Язык рассказа А.П.Чехова "О Любви"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Привалова Елена Сергеевна
Сегодняшние школьники неохотно читают произведения А.П.Чехова, в которых  герои страдают, мучаются, думают о своей жизни. В основе чеховской прозы – анализ человеческого существования. А это не всегда понятно и интересно современным подросткам. Поэтому задача учителя помочь детям понять философию мысли писателя  через его слово, научить наблюдать, сопоставлять, анализировать, думать. Урок призван помочь школьникам понять язык чеховского произведения, попытаться проникнуть в творческую мастерскую писателя. «Почувствовать и понять Чехова» – такова задача урока. Урок рассчитан на 2 часа для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Форма учебной работы – классно-урочная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Yazyk_rasskaza_Chehova_O_lyubvi.doc86 КБ
Office presentation icon Yazyk_rasskaza_Chehova_O_lyubvi.ppt854.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс цифрового урока

 «Интерактивные мультимедиа-технологии на уроках»

 Урок литературы в 10 классе

Язык рассказа А.П. Чехова

«О любви»

                                                          Выполнила

Привалова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного  учреждения средней

общеобразовательной школы  №3

им. Ю.А.Гагарина г.Таганрога

Ростовской области

                                                           

Таганрог, 2009 г.

Краткая  аннотация: Сегодняшние школьники неохотно читают произведения А.П.Чехова, в которых  герои страдают, мучаются, думают о своей жизни. В основе чеховской прозы – анализ человеческого существования. А это не всегда понятно и интересно современным подросткам. Поэтому задача учителя помочь детям понять философию мысли писателя  через его слово, научить наблюдать, сопоставлять, анализировать, думать. Урок призван помочь школьникам понять язык чеховского произведения, попытаться проникнуть в творческую мастерскую писателя. «Почувствовать и понять Чехова» – такова задача урока. Урок рассчитан на 2 часа для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Форма учебной работы – классно-урочная.

Цели урока:

  • Попытаться понять некоторые черты мировоззрения  А.П. Чехова на основе анализа языка его произведений;
  • Показать, как речевые средства работают на выражение авторской идеи в рассказе;
  • Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»
  2. Чайковский П.И. «Печальная песня»
  3. Текст рассказа А.П. Чехова «О любви».
  4. Компьютер, медиапроектор.

Методика урока: слово учителя, беседа учителя с учащимися, наблюдения, выразительное чтение учителя и учащихся, словарная работа, индивидуальная исследовательская работа учащихся, лингвистический эксперимент, медиапрезентация. Смена слайдов происходит при нажатии левой клавиши мышки по необходимости. Отрывок из рассказа звучит на фоне музыки П.И.Чайковского.

Тип урока: интегрированный урок (литература, русский язык) с использованием интерактивных мультимедиа-технологий.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. (Слайд №2)

- Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве А.П. Чехова. Но наш урок необычен. Мы попытаемся глубже понять произведение Чехова, заглянув в его творческую мастерскую. Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир.

II.   Беседа о значении слов «слово», «язык». (Слайд №3)

- «Язык не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания всех сил – умственных и нравственных», - так говорил  И.А.Гончаров. И эти его слова будут эпиграфом нашего урока. Запишем их.

III.        Сообщение целей урока. (Слайд №4)

- Сегодня на уроке мы посмотрим, как А.П. Чехов работает с языковым материалом, как он использует речевые средства для выражения своего авторского отношения к героям рассказа «О любви».

IV.   Беседа по содержанию произведения. (Слайды №5-7)

- Рассказ «О любви», как известно, входит в «маленькую трилогию» А.П.Чехова вместе с рассказами «Человек в футляре», «Крыжовник». Мы хорошо знаем содержание этих рассказов, знаем, что их объединяет одна тема. Какова же эта тема? (О несовершенстве в жизни, о том, что людям часто приходится прятать свои мысли в «футляр».)

- Как же развивается эта тема в рассказе «О любви»? (Распространение «футлярной жизни» на область человеческих чувств, на такое чувство, как любовь.)

- Обратимся к тексту. Мы знаем, что у Чехова заглавие рассказа передает идейный смысл. Что значит слово «любовь»? Дома вы должны были в заглянуть в  «Словарь русского языка» С.И. Ожегова и выяснить значение этого слова. (Ученики читают свои записи о значении этого слова.  Далее на экране проецируется словарная статья из словаря):

Любовь – 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Л. к родине. Материнская л. Взаимная л. 2. Склонность, пристрастие к чему-либо. Л. К музыке. Л. К искусству. (Слайд № 8)

- В каком значении употребляет это слово Чехов? (Чувство самоотверженной, сердечной привязанности двух героев рассказа -  Алехина и Анны Алексеевны Луганович.)

