сделать учёную карьеру Тургенев не захотел, а приступил к проекту освобождения крестьян -  по сути, служба отвечала «аннибаловской клятве». В1843 году, оставшимся навсегда памятным, произошли два замечательных знакомства, переросших в искреннюю дружбу, с идейным вдохновителем будущих «Записок  охотника» В.Г.Белинским  и 22летней певицей, приехавшей в Петербург с итальянской оперой, Полиной Виардо-Гарсия. С огромным успехом она выступала в городах Европы. Завоевала признание светил музыкального мира. Поэты посвящали ей стихи. Писатели восторженно говорили о её бархатном голосе, русские зрители сразу оценили бурную страстность и артистическое мастерство. Тургенев тоже был покорён её талантом. Не пропускал спектаклей.1ноября – день, в который состоялось знакомство, навсегда остался для него незабываемым.

         Демонстрируется  портрет Тургенева работы Лами, портрет Полины Виардо.              

                    Карточка№5.

30 апреля 1845 года мать Тургенева Варвара Петровна писала из Москвы: «Иван уехал отсюда дней на 5 с итальянцами, располагает ехать за границу ». Мы видим частые его переезды: Германия, Голландия, Париж, Куртавнель… и снова Петербург.

       

 Учитель.

 -С юношеских лет до последних дней жизни Тургенев остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву…Глубокую привязанность нельзя назвать обыкновенной влюблённостью. Его привлекали редкое богатство её натуры, блестящий ум, начитанность, внутренняя тонкость и восприимчивость.

                                                 3 группа учащихся.

                     Карточка № 6 . . Полине Виардо, 1846, Петербург.

«пишу Вам накануне отъезда в деревню…Собираюсь провести 4 месяца в полнейшем уединении, среди степей, которые я так люблю. Беру с собой несколько хороших книг; надеюсь, что воспоминания, планы насчёт будущего, труд и охота помогут мне довольно приятно провести время. Смею думать, что вы не забудете сообщать мне время от времени, что у вас делается. Будьте здоровы и                                                                                            

счастливы, насколько возможно. Работайте много и думайте немножко о тех, кто вас любит.… Вот уже скоро 3 месяца, как вы уехали,…сколько остаётся ещё до вашего возвращения?.. Вернётесь ли вы?..          Прощайте пока. Возвращайтесь  к нам такой же, какой уехали… Здесь вы найдете всё так же, как вы оставили. Итак, до свидания, рано или поздно.                   Весь Ваш И.Тургенев».

          -Я думаю, эти письма лучше всяких объяснений отношения Тургенева к Полине Виардо. Исполненные нежной любви, грустью разлуки, проникнутые заботой о здоровье и счастье любимой. Он умеет справиться с чувствами, он восхищённо пишет о блаженстве уединенного размышления, тихого чтения у камина, радости труда и охоты. Это не только интересно как история жизни замечательного человека, но близко нам, юным, которых волнуют подобные вопросы. Кстати, Базаров и от несчастной любви лечится работой: ставит опыты, наблюдает, исследует.   Мне понравилось предложение: «работайте много и думайте о тех, кто вас любит».

     Карточка № 7.

«По всей вероятности, я буду иметь счастье увидать вас около половины января будущего года…Я был очень занят всё это время, занят и до сих пор благодаря нашему новому журналу. Но я постараюсь устроиться так, чтобы можно выехать из Петербурга с наступлением нового года. Потому и работаю изо всех сил. Я взял на себя некоторые обязательства, хочу их выполнить и выполню. А в конце этих 2 месяцев упорной работы мне видится масса очаровательных вещей, ожидающих меня и придающих мне бодрость. Ведь какая превосходная вещь – уже одна возможность сказать вам до свидания!      

                                                                                     Преданный вам И.Тургенев».

    -В этом письме Тургенев – ответственный человек, он сообщает о работе настойчивой, вдумчивой, напряжённой. Очень подкупает трогательная преданность, переданная  фразой: я буду иметь счастье, превосходная вещь – сказать вам  до свиданья.

                     4 группа учащихся анализирует карточки № 8,9,10,11.

