Музыкантом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…
статья по теме

Ватагина Наталья Николаевна

Музыкант слово емкое. Гражданин – более емкое понятие. А когда мы выполняем дело, объединяющее эти два понятия – результат только усиливается. Играя в ансамбле, изучая истоки народной художественной культуры, ребята сдружились, приобрели опыт общения, получили знания и с удовольствием поделились ими… Теперь они четко знают, что означает триколор, какие песни пели их предки, что такое народный земледельческий календарь …и как сделать, чтобы новое поколение вновь пришедших тоже знали…также гордились…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_grazh_patr_vospit.docx17.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкантом  можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…

Н.Н.Ватагина

МБОУ ДОД «ДШИ №6»г.Казани

Какие они разные – наши ученики… Пришли на первое занятие... Знакомимся: Аня (голубоглазая и улыбчивая), Саша (сосредоточенный и немного напряженный), Даша (вертится как волчок и успела уже подружиться с «соседкой» рядом), Игорь (на лице будто написано «И зачем я сюда пришел?»… Представляюсь и я, рассказываю о предмете, о нашей школе, предстоящих праздниках и конкурсах и, конечно, о концертах, к  которым теперь будем готовится  вместе с новичками. По традиции прошу ребят написать небольшое сочинение-размышление на тему «Почему я пришел в музыкальную школу?». Хотелось бы, говорю я своим подопечным, чтобы вы немного рассказали о себе, своей семье, сеейных традидиях, друзьях, о том, в какой школе учитесь, на какой улице живете, что знаете о родном городе, о своей Родине, а также о своих мечтах и, возможно, будущей профессии.

Когда читаю их первый для меня «сочинение-размышление», выясняется, что кто-то действительно серьезно задумался о профессии музыканта, кто-то хочет выступать на сцене, многие пришли, чтобы найти новых друзей, кого-то привела мама…

Тут же выясняется, что некоторые не знают свои корни, особенности национальной культыры …

Изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

Успешность и результативность  патриотического воспитания во многом зависит от  профессионально-личностных особенностей деятельности педагогов в области патриотического воспитания,  эмоциональной  отзывчивости, нравственной чуткости,  творческого стиля мышления, находчивости, способность к эмпатии, ориентации на интересы  и запросы молодых людей.

Профессиональная педагогическая компетентность педагога в области гражданско-патриотического воспитания рассматривается нами  как способность создавать условия для духовно-нравственного  становления детей и молодежи, формирования ценностей патриотизма и гражданственности, готовности личного участия в судьбе своей страны, своего отечества, сохранения своих национальных корней.

Для формирования и развития духовной культуры необходимо создание единого воспитательного пространства. Педагоги дополнительного образования эмпирически строят свою систему взаимодействия со школой и социумом, положив в основу своей деятельности такие общие воспитательные идеи, как коллективное творчество, положительный эмоциональный фон, формирование патриотических (национальных) и общечеловеческих (интернациональных) качеств личности. Работая на базе общеобразовательных школ во внеурочное время, педагоги-прикладники фактически предоставляют детям возможность выбора: заниматься в предметных кружках, изучать основы художественного ремесла или же предпочесть улицу. При наличии альтернативных социальных учреждений число детей, предпочитающих улицу организованному отдыху, значительно снижается.

Методы патриотического воспитания:

1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).

2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).

3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).

Основным стратегическим результатом выступает развитие мотивации обучающихся к изучению народных культурных традиций, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в областях народного искусства.

Фактическими результатами будут выступать полученные знания, умения, навыки обучающихся в различных областях фольклора.

Взятые в совокупности, стратегические и тактические результаты освоения народного материала призваны способствовать развитию важнейших ключевых компетенций обучающихся, таких как:

  • Ценностно-смысловой компетенции, связанной с ценностными ориентирами, способностью видеть и понимать окружающий мир, разбираться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • Общекультурной компетенции, включающей круг вопросов, связанных с особенностями национальной и общечеловеческой культуры;
  • Коммуникативной компетенции, включающей в себя общение с людьми из ближайшего окружения, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;
  • Социально-трудовой компетенции, означающей владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения;
  • Компетенции личного совершенствования, направленной на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Вместо эпилога

Музыкант слово емкое. Гражданин – более емкое понятие. А когда мы выполняем дело, объединяющее эти два понятия – результат только усиливается. Играя в ансамбле, изучая истоки народной художественной культуры, ребята сдружились, приобрели опыт общения, получили знания и с удовольствием поделились ими… Теперь они четко знают, что означает триколор, какие песни пели их предки, что такое народный земледельческий календарь …и как сделать, чтобы новое поколение вновь пришедших тоже знали…также гордились…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданином быть обязан

Разработка деловой игры...

Гражданином быть обязан.

-воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма;-формирование знаний о государстве, праве, общественных и государственных   институтах, правах человека....

Мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"

Это внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7 классов, проводится с целью формирования представлений о важности соблюдения законов государства, активной гражданской позиции, развития гражданско-прав...

Классный час на тему: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь: знать все законы, отвечать за свои слова, контролировать свои поступки, уважать не только себя, но и окружающих вас л...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.»

привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН».

привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....