"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
материал по литературе (11 класс) по теме

Мостакова Наталья Владимировна

 

 

      Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Искусство рождается из души взволнованной, потрясенной, возмущенной, из бунта, из неприятия мира, из желания преобразить мир. Если искусство трагическое воздействует на души ужасом и состраданием, то искусство сатирическое высокомерно наблюдает «человеческую комедию». Не понимает человек шутки — пиши пропало! И знаете: это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу. На свете нет людей более печальных и одиноких, чем сатирики. Ни в одной стране мира ирония не получила такого «права гражданства», как в России. Быть может, потому, что русскому народу свойственно острое чувство несоответствия между словами и делом. Тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу. Именно с этой ложью и боролись в своих произведениях писатели-сатирики.

        Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты,— честные работники своего искусства. Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы — творцы не только нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни и ее предметов.

        О Творчестве Введенского, Хармса, Черного, Зощенко пойдет речь в нашей литературной гостиной…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnye_huligany.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осенний кавардак или литературные хулиганы

(Литературная гостиная)

1 ведущий. — ОБЭРИУ!

2 ведущий. - крикнул Хармс и пропал. «Где ты?»

1 ведущий. — позвал Введенский и другие поэты. «Я здесь!

2 ведущий. — сказал невидимый Хармс.

ВМЕСТЕ: — Идите все сюда!».

1 ведущий. Так эти граждане перешли в иную реальность.

2 ведущий. А мы с вами переходим в новый литературно-музыкальный сезон.

Вместе: Добро пожаловать!

1 ведущий. Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства.

2 ведущий. Искусство рождается из души взволнованной, потрясенной, возмущенной, из бунта, из неприятия мира, из желания преобразить мир.

1 ведущий. Если искусство трагическое воздействует на души ужасом и состраданием, то искусство сатирическое высокомерно наблюдает «человеческую комедию».

2 ведущий. Не понимает человек шутки — пиши пропало! И знаете: это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу.

Вместе: Всем известно, что у нас

Память - просто высший класс!

Мы прочтём стихотворенье -

И запомним всё тотчас!

2 ведущий. Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.

1 ведущий. "Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне".

2 ведущий. - Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а фикус в это время
Мыл старушку на окне...

1 ведущий. - Ну о чём тут говорить?

Стал бы я себя хвалить,

Мне историю про Ваню

Очень просто повторить!


1 ведущий. - Ехал фикус на окне,
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне...

2 ведущий. - Ну какой же ты чудак,

Только хвастаться мастак!

Лучше ты меня послушай:

Было всё совсем не так!


1 ведущий. Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?

Вместе: Всем известно, что у нас

Память - просто высший класс!

Ну-ка, сами повторите!

Что получится у вас?  

1 ведущий. На свете нет людей более печальных и одиноких, чем сатирики.

В эпоху величайших преобразований, когда, казалось бы, всякий смех неуместен, ирония  очаровывает сердца,  восстает до небес, растекается по миру.

2 ведущий. Ни в одной стране мира ирония не получила такого «права гражданства», как в России. Быть может, потому, что русскому народу свойственно острое чувство несоответствия между словами и делом.

1 ведущий. Прутков — первый абсурдист в русской литературе. Абсурдность речи — это когда в цикле афоризмов повторяется одна и та же фраза, преподносится список, каталог всевозможных способов обмануть читателя — устроить речевую провокацию.

2 ведущий. Тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу. Именно с этой ложью и боролись в своих произведениях писатели-сатирики.

1 ведущий....Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.

2 ведущий. «И в ненастные дни собирались они часто…» 

1 ведущий. Кто мы? И почему мы?

2 ведущий. Мы, обэриуты,— честные работники своего искусства. Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы — творцы не только нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни и ее предметов.

1 ведущий. Наша воля к творчеству универсальна: она перехлестывает все виды искусства и врывается в жизнь, охватывает ее со всех сторон. И мир, замусоленный языками множества глупцов, запутанный в тину «переживаний» и «эмоций», ныне возрождается во всей чистоте своих конкретных мужественных форм.

2 ведущий. Кто-то и посейчас величает нас «заумниками». Мы - Люди реальные и конкретные до мозга костей. В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова…

1 ведущий. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. Подойдите поближе и потрогайте его пальцами. Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты. Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты «нереальны» и «нелогичны»?

