Лирика Пушкина. Вопросы и задания
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Пособие содержит тексты програмных стихотворений Пушкина и вопросы к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Lirike_Pushkina._Voprosy_i_zadaniya.rar49.89 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


 Русская литература

первой половины ХIХ века

Дидактические материалы

       

ОЗЁРСК 2009

АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:

Аверина М.А., кандидат филологических наук, преподаватель ГОУ СПО «ЮУПК»

РЕЦЕНЗЕНТ:

Свиридова А.В., доктор филологических наук, доцент ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...

      Вопросы и задания к стихотворению «Сожженное письмо»

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?
  2. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?
  3. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?
  4. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?
  5. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  6. Какова композиционная роль открытого финала текста?

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
       Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
       Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
       Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
       Что не любить оно не может.

Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии…»

  1. Основное настроение стихотворения — «светлая печаль». Как вы понимаете эти слова?
  2. Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его «вселенский» масштаб?
  3. Как соотнесены в стихотворении мир внешний и внутреннее состояние поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние?
  4. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в трех последних стихах?
  5. Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м» в начале стихотворения?
  6. Каким размером написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ему длинная, многостопная строка?
  7. Какой характер придает тексту разностопность четных и нечетных стихов, чередование мужских и женских рифм?
  8. Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: «ночная мгла» — «печаль светла» — «сердце вновь горит»? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  9. Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщенный характер?

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

  Вопросы и задания к стихотворению «Я вас любил…»

  1. Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблен в прошедшем времени?
  2. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.
  3. В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  4. Можно ли считать, что в этом стихотворении Пушкина проявилась его «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)?

   Духовной жаждою томим,

   В пустыне мрачной я влачился, --

   И шестикрылый серафим

   На перепутье мне явился.

   Перстами легкими как сон

   Моих зениц коснулся он.

   Отверзлись вещие зеницы,

   Как у испуганной орлицы.

   Моих ушей коснулся он, --

   И их наполнил шум и звон:

   И внял я неба содроганье,

   И горний ангелов полет,

   И гад морских подводный ход,

   И дольней лозы прозябанье.

   И он к устам моим приник,

   И вырвал грешный мой язык,

   И празднословный и лукавый,

   И жало мудрыя змеи

   В уста замершие мои

   Вложил десницею кровавой.

   И он мне грудь рассек мечом,

   И сердце трепетное вынул,

   И угль, пылающий огнем,

   Во грудь отверстую водвинул.

   Как труп в пустыне я лежал,

   И бога глас ко мне воззвал:

   "Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

   Исполнись волею моей,

   И, обходя моря и земли,

   Глаголом жги сердца людей".

      Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»

  1. Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
  2. Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
  3. Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.
  4. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
  5. В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?
  6. Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «и»?
  7. Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?
  8. Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?
  9. Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?

      

ПОЭТУ

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Вопросы и задания к стихотворению «Поэту»

  1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
  2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?
  3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
  4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
  5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
  6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю; прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Вопросы и задания для анализа стихотворения

  1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?
  2. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
  3. Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?
  5. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?
  6. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Предлагается перечень вопросов и заданий к изучению романа " Евгений Онегин"...

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Презентация "Друзья-лицеисты А.С,Пушкина". Лирика Пушкина.

Сегодня на уроке разговор пойдет об А.С. Пушкине. У  великого поэта были настоящие друзья.  Давайте поговорим о  них и узнаем, а умел ли он сам дружить.Поэт  В.А.Жуковский, которог...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....