ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
методическая разработка на тему

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной школе. Автором также обозначены правила и традиции, принятые для проведения представленных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чайникова Дарья Сергеевна
учитель ННОУ "Школа Пионер"

Г. Мурманск

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)


Аннотация: данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной школе. Автором также обозначены правила и традиции, принятые для проведения представленных мероприятий.

Ключевые слова: внеурочная деятельностьгуманизациягуманитаризациягармоничное развитие личностилитературные гостиныегуманитарная образованностьуспешный образованный человекграмотная речь.



В сегодняшнем мире, в условиях постиндустриального общества с развитыми информационными технологиями успешный образованный человек должен не только владеть предметными знаниями, умениями и навыками по своей специальности, но и быть разносторонне развитой личностью, что невозможно без достаточно глубоких знаний литературы, языков, искусства. «Образованный человек способен к активной социальной адаптации в обществе, к принятию оптимальных решений в различных критических ситуациях, свободно ориентируется в вопросах мировой и отечественной культуры, в современной системе жизненных ценностей, способен к самообразованию, самостоятельному выбору и самосовершенствованию» [3, с. 161]. Соответственно, мы видим основную задачу учителя в создании благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности. Сейчас все чаще стали говорить о гуманитаризации и гуманизации образования, о том благотворном влиянии, которое оказывает культура и литература, как одна из ее составляющих, на личность любого человека, а на ребенка или подростка особенно, в силу их восприимчивости и психологических особенностей. К сожалению, ученые отмечают, что «острейшей проблемой в развитии современного общества, в том числе образования, является его гуманизация и гуманитаризация» [1, с. 98], точнее сказать, отсутствие последних. «Финансовый кризис еще более ярко высветил их значимость для социума и личности» [1, с. 98]. «Гуманитарная образованность способствует большей открытости людей, формирует нравственность и толерантное отношение к разным мнениям» [1, с. 98], что весьма актуально в условиях поликультурного общества, учитывая недавние события в мире и современную геополитическую ситуацию. «Гуманитарная образованность является основой духовности, помогает преодолеть разобщенность людей, которая ведет к крайне негативным социальным последствиям. Гуманитарная образованность облегчает освоение любой профессии. Мы полностью разделяем мнение белорусской писательницы С. Алексиевич (Нобелевская премия по литературе 2015 г.) в том, что «самое глупое, что мы искореняем сейчас гуманитарность нашего образования. Выжить способен гуманитарный, а не рациональный человек» [4, с. 10].

На наш взгляд, именно литература наряду с музыкой занимают важное место не только в учебно-воспитательном процессе, но и в повседневной жизни человека, так как особенно сильно и эмоционально воздействуют на внутренний мир человека. К сожалению, во время урочной деятельности не всегда есть возможность уделить достойное внимание тем или иным литературным произведениям, посопереживать вместе с любимыми литературными героями, пережить наиболее тревожные, а то и полюбившиеся моменты повествования. Но все это можно успешно реализовать во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.

В современном мире вопрос организации дополнительного образования подростков вновь оказался в центре внимания педагогов, воспитателей, родителей. Актуальность внеурочной деятельности ни у кого не вызывает сомнений. Дополнительное образование призвано не только развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, приучать и знакомить подрастающее поколение с национальными и мировыми культурными ценностями, но и мотивировать личностное саморазвитие детей и подростков, которое в дальнейшем будет способствовать успешному и гармоничному развитию личности, формированию гуманитарной образованности.

Для успешной реализации воспитательных задач, возложенных на дополнительное образование в современном обществе я, учитель русского языка и литературы, активно использую в своей педагогической деятельности такую форму внеклассной работы как литературная гостиная.

Литературные гостиные появились еще в XIX веке и были очень популярны в качестве формы художественно-творческих вечеров.

Современным школьникам тоже нравится посещать такие мероприятия и участвовать в них. Наши литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, более близкое знакомство с писателями, поэтами, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать, развить свой талант и способности. Участие школьников в наших литературных гостиных помогает также решать и еще одну очень важную задачу, ставшую особо актуальной именно в век информационных технологий – развивает речь учащихся. Без грамотной речи невозможно воспитать гармонично развитого и образованного человека. К сожалению, приходится констатировать, что речь очень многих людей разных возрастов и профессий страдает от косноязычия, языковых и речевых ошибок. «В то время как хорошо развитая, грамотная речь является неотъемлемой частью личностной характеристики и общей гуманитарной культуры каждого человека. Неотъемлемыми характеристиками культурной и грамотной речи являются правильность, уместность, богатство и разнообразие, чистота, точность, логичность, ясность и доступность, выразительность в их взаимодействии и взаимообусловленности» [2, с. 133]. Указанные речевые характеристики предопределяют общий уровень интеллектуального и речевого развития культурного человека. Грамотная речь является одним из самых важных показателей гуманитарной образованности человека. На уроках русского языка и литературы по известным объективным причинам (большая наполняемость классов, недостаточное количество учебных часов на литературу особенно в старшем звене, невысокая мотивация учащихся, несовершенство учебных программ и пособий по литературе) далеко не всегда есть возможность работать со словом и текстом, обратить внимание учеников на красоту и изящество мысли автора, метко выраженную словом. И именно внеурочная деятельность дает такую возможность.