2 ведущий. А кто сказал, что «житейская» логика обязательна для искусства?

1 ведущий. Это сказали Люди!

2 ведущий. Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что, вопреки анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героини и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать.

1 ведущий. Так кто же имел смелость разрушить все эти скучные стереотипы?

2 ведущий. Введенского и Хармса объединяет «звезда бессмыслицы», цель вот этой бессмыслицы - "в разрушении стереотипов». Поэты ставили над словом и звуком эксперименты, в которых смысл написанного оказывался подчас на последнем месте.

1 ведущий. Кстати, сохранилась лишь малая часть из написанного Введенским, небрежно относившимся к своим творениям. Большинство же утеряно им самим или уничтожено осторожными знакомыми и друзьями.

2 ведущий. 10 декабря 1931 Введенский был задержан. В это же время были арестованы Хармс, Бахтерев, Туфанов и др. Им были предъявлены обвинения в контрреволюционной деятельности по 58 статье.

1 ведущий. Но осуждены они были по "литературному отделу" ГПУ. Им инкриминировалось, что своими "заумными стихами" они отвлекают граждан от задач социалистического строительства.

2 ведущий. Надо сказать, что у Хармса были как спонтанные проявления жизнетворческого поведения, так и планируемые заранее. Есть очень интересный пример, как он планировал свои акции.  Были программы выступлений в различных местах. Например:

1 ведущий. "На диспуте. Усы углем. Есть суп.

2 ведущий.  На выступлении. Есть суп, пить фиолетовую и зеленую жидкость".

1 ведущий. Причем, Хармс хотел пропагандировать реальное искусство даже в ресторанах, кинотеатрах - ввести его в жизнь. И он, в частности, предлагал заказывать в ресторане манную кашу, кофе с огурцами.

2 ведущий. Ножницами резать огурцы, подвязывать салфетки и кормить друг друга, всем вместе заикаться. То есть это было предшественниками хэппенингов, всяких современных акций. Уже тогда Хармс такое жизнетворчество проводил в жизнь.

1 ведущий. Это показывает, что они были веселейшими людьми не только за белым листом бумаги, но и в реальной жизни.

2 ведущий. 

Дядя Боря говорит,
что
оттого он так сердит,
что
кто-то на пол уронил
банку полную чернил
и оставил на столе
деревянный пистолет,
жестяную дудочку
и складную удочку.

1 ведущий. Может, это серый кот виноват?
Или это черный пес виноват?
Или это курицы
залетели с улицы?
Или толстый, как сундук,
приходил сюда индюк?
Банку полную чернил
на тетрадку уронил
и оставил на столе
деревянный пистолет,
жестяную дудочку
и складную удочку?

2 ведущий. Тетя Варя говорит,
что
оттого она ворчит,
что
кто-то сбросил со стола
три тарелки, два котла,
и в кастрюлю с молоком
кинул клещи с молотком.

1 ведущий. Может, это серый кот виноват?
Или это черный пес виноват?
Или это курицы
залетели с улицы?
Или толстый как сундук
приходил сюда индюк,
три тарелки, два котла
сбросил на пол со стола
и в кастрюлю с молоком
сбросил клещи с молотком?

2 ведущий. Дядя Боря говорит:
чьи же это вещи?


1 ведущий. Тетя Варя говорит:
чьи же это клещи?


2 ведущий. Дядя Боря говорит:
чья же это дудочка?


1 ведущий.  Тетя Варя говорит:
чья же это удочка?

2 ведущий. Убегает серый кот,
пистолета не берет.

1 ведущий. Удирает черный пес,
отворачивает нос.

2 ведущий. Разлетелись курицы,
бегают по улице.


1 ведущий. Важный, толстый, как сундук,
только фыркает индюк,

2 ведущий. не желает дудочки,

1 ведущий. не желает удочки.

2 ведущий. А является один
пятилетний гражданин,
пятилетний гражданин
мальчик Петя Бородин.
Напечатайте в журнале,
что
наконец-то все узнали,
кто


1 ведущий. три тарелки, два котла
сбросил на пол со стола
и в кастрюлю с молоком
сбросил клещи с молотком,
банку полную чернил
на тетрадку уронил
и оставил на столе
деревянный пистолет,
жестяную дудочку
и складную удочку.