   -Адресат этих писем – В.Г.Белинский, с ревнивой  и трогательной заботой следивший  за становлением писательского таланта Тургенева. Читая их, мы видим внимательное и заботливое отношение к больному Белинскому. И конечно, он никак не думал – не гадал, что Белинский умрёт таким молодым.

(На экране - демонстрация портрета) написаны они в Берлине, Куртавнель и  Париже, где писатель был свидетелем трагических июльских дней французской революции 1848 года.

- В письме №8 я подчеркнул слова, передающие личную боль и готовность помочь: опечалило, берегите себя, убедительно прошу не церемониться со мной… - В письме № 9 Иван Сергеевич предлагает Белинскому остановиться у него на квартире, показаться знаменитому доктору и вместе ехать в Силезию.

- 10 письмо вообще замечательно, полно искреннего желания здоровья другу, почитания семьи, сердечности в дружбе. Постоянный труд сопутствует молодому писателю: драма, стихи, статьи для журналов, поэма, очерки и рассказы из «Записок охотника».  Я выделила для словарика обращение – любезный Белинский, предложение сочувствия – хорошее известие об Вас, меня обрадует. Особенно запомнилось предложение, которое возьму у Тургенева за принцип

жизни, и всем посоветую. «Любить людей хороших умею и надолго к ним привязываюсь».

                Учитель. - Прочтите 11 письмо. Какое оно по настроению? Почему его приятнее получить больному?

                - Это шутливое письмо  написано одарённым, остроумным человеком. Белинского он назвал «отец и командир».  Журналы «Современника» они читают с жадностью, стихотворение Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной» его « с ума свело» и т.д. Оно вызывает улыбку, чувство сопричастности. Юмор и остроумие всегда ценится и помогает настроиться позитивно.

      Учитель.

-Умница.  Меня радует ваше восприятие писем Тургенева: то серьёзных, то шутливых, то весёлых и даже озорных, то восторженных, то исполненных любви и заботы, но всегда изящных. Подробности занятий писателя, его рабочие планы и их осущесление составляют содержание писем – это то, чем живёт его душа.   Мы чувствуем любовь к Родине в его радости за успехи родной литературы. Литературный труд – это постоянное напряжение всех сил талантливого человека, вся его жизнь, его радость. Во всех письмах Тургенев сообщает о работе. Подтвердите цитатами из своих карточек и сделайте вывод.

Ученики: «нам надо будет работать усердно в течение зимы»;

            «О, блаженство, блаженство уединённой, неторопливой работы»;

            «Надеюсь, что труд и охота помогут мне приятно провести время»;

             «никогда ещё мысли не приходили ко мне в таком изобилии»;        

             «работаю изо всех сил».

Итак, перед нами писатель – труженик.

              Учитель.  Эпиграфом к  уроку, по-моему, очень подходят слова из письма к Полине Виардо. Какие  вы думаете?

                                                      -из письма 1847 года из Парижа.

                                                 «Что за прекрасная вещь – работа».

                                  5 группа учащихся.

                                  Карточка №  12 и 13.

             -Эти письма к Полине Виардо показывают Тургенева в момент творческого подъёма в работе над «Записками охотника». Даже здесь он использует художественный образ бедняка-трактирщика, которого застигает лавина гостей, рассказывая о себе и писательских идеях. Ярко, шумно начинается письмо, в котором он радуется невероятному успеху актрисы в Германии.  Здесь же  встречается подтверждение необыкновенных способностей Тургенева к языкам: он учится говорить по-испански.

                                       

  6 группа.

Карточка №14. А.И.Герцену, 1850, Париж.

«Я приехал из деревни, любезный Александр, час спустя после твоего  отъезда – ты можешь себе представить, как мне было это досадно – я бы так был рад ещё раз с тобой повидаться перед возвращением в Россию. – Да, брат, я возвращаюсь; все вещи мои уложены, и послезавтра я покидаю Париж и через неделю, в будущую субботу сажусь на пароход в Штеттине. - Ты можешь быть уверен, что все твои

письма и бумаги будут мною доставлены в целости. Я исполню все свои обещания; буду высылать тебе книги и журналы…

Прощай, милый Герцен; желаю тебе всех возможных благ; я от твоего имени обниму всех твоих друзей – мы много будем говорить о тебе с ними.… Будь здоров и действуй по возможности.… Ещё раз обнимаю тебя и остаюсь твой И. Тургенев».

