Сценарии конкурсов стихотворений
методическая разработка по литературе по теме

Неживенко Наталья Викторовна

Методическая разработка содержит два сценария конкурсов стихотворений:

  1. Конкурс стихотворений поэтов Дона и русских поэтов о донском крае;
  2. Конкурс поэтов казачьего зарубежья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenarii_konkursov_stihotvoreniy.rar40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс стихов поэтов Дона и русских поэтов о донском крае

Цель проведения конкурса:

  1. Приобщение учащихся к духовной культуре донского края, поэтическому наследию Дона;
  2. Развитие творческих способностей, интонационной стороны устной речи, развитие слухового восприятия;
  3. Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине.

Учитель:

Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.

Многими поэтами был воспет наш донской край, и именно этой теме посвящен сегодняшний конкурс стихотворений.

Сообщение целей конкурса.

Учитель:

В 1829 году на Дон второй раз приехал А.С. Пушкин, и в Новочеркасске 13 сентября написал стихотворение «Дон» проникнутое радостью и восторгом.

Послушайте это стихотворение в исполнении ____________________________

А. ПУШКИН

Дон

Блеща средь полей широких,

Вон от льется!.. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Евфрата

Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,

Чуя родину свою,

Пьют уже донские кони

Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников твоих.

Учитель:

А вот стихотворение о Доне  нашего земляка Анатолия Софронова «Откуда Дон берет начало», его прочитает __________________________________

А. СОФРОНОВ

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли московской,

С Ивана-озера течет.

Века идут... Но не мелеет

Донское русло на пути;

И все мужает, все смелеет

Казачье воинство в степи.

Верно Кремлю и башням дивным,

Московской улочке любой,

В беде — словам земли призывным,

Зовущим за Россию в бой.

Зовущим в бой! Летят над степью

Конногвардейские полки.

И пыль вздымается, как пепел,

И кони рыжие легки...

Учитель:

        Поэт Сергей Смирнов  стихотворение «Щедрость» посвятил нашему земляку, писателю М.А.Шолохову. Прочитает его _______________________________

Щедрость

M.A Шолохову

Я посреди распутицы весенней

Был интересным фактом награжден:

У нас, в Московском угольном бассейне,

Берет свое начало тихий Дон.

Берет он это самое начало

Среди окрестных угольных пластов.

И вот вода прозрачно зажурчала

И потянулась к югу, за Ростов.

Бескрайна степь. Над нею высь  бездонна.

Струится Дон в объятия морей.

И сколько бы ни черпали из Дона —

Он с каждым годом чище и щедрей.

Учитель:

Родимый край...

Молчанье мудрое седых курганов, хранящих память о молодецкой казачьей удали.

_______________________________________________ исполнит стихотворение Анатолия Софронова  «Казачья круговая».

Казачья круговая

Клинок и седло да конек быстроногий —

Казачья судьбина-судьба...

Зовет казака из станицы в дорогу,

В поход боевая труба.

Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,

Питомцы студеной волны;

Мы тихого Дона, родимого Дона

И в жизни, и в смерти сыны.

Война  подымается пламенем вещим,

Вполнеба огней языки.

От моря до моря, как молнии, блещут

Казачьи кривые клинки.

Качаясь в седле, ты объедешь, товарищ,

В боях Половину земли,

Но где бы ты ни был, ты в сердце оставишь

Степные свои ковыли.

Пройдешь через дым, через пепел пожарищ

В казачьем походном седле...

И слава о Доне о синем, товарищ,

Пройдет за тобой по земле.

Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,

Питомцы студеной волны;

Мы тихого Дона, родимого Дона

И в жизни, и в смерти сыны.

Учитель:

        А вот стихотворение Ивана Никитина, которое также  посвящено доблестным воинам Дона и называется оно «Донцам»

Донцам

Русь помнит те былые годы,

Когда свой гибельный удар,

Сын дикой степи и свободы,

Бросал ваш предок на татар;

Когда от Дона до Урала

И вдоль днепровских берегов

Внезапной молнией сверкала

Казачья сабля меж врагов.

