Литературная гостиная (Ф.Тютчев)
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Зеленина Наталья Александровна

В сценарии использованы собственные идеи и материалы коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_tyutchev.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

конецформыначалоформыСценарий литературной гостиной

«Твой милый образ, незабвенный… Он предо мной везде, всегда…».

(Дополнение к урокам по любовной лирике Ф.И.Тютчева)

1 кадр: Портрет Тютчева и эпиграф: “Мало быть поэтом – надо быть влюблённым”. (Буало)

УЧИТЕЛЬ: Одной из центральных тем в творчестве Тютчева была тема любви. Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, способную вызвать в его душе сильное чувство: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Авдотья Панаева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов. На своем жизненном пути Ф.И.Тютчев встретил несколько женщин, которых любил: Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Амалиля Крюденер, Елена Денисьева:

Предопределение

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

Стихи поэта не были безадресными. Какими они были, женщины, которым посвящены эти чудесные строки?

Звучит мелодия Чайковского “Сладкая грёза”

2 кадр: Портрет Элеоноры.       1 столик: Галкина А., Кобзев А.

К: 1826 год. Мюнхен. 22–летний русский дипломат Тютчев, тайно обвенчался с недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей, в возрасте от 1 до 7 лет. Она была старше его на четыре года, но все считали, что Тютчев не совершил ошибки. Элеонора Петерсон, урождённая графиня Ботмер, беспредельно полюбила его. Вот его собственное признание в письме родителям:

Тютчев (ученик): “Я хочу, чтоб вы знали, что никогда человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда, дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни минуты, умереть за меня. Это нечто весьма возвышенное и весьма редкое.”

Г: Они прожили 12 лет, и чувство благодарности, перешедшее в любовь, Тютчев высказал в стихах, посвящённых Элеоноре, написанных после её смерти.Ещё томлюсь тоской желаний,
Ещё стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный…
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда.

3 кадр: Портрет Тютчева и Элеоноры.

К: В августе 1837 года Тютчев получил назначение на пост секретаря русской миссии в Турине. Почти через год к нему направились на пароходе жена и дети. В ночь на 19 мая, на пароходе “Николай Первый” начался пожар.

Г: Спасая детей, Элеонора пережила тяжелое нервное потрясение. Это сломило её здоровье, и достаточно было простуды, чтобы она скончалась. В одну ночь Тютчев поседел от горя.

Тютчев: “Это был самый ужасный день в моей жизни, и не будь тебя, он был бы, вероятно, последним моим днём. Да хранит тебя бог”

4 кадр: Портрет Эрнестины Дернберг.          2 столик: Куманькова А., Савекин С.

К:  С Эрнестиной Дернберг Тютчев встретился на балу в феврале 1833 года. Её муж в тот вечер почувствовал недомогание и уехал.

С: Оставляя жену на балу, он сказал Тютчеву: “Поручаю Вам мою жену”. Фраза оказалась роковой. Через несколько дней Дернберг скончался. А через 6 лет после этой встречи и спустя год после смерти первой жены, Тютчев и Эрнестина заключили брак.

Тютчев: “Меня охраняет преданное существо, лучшее из когда–либо созданных богом. Я не буду говорить вам про её любовь ко мне, даже вы, может статься, нашли бы её чрезмерной. Но чем я не могу достаточно нахвалиться, это её нежностью к детям и заботой о них, за что я не знаю как и благодарить её.” 

К: Эрнестина Федоровна Тютчева. Нести. Умница. Красавица. Была предана мужу до конца дней. Сохранилось около 500 писем, написанных Эрнестине. Здесь были родственны не только души, но и умы.            

 5 кадр: Эрнестина и Тютчев

Тютчев: “Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить. Мне, говорящему со всеми.”

С: Через 3 года после смерти Тютчева Эрнестина Федоровна нашла в своём альбоме стихотворение, адресованное ей и написанное в 1851 году.

Не знаю я, коснётся ль благодать
Моей души болезненно–греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдёт ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была–
Ты, ты, моё земное провиденье!..

К: Это было сильное переживание. Такое послание с того света, такое признание её важнейшей роли в его судьбе. “Это целое событие в моей безрадостной жизни”, – писала она.

С: Это был долгий брак, но Тютчев не был однолюбом. В стихах, обращенных к жене, Тютчев напишет:

В разлуке есть высокое значение:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон. А сон – одно мгновенье….
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен, наконец, проснуться человек.

6 кадр: Портрет Елены Денисьевой.           3 столик: Родина Е., Клягин Д.

К: В 1850 году, уже на закате жизни, к поэту пришла глубокая и сильная любовь – он полюбил Елену Александровну Денисьеву. (Чтение стихотворения "Не рассуждай, не хлопочи... ".)