           Ученик. – Письмо свидетельствует о хороших дружеских отношениях.   Оказывается, Тургенев не только вёл переписку с Герценом. Обещание  перевезти через границу его бумаги и исполнить в России его поручения прибавляют ещё один штрих к нравственному облику Тургенева. Какое огромное количество писем было написано им за его долгую жизнь. 15 томов. И письма – это была единственная связь с друзьями, которых  он никогда не забывал.

           Учитель.  – Зачем люди пишут друг другу письма? Во-первых, наверное,  потому, что переписка – это второй способ общения между людьми, а во-вторых, в письме можно написать словами  или сказать, глядя человеку в глаза. Письмо несет в себе те чувства и мысли, которые испытывает человек. Мне кажется, письмо является частичкой  его души.  В нём человек полностью открывается, поэтому письмо называют « ЗЕРКАЛОМ ДУШИ».  Я просила вас побеседовать с родителями, не сохранились ли у них письма. Расскажите.

           -Мой отец до сих пор переписывается со своим  «служаком» из Прибалтики. В основном, это информация об экономических проблемах, о положении русских. Но такой искренности,  как  в письмах Тургенева, конечно, нет.

           -Я прочитала письмо, которое папа написал маме ещё с армии.  В нём чувства и мысли, что невозможно передать словами.

-А я представила себя на месте Татьяны Лариной.  Я бы ни за что не написала такого письма Онегину, но понимаю её, сочувствую ей, хотя, думаю, что к жизни надо относиться проще, как Ольга. И уж совсем не представляю, как юноша 21 века напишет письмо, подобное Онегинскому.

          - А я прочитала письма пятиклассников, которые они писали на уроке развития речи. Как беден их язык: штампы, употребление слов в неправильном значении, незаконченные предложения.

Учитель.- Но хорошо то, что они открыты и откровенны. Значит, постигая  законы  этого жанра, надо учиться писать добрые письма.

В 6 классе мы  с ребятами придумали очень интересное домашнее задание:  написать письма  персонажам повести  А.С.Пушкина «Капитанская дочка», соблюдая стиль времени. Получились весьма хорошие творческие работы. Одно из них перед вами.

       Уважаемый   Андрей Гаврилович!

С наилучшими пожеланиями к Вам ваш доброжелатель Артем Газизянов. За время знакомства с Вами я в Вас не разочаровался. И для вашего же блага я хочу сообщить вам следующее  о вашем соседе Троекурове:  ваши  проблемы в  взаимоотношениях с ним могут привести к тяжелым последствиям. Это богатый знатный барин, которого боятся все соседи и во всем ему угождают. Троекуров   очень жестокий человек и беспощадный также  по отношению к крепостным. Ваше столкновение может  быть  причиной взрыва среди крестьян. Суд также может быть подкуплен властью Троекурова и присудит  ваше имение ему. Но ваши  крестьяне очень преданы Вам и вряд ли  захотят служить ему.  Я слышал  разговоры среди сельчан: "Во владение Кириллу Петровичу! Господь упаси и избави. У него, часом и своим плохо приходится,  а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет...".     Вы, знаете ли, что крепостной народ требует мести и жаждет расправы? Сейчас наступили такие времена, когда люди были готовы на все, чтобы навсегда покончить со своим рабским существованием. Крестьяне могут стать  разбойниками, которые будут  грабить, и сжигать помещичьи усадьбы. Да, это жестоко, но другого выхода у них нет. Ведь это была борьба за правое дело, они  хотят  настоящей жизни, а не жалкого существования под свист кнута и розог. И предвидя все это, я хочу Вас попросить, чтобы  Вы не сорились с ним, будьте боле терпимы с ним.  А теперь я благодарен Вам за то, что вы прочли мое письмо.

                                                                                      Ваш доброжелатель Артем.

      Вашим домашним заданием будет творческая работа: пользуясь словариками, написать 1) «Письмо  И.С.Тургеневу»  2) «Письмо другу». 3) «Письмо любимому человеку».