2 ведущий. Серый кот не виноват,
нет,

1 ведущий. черный пес не виноват,
нет,

2 ведущий. не летали курицы
к нам в окошко с улицы,

1 ведущий. даже толстый, как сундук,
не ходил сюда индюк.

2 ведущий. Только Петя Бородин
виноват во всем один,

ВМЕСТЕ: и теперь об этом Пете
мы расскажем всем на свете.

1 ведущий. У писателей сатириков меняется отношение к слову, фразе, высказыванию, речи — «Глаголы на наших глазах доживают свой век, — пишет Введенский.— В искусстве сюжет и действие исчезают. События не совпадают со временем. Время съело события. От них не осталось косточек».

2 ведущий.  Комические приемы в русской литературе выполняют позитивную созидательную функцию,  показывают духовные идеалы авторов.

1 ведущий. Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.

2 ведущий.   Он просто играл жизнь. Причем свою собственную. И никому не мешал.
Он все время опасался, не слишком ли много смысла в том, что он написал.

1 актёр.

Даниил Хармс

Даниил Иванович Ювачев (1905 — 1942) еще на школьной скамье придумал себе псевдоним — Хармс, который варьировал с поразительной изобретательностью, иногда даже в подписи под одной рукописью: Хармс, Хормс, Чармс, Хаармс, Шардам, Хармс-Дандан и т.д. Дело в том, что Хармс полагал, что неизменное имя приносит несчастье, и брал новую фамилию как бы в попытках уйти от него. «Вчера папа сказал мне, что, пока я буду Хармс, меня будут преследовать нужды. Даниил Чармс.

Он происходил из семьи известного народовольца Ивана Павловича Ювачева, приговоренного в свое время к смертной казни, замененной пожизненным заключением, отбывавшего ссылку на Сахалине, где с ним познакомился Чехов. Даня родился уже после освобождения отца. Отец Хармса стал автором мемуарных и религиозных книг — послужил прототипом для героев Льва Толстого и Чехова… Так что корни Хармса — вполне литературные. Но сочинений сына Иван Павлович не одобрял, — столь не похожи они были на то, что он сам почитал в литературе.

«Когда я пишу стихи, то самым главным кажется мне не идея, не содержание, не форма и не качество, а нечто еще более туманное, непонятное рационалистическому уму: это чистота порядка».

Поэзия абсурда в русской литературной традиции имеется. Если мы возьмем братьев Жемчужниковых и Алексея Константиновича Толстого и созданный ими образ Козьмы Пруткова, то вот вам, пожалуйста, в 19 веке русская поэзия абсурда. Метод абсурда существовал в литературе и до Хармса, и параллельно с ним. Абсурд, посеянный Гоголем в России, которую не понять умом, распространился по миру, как Интернет. А  Гоголь был его богом. Но именно Хармс стал культовым писателем. «Меня интересует только чушь, только то, что не имеет никакого практического смысла, меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении». Открытие Хармса в том, что из нелепости, чуши и бессмыслицы он создал абсолютно гармоничный текст. Хармса занимало чудо, чудесное. «Интересно только чудо, как нарушение физической структуры мира», — замечает он в своей записи 1939 года. Он верил в чудо — и при этом сомневался, существует ли оно в жизни. Иногда он сам ощущал себя чудотворцем, который может, но не хочет творить чудеса. Один из часто встречаемых мотивов его произведений — сон. Сон как самое удобное состояние, среда для того, чтобы свершались чудеса и чтобы в них можно было поверить.

Смерть как символ, как философская категория присутствует практически во всех текстах Хармса. Видимо, были какие-то особые отношения со смертью? Огромные отношения. Эти совсем молодые поэты потому так значительны и сильны, что размышляли о главном. Введенский указывал на три своих темы: время, смерть, Бог. Время, его текучесть — постоянный мотив Хармса.

Сон, с которым то и дело экспериментируют его герои, в системе оккультизма — способ прорваться в параллельный, иррациональный мир. Но, живя на грани нищеты и голода, Хармс, вероятно, имел и более «земной» повод думать о смерти?

Странность, непредсказуемость очень ценима в литературе. Его короткие вещи сказали о жизни больше, чем многостраничные романы. Заумная поэзия хотела противостоять мертвому рассудку, не способному к рождению новых форм жизни. Единственной задачей было сочинять нелепости, среди которых попадались очень забавные и смешные. Делом Хармса было сочинительство жизни не только посредством текста, но и посредством собственного поведения.
«На что ропщу я? Мне дано все, чтобы жить возвышенной жизнию. А я гибну в лени, разврате и мечтании».