Не рассуждай, не хлопочи!
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть тому, что́ будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать, о чем тужить?
День пережит — и слава Богу.

Р: В русскую поэзию вошла лирическая исповедь, роман в стихах, одна из вершин мировой поэзии – знаменитый “Денисьевский цикл”

Тютчев: «Последняя любовь»:

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Между серединой 1851 и началом 1854

К: Увлечение было столь сильным, что Тютчев, не задумываясь, приносит в жертву этой любви всё: карьеру, положение в обществе, семейный покой. Он не хотел и не мог оставить семью и , заставляя страдать своих домашних, страдал и сам.

 Тютчев – жене: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой. Увы, это так, и я вынужден признать, что хоть ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою”.

7 кадр: Денисьева и Тютчев.

Диалог и чтение продолжаются на фоне музыки. Входят Он и Она с разных сторон условной сцены, становятся друг напротив друга. (ГАЛКИНА Н., БАЙКАЛОВ И.)

Он: Ему – 47 лет.

Она: Ей – 25.

Он: Он отец семейства, светский человек, дипломат.

Она: Она воспитанница Смольного института, где учились его дочери от первого брака.

Он: Всей душой они полюбили друг друга.

Она: Их любовь продлилась 14 лет, до самой смерти Елены Александровны

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Он: читает стихотворение “Я очи знал”

Я очи знал, – о, эти очи!
Как я любил их – знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!

И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.

Между июлем 1850 и серединой 1851

Она: “Мне нечего скрывать, и нет надобности ни от кого прятаться: я более ему жена, чем бывшие его жёны, и никто в мире никогда так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю. Никогда никто его так не понимал, как я его понимаю – всякий звук, всякую интонацию его голоса, всякую его мину и складку на его лице, всякий его взгляд и усмешку, я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой.”

Он: Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной.

Она: Их съединенье, сочетанье,

Он: И роковое их слиянье,

Она: И поединок роковой.

Он: О, как убийственно мы любим…

8 кадр: Письма или пламя.

Он: Как–то застал её сидящей на полу, с глазами полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые мы  писали друг другу.

Она: Почти машинально я брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами дорогие  моей  памяти строки любви и признания и бросала в огонь камина. Тонкие листки корчились в пламени.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала —
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала —

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела —
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

И сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой —
И сколько горестных минут,
Любви и радости убитой...

Стоял я, молча, в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно-грустно стало мне,
Как от
присущей милой тени...

9 кадр: Светское общество.

Он: “Свет” не принял её и отвернулся.

Она: От неё отрекся даже родной отец.  (Садятся за столик)

Диалог за столиком (несколько учащихся в роли членов светского общества):

– Какой скандал в Петербурге!

– Денисьевой отказали от дома даже недавние близкие друзья.

– Её тётка – инспектриса Смольного – вынуждена уйти из института.

– Тютчевым недоволен двор.

– От блистательной карьеры придётся отказаться!

10 кадр:Тютчев и Денисьева (чтецы)

К.:  “Чему молилась ты с любовью”

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На  поруганье предала.

Толпа  вошла, толпа  вломилась
В святилище души твоей,
И  ты  невольно устыдилась
И  тайн  и  жертв, доступных ей.

Ах, если бы живые крылья
Души, парящей  над толпой,
Ее спасали от  насилья
Безмерной  пошлости  людской!

Между июлем 1850 и серединой 1851

С.:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В её душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе её цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слёз!

Тютчев: О, как убийственно мы любим…
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

К.: “Не говори: меня он, как и прежде, любит…”

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу... им, им одним живу я —
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Между июлем 1850 и серединой 1851

 К.: Тютчеву суждено было пережить свою любовь.В 1864 году, после рождения сына, Елена Александровна тяжело заболела и умерла.

Р.: В последний день жизни она была в бессознательном состоянии, а за окном шёл августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась в шум дождя, осознавая, что умирает.  (“Весь день она лежала в забытьи…”)

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно проговорила
(Он был при ней, убитый, но живой):
«О, как всё это я любила!»

К.: Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это
пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...

Тютчев: “Страшно, невыносимо…сердце пусто, мозг изнеможён.” Тютчев уезжает за границу. Но и там не находит успокоения. В письмах к друзьям он раз за разом вызывает образ любимой Лели.

"Не живется, друг мой, не живется. Гноится рана, не зажи нает. Только при ней и для нее был я личностью. Только в ее любви, в беспредельной ко мне любви я сознавал себя. Только ют в состоянии оценить мое положение, кому из тысяч одному выпала доля 14 лет кряду жить такой любовью, как ее любовь, и пережить ее. Теперь все изведано, все решено. Теперь я убе дился на опыте, что этой страшной пустоты во мне ничто не за полнит...

