Главные вкладки

    11 класс. Е. Замятин Урок по рассказу "Пещера"
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Глазина Елена Александровна

    11 класс. Литература. Урок по рассказу Е. Замятина "Пещера" с индивидуальными заданиями учащимся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Individualnye_zadaniya_k_uroku.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальные задания к уроку:

    Е.  Замятин «Пещера». Учебник на стр. 351 – 353.

    1. Время и пространство в рассказе. С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века. (1-й абзац)

    Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?

    • Строгий ритм, создаваемый обилием пауз
    • Анафорическими конструкциями
    • Экспрессивная образность
    • Чудовищный гиперболический образ

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    2. Е.  Замятин «Пещера». Учебник на стр. 356 – 357.

    Сравнить построение фразы у Достоевского и у Замятина.

    Е.  Замятин «Пещера».

    3. Одно из опорных цветовых определений в рассказе – слово «синий».

    Выделите контексты, в которых оно используется.

    • Как – на проблемно-тематическом уровне – связаны в рассказе «синяя льдина» (похожая на гроб), «синий флакончик» (с ядом) и светлые «синеглазые дни» октября, «синенькая комната»?
    • Какое цветовое определение является доминирующим в пещерном мире?
    • Как через цветовые определения развёртывается в рассказе тема смерти и бессмертия?

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    4. Е.  Замятин «Пещера».

    Предметная детализация. Учебник, часть 1, стр. 358 – 359.

    5. Е.  Замятин «Пещера».

    КАКИЕ МИРЫ РАССКАЗА ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРЕДМЕТНЫМИ ДЕТАЛЯМИ? Заполнить таблицу, подобрав из текста примеры-детали

    Петербург

    Петроград

    Приметы старого интеллигентского быта:

    1.

    2.

    и т. д.

    Перемешаны с деталями быта пещерного человека, т. е., увы, быта сегодняшнего:

    1.

    2.

    и т. д.

    6.  Е.  Замятин «Пещера».

    Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу. Коротконогая, ржавая «буржуйка» с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество. Но проследите движение этой сквозной метафоры в рассказе.

    7. Е.  Замятин «Пещера».

    Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь. 

    Портрет главного героя Мартина Мартиныча.

    8. Е.  Замятин «Пещера».

    Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо выразительная деталь. Портрет Обёртышева.

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    «Пещера» (1920), 221 Хрестоматия Агеносова, ч. 1.

         Одно из самых талантливых произведений. Мы познакомимся с замятинской стилистикой, его мироощуще7ием.

         Толчком к созданию жизненные впечатления. «Ночное дежурство зимой, на дворе 1919 год. Мой товарищ по дежурству – озябший, изголодавшийся профессор – жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да всё горе в том, что не могу: сдохну, а не краду». На другой день я сел писать рассказ «Пещера».

    Именно с рассказа Замятина «Пещера» в русской литературе начинается мотив пещерности, изображение тёмных сил в жизни, которые высвободила революция. В этом смысле Б. Пильняк, И. Бабель, А. Весёлый явились продолжателями Замятина.

    Время и пространство в рассказе. С первых строк автор погружает нас в обстановку каменного века.

    1. Какие художественные средства создают напряжённость, жуткую атмосферу?
    • Строгий ритм, создаваемый обилием пауз («Ледники… мамонты… пустыни»)
    • Анафорическими конструкциями («и надо покрепче стиснуть зубы… ии надо щепать дерево… и надо всякую ночь переносить свой костёр»)
    • Экспрессивная образность (таинственный вой, дома-скалы, квартиры – пещеры)
    • Чудовищный гиперболический образ «мамонтейшего мамонта»
    1. Но уже следующий фрагмент заставляет понять, что каменному веку уподоблен день сегодняшний. 2-й абзац. Эта развёрнутая метафора появляется ещё раз в финале и, таким образом, обрамляет рассказ. Таким образом очерчивает пространство – пространство пещерной страны, затерянной среди скал. Нот она напоминает о себе на протяжении всего рассказа, поддерживаясь многочисленными деталями:

    222/1: «Колыхались лохматые, тёмные своды пещеры…»;

    224: «Двадцать девятое. С утра – низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несёт льдом». Называя своды пещеры «лохматыми», а небо «дырявым и ватным», писатель изображает не сам предмет, а передаёт ощущение мрака и холода, которое хочет вызвать в читателе.

    1. Интерьер комнаты как дан в рассказе?  Беспорядочно перечислены предметы. По этому перечню  невозможно представить внешний её облик. Отбор деталей подчинён здесь худ. замыслу. Такое смешение создаёт ощущение  кризисности, катастрофичности бытия, нового Всемирного Потопа («потопно перепутанные чистые и нечистые твари»). Этот интерьер и отражает конфликт рассказа – между прежним, духовным, и новым, пещерным. 2 антагонистические вселенные.
    2. Какие миры рассказа представлены предметными деталями?