Слайд № 9:

- Но слово – это единство лексического и грамматического значения. Мы с вами выяснили лексическое, а грамматическое? (Существительное, 3-го склонения, женского рода, именительного падежа) Но у Чехова для названия рассказа выбрана определенная грамматическая форма: «О любви». (Форма предложного падежа – о чем?) Прочитав заглавие рассказа, мы понимаем, что разговор пойдет о любви. А можно ли этот рассказ назвать «Любовь»? Почему?

- Если бы вам предложили продолжить название рассказа «О любви (какой?)», что бы вы добавили в соответствии с содержанием рассказа?

Слайд № 10: (Учащиеся добавляют: о любви нежной, трагической, грустной, запретной, тайной, незабывающейся… и т.д.)

Слайд №11:

- Вспомним особенности композиции рассказа. (Рассказ в рассказе)

- О любви мы знаем из рассказа Алехина. Чехов умеет перевоплощаться в своего героя, говорить его языком, с его интонациями. Чехов – мастер речевого портрета. Через речь героя мы проникаем в его нравственный мир, ощущаем гамму его чувств, понимаем его человеческую сущность.

V. Индивидуальная  исследовательская работа с текстом.

(Слайд № 12)

- Давайте попытаемся проанализировать речь Алехина с точки зрения лексики.

        Учащиеся рассматривают речь Алехина, отмечают, что речь его содержательна, точна, правильна, богата и выразительна. Делают вывод, что перед нами культурный, умный, образованный человек. Отмечают, что в речи Алехина Чехов использует самые разные пласты лексики, приводит примеры, записанные в тетради. (Слайд № 13)

VI. Таблица «Пласты лексики в речи Алехина» (Слайд № 14)

- разговорно-бытовая (холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почем говядина и др.)

- церковно-славянская (писать пристрастие, «тайна сия велика есть»)

- просторечные слова (спаньё в санях, мужики, бабы и др.)

- книжная лексика (обо всем этом  можно трактовать как угодно; поэтизировать, индивидуализировать и т.д.)

- просторечно-вульгарные слова (мурло)

- просторечные фразеологические обороты (заговорил бог знает что; выпил в один присест; как белка в колесе и т.д.)

- просторечные грамматические формы (тосковать по черном сюртуке)

- Рассмотрев речь Алехина, мы видим, как «обыденщина» засасывает умного, культурного человека, приземляет его, меняет его склонности, привычки и даже речь. А достигает этого Чехов, вкладывая в уста героев множество просторечных слов и выражений. Когда же Алехин говорит о любви в высоком значении этого слова, он меняется на наших глазах, соответственно меняется и стой его речи – она становится поэтичной.

VII.      Выразительное чтение отрывка.

Слайд №15:

- Мы с вами знаем, что в образе главной героини Анны Алексеевны Луганович узнала себя писательница Лидия Алексеевна Авилова, знаем историю ее взаимоотношений    с А.П. Чеховым. Лидия Алексеевна вернула сестре А.П. Чехова, Марии Павловне, все его письма, кроме одного. Что же это было за письмо?

  Слайд №16:

        На фоне музыки П.И. Чайковского звучит отрывок из письма. Отрывок со слов: «Мы не признались друг другу в любви и скрывали ее робко, ревниво» до слов «… или не нужно рассуждать вовсе…» (Чтение закончилось, музыка тихо продолжается.)

- Знакомы ли вам эти строки? Да, это строки из письма и в то же время это строки из рассказа «О любви». Из воспоминаний Авиловой мы знаем следующее…

 Слайд №17:

    Узнав о женитьбе А.П. Чехова, Лидия Алексеевна пишет ему письмо, подписывает: «Алехину», кладет в другой конверт, на котором стоит имя А.П.Чехова. И через некоторое время Авилова получает ответ от Алехина. К сожалению, по свидетельству Авиловой, подлинное письмо утеряно.

YIII. Лингвистический эксперимент. (Слайд №18)

- Мы с вами подбирали определения к слову «любовь». А какие определения к этому слову подобрал А.П. Чехов? Найдите их в услышанном отрывке.