А вот подлинная записка, сохранившаяся в архиве Хармса: «У меня срочная работа. Я дома, но никого не принимаю. И даже не разговариваю через дверь. Я работаю каждый день до 7 часов».

«Срочная работа» у непечатающего писателя! Но он словно знал об отпущенных ему 36 годах жизни. Бывали дни, когда он писал по два-три стихотворения или по два рассказа. И любую, даже маленькую вещь мог несколько раз переделывать и переписывать.

В дневнике он уговаривает себя не пасть духом, обрести равновесие, чтобы остаться верным избранному пути, даже если приходится плыть против течения. «Жизнь это море, судьба это ветер, а человек это корабль, — размышляет он. — И как хороший рулевой может использовать противный ветер и даже идти против ветра, не меняя курса корабля, так и умный человек может использовать удары судьбы и с каждым ударом приближаться к своей цели.

1 ведущий. Даниил Хармс «Оптический обман»

2 ведущий. Семен Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и видит: на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

1 ведущий. Семен Семёнович, сняв очки, смотрит на сосну и видит, что на сосне никто не сидит.

2 ведущий. Семен Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

1 ведущий. Семен Семёнович, сняв очки, опять видит, что на сосне никто не сидит.

2 ведущий. Семен Семёнович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

1 ведущий. Семен Семёнович не желает верить в это явление и считает это явление

ВМЕСТЕ: – оптическим обманом.

1 ведущий. "Кто живёт под потолком?"


2 ведущий. - Гном.


1 ведущий. "У него есть борода?"


2 ведущий. - Да.


1 ведущий. "И манишка, и жилет?"


2 ведущий. - Нет.


1 ведущий. "Как встаёт он по утрам?"


2 ведущий. – Сам


1 ведущий. "Кто с ним утром кофе пьёт?"


2 ведущий. - Кот.


1 ведущий. "И давно он там живёт?"


2 ведущий. - Год.


1 ведущий. "Кто с ним бегает вдоль крыш?"


2 ведущий.
 - Мышь.


1 ведущий. "Ну, а как его зовут?"


2 ведущий. - Скрут


1 ведущий. "Он, капризничает, да?"


2 ведущий. - Ни-ког-да!..

2 ведущий. Бывают на свете непослушные дети.   То  пытаются  они сделать непромокаемый порох из серы, зубного порошка  и  вазелина,  то  делают  чернила  из сока шелковичного дерева, превращая  квартиру  в  небольшой  химический  заводик.  Нет, ни озорником, ни задирой,  ни  хулиганом   не  был этот мальчик.  Просто-напросто:  "Он  был особенный.   Из   тех   мальчиков,   что   шалят-шалят,  вдруг  притихнут  и задумаются...  И  такое  напридумают,  что  и  выговора  серьезного  сделать нельзя, - начнешь выговаривать, да и сам рассмеешься"

1 ведущий. Так Саша Чёрный говорил о себе.  

2 ведущий. Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

1 ведущий. Вы сидели в манто на скале,

Обхвативши руками колена.

А я - на земле,

Там, где таяла пена,-

Сидел совершенно один

И чистил для вас апельсин.

Оранжевый плод!

Терпко-пахучий и плотный...

Ты наливался дремотно

Под солнцем где-то на юге,

И должен сейчас отправиться в рот

К моей серьезной подруге.

Судьба!

Пепельно-сизые финские волны!

О чем она думает,

Обхвативши руками колена

И зарывшись глазами в шумящую даль?

Принцесса! Подите сюда,

Вы не поэт, к чему вам смотреть,

Как ветер колотит воду по чреву?

Вот ваш апельсин!

И вот вы встали.

Раскинув малиновый шарф,

Отодвинули ветку сосны

И безмолвно пошли под скалистым навесом.

Я за вами - умильно и кротко.

Ваш веер изящно бил комаров -

На белой шее, щеках и ладонях.

Один, как тигр, укусил вас в пробор,

Вы вскрикнули, топнули гневно ногой

И спросили:

2 ведущий. "Где мой апельсин?"

1 ведущий. Увы, я молчал.

Задумчивость, мать томно-сонной мечты,

Подбила меня на ужасный поступок...

