Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5классе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Кивирян Нина Васильевна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе составлено на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе;
  • Программы авторского коллектива под редакцией Коровиной  В. Я

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno_lit5.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по  литературе в 5 классе

(205 ч. - 3часа в неделю).

№ урока

(год)

№ урока (четв)  

Тема

Средства

Планируемые результаты

Учебник

(стр.)

ТПО

(№)

 Дополнительные

материалы

Личностные

Метапредметные

Предметные

1 четверть

1

1

Введение. Роль книги в жизни человека. Книга  и ее компоненты

Стр. 3-6

Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Методические советы. (М.: Просвещение, 2011)

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

2

2

  Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Коровина, Збарский. Литература. 5 класс.  

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

знать о верованиях древних  славян, понятие “миф

знать мифы разных народов, чем миф отличается от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа

3

3

  Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни (на выбор)

Стр.7-8

В. П. Аникин,

Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. (Л.: Просвещение, 1983)

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, 

смысловое чтение

знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора  

Создание связного текста на необходимую тему

4

4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.

Стр.8-13

Афанасьев. Народные русские сказки

фонохрестоматия

воспитание чувства любви и    уважительного отношения к русской    культуре  

   Структуриро-

вать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки

 

5-6

5-6

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

Стр.13-25

развитие эстетического сознания

смысловое чтение

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок  

7

7

Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»

Стр.26-28

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Кн. для учителя. (М., 2010)

воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе    

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

 уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа     

8-9

8-9

Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Образ главного героя, его моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа.

28-37

 

фонохрестоматия

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова-

нию

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.    

уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды

уметь создавать письменное оригинальное произведение  

10

10

Внеклассное чтение. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки»

Мой любимый герой народной сказки.

Почему я люблю читать сказки.

Добро и зло в народной сказке.

Стр.38-44

совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

 

владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу ,

  использовать приобретенные знания для создания своих

11

11

Общее представление о древнерусской литературе

Стр.45-46

 

воспитание     патриотизма, уважения к Отечеству,        осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

 умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.       

    знать жанры древнерусской литературы, видеть     нравственные аспекты летописи

12

12

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Стр.46-50

 

фонохрестоматия

воспитание     патриотизма, уважения к Отечеству,        осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы

 знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений

13

13

М.В.Ломоносов. юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру»

Стр.51-54

формирование ответственного отношения к учению.  

 принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.  

Краткие сведения   о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности).

14

14

 И.А.Крылов. Жанр басни. Басня «Свинья под дубом»

Стр.55-58

 

фонохрестоматия

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональ-

ного российского общества.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил

И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях 

15

15

Аллегорическое отражение человеческих пороков в баснях Крылова («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»)

Стр.59-66

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль  

  владеть навыком объяснения смысла  

16

16

 Басни Крылова. Чтение наизусть

Стр.59-64

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

освоение социальных норм, правил поведения с учётом региональных, этнокультурных, социальных   особенностей.

 

выразительное чтение наизусть 

17

17

 Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы)

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;   владение устной и письменной речью.

смысловое чтение

познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века

знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена.  

18-19

18-19

 В.А.Жуковский «Спящая царевна» как литературная сказка.

Понятие о балладе. Жуковский «Кубок»

Стр.67-78

фонохрестоматия

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.  

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

знать отличие литературной сказки от народной  

  знать и уметь приводить примеры антитезы  

20

20

 Понятие о балладе. Жуковский «Кубок»

Стр.79-86

Лейфма. Карточки для дифференцированного контроля. (“Матер Альфа”, 2010)

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова-

нию.

принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  знать особенности жанра баллады  

  уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского,  

  уметь определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными 

21

21

Развитие речи. А.С.Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная

Стр.87-91

Учебный в/ф “Мой Пушкин”. Отрывок из х/ф “Руслан и Людмила”

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”  

 знать содержание и понимать идею поэмы “Руслан и Людмила” 

22

22

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета.

Стр.91-108

С. Я. Маршак

 “О сказках Пушкина”

фонохрестоматия

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;    владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм  

 уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и братьев Гримм, понимать и находить “бродячие” сюжеты

23

23

Центральные образы сказок. Сходство и различие литературной и народной сказок.

Стр.108-111

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.   

 

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Характеризовать центральные образы сказок.

Знать отличие литературной сказки от народной  

24

24

Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина и сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Стр.67-78,

91-110.

 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Самостоятельное   проведение исследования

25

25

Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина

Стр.113-116

Стр.300-301

фонохрестоматия

сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

смысловое чтение

обобщить знания по разделу.