- «Тихая», «грустная» любовь. Как видите, слово «грустная» звучало и в ваших ответах, ведь вы хорошо знакомы с текстом  рассказа. Сейчас мы посмотрим, насколько вы чутки к слову писателя. Закройте книги. Предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому. Чуть позже мы сопоставим ваши варианты с чеховскими.

Слайд №19:

«…тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину (…), (…), (…), (…), (…), женщину, какой я раньше никогда не встречал».

Учащиеся работают с текстом, подбирают определения, читают свои варианты, сравнивают их с текстом.

- Некоторые из вас правильно восстановили текст.  Обратите внимание, как у Чехова расположены эпитеты: обаятельная, молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная (Слайд № 20)

- «Обаятельная». Давайте определим значение этого слова. (Учащиеся предлагают свои варианты, затем вместе с учителем обращаются к словарю Ожегова С.И.)

Слайд №21:

«Обаятельный» – очаровательный, полный притягательной силы.

- Эпитет «обаятельная» подобран Чеховым очень точно. Действительно, мы чувствуем, что образ любимой женщины полон у Алехина притягательной силы. И еще раз отметим, что речь Алехина, когда он говорит о любимой женщине, становится поэтической.

IX. Музыкальное начало в повествовании А.П. Чехова. (Слайд №22)

- Современник А.П.Чехова, профессор М.А. Членов, вспоминал: «Чехов говорил, что каждое из произведений прозы должно действовать не только своим содержанием, но и формой, должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление».

- Какое чувство испытываете вы, когда слушаете мастерское чтение произведений Чехова? (Похожее на то, когда воспринимаешь музыку.)

Слайд №23:

- Нас поражает мелодия чеховской речи, ее ритм, музыкальность ее звучания. Как вы думаете, что помогло вам сегодня глубже почувствовать музыкальность речи Чехова? (Звучащая музыка.)

Слайд №24:

- Узнаете ли вы автора музыки? Что сближает повествование Чехова и музыку Чайковского? (Их сближает настроение.) Несомненно, музыка Чайковского и поэтическая речь произведений Чехова имеют общие эмоциональные истоки. И, пользуясь крылатым выражением, можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поет. Рассказы Чехова написаны словно для чтения вслух.

Слайды №25-26:

- Давайте попытаемся проследить, как же достигает Чехов музыкальности повествования. (Учащиеся отмечают, что слова поэтичны, мелодичны.)

- В чем основное отличие поэтической речи от прозаической? (В основе поэтической речи – ритм, размер, ритмическое начало.)

- Что такое ритм? (равномерное чередование каких-либо элементов.)

X.  Индивидуальная исследовательская работа с текстом. (Слайд №27)

- В данном случае элементами ритма для нас являются слова, из которых Чехов строит предложения. Проанализируем отрывок, который мы услышали, и попытаемся выявить какие-либо чередования в предложениях.

Слайд №28:

  Учащиеся работают с текстом, замечают, что у Чехова часто употребляются в предложениях однородные члены, подчеркивают их:

- Скрывали ее робко, ревниво;

- любили нежно, глубоко;

- тихая, грустная любовь,

- счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома;

- красивая, интересная жизнь;

- был знаменитым ученым, артистом, художником;

- из обычной, будничной обстановки;

- в случае моей болезни, смерти; и т.д.

Слайд №29:

Вывод : Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов таким образом реализует ритмическое начало в своих предложениях. Короткие фразы, предельно стройные конструкции предложений, образная речь, и при этом – ясно ощущаемое ритмическое начало. Все это и создает музыкальность, мелодичность речи Чехова.

XI. Лингвистический эксперимент. (Слайд №30)

- Проанализируем начало следующего предложения: « И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика…»

-Что можно сказать об этом предложении? (Предложение сложное, в нем есть повторение однородных членов, в первой части предложения однородные обстоятельства соединены повторяющимся союзом и.)

Слайд №31:

- Попробуем перестроить первую часть этого предложения – опустим повторяющийся союз: [и О, и О, и О…] → [О, О, О…].

  Учащиеся перестраивают предложение, зачитывают.

- Что изменилось? ( Меняется эмоциональная окраска предложения.)

Слайд №32:

Вывод: Чехов умело использовал экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз, теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы.

Слайд №33:

- Чехов мог с полным правом заявлять: «Умело кратко говорить о длинных вещах». Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам.