И помнит Русь тот день великий,

Когда бесстрашный богатырь

К подножью Грозного-владыки

Поверг обширную Сибирь;

И подвиг дивный и кровавый.

Которым в летопись веков

На память вечную и славу

Внесен разрушенный Азов.

Привет донцам! Увековечен

Ваш сильный, доблестный народ.

И знает мир, что вами встречен

Войны Отечественной год:

Весь Дон восстал, на голос чести

Весь день и ночь казак летел

И крови в битвах грозной мести

Последней капли не жалел.

Войны испытанные дети,

Русь помнить ваши имена!

Недаром славою столетий

Покрыты Дона знамена:

Вы вашей кровию вписали

Любовь к Руси в её скрижали…

Учитель:

        Проводы казака на службу были важным событием, как для самого казака, так и для его семьи. Молодой казак обязательно получал наказ от своего отца. Послушайте стихотворение Александра Туроверова «Проводы казака на службу» в исполнении _________________________

Проводы казака на службу

Конь боевой с доходным вьюком

У церкви ржет: кого-то ждет.

В ограде  бабка плачет с внуком,

Молодка возле слезы льет.

А из дверей святого храма

Казак  в доспехах боевых

Идет к коню, из церкви прямо,

С отцом, в кругу своих родных.

Жена коня подводит мужу,

Племянник пику подает.

«Вот,- говорит отец, - послушай

Моих речей ты наперед.

Мы послужили государю,

Теперь тебе черед служить.

Ну, поцелуй же женку Варю,

И бог тебя благословит!

И да пошлет тебе он силы

Долг службы свято соблюдать,

Служить, как мы царю служили,

И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут

Господь, начальство и черед,

Когда же в бой лететь прикажут,

Благославясь, ступай вперед!..

Но ни в бою, ни перед боем

Ты не бранися, не ругай;

Будь христианин и пред боем

Крестом себя ты осеняй...

Коня даю тебе лихого,

Он добровит был у меня,

Он твоего отца седого

Носил в огонь и из огня.

А добрый конь - все наше счастье,

И честь, и слава казака,

Он нужен в счастье и в напасти,

И за врагом, мне врага!

Конь боевой всего дороже,

И ты, мой сын, им дорожи;

И лучше сам ты ешь поплоше,

А лошадь в холе содержит.

Тот колет пикою ловчее,

И в деле тот и молодец,

Кому коня добыл добрее

Дед, прадед, дядя иль отец...

А вот и пика родовая,

Подруга славы и побед,

И наша шашка боевая

С ней бился я и бился дед!

Исправен будь! И старших слушай,

Найди товарища себе,

Живите с ним душа вы в душу,

Клянитесь выручить в беде.

Куда придешь ты, первым делом

Разведай все, до пустяка.

Где тракт какой, кто есть примером,

Где лес, где сёла, где река.

Тогда ты свой в чужой сторонке

И командирам ты рука!

Ведь ловкость, сметка и сноровка –

Весь капитал у казака!»

Учитель:

А вот, как  провожала казака на войну невеста, расскажет _____________________________.  Автор стихотворения Виктор Гусев. Оно называется «Казак уходил на войну».

Казак уходил на войну

На вольном, на синем, на тихом Дону

Походная песня звучала,

Казак уходил на большую войну,

Невеста его провожала.

-Мне счастья, родная, в пути пожелай,

Вернусь ли домой – неизвестно.-

Казак говорил, говорил ей: - Прощай!

- Прощай! – отвечала невеста.

Над степью зажёгся печальный рассвет,

Донская волна засверкала

- Дарю я тебе на прощанье кисет,

Сама я его вышивала;

Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,

За русскую землю сражайся

И помни про Дон, про невесту свою,

С победою ты возвращайся.