Не живется, не живется, не живется... Ничто не помогло, ничто не утешило”.

Р.: Дочь  Тютчева Анна свидетельствовала: “Отец постарел лет на 15, его бедное тело превратилось в скелет”

ТЮТЧЕВ: Читается стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.”

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня...
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Всё темней, темнее над землею —
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

3 августа 1865

К.: Эрнестина Фёдоровна Тютчева  тогда в одном из писем  дочерям говорила: “Его скорбь для меня священна, какова бы ни была причина”.

ТЮТЧЕВ:  А Тютчев  писал жене:

Всё отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему ещё молиться мог.

11 кадр: Тютчев и Амалия.     4 столик: Морозова К., Самохин Д.

М: Можно сказать, что одно стихотворение Тютчев писал всю свою жизнь.

С: Я встретил Вас, и всё былое
В отжившем сердце ожило,
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло

М: Начало этих строчек – в цветущей юности, а окончание – в преклонном возрасте, 50 лет спустя. Продиктовало их чувство, в котором он не побоялся признаться на самом краю жизни – чувство к Амалии Крюденер

С: Они познакомились в 1823 году. Двадцатилетний чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене Федор Тютчев начал появляться в великосветском обществе.

М: Пятью годами моложе его была графиня Амалия Лерхенфельд. Чуть застенчивый, незнатный русский юноша и блестящая 15–летняя красавица почувствовали влечение друг к другу. Все в их отношениях было очень романтично: прогулки по древним улицам Мюнхена, поездки в карете к голубому Дунаю. Золотое время.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка в дол глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день:
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

<1836>

С: За год их знакомства, того самого золотого времени, Тютчев был так очарован своей избранницей, что решился просить руки Амалии.

М: Но получил отказ. Её родители предпочли более выгодную партию, барона Крюденера. Пожалела ли когда–нибудь Амалия о своём замужестве? Неизвестно. Но дружеские чувства к Тютчеву сохранила на всю жизнь. Это она привезла в Россию стихи Тютчева, которые впервые были напечатаны там, в журнале А.С.Пушкина  «Современник».

С: В своей долгой жизни они встречались не часто, но эти редкие встречи радовали обоих. В июле 1840 года их семьи встретились на отдыхе в живописном местечке недалёко от Мюнхена.

Тютчев: Из письма Тютчева родителям: “Вы знаете мою привязанность к госпоже Крюденер и можете легко себе представить, какую радость доставило мне свидание с ней. После России это моя самая давняя любовь. Ей было 14 лет, когда я увидел её впервые. А сегодня 14 лет исполнилось её сыну. Она всё ещё очень хороша собой. И наша дружба, к счастью, изменилась не более, чем её внешность.”

М: Летели годы. Прошло 6 лет после смерти Денисьевой, наступила старость. Блаженство сменилось безнадёжностью. И вдруг – время золотое пожелало напомнить о себе. Воспоминание? Нет – очарование. И главное – “и та ж в душе моей любовь”.

С: 67–летний Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Сюда, на здешние воды, съезжалась европейская и русская знать. Амалия Максимилиановна с мужем также приехала на лечение. Встреча с пожилой, но всё ещё прекрасной графиней вдохновила поэта на одно из самых чудесных стихотворений. Оно озаглавлено инициалами К.Б. – Баронессе Крюденер.

Исполнение романса учеником (2 куплета)

М: Была ещё одна встреча, 31 марта 1873 года. Уже разбитый параличом поэт вдруг увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слёзы. Он долго молча на неё смотрел, не произносил от волнения ни слова.

Включается запись романса в исполнении И.С.Козловского.

12 кадр: Портрет Тютчева.

УЧИТЕЛЬ: Свою последнюю любовь (Денисьеву) Тютчев пережил почти на десять лет. Федор Тютчев умер 15 июля 1873 года. Июль был прекрасный, такой же дивный, как тот, роковой, в котором 23 года назад, день в день, 15 июля “последний романтический поэт” встретил свою последнюю любовь… И в комнате, где он умирал, было почти так же тихо и темно, как в той , где он написал первое стихотворение “денисьевского цикла”:

И в мерцанье полусвета,

Тайной страстью занята,

Здесь влюбленного поэта

Веет легкая мечта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

Ф.И. Тютчев. Литературная гостиная.

Методическая разработка для проведения Литературной гостиной, посвящённой русскому поэту Фёдору Ивановичу Тютчеву....

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Литературная гостиная «Прекрасно, что это говорят звезды…» (Тютчев и Фет: штрихи к двойному поэту)

Данная методическая разработка может быть полезна при изучении творчества Ф.И.Тютчева и А.А. Фета в 10-11 классе. Форма проведения: как урочная, так и внеурочная....