Урок литературы в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

  1. На примере  «маленького рассказе» открываем приёмы создания юмористических и сатирических рассказов; в рассказе А.П.Чехова находим ценное для самовоспитания культуры речи и творчества учащихся; продолжаем развитие навыков монологического высказывания, выразительного чтения, умения анализировать эпизоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_7_klasse_2009-2010.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: «В мастерской художника слова. «Маленький рассказ» А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Тип урока – урок открытий.

Цели урока:

  1. проникнуться интересом к рассказам и письмам А.П.Чехова;
  2. в  «маленьком рассказе» открыть приёмы создания юмористических и сатирических рассказов;
  3. в произведениях писателя найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества;
  4. продолжить развитие навыков монологического высказывания, выразительного чтения, умения анализировать эпизоды.

Оборудование урока:

  1. тексты рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;
  2. презентация Microsoft Power Point;
  3. мультимедийный проектор.

ХОД  УРОКА.

1)Вводное слово учителя.

Сегодня мы побываем в мастерской художника слова (слайд № 1 – верхняя строка). И этот художник А.П.Чехов. Произведения писателя вам хорошо известны.

Назовите некоторые, изученные вами в 5, 6 классах (слайд № 1).

А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый» (слайд № 2).

2)Проверка домашнего задания (сообщения учащихся о писателе).

1 ученица: А.П.Чехов родился  (слайд № 3) 29 января 1860 года в городе Таганроге. «Павла Егоровича и Елену Яковлевну Чеховых (слайд № 4), - пишет в своих воспоминаниях А.П.Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьей (слайд № 5) – у них было 5 сыновей и одна дочь».

Природа богато одарила талантами детей Чеховых. Александр (слайд № 6) стал писателем, Михаил (слайд № 7) – знаменитым актером, режиссером, Николай (слайд № 8) – художником, Иван (слайд № 9) оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна (слайд № 10), прожившая самую долгую жизнь, была и художницей (слайд № 10 верхний левый ряд), и хранителем музея  (слайд № 10 левый нижний ряд) А.П.Чехова в Ялте.

2 ученица: В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. В Москве Чехов начинает сотрудничать с юмористическими журналами. Он писал коротенькие рассказы, фельетоны.

Подписывался Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а псевдонимами: (слайд № 11) Антоша Чехонте, (слайд № 12) Человек без селезенки, (слайд № 13) Рувер.

Работа в журналах научила Чехова оттачивать мастерство, научила в малую форму уместить глубокое содержание.

3 ученик: В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихове (слайд № 14). Писатель так обосновал свое решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа». Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворенность собой, стремление к самосовершенствованию.

3)Конкурс «Кот в мешке».

Прежде чем приступить к анализу рассказа «Тонкий и толстый», я хочу убедиться. Что вы внимательные читатели. У нас игра «Кот в мешке». Кто-то из вас достает из мешка предмет, и все называют , с каким рассказом он связан.

  1. Щипцы  - «Лошадиная фамилия»
  2. Чеснок - «Лошадиная фамилия»
  3. Духи – «Толстый и тонкий»
  4. Портсигар - «Толстый и тонкий»

4) Анализ рассказа.

Первый секрет писательского мастерства нам откроет сам писатель. Вслушайтесь в строчки из письма А.П.Чехова своему брату Александру: «В сфере психики тоже частности.  Храни Бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев». (слайд № 15). В чем же 1 секрет мастера слова? (слайд № 16)

Обратимся к тексту, прочитаем маленький кусочек.

Кто первый бросается к другу? (Толстый)

Как Тонкий называет Толстого? (Миша! Друг детства!)

Каково состояние обоих? (Они оба приятно удивлены)

Что вспоминает Тонкий? (Как их дразнили. Геростратом, а меня Эфиальтом, т.к. ябедничать любил)

Что мы узнаем о материальном положении Тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешевые портсигары).

С каким чувством говорит это Тонкий? (С чувством гордости)

А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды).

Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит?

Это следующий прием (слайд № 17) – Чехов использует метафору, доведенную до гротеска.

Найдите еще гротеск (Чемоданы и коробки поморщились, съежились).

Какой интонацией окрашиваются реплики Тонкого? (Он говорит униженно)

Мы обращаем внимание на то, что герои очень много говорят.

 Вспомните, как называется разговор двух и более лиц. (Диалог)

Назовите еще один излюбленный прием А.П.Чехова лайд № 18) – диалог занимает основное место.

Найдите слова, обороты, которые выражают подобострастность Тонкого. (Присоединяет суффикс –С-; заикается, что выражается на письме с помощью многоточий; речь прерывиста)

Иными словами Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь героя, а это (слайд № 19) 4 секрет Чеховского мастерства.

Подумайте, почему рассказ назван «Толстый и тонкий»? (Герои не названы по именам, толстый – это не только физическое качество, но и признак достатка, высокого положения в обществе, так же, как и у тонкого).

Значит, те имена, которыми наделяет автор своих героев, значимые, о многом говорящие. Это следующая особенность миниатюр Чехова (слайд № 20).

Опять обратимся к письму А.П. к его брату (слайд № 21).

Сформулируйте очередной чеховский секрет.(слайд № 22) – мало действующих лиц.

В конце рассказа кому-то из старых знакомых вдруг стало противно. Кому? Почему? (Толстому, ему стало обременительно чинопочитание Тонкого).

Что вызывает смех в рассказе? Над чем вы грустили? (Забавны детские воспоминания, а грустно то, что эти воспоминания теряют власть перед рабской угодливостью и чинопочитанием Тонкого)

Познакомьтесь с определениями юмора (слайд № 23 верхняя строка) и сатиры (слайд № 23 нижняя строка).

Что общего у этих приемов? (Они высмеивают)

А чем они разительно отличаются? ( Юмор смеется весело, а сатира бичует пороки общества).

Определите, рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (сатирический, так как высмеивает чинопочитание)

Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе? (Чинопочитание, угодничество сродни рабству)

Вот что пишет Антон Павлович Суворину (слайд № 24): «Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист, студент, воспитанный на чинопочитании, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба…напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

С этим рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю жизнь, «по капле выдавливая из себя раба», т. е. писатель радел за душу человека, был врачевателем человеческих душ.

5)Подведение итогов урока, домашняя работа (слайд № 25).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...