Главные вкладки

    "Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом..."
    методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

    Вступительный урок-презентация в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова позволяет расширить представление о народном поэте и его творчестве. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_nekrasovu.docx16.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: "Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом...".

    Жизнь и творчество: Н.А.Некрасова.

    Цель урока: Систематизировать знания о жизни и творчестве поэта; развивать восприятие текста поэтического   произведения, навыки выразительного чтения, исследовательские способности учащихся; воспитывать чувство прекрасного на примерах художественных произведений.

    Оборудование:  компьютер и мультимедийный проектор.

    Использование ЦОР: авторская презентация к уроку.

    Ход урока.

    I. Лекция учителя. Слайд 1.

    1.Вступление.

    Николай Алексеевич Некрасов - народный поэт, певец его горя и страдания. В своих произведениях от имени народа, от его лица он размышлял о судьбе народа, о его духовных силах, о его настоящем и будущем. "...Какую колоссальную ломку должен был он пережить, чтобы сделать "мужицкие очи" своими, научиться глядеть на каждое явление тогдашней действительности - и на самого себя - этими "мужицкими очами", - писал К.И.Чуковский ".

    2. О горе и страданиях народа поэт рассказал в стихотворениях, изученных ранее. Литературная композиция. Чтение наизусть стихотворений "На Волге", "Крестьянские дети", "Железная дорога", "Вчерашний день часу в шестом...". Слайд 2.

    3. Вопросы для исследования.

    - Каковы основные темы лирики Некрасова?

    - Кто является героем его произведений?

    - В чём истоки трагедии героев? (ключевые слова)

    - Какие средства художественной выразительности использует автор?

    Народ в поэзии Некрасова - главный герой, воплощение всей России. Его руками создано всё: Москва, Петербург, дорога между ними. И поэт настойчиво требует не жалости, не сочувствия, а уважения к простому народу, мужику, потому что "другой Родины, кроме мужицкой Руси", у него не было. Почему дворянин по рождению и воспитанию становится народным заступником?

    4. Выразительно чтение наизусть стихотворения "Родина". Это одно из первых зрелых стихотворений Некрасова, в котором он рассказал о своём детстве.

    Какая у поэта родина? Почему так страстно поэт её возненавидел? Слайд 3.

    5. Тематика выступлений учащихся.

    - Рассказ о матери поэта, о которой незадолго до смерти Некрасов написал:

    И если я наполнил жизнь борьбою

    За идеал добра и красоты,  

    И носит песнь, слагаемая мною,

    Живой любви глубокие черты-

    О мать моя, подвигнут я тобою!

    Во мне спасла живую душу ты!

    - Петербургский период; литературная поденщина, отсутствие материального достатка, значение В.Г.Белинского в становлении Некрасова-поэта. Слайд 4,5,6.

    -Некрасов-редактор самых прогрессивных и читаемых журналов. Слайд7,8.  

    6. Редактируя "Современник", а потом "Отечественные записки", Некрасов совершил гражданский подвиг, такой же,  каким стала его поэзия.

    7. Петербург Некрасова. Слайд 9.

    Поэтом Николай Алексеевич Некрасов стал в Петербурге. Петербургская тема стала одной из основных в его творчестве. В изображении Петербурга поэт идёт вслед за Пушкиным:

    В стенах твоих

    И есть и были в стары годы

    Друзья народа и свободы...

    Но в русской поэзии до Некрасова ещё никто не изображал Петербург как город чердаков и подвалов, город ужасающей нищеты. "Душа его прошла сквозь строй, муза питалась ужасом, -писал Айхенвальд. -Город нашёл в Некрасове своего жреца и свою жертву".

    8. Практическая работа учащихся. Анализ стихотворений по вариантам: 1 - "Еду ли ночью по улице тёмной", 2 - "О погоде". Используя вопросы для исследования, написать сочинение-миниатюру "Некрасовский Петербург".

    9. Поэтическое завещание - стихотворение "Зине". Прослушивание стихотворения в записи. Слайд 10.

    -Что было важнее для поэта: борьба или песни?

    -В чём он видел высокое предназначение человека?

    II. Итог урока. Слайд 11,12,13.

    Николай Алексеевич Некрасов любил свой народ, боролся за него. Незадолго до смерти он пришёл к убеждению, что "был плохим поэтом, потому что свой поэтический талант подчинил борьбе, но и плохим борцом, потому что сердце певца не способно к последовательной борьбе".

    Но по глубокому убеждению Чернышевского: "...его слава будет бессмертна, вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов", потому что "он действительно был человек высокого благородства души и человек великого ума":

    Я лиру посвятил народу своему.

    Быть может, я умру неведомый ему,

    Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.

    Домашнее задание: закончить исследование "Некрасовский Петербург". Чтение стихотворения Пушкина "Поэт и толпа", Некрасова "Поэт и гражданин".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс "Быть поэтом-это значит..."

    Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе – обучению анализу лирического текста. ...

    классный час в 9 классе ко Дню Конституции "Поэтом можешь ты не быть..."

    Занятие построено по технологии  рефлексивно-ситуационного классного часа с мультимедийной поддержкой...

    Агитбригада «Поэтом можешь ты не быть, но знать экологию обязан»

    Агитбригада«Поэтом можешь ты не быть, но знать экологию обязан»Цель: пропаганда экологических знаний....

    песня Если хочешь быть здоров

    Песня для выступления агитбригады...

    Текст песни "Что может быть лучше России"

    Текст песни Е. Крылатова "Что может быть лучше России". Из цикла "Песни о родном крае"...

    Мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"

    Это внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7 классов, проводится с целью формирования представлений о важности соблюдения законов государства, активной гражданской позиции, развития гражданско-прав...