   

           Ребята, посмотрите на этот рисунок. Он удивительно подходит к следующему письму и мягким, задумчивым выражением лица и тем, что  сделан Полиной Виардо.

           Я прочту вам это чудесное письмо, написанное в 1850 году.

Как трогательны слова писателя о полной истинной прелести дружбе! «Дорогая моя, хорошая м-ме Виардо, любимая, лучшая  госпожа. Как вы поживаете? Дебютировали ли Вы уже?  Часто ли думаете обо мне? Нет дня, когда дорогое мне воспоминание о Вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не видел Вас во сне. Теперь в разлуке, я чувствую больше чем когда – нибудь силу уз, скрепляющих меня с Вами и Вашей семьёй; я счастлив, что пользуюсь Вашей симпатией, и грустен оттого, что так далеко от Вас!..».

Заканчиваем урок самыми лучшими словами Тургенева: «Я ничего не видел на свете лучше Вас. Встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только вместе со мною».    Как бы душа изливается в них, и радость встречи в письме выражается монологе, посвящённом возлюбленной, которой он должен быть всего лишь другом. Вот благородство! Вот удивительная сила благородства!

         Итог.        Урок окончен. Что нового узнали вы о Тургеневе сегодня? Понравился вам урок? Оцените свой труд.

        -Для меня сегодня урок  стал  открытием. Тургенев предстал молодым, жизнерадостным, увлекающимся, сердечным в дружбе.

       -Добавлю: одарённый и трудолюбивый, широко образованный и остроумный. Мне понравилось, что мы много работали, но не устали. Работать в группе – ответственно, не спросишь, п. ч. у всех разное задание.  И хочется выступить лучше. Ребята красиво читали письма наизусть.

      Жизнь, прожитая писателем, очень интересна. Следовательно, чтобы узнать о нём больше, нужно читать, много и вдумчиво.

       -Мне кажется, получать такие письма,  любить такого человека и быть любимой – это счастье.

                          Спасибо за урок.

С сочинением по этой теме ученица Купцова Мария участвовала в республиканском конкурсе творческих работ. На районном этапе заняла 1 место в номинации «Литературно- историческое исследование». Приложение №1



Предварительный просмотр:

 

                                 Министерство образования и науки РТ

                                     Отдел образования исполкома

                                Азнакаевского муниципального района

V республиканская научно – практическая конференция школьников

                                имени Льва Толстого

                       Секция: литературно – историческое исследование.

                               

                               

   

             « Письмо – это зеркало души»

(литературно – историческое исследование по письмам И. С. Тургенева)

                                                                                   Сочинение на конкурс.                                                                                

                                                                                   Выполнила:

                                                                                   Ученица 10 класса А

                                                                                   МСОШ №6 Купцова

                                                                                   Мария Владимировна

                                                                                  Учитель: Хабибуллина

                                                                                  Чулпан Шамиловна        

    г. Азнакаево, 2007 год.

                  « ПИСЬМО – ЭТО ЗЕРКАЛО ДУШИ»

                                                                        С помощью письма лучше всего проникаешь

                                                                        в человека. Слово ослепляет и обманывает,

                                                                       потому что видишь, как оно сходит с губ,

                                                                       потому что губы нравятся, а глаза

                                                                      соблазняют. Но чёрные слова на белой бумаге –

                                                                      это душа нараспашку.

                                                                                                                                 Г. Мопассан.

                     Весной в парке Спасского –  Лутовинова  поют соловьи, солнечные блики создают причудливые переплетения тени и света на его аллеях, а полянки между деревьями голубеют озёрками незабудок. По оврагам и берегам Савинского пруда цветёт черёмуха... Об этом времени  писал Тургенев в одном из своих  писем  на родину:  «Только и думаю о возвращении весной в возлюбленный  Мценский  уезд… Егорьев день, соловьи, запах соломы и берёзовых почек, солнце и лужи по дорогам – вот чего жаждет  моя душа!»

