ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.»
методическая разработка (5, 6 класс)

 Корнеева Вера Михайловна

привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdaninom_byt_obyazan.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ,

НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.»

Цель: привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка.

Задачи:

Образовательные: 

-формировать новые знания и представления о Конституции РФ, Конвенции прав ребенка, символах Российского государства

-повысить гражданско-правовую культуру;

Воспитательные: 

-содействовать воспитанию уважения к ценностям и социальным нормам, отражённым в Конституции РФ;

-формировать ответственного и уважительного отношения к законам и символам России;

-воспитывать чувство патриотизма;

Развивающие: 

- развивать гражданскую инициативу и ответственность;

- развивать умения работать в группе;

- способствовать развитию связанной речи, умений поддерживать беседу по теме;

-способствовать обогащению словарного запаса.

ХОД ИГРЫ.

Ведущий 1:Добрый день всем! В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Россия.

Ведущий 2:  Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет корни.

Листья – это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины».

Ведущий 1: Какой праздник мы отмечаем 12 декабря?

Ведущий 2: Итак, мы начинаем нашу деловую игру :

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.»

Ведущий 1: Представляем команды, за первым столом команда «Патриот», за вторым столом команда «Гражданин». Готовы? Начинаем!

КОНКУРС 1

Ведущий 2: Отношение народа к Родине выражено в пословицах.

- Я начинаю, а вы продолжайте…

За каждый правильный ответ 1 балл

Нет милее и краше, чем ... (Родина наша).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Родина-мать, …( умей за нее постоять).

Для Родины своей…( жизни не жалей).

На чужой стороне и…(весна не красна).

Жить - …(Родине служить).

Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).

КОНКУРС 2  

Государственный флаг.

Ведущий 1: Все вы знаете о том, что государственный флаг России имеет 3 цвета: белый, синий, красный.

  • Мне бы очень хотелось бы узнать от вас, что обозначают цвета государственного флага России?
  • Что вы знаете о нашем государственном флаге?

Время на выполнение задания – 1 минута.
За правильный ответ – 1 балл.

КОНКУРС 3

Государственный гимн.

Ведущий 2: Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны слова 2-х куплетов Государственного гимна нашей страны. Участникам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился 2 куплет, припев , 3 куплет гимна России. Кто быстрее и правильно сложит.
За правильный ответ – 3 балла.

Вставить игру со зритялями

КОНКУРС  4  

Государственный герб.

Ведущий 1: У каждой страны помимо государственного флага,гимна есть ещё и государственный герб. В нашей стране есть гербы, только в разное время были они различными.
Вам будут предложены сейчас несколько гербов.

Участникам необходимо найти  двуглавого орла, который изображен на гербе России, в настоящее время.
Время даётся – 2 минута.
За правильный ответ – 3 балла.

Ведущий 2:

Давно, в какой уж не упомнишь год,
В краю, где жил многочисленный народ,
История вот эта приключилась:
На белом свете совесть зародилась.

Едва родилась, по Земле пошла

И дело важное себе нашла:

По вечерам с беседой откровенной

Всех обойти в округе непременно.

И если человек творил добро,

То было на душе его тепло,

А если мерзости какие он свершал,

То сон его уже не посещал.

И не один бесчувственный богач

Терзал себя, как ревностный палач,

Затем раскаявшись в бездумье и корысти,

Обет давал забыть о грешной жизни,

Отшельником в леса он уходил,

И всё, что долгими годами накопил -

Соседям обездоленным дарил.

Не всем такая жизнь пришлась по нраву.

И думать стали,

Как на совесть отыскать управу.

Сидели, думали при солнце и луне,

Затем отправились к мудрейшему в стране.

Пришли с зарёй и пали на колени.

День миновал, сошлись на землю тени.
И дал философ им такой совет:
"Тогда избегните вы бед,
Когда законы сочините,
И им вы совесть подчините".

Так, по преданию, законы появились.

Но важно, чтобы с совестью они не расходились.

КОНКУРС 5 «СЛОВО РАССЫПАЛОСЬ»-

Ведущий 1: Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется, вам сейчас предстоит вспомнить, собрав из рассыпавшихся букв его название. Чья команда быстрее. ( как дети выполнят задание)

И что у нас получилось?

Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года.

КОНКУРС 6   «ПРАВА»

 

Ведущий 2:

Главный международный документ, в котором записаны права детей, называется «Конвенция прав ребенка». Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете.

Кто больше прав запишет.   Ребёнок имеет право……..

 (2 минуты) правильный ответ  1балл

игра со зрителями

№ п/п

Вопросы

Ответы

1.

Минимальный возраст для получения паспорта

14 лет

2.

Минимальный возраст для кандидата в президенты РФ

35 лет

4.

Возраст, с которого гражданин несет административную ответственность

16 лет

5.

Полный срок  полномочий президента

6 лет

6.

С какого возраста человек может быть владельцем дома

с момента рождения

8.

Перечислите города федерального значения в России.

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

9.

Обязательный для исполнения нормативный акт, принятый высшим представительным органом власти.

Закон

10.