26

26

Теория литературы. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа.

Стр.110-112

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.  

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Знать изученные теоретико-литературные понятия.

27

27

Резервный урок.  

2 четверть

28

1

Развитие речи. Подготовка к сочинению по сказкам А.С.Пушкина. Письменная работа по теме:

Добрые и злые силы в сказках Пушкина

В чем превосходство царевны над царицей?

Что помогло Елисею в поисках невесты?

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос ,

  владеть начальными навыками литературоведчес-кого анализа.

29-30

2-3

В. М. Гаршин «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения  Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Стр.153-163

Стр.118-152

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс Сборники литературных и народных сказок.

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа.

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 Закрепить понятие о литературной сказке, выявить основную идею сказки, развивать навыки пересказа и анализа  

  владеть начальными навыками литературоведчес

кого анализа .

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

31-32

4-5

М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

Стр.164-170

З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963)

 воспитание   патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонациональ -ного народа России.

Смысловое чтение

показывать и понимать патриотический пафос стихотворения,  показывать   мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен .

33

6

Развитие речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Чтение наизусть

Стр.170-171

Стр.301-303

фонохрестоматия

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;    владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев.

34-35

7-8

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

Стр.172-185

А. Полторац. Детство Гоголя

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя , уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль.

36

9

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Стр.186-192

В. А. Никольская. Преподавание литературы в шко-

ле. (М., 1985)

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

 уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения.

  учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”.

37

10

Изображение судьбы русской женщины в поэзии

Стр.192-196

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова-

нию на основе мотивации к обучению и познанию.   

 

    Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный

нос”, его символическое значение.

38-39

11-12

Н.А.Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях».

Стр.196-206

фонохрестоматия

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

  Смысловое чтение.

Сказочные традиции в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос”.

Владеть  начальными навыками литературоведчес-

кого анализа

40

13

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

Стр.207-208

Богданов. Душа моя, все мысли мои в России. (М., 1995)

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

понимать проблему,  выдвигать гипотезу, структуриро-

вать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

  Знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием “сюжет”,

       уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.

41

14

«Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Стр.209-242

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова-

нию.

    Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической Россиия.

42

15

Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна

Стр.242-243

фонохрестоматия

Совершенство-

вание духовно-нравственных качеств личности,   уважительного отношения к русской литературе.  

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость.

43-44

16-17

Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.

Стр.243-244

Совершенство-

вание духовно-нравственных качеств личности,   уважительного отношения к русской литературе.  

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

работать над

пониманием отношений Герасима и дворни, истории Татьяны, любви Герасима к Татьяне. Герасима и Муму.

45-46

18-19

Развитие речи. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»)

Стр.303-305

Портреты и репродукции картин, пейзажи русской природы, музыка Вивальди, Свиридова

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

 Авторская позиция и способы ее проявления,

роль портрета и пейзажа

в рассказе.

 47-48

 20-21

Развитие речи. Классное сочинение по рассказу «Муму»:

Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

Друзья и враги Герасима.

В чем вина и беда барыни?

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

строить  письменное высказывание в связи с изученным произведением, выражать свое отношение к прочитанному.

3 четверть

49

1

 Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Стр.248-251

Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Метод. советы. (М.: Просвещение, 2011)

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник».  

      Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистичес-

ких идеалов.

 

50-51

2-3

 Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев.

Стр.251-277

фонохрестоматия

Совершенство-

вание духовно-нравственных качеств личности,   уважительного отношения к русской литературе.  

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

52

4

Развитие речи. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Стр.277-278

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Сравнение.  Сюжет.   Создание связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

 

53

5

А.П.Чехов. Юмористический и сатирический талант писателя. «Хирургия». Обучение составлению киносценария

Стр.279-281

фонохрестоматия

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Рассказ о писателе на основе прочитанного;

знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.Опреде-

лять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации.

 

54

6

Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте.

Стр.282-288

Стр.305-306

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

смысловое чтение

Передавать содержание рассказа, акцентируя  внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа.

55-57

7-9

Русские поэты о Родине и родной природе (А.С.Пушкин, И.Никитин, А.Фет, Ф.Тютчев, И.Суриков и др.)

Стр.245-247, 289-299

 Шошин. Русские писатели ХХ века (М.: Просвещение, 1997)

фонохрестоматия

использование для решения познавательных и коммуникатив-

ных задач различных источников информации.  

 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

 Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение,

  уметь выделять фольклорные элементы в художественном произведении.

58

10

И.А.Бунин.   «Косцы». Человек и природа в рассказе.