Слайд №34:

- Герои рассказа переживают, мучаются неразрешимыми вопросами: честна ли их любовь? Принесет ли она им счастье? И только когда герои расстались, Алехин понял: «…как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял. Что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

- Нас захватывают переживания героев, вместе с ними мы пытаемся ответить на те вопросы, которые они задают.

Слайд №35:

 - Нельзя не почувствовать симпатии автора к своим героям. А помогло нам все это понять слово, ибо по определению Аристотеля, « слово есть знак состояния души».

XII. Подведение итогов. (Слайд №36)

- А.П.Чехов бережно относился к слову, умело с ним обращался. В этом вы сегодня убедились сами. Мы с вами попытались заглянуть в творческую мастерскую Антона Павловича, попытались выявить те приемы общения Чехова со словом, которые помогли ему достичь в своих произведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания. Этим и отличается чеховская проза.

Слайд №37:

Схема-таблица « В творческой мастерской А.П.Чехова»:

- Конечно, это только часть тех приемов, которые использовал А.П. Чехов. Это большая неисчерпаемая тема.  Мы с вами рассмотрели лишь несколько примеров.

Слайды №38-40:

- Рассказ окончен, но вопросы, заданные в рассказе, остались неразрешенными. А.П. Чехов предоставил вершить суд над героями жизни и нам, его читателям. Наверное, нам нужно согласиться с Алехиным, что «любовь – тайна сия великая». Как тайной является каждое произведение писателя, и, читая его, мы снова и снова пытаемся разгадать эту тайну.

XIII. Домашнее задание: написать сочинение на тему « Как выразительные средства языка, используемые А.П.Чеховым, помогли мне понять героев рассказа «О любви».

Рабочая тетрадь учащегося

Тема урока: Язык рассказа А.П. Чехова

«О любви»

                                             

Язык не только говор, речь.                                                                 Язык есть образ всего внутреннего человека,

его ума, того, что называется сердцем,

он выразитель воспитания всех сил – умственных и нравственных.

                  И.А.Гончаров

«Маленькая трилогия» А.П.Чехова: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Словарь С.И.Ожегова:

Любовь – 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Л. к родине. Материнская л. Взаимная л. 2. Склонность, пристрастие к чему-либо. Л. К музыке. Л. К искусству.

Композиции рассказа - рассказ в рассказе.

Таблица «Пласты лексики в речи Алехина» 

- разговорно-бытовая (холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почем говядина и др.)

- церковно-славянская (писать пристрастие, «тайна сия велика есть»)

- просторечные слова (спаньё в санях, мужики, бабы и др.)

- книжная лексика (обо всем этом  можно трактовать как угодно; поэтизировать, индивидуализировать и т.д.)

- просторечно-вульгарные слова (мурло)

- просторечные фразеологические обороты (заговорил бог знает что; выпил в один присест; как белка в колесе и т.д.)

- просторечные грамматические формы (тосковать по черном сюртуке)

Лингвистический эксперимент

«…тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину, (обаятельную), (молодую), (прекрасную), (добрую), (интеллигентную), женщину, какой я раньше никогда не встречал».

«Обаятельный» – очаровательный, полный притягательной силы».

          Индивидуальная исследовательская работа с текстом

- Скрывали ее робко, ревниво;

- любили нежно, глубоко;

- тихая, грустная любовь,

- счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома;

- красивая, интересная жизнь;

- был знаменитым ученым, артистом, художником;

- из обычной, будничной обстановки.

Вывод : Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов таким образом реализует ритмическое начало в своих предложениях. Короткие фразы, предельно стройные конструкции предложений, образная речь, и при этом – ясно ощущаемое ритмическое начало. Все это и создает музыкальность, мелодичность речи Чехова.

 Лингвистический эксперимент:

« И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика…»

[и О, и О, и О…] → [О, О, О…].

Вывод: Чехов умело использовал экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз, теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы.

«Умело кратко говорить о длинных вещах» (А.П.Чехов)

По определению Аристотеля, « слово есть знак состояния души».

Схема-таблица « В творческой мастерской А.П.Чехова»:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

Язык рассказа А.П. Чехова «О любви»

Язык рассказа А.П. Чехова «О любви»...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"

Методическая разработка урока литературы литературы в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по  рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требован...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"

Методическая разработка урока литературы  в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по  рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требованиями ...

Анализ рассказа А.П.Чехова " любви"

В разработке  представлен вариант анализа  рассказа А.П.Чехова "О любви"....


 

Комментарии

Монгуш Екатерина Михайловна

Спасибо, Понравился урок и презентация.