    Петербург

    Петроград

    приметы старого интеллигентского быта: 

    кабинет

    рояль

    письм. стол,

    письма

    книги,

    кровать,

     ноты скрябинского сочинения

    коробочка с чаем

    перемешаны с деталями быта пещерного человека, т. е., увы, быта сегодняшнего:

     топор,

    дрова,

    лепёшки.

    Пещера

    Печка

    Шкуры

    Сушёная картофельная шелуха

    Кожаный пояс

    1. Оборачиваемость пространства:

    дома превращаются в скалы,

    кабинет – в пещеру,

    книги – «отлично горят, отлично».

         Квартира – пещера – противостояние не только пространств, но и разных культурных миров: пещерного человека и человека цивилизации. Трагизм столкновения в том, что оба мира сошлись в одном человеке – Мартине Мартиныче, для которого отказ от цивилизации подобен смерти и смертью неизбежно закончится.

    6. Каковы атрибуты внешнего пространства Петербурга и Петрограда?  Как соотносятся внешнее и внутренне пространство в воспоминаниях героев и в их настоящем?

    Петербург воспоминаний

    Внешнее пространство Петрограда

    «синеглазые дни»зелёное небо»»

    «ледники, мамонты, пустыни»

    «мудрая морда луны»

    «скалы»

    «соловиная трель звонка»

    Чужие «пещеры»

    «набережная»

    «шарманщик» за открытым окном

    Внешнее и внутреннее пространство объединено музыкой – «чудесный шарманщик» на улице

    «соловьиная трель звонка в коридоре» и

    «Скрябин опус 74» принадлежат в прошлом одному миру.

    В настоящем внешнее пространство агрессивно, оно вытесняет сначала героев из кабинета, потом из столовой – и вынуждает «забиться в спальне».

    Пространство прошлого дружелюбно и гостеприимно, и мир героев открыт, разомкнут вовне (не случайно в их воспоминаниях возникает открытое окно).

    Мир пещеры герметичен – только в отгороженности от враждебного города можно попытаться найти спасение («дверь не забудьте прихлопнуть, не забудьте. Обе двери, обе, обе…»

    1. Какое из модальных слов (надо – можно) определяет характер пространства в настоящем и прошлом героев? По каким законам строится поведение героя в каждой пространственно-временной сфере рассказа?

    Мир прошлого строится в другой модальности – «можно»

    В настоящем господствует «надо»

    «Можно поверить: ещё радость, ещё лето»

    «И надо покрепче стиснуть зубы… и надо щепать дерево… и надо… переносить свой костёр…»

    Прошлое – мир, где правит возможность выбора,

    Настоящее – мир, которым правит диктат необходимости;

    Герой в нём становится древним охотником, мыслящим по принципу: надо – значит можно.

    Надо – дров, надо – выдержать осаду, надо – выжить.

    Прошлое – мир, где правит возможность выбора,

    Настоящее – мир, которым правит диктат необходимости;

    Герой в нём становится древним охотником, мыслящим по принципу: надо – значит можно.

    В конечном итоге «нужно - … чтобы умерло всё».

    1.      7. Особое место Замятин отводит печке, уподобляя её пещерному богу.  Коротконогая, ржавая «буржуйка» с огнедышащим чревом действительно внешне напоминает языческое божество. Но проследим движение этой сквозной метафоры в рассказе:
    • «чугунный бог ещё гудел». После первого упоминания печка уже не называется печкой, а именуется лишь пещерным богом. Т. е. на 1-й план выходит не прямое, а лишь метафорическое значение
    • «пещерный бог затихал, съёживался, затих, чуть потрескивает». Предмет постепенно одушевляется, начинает жить самостоятельной жизнью;
    • «Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел» (печь протопили, принесли страшную жертву пещерному богу)
    • «пещерный бог змеино шипел» (Мартин Мартиныч опрокинул на печку чайник);
    • «Равнодушно задремывает пещерный бог» (герои подошли к последней черте). Дело в том, ЧТО ПЕЧКА ДЛЯ ГЕРОЕВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОГ, ЖЕСТОКИЙ И ВСЕМОГУЩИЙ, КОТОРЫЙ РАСПОРЯЖАЕТСЯ ЛЮДСКИМИ СУДЬБАМИ.

    4. Конфликт, образный строй и система персонажей рассказа. Портретная характеристика персонажа у Замятина чаще всего строится по метонимическому принципу: вместо подробного описания даётся крупным планом какая-либо одна выразительная деталь.