Учитель:

У Анатолия Софронова есть стихотворение «Бессмертник», в котором полевой цветок  - символ силы, мужества и памяти погибших на Дону солдат.

Это стихотворение вы услышите в исполнении ________________________________

 

Бессмертник

Спустился на степь предвечерний покой,

Багряное солнце за тучами меркнет...

Растет на кургане над Доном-рекой

Суровый цветок — бессмертник.

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета...

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром.

С ним рядом на гребне кургана лежит

Казак молодой, белозубый,

И кровь его темною струйкой бежит

Со лба на холодные губы.

Хотел ухватиться за сизый ковыль

Казак перед самою смертью,

Да все было смято, развеяно в пыль,

Один лишь остался бессмертник.

С ним рядом казак на полоске земли

С разбитым лежит пулеметом;

И он не ушел, и они не ушли —

Полроты фашистской пехоты.

Чтоб смерть мог казак молодой пережить

И в памяти вечной был светел,

Остался бессмертник его сторожить —

Суровой победы свидетель.

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета...

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром.

Учитель:

        _______________________________ исполнит стихотворение Алексея Леонова «Возвращение на Родину»

Возвращение на Родину

За курганом блещут пики,

Пыль несётся, кони ржут.

И отвсюду слышны крики:

«Вон полки домой идут!»

Подошли... уж близко, близко!

Всколыхнулся ратный строй.

Поклонились Дону низко:

«Здравствуй, наш отец родной!»

А река кипит и блещет

И бурливою волной

И вздымается, и плещет

С пеной на бёрёг крутой.

«Что, кормилец, ты сердишься?

Али нас ты позабыл?

Али в нас ты не вглядишься?

Али нас ты разлюбил?»

«Не сержусь на вас я, дети!

Шумно Дон проговорил,-

Нет, я рад, что Бог вас, дети,

Поздорову воротил.

А без вас мне грустно было:

Вспомянулась старина...

Вы пришли - не стало силы:

Слёзы брызнули со дна».

Учитель:

У А. Агафонова есть «Повесть о Вите Черевичкине»

Герои повести — Витя Черевичкин и его сверстники — ростовчане, дети, родившиеся спустя несколько лет после гражданской войны. Были живыми, непоседливыми, озор ными. Им часто перепадало от родителей и учите лей. А еще они любили голубей.

Наступившая Великая Отечественная война обо рвала их безмятежное детство. А когда в 1941 году немцы заняли Ростов, они включились в борьбу с захватчиками: расклеивали листовки со сводками Совинформбюро, портили боевую технику и войско вое имущество оккупантов, помогали нашим бойцам-окруженцам выбраться к своим, снабжая их оружием, собранным в местах боев, передавали све дения о противнике разными способами, в том чис ле с помощью голубиной почты.

Витя записывал сведения  на клочке бумаги, вытаскивал из ящика почтаря и отпускал. Голуби передавали записки в штаб армии. Однажды Витю поймали и расстреляли за то, что голубиной почтой передавал секретные сведения.

         После войны в одном из парков Ростова  появился памятник Вите Черевичкину.  

Народ сложил  песню о Вите, которую пели во время войны и на фронте и в тылу.

        Мы предлагаем вам послушать слова этой песни в исполнении ____________________

Песня о Вите Черевичкине

Жил в Ростове Витя Черевичкин,

В школе он отлично успевал.

И в свободный час он, как обычно,

Голубей любимых выпускал.

Но однажды мимо дома Вити

Шел отряд захватчиков-зверей.

Офицер вдруг крикнул: «Отберите

У мальчишки этих голубей!»

Долго Витя им сопротивлялся

И зверей-фашистов проклинал.

На полслове голос оборвался,

И убит был Витя наповал.

Но недолго эти дни тянулись.

И, разбив фашистских черных псов,

Боевые соколы вернулись,

Навсегда свободным стал Ростов.