Увы, я молчал!

2 ведущий. В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам.

2 актёр.


Ну, так вот - такой поэт примчался к вам:

Это ваш слуга покорный,

Он зовется "Саша Черный"...

Почему? Не знаю сам.

     

Представляясь  таким  образом малышам, поэт немного лукавил. Однажды он открыл  секрет своего псевдонима: "Нас было двое в семье с именем Александр. Один  брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей "литературы" что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем".

Саша  Черный  родился  в  Одессе,  в  1880  г.  Настоящая его фамилия - Гликберг. Семья была  большая,  зажиточная. Отец - провизор. Дед - купец, торговец скобяными товарами.  Глава семьи был чрезвычайно суров  и  крут  нравом и чуть что - жестоко наказывал детей малейшую провинность. Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Отец уже собирался было отдать его в обучение какому-либо ремеслу, но передумал и разом решил крестить всех детей, тем самым уравняв их в гражданских правах с прочими российскими подданными христианского вероисповедания. Когда  Саше  исполнилось  15 лет, он, не в силах более терпеть семейное иго,  убежал  из  дому. Беглец оказался в

катастрофическом  положении,  без  всяких  средств  к существованию. Написал отцу  и  матери, моля о помощи, но те наотрез отказались от блудного сына. И наконец, узнав о  бедственном  положении  юноши,  брошенном  семьей, Сашу Гликберга приютил обеспеченный  и великодушный человек из Житомира - Константин Константинович Роше.  Предоставил  кров,  дал  возможность  продолжать  учебу. Больше того: заметив   в   своем   воспитаннике   искру   Божью,  преподал  первые  уроки

стихоплетства.

Ребячьи  обиды  не  исчезают бесследно. Немудрено, что лишенный детства поэт   не   любил  вспоминать  об  этой  "золотой"  поре.  "У  меня  не  было  детства!  У меня не было юности! В книге моей жизни

недостает  этих  двух  золотых вступительных страниц. Детство, яркая, пестро окрашенная  заглавная буква, вырвана из длинных строк моего бытия! Именно  превратностям этой судьбы, столь необычной и горестной, обязаны мы  чуду  появления  такой,  ни  на  кого  не  похожей,  как  бы раздвоенной личности,  имя которой "Саша Черный"

1 ведущий. «Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого» 



2 ведущий. Так говорил о творчестве Зощенко Максим Горький.



3 актёр.



МЕДИК

Нынче, граждане, в народных судах всё больше медиков судят. Один, видите ли, операцию погаными руками произвёл, другой — с носа очки обронил в кишки и найти не может, третий — ланцет потерял во внутренностях или же не то отрезал, чего следует, какой-нибудь неопытной дамочке.

Всё это не по-европейски. Всё это круглое невежество. И судить таких врачей надо.

Но вот, за что, товарищи, судить будут медика Егорыча? Конечно, высшего образования у него нету. Но и вины особой нету.

А заболел тут один мужичок. Фамилия — Рябов, профессия — ломовой извозчик. Лет от роду — тридцать семь. Беспартийный.

Мужик хороший — слов нету. Хотя и беспартийный, но в союзе состоит и ставку по третьему разряду получает.

Ну, заболел. Слёг. Подумаешь, беда какая. Пухнет, видите ли, у него живот и дышать трудно. Ну, потерпи! Ну, бутылку с горячей водой приложи к брюху — так нет. Испугался очень. Задрожал. И велит бабе своей, не жалеючи никаких денег, пригласить наилучшего знаменитого врача. А баба что? Баба всплакнула насчёт денег, но спорить с больным не стала. Пригласила врача.

Является этакий долговязый медик с высшим образованием. Фамилия Воробейчик. Беспартийный.

Ну, осмотрел он живот. Пощупал чего следует и говорит:

— Ерунда, говорит. Зря, говорит, знаменитых врачей понапрасну беспокоите. Маленько объелся мужик через меру. Пущай, говорит, клистир ставит и курей кушает.

Сказал и ушёл. Счастливо оставаться.

А мужик загрустил.

«Эх,— думает,— так его за ногу! Какие дамские рецепты ставит. Отец, думает, мой не знал лёгкие средства, и я знать не желаю. А курей пущай кушает международная буржуазия».

И вот погрустил мужик до вечера. А вечером велит бабе своей, не жалея никаких денег, пригласить знаменитого Егорыча с Малой Охты.