    • Портрет гл. героя. Мартина Мартиныча. «лицо  у него скомканное, глиняное» Метафорический эпитет «глиняное» даёт представление о бледном, неживом, неподвижном лице смертельно уставшего человека. Но проследим за метафорой по тексту рассказа
    • «Глиняный Мартин Мартиныч боком больно стукнулся о дрова – в глине глубокая вмятина».
    •  «Тупо ноющие вмятины на глине от каких-то слов и о углов шифоньера, стульев, письменного стола». Глина – материал мягкий, как и характер Мартина Мартиныча, в душе которого от каждого удара остаётся глубокий след. Смысл метафоры постоянно углубляется: от внешнего сходства – к сущности характера.
    • Эпизод, который является кульминацией рассказа. «И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным дыханием, схватились насмерть  Мартиа Мартиныча: тот, давний, со Скрябиным, какой знал: нельзя, - и новый, пещерный, какой знал: нужно. Пещерный, скрипя зубами, подмял, придушил – и Мартин Мартиныч, ломая ногти, открыл дверь, запустил руку в дрова… полено, четвёртое, пятое, под пальто, за пояс, в ведро – хлопнул дверью и вверх – огромными, звериными скачками». В этом эпизоде полная человеческая трагедия.
    • С кем же вступает в конфликт Мартин Мартиныч?  С самим собой. душа его будто раскалывается надвое
    • А теперь посмотрим, как ведёт себя замятинская метафора. Если раньше на глине оставались вмятины, то теперь она раскалывается («и расколотый надвое». В данном случае писатель видит трагизм в несовершенстве самой человеческой природы, сочетающей высокую духовность и первобытные инстинкты. Переломная эпоха лишь ставит человека перед выбором. Мартин Мартиныч делает свой выбор: в схватке на лестничной площадке побеждает пещерный человек. Герой остался жить, но погибают его духовные ценности.
    • После кульминационной сцены возникает новая метафора, связанная с главным героем. Мягкий, податливый и наконец раздавленный М. М. превращается из человека в механизм (В романе «Мы» будут действовать механические люди, марширующие под звуки Музыкального завода, люди, для которых музыка Скрябина (опус 74) – «забавнейшая иллюстрация» того, что получилось в ХХ веке в припадках «вдохновения».) Уже в этом рассказе Замятин намечает образ иного мира, идущего на смену каменному веку.
    1. Найдём те сквозные метафоры, которые связаны с другими героями рассказа.
    1. Обертышев. В портретной характеристике увидим «жёлтые каменные зубы, и между камней – мгновенный ящеричный хвостик – улыбка», увидим, как он «каменнозубо  улыбался». Камень не случайно становится лейтмотивом образа Обёртышева, человека холодного, неприступного. Его равнодушие агрессивно, поэтому – «жёлтые каменные зубы сквозь бурьян, жёлтые зубы – из глаз, весь Обёртышев обрастал зубами, всё длиннее зубы». И вот перед нами гротескный образ пещерного чудовища.

              Выразителен замятинский гротеск. Предельное преувеличение какой-либо одной детали создаёт характер, формирует читательское отношение к нему и замещает подробное описание.

    1. Художественный мир рассказ необыкновенно целен. Все замятинские метафоры – глина, камень, мамонт («мамонтоподобным» назван домовой председатель Селихов) – связаны с главной метафорой рассказа – метафорой каменного века. И в то же время каждая из них выявляет конкретную индивидуальность персонажа.

    1.      6. Особенности речевых характеристик в рассказе. В речи преобладает разговорный стиль. Она лишена закруглённости, в ней нет слож. предложений, нередки пропуски слов, недосказанные фразы. Но одновременно она и ярко индивидуализирована
    1. Для речи Обёртышева характерны бесконечные повторы, заискивающая интонация. Эта слащавая манера говорить вызывает читательское отвращение
    2. Речь Селехова отличается пристрастием к вводным словам («во-первых –во-вторых»); любимое словечко «потеха» он употребляет в связи с событиями отнюдь не всегда смешными..
    3. Но наиболее своеобразна речь Мартина Мартиныча. Неполнота, обрывистость, недосказанность – вот те её качества, которые сразу бросаются в глаза. И это психологически объяснимо, ибо Мартин Мартиныч на протяжении всего рассказа  пребывает в состоянии предельного неровного напряжения.
    4. Эти характеристики можно отнести и к авторской речи. С чем связана такая манера повествования?
    • «Понимаешь, Март, - если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было, как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну с полсажени ещё есть в кабинете?

         До полярного кабинета Маша давным-давно не могла добраться и не знала, что там уже… Туже узел, ещё туже!»

         - Чего не договаривает автор, обрывая фразу многоточием? Почему не говорит, что же в действительности «там уже»? Но читатель вправе и сам додумать, сам понять, что в «полярном кабинете», увы, не осталось дров. Писатель Замятин живёт в ХХ веке; в отличие от писателей ХIХ века он не объясняет, а рассчитывает на чуткость самого читателя. А может быть, он боится произнести эту страшную правду, чтобы не убить  надежду а Маше?

        Авторская речь – голос человека, глубоко сопереживающего своим героям

    • Рассмотрим ещё один пример. Разговаривая с Селиховым о всевозможных мелочах,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

    Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

    Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

    Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

    Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по Редактировать Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по теме "Bildende Kunst"

    Знакомство учащихся с творчеством выдающихся художников немецкоговорящих стран, в частности с творчеством Альбрехта Дюрера...

    5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

    Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

    5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

    Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

    5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

    Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....