ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
методическая разработка на тему
данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной школе. Автором также обозначены правила и традиции, принятые для проведения представленных мероприятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чайникова Дарья Сергеевна
учитель ННОУ "Школа Пионер"
Г. Мурманск
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
Аннотация: данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной школе. Автором также обозначены правила и традиции, принятые для проведения представленных мероприятий.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, гуманизация, гуманитаризация, гармоничное развитие личности, литературные гостиные, гуманитарная образованность, успешный образованный человек, грамотная речь.
В сегодняшнем мире, в условиях постиндустриального общества с развитыми информационными технологиями успешный образованный человек должен не только владеть предметными знаниями, умениями и навыками по своей специальности, но и быть разносторонне развитой личностью, что невозможно без достаточно глубоких знаний литературы, языков, искусства. «Образованный человек способен к активной социальной адаптации в обществе, к принятию оптимальных решений в различных критических ситуациях, свободно ориентируется в вопросах мировой и отечественной культуры, в современной системе жизненных ценностей, способен к самообразованию, самостоятельному выбору и самосовершенствованию» [3, с. 161]. Соответственно, мы видим основную задачу учителя в создании благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности. Сейчас все чаще стали говорить о гуманитаризации и гуманизации образования, о том благотворном влиянии, которое оказывает культура и литература, как одна из ее составляющих, на личность любого человека, а на ребенка или подростка особенно, в силу их восприимчивости и психологических особенностей. К сожалению, ученые отмечают, что «острейшей проблемой в развитии современного общества, в том числе образования, является его гуманизация и гуманитаризация» [1, с. 98], точнее сказать, отсутствие последних. «Финансовый кризис еще более ярко высветил их значимость для социума и личности» [1, с. 98]. «Гуманитарная образованность способствует большей открытости людей, формирует нравственность и толерантное отношение к разным мнениям» [1, с. 98], что весьма актуально в условиях поликультурного общества, учитывая недавние события в мире и современную геополитическую ситуацию. «Гуманитарная образованность является основой духовности, помогает преодолеть разобщенность людей, которая ведет к крайне негативным социальным последствиям. Гуманитарная образованность облегчает освоение любой профессии. Мы полностью разделяем мнение белорусской писательницы С. Алексиевич (Нобелевская премия по литературе 2015 г.) в том, что «самое глупое, что мы искореняем сейчас гуманитарность нашего образования. Выжить способен гуманитарный, а не рациональный человек» [4, с. 10].
На наш взгляд, именно литература наряду с музыкой занимают важное место не только в учебно-воспитательном процессе, но и в повседневной жизни человека, так как особенно сильно и эмоционально воздействуют на внутренний мир человека. К сожалению, во время урочной деятельности не всегда есть возможность уделить достойное внимание тем или иным литературным произведениям, посопереживать вместе с любимыми литературными героями, пережить наиболее тревожные, а то и полюбившиеся моменты повествования. Но все это можно успешно реализовать во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
В современном мире вопрос организации дополнительного образования подростков вновь оказался в центре внимания педагогов, воспитателей, родителей. Актуальность внеурочной деятельности ни у кого не вызывает сомнений. Дополнительное образование призвано не только развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, приучать и знакомить подрастающее поколение с национальными и мировыми культурными ценностями, но и мотивировать личностное саморазвитие детей и подростков, которое в дальнейшем будет способствовать успешному и гармоничному развитию личности, формированию гуманитарной образованности.
Для успешной реализации воспитательных задач, возложенных на дополнительное образование в современном обществе я, учитель русского языка и литературы, активно использую в своей педагогической деятельности такую форму внеклассной работы как литературная гостиная.
Литературные гостиные появились еще в XIX веке и были очень популярны в качестве формы художественно-творческих вечеров.