Баба, конечно, взгрустнула насчёт денег, но спорить с больным не стала — поехала. Приглашает.

Тот, конечно, покобенился.

— Чего,— говорит,— я после знаменитых медиков туда и обратно ездить буду? Я человек без высшего образования, писать знаю плохо. Чего мне взад-вперёд ездить?

Ну, покобенился, выговорил себе всякие льготы: сколько хлебом и сколько деньгами — и поехал.

Приехал. Здравствуйте.

Щупать руками желудок не стал.

— Наружный,— говорит,— желудок тут ни при чём. Всё, говорит, дело во внутреннем. А внутренний щупай — болезнь от того не ослабнет. Только разбередить можно.

Расспросил он только, что первый медик прописал и какие рецепты поставил, горько про себя усмехнулся и велит больному писать записку — дескать, я здоров, и папаша покойный здоров, во имя отца и святого духа.

И эту записку велит проглотить.

Выслушал мужик, намотал на ус.

«Ох,— думает,— так его за ногу! Ученье свет — поученье тьма. Говорило государство: учись — не учился. А как бы пригодилась теперь наука».

Покачал мужик бородёнкой и говорит через зубы:

— Нету, говорит, не могу писать. Не обучен. Знаю только фамилие подписывать. Может, хватит.

— Нету,— отвечает Егорыч, нахмурившись и теребя усишки.— Нету. Одно фамилие не хватит. Фамилие, говорит, подписывать от грыжи хорошо, а от внутренней полная записка нужна.

— Чего же,— спрашивает мужик,— делать? Может, вы за меня напишете, потрудитесь?

— Я бы,— говорит Егорыч,— написал, да, говорит, очки на рояли забыл. Пущай кто-нибудь из родных и знакомых пишет.

Ладно. Позвали дворника Андрона.

А дворник даром что беспартийный, а спец: писать и подписывать может.

Пришёл Андрон. Выговорил себе цену, попросил карандаш, сам сбегал за бумагой и стал писать.

Час или два писал, вспотел, но написал:

«Я здоров, и папаша покойный здоров, во имя отца и святого духа.

Дворник дома № 6.

Андрон».

Написал. Подал мужику. Мужик глотал, глотал — проглотил.

А Егорыч тем временем попрощался со всеми любезно и отбыл, заявив, что за исход он не ручается — не сам больной писал.

А мужик повеселел, покушал даже, но к ночи всё-таки помер.

А перед смертью рвало его сильно, и в животе резало.

Ну, помер — рой землю, покупай гроб,— так нет. Пожалела баба денег — пошла в союз жаловаться: дескать, нельзя ли с Егорыча деньги вернуть.

Денег с Егорыча не вернули — не таковский, но дело всплыло.

Разрезали мужика. И бумажку нашли. Развернули, прочитали, ахнули: дескать, подпись не та, дескать, подпись Андронова — и дело в суд. И суду доложили: подпись не та, бумажка обойная и размером для желудка велика — разбирайтесь!

А Егорыч заявил на следствии: «Я, братцы, ни при чём, не я писал, не я глотал и не я бумажку доставал. А что дворник Андрон подпись свою поставил, а не больного — недосмотрел я. Судите меня за недосмотр».

А Андрон доложил: «Я, говорит, два часа писал и запарился. И, запарившись, свою фамилию написал. Я, говорит, и есть убийца. Прошу снисхождения».

Теперь Егорыча с Андроном судить будут. Неужели же засудят?


4 актёр



НА  ЖИВЦА

В трамвае я всегда езжу в прицепном вагоне.

Народ там более добродушный подбирается.

В переднем вагоне скучно и хмуро, и на ногу никому не наступи. А в прицепке, не говоря уже о ногах, много привольней и веселей.

Иногда там пассажиры разговаривают между собой на отвлечённые философские темы — о честности, например, или о заработной плате. Иногда же случаются и приключения.

На днях ехал я в четвёртом номере.

Вот два гражданина против меня. Один с пилой. Другой с пивной бутылкой. Бутылка пустая. Держит человек бутылку в руках и пальцами по ней щёлкает. А то к глазу поднесёт и глядит на пассажиров через зелёное стекло.

Рядом со мной — гражданка в тёплом платке. Сидит она вроде сильно уставшая или больная. И даже глаза по временам закрывает. А рядом с гражданкой — пакет. Этакий в газету завёрнут и бечёвкой перевязан.

