Элективный курс "Быть поэтом-это значит..."
элективный курс (9 класс) на тему

Серова Людмила Александровна

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе – обучению анализу лирического текста.

         Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся изучили не только теорию, необходимую для анализа лирического произведения, но и практику, необходимую им для того, чтобы лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«Быть поэтом — это значит...»

(на материале произведений поэтов села Порецкое Суздальского района)

         

 Разработала: Серова Л. А.

                                                учитель русского языка и литературы

                                                Порецкой средней общеобразовательной                                                         школы

                                                Суздальского района.

                                                                

                        

Пояснительная записка

        Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе – обучению анализу лирического текста.

        Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся изучили не только теорию, необходимую для анализа лирического произведения, но и практику, необходимую им для того, чтобы лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов.

        К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы разбросан на протяжении нескольких лет (с 5 по 9 класс). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов. На теорию и практику анализа стихотворения в школьном курсе отводится недостаточное количество времени. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу лирического текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности.

        Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе. Дидактическим материалом к курсу являются произведения поэтов села Порецкое Суздальского района.

        Актуальность курса обусловлена интересом учащихся к современной литературной жизни села Порецкое Суздальского района. Мотивирующий потенциал программы призван способствовать воспитанию любви к родному краю с помощью литературного краеведения, что, в свою очередь, должно сыграть созидательную роль в воспитании будущего гражданина России.

        Цель курса:

        формирование умений творческого чтения и анализа лирических произведений поэтов села Порецкое Суздальского района с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории литературы.

        Задачи курса:

        - формирование духовно богатой, высоконравственной и творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов поэтов своего села;

        - развитие эмоционального восприятия лирического текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

        - формирование потребности в самостоятельном чтении поэтических текстов;

        - развитие устной и письменной речи учащихся, языкового чутья;

        - углубить и расширить знания учащихся по теории литературы;

        - дать знания об истории русского стихосложения;

        - формировать умения анализировать лирическое произведение;

        - формировать умения самостоятельного стихосложения;

        - подготовить  учащихся  к  успешному  обучению  в  профильной  школе, помочь сориентироваться в выборе профиля.

        Курс рассчитан на 15 часов и рекомендуется для работы с учащимися 9-х классов.

        На занятиях элективного курса «Быть поэтом – это значит...» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и др.

Требования к уровню усвоения курса

        Окончившие курс должны знать:

        - содержание курса, цель и задачи его изучения;

        - литературоведческие понятия: поэтические тропы, поэтические фигуры, стопа, строфа.

        - специфические особенности стихотворной речи;

        - размеры силлабо-тонического стиха;

        - ритмические определители стиха;

        - лирические жанры;

        Учащиеся должны уметь (научиться):

        - определять идейное содержание лирического произведения;         

        - выделять структуру стихотворения;

        - находить изобразительно-выразительные средства, поэтические фигуры;

        - определять рифму, ритм, размер; их роль в стихотворении;

        - производить анализ стихотворения на уровне звука;

        - отмечать настроение лирического произведения;

        - устанавливать цветовое соответствие звуков в стихотворении.

        Изучение курса завершается зачётной работой по самостоятельному стихосложению или анализом лирического произведения по выбору.

Тематический план курса (15 часов)

        

№ п/п

Название тем курса

Количество часов

Форма занятий

1.

Специфика стихотворной речи. Реформы стихосложения.

1

Лекция

2.

Системы русского стихосложения. Силлабо-тоническая система стихосложения.

1

Лекция Практикум

3.

Ритмические              определители силлабо-тонического стиха.

1

Лекция        с элементами

анализа

текста

4.

Поэтические тропы. Метафора как средство выразительности речи

2

Лекция Практикум

Мастерская

письменного

творчества

5.

Синтаксис поэтической речи (поэтические фигуры)

2

Лекция с

элементами

анализа

текста

6.

Анализ лирического произведения. Цветовое соответствие звуков.

2

Лабораторная работа.  Цветовой

эксперимент.

Погружение

в текст.

7.

Анализ стихотворения  на уровне звука.

1

Лабораторная работа. Звуковой

эксперимент

8.

Анализ стихотворения с точки зрения настроения.

1

Лабораторная работа.

9.

Пробуем свои силы в

стихосложении.

1

Творческая

мастерская.

10.

Зачётная работа.

2

Творческая мастерская. Зачётная

письменная работа.

Итого:

15

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Тема 1.

Поэзия и проза. Противопоставление поэзии и прозы. Безрифменный стих, белый стих, холостой стих. Ритм. Метр. Свободный стих.

Исторические этапы стихосложения в России. Труды В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.

Тема 2.

Силлабическая система стихосложения, её особенности.

Тоническая система стихосложения. Дольник. Тактовик. Акцентный стих.

Силлабо-тоническая система стихосложения. Стопа.