                   Зачем люди пишут друг другу письма? Во – первых, наверное потому, что переписка – это второй способ общения между людьми, а во – вторых, в письме можно написать всё, о чём ты думаешь и, что ты чувствуешь, что не можешь передать словами или сказать, глядя человеку в глаза. Письмо несёт в себе те чувства и мысли, которые испытывает человек. Мне кажется, письмо является частичкой человеческой души, в нём человек полностью открывается, поэтому письмо называют «зеркалом души».

                 Вот и великий русский писатель И. С. Тургенев писал письма. Только на одном уроке литературы, построенном полностью на письмах и фотографиях, мы познакомились с несколькими из них. Их подлинность вызвала у меня искренний эмоциональный отклик. Я будто соприкоснулась духовно с личностью человека, оставившего в письмах часть своей жизни, проходившей на фоне жизни эпохи. А сколько их было! Пятнадцать томов – это великий труд. Много писем, и все разные, из разных уголков земли, интересные, адресованные различным людям. Из них мы узнаём о жизни Тургенева, о его настроениях, мнениях, о работе над его произведениями.

              Я листаю томик  «Полного собрания сочинений и писем И. С. Тургенева». Эти письма  относятся к наименее известному, но очень важному для понимания его личности периоду, 1840 – 1850 годам – его ранней молодости, годам учёбы в Берлинском университете, а затем жизни в Петербурге, период серьёзных занятий науками, началу литературной деятельности и в то же время юношеской увлечённости жизнью, друзьями, любовью. В этих письмах Тургенев предстаёт молодым, жизнерадостным, немного восторженным, увлекающимся, сердечным в дружбе, одарённым и трудолюбивым, широко образованным и остроумным человеком. Читая их, я вижу  его дружбу с М. Бакуниным, Станкевичем, Белинским, Герценом, восторженное отношение к Станкевичу, внимательное и заботливое к больному Белинскому, помощь Герцену – политическому эмигранту.

             Например, в письме И. С. Тургенева, присланном в 1840 году из Мариенбада  М. А. Бакунину и его братьям – Алексею и Александру, он рассказывает, что встретил в Риме Станкевича. Общение с ним дало «начало развития души» Тургенева: «…Как я жадно внимал ему, я,

предназначенный быть последним его товарищем, которого он посвящал в служение Истине своим примером, поэзией своей жизни, своих речей!…Станкевич! Тебе  я обязан моим возрождением: ты протянул мне  руку – и указал мне цель… - Я приехал в Берлин, предался науке – первые звёзды зажглись на моём небе – и, наконец, я узнал тебя, Бакунин.…».Как должно быть  повезло человеку, у которого такие влиятельные друзья, которые могут произвести «переворот» и дать «начало развития души»!

             В следующем письме к Бакунину двадцатилетний Тургенев с удовольствием рассказывает о том, как в детстве пристрастился он к русским книгам; о событиях, произошедших с ним в возрасте 8 или 9 лет, как он с приятелем ночью, взломав замок в заветных шкафах, выкрали книги: «… исцарапавши себе руки до крови, достал две громады: одну он тотчас унёс к себе – а я другую спрятал под лестницу и с биением сердца ожидал утра.

 Мы с Лионом уходили каждый день в сад, в беседку на берегу пруда и там читали – и как читали! Или правильнее: он читал – и как читал! … с ударением, с напряжением и с чувством…». Завидую, я этому юному читателю, потому что сама не помню, как научилась читать! В этом письме я заметила, как тонко Тургенев чувствует русский язык, как перебирает синонимы к глаголу слушать: «… Я слушал – мало! Внимал – мало! Обращался весь в слух – мало! – и  классически: пожирал – всё мало! Глотал – всё ещё мало! Дивился – хорошо!». Может быть, вот из таких мгновений перед человеком открывается путь для становления «мастером художественного слова», каким и являлся Тургенев.                

             А вот письмо, адресованное Алексею и Александру Бакуниным. Оно интересно тем, как Тургенев готовится к экзаменам: «… Я блаженствую и с трепетным, тайным, восторженным удовольствием наслаждаюсь уединением – и работаю – много работаю… для отдыха – пишу вам письмо».

Мы должны учиться у него готовиться к экзаменам!