Учитель:

        Все вы знаете, что наш край богат хлебом. Дон – житница нашей страны. Послушайте стихотворение                                           «Донской каравай».

Его прочитает ______________________________________

ДОНСКОЙ КАРАВАЙ

Как сладко пахнет хлеб зерном,

Спеченным на листе капустном;

Какая корочка на нем,

И как хрустит он вкусно!

В земле проклюнулось зерно

Кинжальчиком едва заметным,

Пригрелось под лучом оно

И закачалося под ветром.

И — стебель к стеблю — на простор,

Как будто протянуло стрелы.

От синих вод до синих гор...

И вот зерно созрело.

И ветер гнет, и дождь сечет,

Но в бункера зерно течет,

Шумит донской волною;

И солнца свет роняет след

Над золотой стернею...

А мы садимся у стола,

Друг друга поздравляя,

Что вот уже пришла пора

Донского каравая.

Еще он отдает зерном,

Спеченным на листе капустном;

Какая корочка на нем,

И как хрустит он вкусно!

Учитель:

        __________________________________ прочитает стихотворение Евгения Долматовского «Сенокос»

Сенокос

Пришла пора цветов и трав,

Шумит лесов зелёных пена,

Коней у Дона расседлав,

Кавалеристы косят сено.

Они проходят по лугам,

В рубахах, веселы, босы.

Короткий отдых дан клинкам,

Сегодня разгулялись косы.

Роняют на землю красу

Ромашка и медовый донник.

Качая  косы на весу,

За коником проходит конник.

Весь год промаявши беду,

С косой и лемехом в разлуке,

Истосковались по труду,

Крестьянские большие руки.

Стараясь утолить тоску

О будничном и о великом,

Ложатся, как по гребешку,

Фацелия и повилика.

Порою вздрагивает сонь

От эха дальнего разрыва.

Привязанный в дубраве конь

Копытом бьёт неторопливо.

Учитель:

        Родимый край...

Напев протяжных песен старины, тоска и удаль, красота разлуки и грусть безбрежная щемят мне сердце сладкой болью печали, невыразимо близкой и родной...

Послушайте стихотворение                                                    «Запев».

Его прочитает ____________________________________________

Запев

Из-за Дона песню выведу,

По России поведу.

Голосистую, без выпаду,

С подголосками в ладу!

И хорошей, незатученной

В русле бережном своем

Пусть течет рекой задумчивой,

Разговорчивым ручьем!

Чтобы в радости и в горести

Песни чистую струю

Люди брали полным  голосом,

Пели! Как от жажды пьют.

Пили, пели и хмелели

На веселье! В добрый час!

Чтобы ноги захотели,

Захотели сами в пляс,

Чтобы каждый гордо понял;

Хорошо, друзья, поем!

Чтобы каждый твердо помнил:

На своей земле живем!

Из-за Дона песню выведу,

По России поведу.

Голосистую, без выпаду,

С подголосками в ладу!

Учитель:

        У Владимира Калмыкова есть стихотворение «Хороши на Дону вечера». Оно очень певучее, проникновенное и трогательное.

А прочитает его _________________________________________

ХОРОШИ НА ДОНУ ВЕЧЕРА

Засыпают в тиши хутора,

Светят ласково девичьи очи.

Хороши на Дону вечера,

Темно-синие ночи.

В белом мареве стынут сады

Над серебряной гладью донскою.

В этот вечер мне встретилась ты

Над уснувшей рекою.

Хорошо вечерами спешить

К ненаглядной своей на свиданье,

Хорошо до рассвета бродить,

Целовать на прощанье.

Хорошо помечтать до утра,

Глядя в карие девичьи очи...

Хороши на Дону вечера,

Тёмно-синие ночи.

        

Учитель:

        А сейчас послушайте маленькие стихотворения-зарисовки Ивана Ковалевского.