И лежит этот пакет не совсем рядом с гражданкой, а несколько поодаль. Гражданка иногда косо на него поглядывает.

— Мамаша,— говорю я гражданке.— Гляди, пакет унесут. Убери на колени.

Гражданка сердито посмотрела на меня, сделала таинственный знак рукой и, приложив палец к своим губам, снова закрыла глаза.

Потом опять с сильным неудовольствием посмотрела на меня и сказала:

— Сбил ты меня с плану, чёрт такой...

Я хотел было обидеться, но гражданка язвительно добавила:

— А может, я нарочно пакет этот отложила. Что тогда? Может, я и не сплю, а всё как есть вижу и нарочно глаза прикрываю?..

— То есть как? — удивился я.

— Как, как..? — передразнила гражданка.— Может, я вора на этот пакет хочу поймать...

Пассажиры стали прислушиваться к нашему разговору.

— А чего в пакете-то? — деловито спросил человек с бутылкой.

— Да я же и говорю,— сказала гражданка.— Может, я нарочно туда костей-тряпок напихала... Потому — вор не разбирается, чего в нём. А берёт, что под руку попадёт... Знаю я, не спорьте. Я, может, с неделю так езжу...

— И что же — попадают? — с любопытством спросил кто-то.

— А то как же,— воодушевилась гражданка.— Обязательно попадают... Давеча дамочка вкапалась... Молоденькая такая, хорошенькая из себя. Чёрненькая брунеточка... Гляжу я — вертится эта дамочка. После цоп пакет и идёт... А-а-а, говорю, вкапалась, подлюга...

— С транвая их, воров-то, скидывать надоть! — сказал сердито человек с пилой.

— Это ни к чему — с трамвая,— вмешался кто-то.— В милицию надо доставлять.

— Конечно, в милицию,— сказала гражданка.— Обязательно в милицию... А то ещё другой вкапался... Мужчина, славный такой, добродушный... Тоже вкапался... Взял прежде пакет и держит. Привыкает. Будто свой. А я молчу. И в сторону будто гляжу. А он после встаёт себе и идёт тихонько... А-а, говорю, товарищ, вкапался, гадюка...

— На живца, значит, ловишь-то? — усмехнулся человек с бутылкой.— И многие попадают?

— Да я же и говорю,— сказала гражданка,— попадают.

Она замигала глазами, глянула в окно, засуетилась и пошла к выходу.

И, уходя из вагона, она сердито посмотрела на меня и снова сказала:

— Сбил ты меня с плану, чёрт такой! Начал каркать на весь вагон. Теперь, ясно, никто на пакет не позарится. Вот и схожу раньше времени.

Тут кто-то с удивлением произнёс, когда она ушла:

— И зачем ей это, братцы мои? Или она хочет воровство искоренить?

Другой пассажир, усмехнувшись, ответил:

— Да нет, ей просто охота, чтоб все люди вокруг воровали.

Человек с пилой сердито сказал:

— Вот какие бывают дьявольские старухи, воспитанные пре


2 ведущий. Ситуация ненормальная



1 ведущий. Нормальные люди здесь не задерживаются!



5 актёр


МЕДИЦИНСКИЙ  СЛУЧАЙ

Можно сказать, всю свою жизнь я ругал знахарей и всяких таких лекарских помощников.

А сейчас горой заступлюсь.

Уж очень святое наглядное дело произошло.

Главное, все медики отказались лечить эту девчонку. Руками разводили, чёрт её знает, чего тут такое. Дескать, медицина в этом теряется.

А тут простой человек, без среднего образования, может, в душе сукин сын и жулик, поглядел своими бельмами на девчонку, подумал, как и чего, и пожалуйста,— имеете заместо тяжёлого недомогания здоровую личность.

А этот случай был с девчонкой.

Такая небольшая девчонка. Тринадцати лет. Её ребятишки испугали. Она была вышедши во двор по своим личным делам. А ребятишки, конечно, хотели подшутить над ней, попугать. И бросили в неё дохлой кошкой. И у неё через это дар речи прекратился. То есть она не могла слова произносить после такого испуга. Чего-то бурчит, а полное слово произносить не берётся. И кушать не просит.