             В письме, написанном больному Белинскому в 1847 году в Берлине, меня подкупает то, как Тургенев проявляет к нему заботливое отношение: «… Опечалило меня то, что Ваше здоровье опять расклеилось. Берегите себя и постарайтесь не расклеиться совершенно (сколько это будет от Вас зависеть) – до первого парохода; а там – я почти готов ручаться за Ваше совершенное выздоровление. Как только я Вас увижу в Штеттике – я на Ваш счёт  успокоюсь.…  Я Вас  только  убедительно  прошу об одном: не церемониться со мной и располагать моей особой…

                                                                                        Ваш Тургенев».

Я вижу, как Тургенев искренне переживает за здоровье Белинского, советует беречь себя и желает ему скорейшего выздоровления.

             Письмо Тургенева к Герцену, политическому эмигранту, написанное в 1850 году в Париже, свидетельствует о хороших отношениях с ним. Обещание перевезти его бумаги и исполнить в России его поручения, пожелание ему «действовать по возможности» прибавляют ещё одну  нравственную черту Тургеневу: «…я бы так был рад ещё раз с тобой повидаться перед возвращением в Россию. – Да, брат, я возвращаюсь; все вещи мои уложены, и послезавтра я покидаю Париж.… Ты можешь быть

уверен, что все твои письма и бумаги будут мною доставлены в целости…  я исполню свои обещания; буду высылать тебе книги и журналы…

             Прощай, милый Герцен, желаю тебе всех возможных благ; я от твоего имени обниму всех твоих друзей.…Будь здоров и действуй по возможности.… Ещё раз обнимаю тебя и остаюсь твой И. Тургенев».

           Многие годы своей жизни Тургенев прожил за границей, в семье Полины Виардо. Сама  Полина Виардо была знаменитой артисткой, и он не мог не увлечься ею.… Но как ни привязан был Тургенев к Виардо и её семье, он нередко жаловался на неустроенность личной жизни, на то, что он прилепился к чужому гнезду, от которого не в силах был оторваться. «В будущий вторник исполнится семь лет, с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот, мы остались друзьями и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём пути – было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мной». В письмах к Полине Виардо ясно видна неподражаемость Тургенева. Как бы душа изливается в них, и радость встречи в письме выражается в монологе, посвящённом возлюбленной, которой он должен быть всего лишь другом и которая должна ему стать всего лишь другом. Вот благородство! Вот удивительная сила его благородства. Он не бросил всё, не уехал на край света, чтобы забыть прошлое, он остался с ней, жизнь прожил с ней, стал лучшим другом её семьи и внутренне не пал духом.

           Я заметила то, что письма Тургенева были присланы его друзьям из разных стран и городов – это говорит о том, что он часто переезжал. Во время своего отъезда он скучал по Полине и писал ей письма. Эти письма лучше всяких объяснений отношения Тургенева к Полине Виардо. Вот одно из писем, адресованных ей, оно было прислано в 1846 году из Петербурга: «… По всей вероятности, я буду иметь счастье видеть Вас около половины января будущего года… Я был очень занят всё это время…

            А в конце этих двух месяцев упорной работы мне видится масса очаровательных вещей, ожидающих меня и придающих мне бодрость. Ведь какая превосходная вещь – уже одна возможность сказать Вам до свидания!..

                                               Преданный Вам И. Тургенев».

          Исполненные нежной любви и преклонения перед талантом певицы, встали передо мной письма Тургенева к Полине Виардо. Как трогательны слова писателя о полной истинной прелести дружбе! «Дорогая моя, хорошая m – me Виардо, theurste, libeste, beste Frau, как Вы поживаете? Дебютировали ли Вы уже? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, когда дорогое мне воспоминание о Вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я ни видел Вас во сне. Теперь, в разлуке, я чувствую больше чем когда – нибудь силу уз, скрепляющих меня с Вами и Вашей семьёй; я счастлив, что пользуюсь Вашей симпатией, и грустен оттого, что так далеко от Вас!..».