Двусложные размеры стиха: ямб, хорей.

Трёхсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест.

Пиррихий. Спондей.

Погружение в текст. Работа с текстом.

Тема 3.

Игра на пиррихиях и спондеях.

Игра спондея.

Длина строки (стиха).

Цезура. Каталектика.

Анакруза. Эпикруза. Клаузула.

Перенос: слоговой, строчный, строфический.

Работа с текстом.

Тема 4.

Изобразительно- выразительные средства языка: общая

характеристика. Тропы. Сравнение. Эпитет, работа эпитета как средства

создания образности поэтического текста.

Метафора. Роль метафоры в создании многозначной образной системы

поэтического текста.

Олицетворения. Аллегория. Метонимия. Синекдоха. Гипербола.

Литота. Работа с текстами.

Тема 5.

Поэтические фигуры. Общая характеристика.

Инверсия. Роль инверсии в стихотворении.

Обрамление. Анафора. Эпифора.

Обращения: риторические вопросы, риторические восклицания.

Бессоюзие. Многосоюзие. Стык. Эллипсис.

Градация. Молчание. Перифраз.

Синтаксический параллелизм.

Работа с текстом.

Тема 6.

Алгоритм анализа лирического произведения.

Жанровое своеобразие.

Композиция стихотворения.

Цветовое соответствие звуков. Цветовой эксперимент.

Лабораторная работа: анализ лирического текста.

Тема 7.

Алгоритм анализа стиха на уровне звука.

Соответствие цвета, звука, смысла.

Звуковой эксперимент.

Цветовой эксперимент.

Лабораторная работа: анализ лирического текста.

Тема 8.

Алгоритм анализа настроения стихотворения.

Настроение лирического героя.

Соответствие настроения автора стихотворения, лирического героя,

читателя.

Лабораторная работа: анализ лирического текста.

Тема 9.

Практическое занятие: пробуем сами сочинять стихи.

Тема 10.

Зачётная работа.

Руководствуясь планом разбора лирического стихотворения, анализом

стиха на уровне звука, планом анализа настроения стихотворения и

цветовым соответствием, проанализируйте одно из предложенных

стихотворений.

Или

Самостоятельно сочините стихотворение и проанализируйте его.

Стихотворения для анализа на зачётной работе.

Абрамов Геннадий

***

Быть может, с этой встречи началось.

Быть может, ты моею Музой стала.

Ведь не было и вот вдруг прорвалось.

И рифму первую рука вдруг написала.

Твои глаза, горящие огнем,

Твои слова: «Пиши, ведь ты же сможешь!

Пускай не часто будем мы вдвоем,

Но ты про это тоже рифму сложишь».

Не сразу смог поверить в это я,

Еще ходил, терзался я в сомненьях.

И вот сбылась она мечта твоя.

Я первое создал стихотворение.

Я с ним к тебе пришел. Но почему?

Я так хотел, такое вот желанье.

Не смог понять я сразу, что к чему.

И новое принес тебе страданье.

Но я судьбу свою благодарю

И никогда тебя я не забуду.

Стихи свои я людям подарю,

Для них писать, даст Бог, и дальше буду.

Кратова Галина

России росинка.

Благодатная россыпь бриллиантов земных

На травинке качается каждой.

Молчаливо стою и любуюсь на них,

Облегчаю я душу, томимую жаждой…

Лента зелени яркой вплетается в косы,

В сарафане моем – голубая река,

Жемчугами сверкают в кокошнике росы,

Украшая Россию мою на века.

Как люблю я тебя, дорогая глубинка,

Пусть минуют тебя лихолетья года!

А Порецкое наше – России росинка,

Пусть же радость и счастье живут здесь всегда!

Петрикова Анжелика

***

Леса, перелески,

                         Дымок, снегопад…

Душе рыболова

                         усладно,

Как тлеет, горит

Этой осени взгляд

И вянут цветы

                         безотрадно.

Но будет

                         весна.

И будет Любовь!

В природе

                         случается лето.

И зацветет

                          тот безмолвный наш сад

Под чутким

                          дыханьем

                                         поэта!

И запах бегоний,

                          Реки аромат

И долгие –

                          долгие лета,

Луга и леса

                          вдалеке зашумят,

И счастье заблудится

                                        где-то.

Тимофеев Вячеслав

Сны

Ты некрепко спишь, моя старушка,

То во сне застонешь, закричишь,

То приснится сон, как бегали с подружкой,

То на меня, наверно, заворчишь.

Прожитой, несладкой жизни вспоминая,

Ты ругаешься со мной во сне,

То от боли ноги разгибая,

Ты на свидание опять спешишь ко мне.

Вот опять во сне ты застонала.

Дети взрослые приснилися тебе,

Как сына в армию, в Морфлот, ты провожала,

Невзгоды дочери беря себе.