А родители её были люди, конечно, не передовые. Не в авангарде революции. Это были небогатые родители, кустари. Они шнурки к сапогам производили. И девчонка тоже чего-то им вертела. Какое-то колесо. А тут вертеть не может и речи не имеет.

Вот родители мотали, мотали её по всем врачам, а после и повезли к одному специальному человеку. Про него нельзя сказать, что он профессор или врач тибетской медицины. Он просто лекарь-самородок.

Вот привезли они своего ребёнка в Шувалово до этого специалиста. Объявили ему, как и чего.

Лекарь говорит:

— Вот чего. У вашей малютки прекратился дар речи через сильный испуг. И я, говорит, так мерекаю. Нуте, я её сейчас обратно испугаю. Может, она, сволочь такая, снова у меня заговорит. Человеческий, говорит, организм достоин всеобщего удивления. Врачи, говорит, и разная профессура сама, говорит, затрудняется узнать, как и чего и какие факты происходят в человеческом теле. И я, говорит, сам с ними то есть совершенно согласен и, говорит, затрудняюсь вам сказать, где у кого печёнка лежит и где селезёнка. У одного, говорит, тут, а у другого, может, не тут. У одного, говорит, кишки болят, а у другого, может, дар речи прекратился, хотя, говорит, язык болтается правильно. А только, говорит, надо на всё находить свою причину и её выбивать поленом. И в этом, говорит, есть моя сила и учение. Я, говорит, дознаюсь до причины и её искореняю.

Конечное дело, родители забоялись и не советуют девчонку поленом ударять.

Медик говорит:

— Что вы, что вы! Я, говорит, её поленом не буду ударять. А я, говорит, возьму махровое или, например, вафельное полотенце, посажу, говорит, вашу маленькую лахудру на это место, и пущай она сидит минуты три. А после, говорит, я тихонько выбегу из-за дверей и как ахну её полотенцем. И, может, она протрезвится. Может, она шибко испугается, и, я так мерекаю, может, она снова у нас разговорится.

Тогда вынимает он из-под шкапа вафельное полотенце, усаживает девчонку, куда надо, и выходит.

Через пару минут он тихонько подходит до неё и как ахнет её по загривку.

Девчонка как с перепугу завизжит, как забьётся.

И, знаете, заговорила.

Говорит и говорит, прямо удержу нету. И домой просится. И за свою мамку цепляется. Хотя взгляд у ней стал ещё более беспокойный и такой вроде безумный.

Родители говорят:

— Скажите, она не станет после этого факта дурочкой?

Лекарь говорит:

— Этого я не могу вам сказать. Моё, говорит, дело сообщить ей дар речи. И это есть налицо. И, говорит, меня не так интересует ваша трёшка, а мне, говорит, забавней видеть подобные результаты.

Родители подали ему трёшку и отбыли.

А девчонка действительно заговорила. Действительно, верно, она немного в уме свихнулась, немножко она такая стала придурковатая, но говорит, как пишет.


2 ведущий. Бывает так, что на горизонте мелькнут журавли, слабый ветер донесет их жалобный крик, а через минуту, с какой жадностью ни вглядывайся в синюю даль, не увидишь ни точки, не услышишь ни звука, — так точно люди с их лицами и речами мелькают в жизни и утопают в нашем прошлом, не оставляя ничего больше, кроме ничтожных следов памяти.


1 ведущий. Жить на вершине голой,

Писать простые сонеты...

И брать от людей из дола

Хлеб вино и котлеты.

Сжечь корабли и спереди, и сзади,

Лечь на кровать, не глядя ни на что,

Уснуть без снов и, любопытства ради,

Вместе: Проснуться лет так через сто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...

Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"

Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл...

Литературная викторина "Литературный максимум"

Литературная викторина подходит для 10-11 классов. В игровой форме проверяет знания учащихся по литературе. Задания рассчитаны на общую эрудицию...

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Литературно-музыкальная семейная гостиная «Моей мамы лучше нет». Для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Праздничный концерт, посвящённый дню Матери, который проводится в последнюю пятницу ноября. Песни, стихи, игры для любимых мам....

Литературно-музыкальная композиция «Гостиная живописи 19-20 веков». Конкурс «Живые картины».

усиление интереса и любви к русскому языку путем проведения недели как массовой формы внеклассных занятий; проведение мероприятий, которые оптимально подходят познавательным интересам, уровню подготов...