          Судьба писателя сложилась так, что долгие годы провёл он вдали от России. Однако никогда не покидала его мысль обосноваться на родине, живым воплощением которой всегда было для Тургенева Спасское –  Лутовиново. Только в  Спасском он чувствовал себя дома. Пребывание в

Спасском означало для  Тургенева, прежде всего творчество. Здесь всё располагало к работе – природа, размеренный порядок деревенской жизни, состояние душевной свободы. «…Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух как будто полон мыслей!» - с полным правом мог утверждать Тургенев. В Спасском были полностью написаны или завершены романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». А имение и сад Спасского стали «прототипами» усадеб тургеневских героев. В русской литературе стало традицией писать письма друг другу, так и герои романов Тургенева пишут письма. В романе «Накануне» Елена пишет письмо к матери, в котором прощается со своими родителями и решает поехать сестрой милосердия на родину своего мужа после его смерти, где готовится восстание.

             Там, где сейчас каменная церковная сторожка,  когда – то стоял деревянный дом, в котором помещалась начальная сельская школа, открытая писателем в 1863 году для крестьянских детей. Школа содержалась на средства писателя, и он трогательно заботился о постановке преподавания в ней, об её учителях и учениках. В письмах на родину он часто спрашивает о школе, интересуется успехами учеников, занятиями: «Невозможно допустить, чтобы в моём имении, имении человека, который обязан всем своим значением перу, существовала плохая и неудовлетворительная школа», - писал он управляющему. Тургенев вновь и вновь размышляет о своей школе в письмах: «Одобряю все ваши распоряжения насчёт школы – разрешаю вам выписать все нужные книги и прочие школьные потребности. Повторяю: школа в Спасском не должна быть только подобием школы – надлежит поставить её на высокую точку».

               Незадолго до смерти он пишет Спасским крестьянам: «Жалею, что, по слухам, ваши дети мало посещают школу. Помните, что в наше время безграмотный человек то же, что слепой или безрукий».

              Последний раз Тургенев посетил свою усадьбу летом 1881 года. И в этот приезд он, как всегда, много работал, принимал гостей, общался с окрестными крестьянами. Писатель надеется снова приехать на родину. Смертельная болезнь помешала этому. Однако мысли о России не покидали его до конца.

                Родному краю посылает умирающий Тургенев свой прощальный привет. «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую,  я уже, вероятно, никогда не увижу», - писал он Я. П. Полонскому.  

               После смерти Тургенева школа была закрыта, и только в советские годы в центре села Спасского выросло двухэтажное каменное здание средней школы, которой в память о первой школе, открытой здесь Тургеневым, было присвоено его имя.

               Просмотрев весь том тургеневских писем, я поняла, что в наше время  никто не сможет написать такое интересное и откровенное письмо, как у Тургенева.… Наверное, поэтому мои родители хранят письма своей молодости, как бы «весточку из прошлого».  Теперь я их понимаю!..

               В наше же время стало модным пользоваться мобильными телефонами и посылать друг другу краткие сообщения, которые доходят до

адресата быстро и без проблем, взамен написанным от руки на листе бумаги мыслям и чувствам…

             Кроме писем великих писателей ещё меня заинтересовали стихотворения, посвящённые кому – либо. Стихотворения – посвящения, как и письма – это тоже открытие души, исповедь. В литературе много тому примеров: С. Есенин писал «Письмо матери» в стихотворной форме, пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина», Пушкин и сам писал своим друзьям и невесте…

           Я и сама пишу стихотворения, и многие из них посвящены дорогим для меня людям. Вот одно из моих самых любимых стихотворений, которое я написала своему любимому молодому человеку:

Весь мир уныл и краски серы,

Хочу хотя бы иногда смотреть в твои глаза,

Нет, хочу я быть с тобой всегда:

ночами, сутками, годами…

Я умираю без тебя…

За что такие испытанья?

За что даётся боль в душе,

слёзы радости и скуки?

«За что страданья на земле?» -

вопрос уходит в пустоту…

И сквозь века всплывает снова,

Я  как молитву

Повторяю прекрасных на земле

три слова:

«Я тебя люблю …»

            Давайте, восстановим традиции литературы XIX века и будем писать друг другу такие искренне трогательные письма, как у Тургенева, ведь это так прекрасно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...

Открытый урок «Открытие Америки»

План-конспек  урока по английскому языку представленного на Всероссийский конкурс «Лучший урок с использованием информационных коммуникационных технологий»...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...