Закричала: руки заломило,

Видно, завтра будет снег с дождем.

Старость подошла, и жизнь, уже не мила,

Болезни все всплывают день за днем.

Ты не плачь, не плачь, моя старушка,

Жизни той назад уж не вернешь

Встань и испеки ты мне ватрушку,

И в работе вновь ты запоешь.

Попробуйте свои силы!

(дидактический материал к занятиям)

ЗАДАНИЕ 1.

Восстановите текст стихотворения Г. Абрамова «Если бы звезды могли

говорить», выбирая из ряда предложенных слов, слова принадлежащие

автору.

Если бы звезды могли (лепетать, болтать, говорить)

Они нам (удел, фортуну, судьбу) предсказали,

Когда приходить, а когда (покидать, оставлять, уходить)

Родиться б (грусти, кручине, печали) не дали.

От них мы (увидели, узнали) б, какая беда

Может к нам в дом постучаться.

И стоит ли в пору бессилья тогда

Из крайности в крайность (кидаться, устремляться,

бросаться)

Они б рассказали, как надо (страдать, обожать, любить)

В любви той нельзя сомневаться!

И как нам любимых своих не (оставить, не забросить, не

забыть)

До смерти им верным остаться

Но часто случается, что (небосклон, небеса, небосвод)

Спешит со звездою (проститься, расстаться, разлучиться)

И мы остаемся с обильем невзгод.

К кому нам тогда обращаться?

ЗАДАНИЕ 2.

Определить на слух размеры стихов Г. Абрамова «Видишь: капают

капели...», Г. Кратовой «Поцелуй облаков».

Видишь: капают капели.

Видишь: птицы прилетели,

То предвестники весны.

Слезы капают с сосны,

Слезы капают с березы.

Я принес тебе три розы –

Три цветка в одном букете –

Принимай подарки эти:

И букет из алых роз,

И весенний сок берез,

Солнца раннего лучи,

Блики дарственной свечи.

Эти звонкие капели,

Что на землю с крыш слетели,

И весенний гомон птиц,

И улыбки наших лиц.

Все, что есть на белом свете,

Отдаю я в руки эти.

Даже раннюю зарю –

Всё, всё, всё тебе дарю.

Поцелуй облаков

Солнце радугой улыбалось,

Целовались в реке облака,

Вдруг в моей руке оказалась

Наитрепетнейшая рука.

Поцелуй мне казался шутливым,

Будто ветер трепал волоса,

Шум волны мне казался болтливым,

Наши он заглушал голоса.

Чайка белым крылом махнула,

Улетела опять в небеса…

Ну, а я в любви утонула,

Как тропинка уходит в леса.

ЗАДАНИЕ 3.

Проскандировать и изобразить схему стиха с разделением на стопы стихотворения А. Петриковой «Прекрасный миг и Божья благодать» и В.Тимофеева «Поречье».

Прекрасный миг и Божья благодать

Прекрасны нежные мечтанья

Готовы мы любовь отдать

За многолетние страданья.

За смех за боль, за добрый вечер,

За наш покой и радость встреч,

За то, что душу время лечит,

За чувства, что могли сберечь!

Порецкое

На берегу Нерли, у леса,

Стоит Порецкое – село.

Здесь много горя пережито,

Воды так много утекло.

Церковь стоит на лобном месте

Среди Порецкого – села.

С округи всей молились вместе,

Пока дорожка к ней была.

Татары здесь же проходили,

Кровавый след свой проложив.

Тут столько русских положили,

Но русский дух наш не сломив.

Село горело и пылало,

Но вновь вставало из руин.

Любовь и нежность побеждала,

Вновь пели песни люди в ним.

В воину здесь женщины пахали,

Мужчины труд их берегли,

Подростки устали не знали,

Колхозный скот свой стерегли.

Все на быках и на лошадках,

И все за этот трудодень

Колхозный труд совсем не сладкий –

Работа полный светлый день.

ЗАДАНИЕ 4. Найдите звукопись в стихотворении Е. Червякова «Ты вошла в мою жизнь…»

Ты вошла в мою жизнь очень прочно

И заполнила светом ее,

Разогнав одиночества тучи,

Заполнявшие сердце мое!

Ты мое божество и отрада!

Ты – луч солнца, проникший сквозь все!

И другого от жизни не надо –

Ощущать бы дыханье твое.

Близость губ и руки косновенье…

Постоянно быть рядом с тобой…

Жизнь была бы тогда наградой,

И не нужно мне жизни другой!

ЗАДАНИЕ 5. Найдите все поэтические фигуры в стихотворениях А. Петриковой «Мужчины, мужчины, мужчины…», «Прекрасный миг и Божья благодать». 

Прекрасный миг и Божья благодать

Прекрасны нежные мечтанья

Готовы мы любовь отдать

За многолетние страданья.