Их исполнят ученики __________________________________________________________

Скворец

Скворец на зорьке прилетел,

Уселся на скворечне

И сразу песенку запел,

Как старый житель здешний.

Колокольчик

По тропинке над рекой

Я вела гусей домой.

Мне тихонько улыбнулся

Колокольчик голубой.

—  Для чего растешь ты, цветик,

Возле нашего села?

Колокольчик мне ответил:

—  Чтобы ты меня нашла!

Помидоры

Торопыги помидоры

Поспевают очень скоро:

Только снять одни успели —

За ночь новые поспели!

Синева

Гляжу в окно, а за окном

Такая синева кругом:

И Дон, и вербы над водой

Залиты светлой синевой.

Апрель выходит на поля,

Посевы просыпаются,

А небу синему земля

Счастливо улыбается.

Учитель:

        Послушайте еще одно стихотворение Анатолия Сафронова «Теплая вода».

        Его расскажет _________________________________________

Теплая вода

Когда от первого разлива

Не остается и следа,

С верховьев Дона торопливо

Приходит теплая вода.

Дыханьем легким согревая

Донские степи и поля,

Она несется горовая,

В зеленых займищах бурля.

И, затопляя побережье,

Вздымая тёмную волну.

Верховной бурною и свежей

Приносит позднюю весну.

По затуманенным низинам

Гуляют цапли на песке,

И черноталовой лозиной

Их ноги кажутся в реке.

У прибережья желтый чакан

Среди клокочущих ключей

Стоит, покрытый нежным лаком

Весенних солнечных лучей.

Непросыхающею краской

Сверкают отблески реки...

Под парусами на баркасах

Уходят в гирла рыбаки.

И, развернувшись по теченью,

За борт бросают невода...

Бурливым праздником весенним

Приходит теплая вода.

Учитель:

        И закончим  конкурс стихотворением                                                  «На Дону изменчива погода». Его прочитает ___________________________________

На Дону изменчива погода

Здесь, на Дону, изменчива погода:

Так каруселят то теплынь, то снег,

Что начинаешь думать о весне;

Едва-едва освоясь с Новым годом.

И слыша, что капели в стекла бьют,

(Дождь в январе не радость, а помеха),

В райисполкомах оттепель клянут:

- Ну, развезло, в глубинку не проехать!

А оттепель, прикинувшись весной,

Похлюпывает кашей ледяной.

То пробирает сыростью до дрожи,

То солнцем вдруг прикинется в окне.

Весна всегда приходит бездорожьем,

Но не всегда распутица - к весне.

Учитель:

        Сегодня вы услышали стихи А.С.Пушкина, Анатолия Софронова, Ивана Никитина, Евгения Долматовского, Сергея Смирнова, Алексея Леонова,Александра Туроверова, Владимира Калмыкова, Виктора Гусева, Ивана Ковалевского в исполнении своих товарищей.

Подведение итогов конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотр-конкурс стихотворений «Природа в стихотворениях русских поэтов»

Смотр- конкурс был проведен ко дню языков народов Казахстана в 3-4 классах национальной школы...

Сценарий конкурса чтецов стихотворений на английском языке

Краткий сценарий конкурса чтецов стихотворений на английском языке для 5 -6 классов. Презентация должна включать названия выбранных детьми стихов. ...

конкурс стихотворений ПДД

конкурс стихотворений ПДД...

Конкурс стихотворений Николай Сладков "Ранняя птичка"

Презентация посвящена Году Экологии в России....

Сценарий конкурса чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне "Помнит мир спасенный"

данный материал - сценарий конкурса чтецов, который традиционно проводится в школе в предверии праздника  Победы....

СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурс стихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова». Ход мероприятия.

СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурсстихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова».Ход мероприятия....

Сценарий конкурса стихотворений #МЕССЕНДЖЕРЫ

Мероприятие в рамках предметной недели по предмету "Речь и альтернативные коммуникации" для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....