Таким образом, организуя внеурочную деятельность, наши литературные гостиные в школе, мы создаем условия учащимся для их успешного самосовершенствования и мотивируем их на дальнейшее саморазвитие и самопознание. Кроме этого формируется и совершенствуется не менее важный для современного школьника навык чтения художественной литературы, что также способствует формированию общего гуманитарного знания и гуманитарной образованности. Известно, к сожалению, что в XXI веке очень остро стоит проблема негативного отношения детей и подростков к чтению. Современные компьютерные технологии на какое-то время заняли лидирующие места в списке приоритетов современных подростков. Однако, в последнее время мы наблюдаем возрастание интереса к чтению, независимо от формы книги, будь то книга в традиционном печатном издании или электронная книга, которую молодые люди предпочитают читать, используя свои современные «гэджеты». Именно поэтому мы уделяем большое внимание проведению литературных гостиных в нашей школе и привлечению все большего числа наших учащихся в ряды их активных участников.

Мы занимаемся этой формой внеклассной деятельности уже в течение 3-х лет, с самого начала своей профессиональной деятельности и с момента прихода в «Школу Пионер» г. Мурманска. Сначала это были единичные занятия и число участников первых литературных гостиных было невелико. Сейчас частота их проведения и количество участников значительно увеличилась. Изначальный формат данных встреч – отдельные интегрированные уроки. Мы совмещали с коллегами уроки литературы с уроками музыки, английского языка, искусства, ритмики. В настоящее время эта задумка оформилась в полноценную системную внеурочную работу по литературе.

В нашей литературной гостиной есть свои правила и традиции:

- участие в каждой встрече носит добровольный характер;

- выступить со своими произведениями может любой желающий;

- тематика встреч планируется вместе с учащимися;

- мы всегда рады новым участникам и гостям мероприятия;

- мы продумываем особое оформление к каждому занятию;

- обязательно подбираем музыкальное сопровождения или видеоряд.

В нашей школе уже стало традицией выбирать и планировать темы литературных гостиных на каждый учебный год заранее. Мы стараемся подобрать материал интересный всем участникам. Так, например, за три года существования литературных гостиных в ННОУ «Школа Пионер» г. Мурманска, прошли следующие встречи: «Николай Колычев. Стихи о Кольской Земле, о Севере и о Мурманске», «К юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова», «Авторская песня в XXI веке», «Современные поэты», «Я учусь писать стихи!», «Шекспир: to be or not to be...», «Как распускается вишневый сад А.П. Чехова», «О любви на всех языках» и т. д.

В своей внеклассной деятельности в рамках организации литературной гостиной мы всегда стараемся использовать разные формы работы. Так, например, это могут быть: ролевые занятия, инсценировки, встречи с мурманскими поэтами и писателями, бардами, деятелями культуры и искусства, а также посещение театров, совместный просмотр видео и телепрограмм о культуре и искусстве, написание отзывов и рецензий о просмотренных фильмах или спектаклях, рассказы о выдающихся деятелях русской и зарубежной культуры, беседы о литературе и искусстве, и интегрированные занятия с привлечением преподавателей музыки, искусства, ритмики, различная проектная деятельность участников.

Данная внеклассная работа, проводимая нами с учащимися ННОУ «Школа Пионер» способствует решению следующих задач:

- организация досуговой деятельности учащихся;

- повышение мотивации учеников к саморазвитию и самосовершенствованию;

- формирование интереса к чтению художественной литературы;

- расширение литературного кругозора учащихся;

- становление навыка к внимательному и вдумчивому чтению;

- чтение становится общим увлечением семьи;

- улучшение техники чтения детей;

- развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;

- овладение подростками навыками анализа поэтических произведений;

- выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера.

О результатах проводимой нами работы с учащимися говорит целый ряд факторов: улучшились учебные достижения ребят, возросла речевая культура школьников, литература и мировая художественная культура стали более привлекательными для подростков, наши учащиеся стали больше читать книг, и не только по «программе», а ради удовольствия и самопознания.

Таким образом, такая форма внеурочной деятельности как литературная гостиная, на наш взгляд, в полной мере соответствует вызовам современного общества и способствует формированию всесторонне развитого гуманитарно-образованного человека.

Список литературы

1. Антипьев А.Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы // Высшее образование в России. – 2009. – №6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-i-gumanitarizatsiya-obrazovaniya-sostoyanie-i-problemy (дата обращения: 09.12.2015).
2. Научная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-i-gumanitarizatsiya-obrazovaniya-sostoyanie-i-problemy#ixzz3trKk4UaM
3. Карамчаков А.Н. Вопросы развития точности речи младших школьников/ А.Н. Карамчаков // Развитие современного образования: теория, методика и практика: Материалы V Междунар.науч.-практ.конф. (Чебоксары, 14 августа 2015г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 132–134.
4. Миллер Л.И. Формирование духовно-творческого потенциала учащихся в классе фортепиано ДМШ и ДШИ / Л.И. Миллер // Развитие современного образования: теория, методика и практика: Материалы V Междунар.науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 августа 2015г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 161–167.
5. Цит. по: Юферова Я. Прямая речь // Российская газета. – 2008. – 30 мая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков

Отражает опыт проведения интегрированных уроков по экологии, английскому языку, обществознанию...

Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся.

Статья "Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся" была опубликованна в Сборнике Бушелевских чтений....

Интеграция основного и дополнительного образования учащихся (из опыта реализации программы «Азы православия»)

«Азы православия» - это вводный курс для  знакомства детей с нравственными и духовными основами православия, учит устанавливать взаимоотношения между детьми, формирует нравственное поведение в се...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Обобщение опыта работы методического объединения по проведению литературного брейн-ринга как способа проверки знаний учащихся

На основе материалов Жирновой С. Ю., Чигиренкова В. А., Хаеровой Н. В., Стребличенко Е. А. Обобщение: Бусс Н. И....

Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).

Данная статья написана в соавторстве с учителем математики Баричевой Т.И. и представляет собой описание интегрированных уроков из цикла "Математический Петербург"...