За смех за боль, за добрый вечер,

За наш покой и радость встреч,

За то, что душу время лечит,

За чувства, что могли сберечь!

***

Мужчины,

                        мужчины,

                                        мужчины,

Вы счастье нам

                                пророчили!

Вершины,

                        вершины,

                                        вершины –

Спортивные и

                                прочие –

Зачем они вам, мужчины?

Ведь это же путь к тщеславию,

Физический прессинг,

Моральный предел,

Холодное сердце,

Душа не у дел…

Хотела поспорить

                                - напрасно

Вы шепчете:

                        «Это прекрасно!».

Но вижу широкие спины.

Ну, что же Вы?

                                А, мужчины?

ЗАДАНИЕ 6. Прочитайте стихотворение В.Усанова «Весна»:

И вот снова река разлилась до черного леса.

Островки-пароходики стоят на вечных своих якорях.

Серо-белые гуси осторожно пробуют воду без плеска,

Налимы скользкие возятся, трутся в затопленных пнях.

Рыжее солнце прожорливое съело сугробов барханы.

Серые снега пласточки сиротливо ужались под забором в тени,

Скоро-скоро потянутся перелетных птиц караваны.

Скоро у людей и природы наступят хлопотливые жаркие дни.

А пока за окном плачет небо дождиком мелким.

Речной разлив с мокрым асфальтом серо блестят.

Мокрый щенок у соседа скулит голосом жалким.

Дождинки по крыше железной чуть слышно звенят.

Скоро высохнет черная пашня, голодная, в поле,

С жадностью проглотит золотое элитное семенное зерно.

А мне грустно сегодня, грустно до ноющей боли:

Так и не сковали между деревней и городом «цепное звено».

А Весна заполняет потихоньку душу и сердце,

А Весна скоро покрасит зеленью чернеющий луг,

А Весна, а значит и рыжее, доброе солнце,

Поднимут мне настроение и мой угасающий дух.

Найдите в тексте все олицетворения. Что в них общего? Какое название вы могли бы предложить для такого типа олицетворений?

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте стихотворение Г. Кратовой, угадывая недостающие слова:

Нерлинка нынче нервная,

Вздымает глыбы …

И как на встречу первую,

Бежит весной ...

Роскошная и гладкая,

Покрыла первый …

Землицы сказка сладкая

Усилила …

Когда же успокоится, –

Вернётся в …

Земля заколосится,

Потом родит …

ЗАДАНИЕ 8. Прочитайте три строфы из стихотворения В. Усанова «Не нужно рыдать, если сердце заныло…».

Пусть сыплет август черемухой черной,

Пусть льет береза золото на мокрый асфальт.

Давно я не видел московскую осень,

Давно я не видел неба, как черный базальт.

Пусть болит сердце, пусть рябь в глазах,

Помню я детство и детское братство,

Когда смелость проверяли в кладбищенских кустах,

Когда огурец и хлеба кусок считали богатством.

Осень всегда была для меня в радость,

Радостной грустью с печалью в глазах.

Осень московская – возвращение в молодость,

Возвращение в молодость с сединой в волосах.

Как вы думаете, почему автор, говоря о небе, сравнивает его с базальтом?

Что означает выражение «детское братство»?

Прочитайте первые две строки третьей строфы. Как вы их понимаете?

ЗАДАНИЕ 9. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Петриковой  «Глотову Г.Ф. – к 60-летию»

Ты шёл упорно к этой доле много лет.

И столько было радостей и бед!

Ты пел в душе и плакал наяву,

Но всё же шёл.

В каком значении употреблено слово доля?

Поясните значения слов: «Ты пел в душе и плакал наяву...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10класса "Любовная лирика и её истоки"(поэты и музы")

Программа содержит рекомендации к изучению любовной лирики в творчестве  русских  поэтов 19века  ...

Элективный курс по краеведческим материалам "Творчество поэтов-шумерлинцев", 9 класс

Изучение литературных традиций родного края сегодня очень актуально и невозможно без систематического чтения художественных произведений. Данный элективный курс рассчитан, прежде всего, на тех учащихс...

Элективный курс "В мастрерской поэтов 20 века"

Тематическое планирование элективного курса по литературе в 10 классе....

С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».

Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

элективный курс «Поэты пушкинского круга»

Спецкурс «Поэты пушкинского круга» рассчитан на 12 часов и предназначается для предпрофильной подготовки в школе (9 класс) как дополнительный курс  к основному литературному курсу....

Конспект урока по элективному курсу «Литература народов России» «Я не умер, башкиры!» (по творчеству народного поэта Башкирии Салавата Юлаева)

Личностное расширение духовного, нравственного, эстетического опыты носителя определенной культуры через реализацию принципа «диалог культур» при знакомстве с иной культурой...