Современным школьникам тоже нравится посещать такие мероприятия и участвовать в них. Наши литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, более близкое знакомство с писателями, поэтами, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать, развить свой талант и способности. Участие школьников в наших литературных гостиных помогает также решать и еще одну очень важную задачу, ставшую особо актуальной именно в век информационных технологий – развивает речь учащихся. Без грамотной речи невозможно воспитать гармонично развитого и образованного человека. К сожалению, приходится констатировать, что речь очень многих людей разных возрастов и профессий страдает от косноязычия, языковых и речевых ошибок. «В то время как хорошо развитая, грамотная речь является неотъемлемой частью личностной характеристики и общей гуманитарной культуры каждого человека. Неотъемлемыми характеристиками культурной и грамотной речи являются правильность, уместность, богатство и разнообразие, чистота, точность, логичность, ясность и доступность, выразительность в их взаимодействии и взаимообусловленности» [2, с. 133]. Указанные речевые характеристики предопределяют общий уровень интеллектуального и речевого развития культурного человека. Грамотная речь является одним из самых важных показателей гуманитарной образованности человека. На уроках русского языка и литературы по известным объективным причинам (большая наполняемость классов, недостаточное количество учебных часов на литературу особенно в старшем звене, невысокая мотивация учащихся, несовершенство учебных программ и пособий по литературе) далеко не всегда есть возможность работать со словом и текстом, обратить внимание учеников на красоту и изящество мысли автора, метко выраженную словом. И именно внеурочная деятельность дает такую возможность.
Таким образом, организуя внеурочную деятельность, наши литературные гостиные в школе, мы создаем условия учащимся для их успешного самосовершенствования и мотивируем их на дальнейшее саморазвитие и самопознание. Кроме этого формируется и совершенствуется не менее важный для современного школьника навык чтения художественной литературы, что также способствует формированию общего гуманитарного знания и гуманитарной образованности. Известно, к сожалению, что в XXI веке очень остро стоит проблема негативного отношения детей и подростков к чтению. Современные компьютерные технологии на какое-то время заняли лидирующие места в списке приоритетов современных подростков. Однако, в последнее время мы наблюдаем возрастание интереса к чтению, независимо от формы книги, будь то книга в традиционном печатном издании или электронная книга, которую молодые люди предпочитают читать, используя свои современные «гэджеты». Именно поэтому мы уделяем большое внимание проведению литературных гостиных в нашей школе и привлечению все большего числа наших учащихся в ряды их активных участников.
Мы занимаемся этой формой внеклассной деятельности уже в течение 3-х лет, с самого начала своей профессиональной деятельности и с момента прихода в «Школу Пионер» г. Мурманска. Сначала это были единичные занятия и число участников первых литературных гостиных было невелико. Сейчас частота их проведения и количество участников значительно увеличилась. Изначальный формат данных встреч – отдельные интегрированные уроки. Мы совмещали с коллегами уроки литературы с уроками музыки, английского языка, искусства, ритмики. В настоящее время эта задумка оформилась в полноценную системную внеурочную работу по литературе.
В нашей литературной гостиной есть свои правила и традиции:
- участие в каждой встрече носит добровольный характер;
- выступить со своими произведениями может любой желающий;
- тематика встреч планируется вместе с учащимися;
- мы всегда рады новым участникам и гостям мероприятия;
- мы продумываем особое оформление к каждому занятию;
- обязательно подбираем музыкальное сопровождения или видеоряд.
В нашей школе уже стало традицией выбирать и планировать темы литературных гостиных на каждый учебный год заранее. Мы стараемся подобрать материал интересный всем участникам. Так, например, за три года существования литературных гостиных в ННОУ «Школа Пионер» г. Мурманска, прошли следующие встречи: «Николай Колычев. Стихи о Кольской Земле, о Севере и о Мурманске», «К юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова», «Авторская песня в XXI веке», «Современные поэты», «Я учусь писать стихи!», «Шекспир: to be or not to be...», «Как распускается вишневый сад А.П. Чехова», «О любви на всех языках» и т. д.