Политическая и правовая принадлежность человека к гражданам того или иного государства.

Гражданство

13.

Высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам

Верховный Суд РФ

14.

Главой государства по Конституции РФ является

Президент

15.

Всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни России

Референдум

16.

Способность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности

Дееспособность

17.

Назовите вид преступления.

 Открытое хищение имущества, совершенное без насилия или с насилием, неопасным для жизни и здоровья потерпевшего.

Грабеж

18.

Требование передачи имущества под угрозой насилия.

Вымогательство

19.

С какого возраста человек может иметь счет в банке

С 14 лет

20.

Главные защитники прав ребенка

Родители

на жизнь.

на жизнь в семье со своими родителями

на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению

свободно выражать своё мнение

на бесплатное образование

на бесплатную медицинскую помощь

на владение личным имуществом

на неприкосновенность жилища

на свою тайну

на отдых и досуг

КОНКУРС 7

Ведущий 1: из предложенных анаграмм нужно составить слова, связанные с темой нашей игры.

НОКЕВНИЦЯ (конвенция)

ГОУСАРДТСОВ (государство)

ИЖЗНЬ (жизнь)

РБОАЗОАВИНЕ (образование)

КЗАОН (закон)

ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)

АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)

СТУЦИКОНЯИТ (конституция)

СКОКДЕ (кодекс)

СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)

КОНКУРС 8

Ведущий 2:

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Разыгрываем право первого выбора, капитаны, прошу.

1.

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…  

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

2. Ведущий 1:

На улице подростки пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в полиции.

3. Ведущий 2:

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники- вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

4. Ведущий 1:

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления

(ст. 31 УПК).

5. Ведущий 2:

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос: Какие обязанности они нарушили?

Правильный ответ:

Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

6. Ведущий 1:

В этом задании нужно правильно определить статью.

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

7. Ведущий 2:

В этом задании нужно правильно определить статью.

Одноклассники Пети узнали о том, что Петя курит. Они сказал ему: «Если ты не заплатишь нам денег, то мы расскажем об этом твоему отцу». Петя испугался и заплатил сказанную сумму.

 (Вымогательство, так как одноклассники предложили Пете отдать деньги взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

КОНКУРС 9

Ведущий 1: Отгадай сказку или героя из неё.

  1. В какой сказке одна женщина пожилого возраста пользуется добротой  своего мужа для обогащения, но впоследствии теряет все из-за своей корысти?

Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ведущий 2:

  1. В какой известной сказке героя выгоняют из за уродства, тем самым нарушают право  на сохранение индивидуальности?

Ответ: «Гадкий утёнок».

  1. Ведущий 1:

В какой сказке нарушено право трёх малышей спокойно жить в своих разных домиках и чувствовать себя хозяевами?

 Ответ: «Три поросёнка».

  1. Ведущий 2:

В какой сказке было грубо нарушено право главного деревянного героя на владение личным имуществом и совершенно мошенничество по сговору группой лиц?

 Ответ: «Приключения Буратино».

  1. Ведущий 1:

В какой сказке главная зелёная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах на юг?

Ответ: «Лягушка-путешественница».

  1. Ведущий 2:

В этой сказке несовершеннолетняя героиня пошла одна в лес и на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

 Ответ: «Красная шапочка».

  1. Ведущий 1:

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, усыпив её. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. Ответ: «Белоснежка» или «Спящая красавица».

  1. Ведущий 2:

Этот маленький мальчик никому в жизни не сделал зла, но он ослушался свою сестрицу, и за это его право на личную неприкосновенность было нарушено. Ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  1. Ведущий 1:

В какой сказке мачеха лишила права на жильё свою родственницу, оставив в трудной жизненной ситуации зимой в лесу?  

Ответ: «Морозко»

  1. Ведущий 2:

Одна девочка из известной сказки постоянно подвергалась нарушению права на свободу и права свободно выражать своё мнение, только потому, что она была очень маленького роста.

 Ответ: «Дюймовочка».

Ведущий 1:

Наша игра подошла к концу. Просим Жюри подвести итоги. А мы с вами посмотрим ролик, все на экран.

Итак, слово жюри!

Ведущий 2:

Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Хотелось бы закончить нашу игру словами великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем. Всем СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра "Гражданином быть обязан!"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Октябрьская общеобразовательная средняя школа №2»        ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН ДЕЛОВАЯ ИГРА...

Деловая игра "Гражданином быть обязан!"

Деловая игра «Гражданином быть обязан»Цель игры: расширить и углубить знания учащихся, полученные ими на уроках обществознания; способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социал...

Музыкантом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…

Музыкант… слово емкое. Гражданин – более емкое понятие. А когда мы выполняем дело, объединяющее эти два понятия – результат только усиливается. Играя в ансамбле, изучая истоки народной художественной ...

Мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"

Это внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7 классов, проводится с целью формирования представлений о важности соблюдения законов государства, активной гражданской позиции, развития гражданско-прав...

Классный час на тему: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь: знать все законы, отвечать за свои слова, контролировать свои поступки, уважать не только себя, но и окружающих вас л...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН».

привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....