В своей внеклассной деятельности в рамках организации литературной гостиной мы всегда стараемся использовать разные формы работы. Так, например, это могут быть: ролевые занятия, инсценировки, встречи с мурманскими поэтами и писателями, бардами, деятелями культуры и искусства, а также посещение театров, совместный просмотр видео и телепрограмм о культуре и искусстве, написание отзывов и рецензий о просмотренных фильмах или спектаклях, рассказы о выдающихся деятелях русской и зарубежной культуры, беседы о литературе и искусстве, и интегрированные занятия с привлечением преподавателей музыки, искусства, ритмики, различная проектная деятельность участников.
Данная внеклассная работа, проводимая нами с учащимися ННОУ «Школа Пионер» способствует решению следующих задач:
- организация досуговой деятельности учащихся;
- повышение мотивации учеников к саморазвитию и самосовершенствованию;
- формирование интереса к чтению художественной литературы;
- расширение литературного кругозора учащихся;
- становление навыка к внимательному и вдумчивому чтению;
- чтение становится общим увлечением семьи;
- улучшение техники чтения детей;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
- овладение подростками навыками анализа поэтических произведений;
- выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера.
О результатах проводимой нами работы с учащимися говорит целый ряд факторов: улучшились учебные достижения ребят, возросла речевая культура школьников, литература и мировая художественная культура стали более привлекательными для подростков, наши учащиеся стали больше читать книг, и не только по «программе», а ради удовольствия и самопознания.
Таким образом, такая форма внеурочной деятельности как литературная гостиная, на наш взгляд, в полной мере соответствует вызовам современного общества и способствует формированию всесторонне развитого гуманитарно-образованного человека.
Список литературы
1. Антипьев А.Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояние и проблемы // Высшее образование в России. – 2009. – №6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-i-gumanitarizatsiya-obrazovaniya-sostoyanie-i-problemy (дата обращения: 09.12.2015).
2. Научная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-i-gumanitarizatsiya-obrazovaniya-sostoyanie-i-problemy#ixzz3trKk4UaM
3. Карамчаков А.Н. Вопросы развития точности речи младших школьников/ А.Н. Карамчаков // Развитие современного образования: теория, методика и практика: Материалы V Междунар.науч.-практ.конф. (Чебоксары, 14 августа 2015г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 132–134.
4. Миллер Л.И. Формирование духовно-творческого потенциала учащихся в классе фортепиано ДМШ и ДШИ / Л.И. Миллер // Развитие современного образования: теория, методика и практика: Материалы V Междунар.науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 августа 2015г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 161–167.
5. Цит. по: Юферова Я. Прямая речь // Российская газета. – 2008. – 30 мая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/28/picture-69890-1564319273.jpg)
Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков
Отражает опыт проведения интегрированных уроков по экологии, английскому языку, обществознанию...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-301558-1380023112.jpg)
Технологии интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся (из опыта работы)
Данная статья обращена широкому кругу читателей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395840-1391234169.jpg)
Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся.
Статья "Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся" была опубликованна в Сборнике Бушелевских чтений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/23/picture-457596-1403518212.jpg)
Интеграция основного и дополнительного образования учащихся (из опыта реализации программы «Азы православия»)
«Азы православия» - это вводный курс для знакомства детей с нравственными и духовными основами православия, учит устанавливать взаимоотношения между детьми, формирует нравственное поведение в се...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-678871-1443882534.jpg)
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205961-1361113638.jpg)
Обобщение опыта работы методического объединения по проведению литературного брейн-ринга как способа проверки знаний учащихся
На основе материалов Жирновой С. Ю., Чигиренкова В. А., Хаеровой Н. В., Стребличенко Е. А. Обобщение: Бусс Н. И....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-140005-1384069116.jpg)
Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).
Данная статья написана в соавторстве с учителем математики Баричевой Т.И. и представляет собой описание интегрированных уроков из цикла "Математический Петербург"...