Ч.2 Стр.3-9

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

смысловое чтение 

Краткий рассказ о писателе.     «Косцы».

Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.  Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине 

59

11

В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

Стр.11-18

Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Метод. советы. (М.: Просвещение, 2011)

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

 Короленко. Краткий рассказ о писателе.

  Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Образ серого, сонного города.           Отец и сын.  

60

12

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней.

Стр.18-25

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций

61

13

Общение Васи с Валеком и Марусей.

Стр.26-33

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

Доброта и сострадание героев повести.

62

14

Васина дорога к правде и добру.

Стр.33-47

совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   строить  логическое рассуждение, умозаключение.  

 Смысл  слов Тыбурция: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?»  

63

15

Развитие речи. Изображение города и его обитателей в повести. Обучение сочинению на тему:

Почему Вася подрудился с Валеком и Марусей?

Два отца: Тыбурций и судья

Маруся и Соня: два детства.

Вася и отец: от вражды к пониманию.

Стр.47-48

ИЗО: иллюстрации худ. Г.Фитингофа
«Валек и Ма руся», к главе «Кукла» (Вася и Маруся): насколько созвучны иллюстраци
и

художест-

венному

повествова-

нию писателя.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

 Понять и объяснить смысл названия повести В. Г. Короленко “В дурном обществе”, определять позицию автора.

 

64-65

16-17

П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера.

Стр.53-64

Мультимедийная презентация.

воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   строить  логическое рассуждение, умозаключение.

 

П. П. Бажов. Слово о писателе.     

Знать содержание  сказов Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.  

Знать черты романти

зма, уметь их находить в тексте.      

Проблемы и тайны мастерства. 

66

18

 

Внеклассное чтение. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»

Стр.64-67

Мультимедийная презентация.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Смысловое чтение

   Дать понятие о жанре сказа, показать различия жанров сказки и сказа, разви- тие навыков анализа текста.

67-68

19-20

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...»  

Стр.49-52

Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Метод. советы. (М.: Просвещение, 2011)

Мультимедийная презентация

фонохрестоматия

Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;    владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Рассказать о жизни С. Есенина, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин   знать,  Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. 

69-70

21-22

К.Г. Паустовский 

  Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

 «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении  .  

Стр.68-78

78-84

фонохрестоматия

воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.     .

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

К.Г. Паустовский 

Краткий рассказ о писателе, знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы 

71-72

23-24

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке.

Стр.85-105

Просмотр фрагментов фильма- сказки.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро

вать,   строить  логическое рассуждение, умозаключение.

Кратко познакомить с жизнью, творчеством С.Я. Маршака, рас -  ширить представление о драме как роде литературы, показать традиции народной сказки в пьесе Маршака, развивать навыки выразитель-

ного чтения , анализа текса, работа над ролью.

73-74

25-26

А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

Стр.106-115

 

А. П. Платонов. Повести и рассказы. Из писем / сост. М. А. Платонова.

фонохрестоматия

Совершенство-

вание духовно-нравственных качеств личности,   уважительного отношения к русской литературе.  

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

   Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев .

  уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы.

 

75

27

В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографич -ность произведения. Черты характера героев и его поведение в лесу.

Стр.116-128

В. А. Астафьев. “Судьба рассказа “Васюткино озеро».

воспитание   патриотизма, уважения к Отечеству,  осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.  

Смысловое чтение

 Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества;  совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки.

76-77

28-29

«Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Стр.129-147

фонохрестоматия

  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа.   

78

30

Рассказы Саши Черного. Игры детей в рассказах. Юмористическое содержание рассказов. Сочинение-миниатюра «Мои любимые игры в детстве»

Стр.162-172

Мультимедийная презентация.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

 умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

 «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

4 четверть

79-82

1-4

 Развитие речи. Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.Бунин,   А.Блок и др. Анализ лирического произведения

Стр.155-160

Фонохресто-

матия

Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;    владение устной и письменной речью,монологи-

ческой  контекст-речью,  смысловое чтение. 

Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения. Определять особенность звукового оформления, рифму,  

  настроение, которым проникнуто стихотворение.

 

83

84

5

6

К.Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война.

А.Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война.

Стр.148-154

Мультимедийная презентация,

Фонохресто-

Матия.

уважения к Отечеству,  осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности.

Кратко познакомить с жизнью  и творчеством К.Симонова, А. Твардовского. Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

85

7

Внеклассное чтение. Стихи о войне.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

осмысленное и выразительное чтение, адекватное восприятие.

86

8

Итоговый урок по русской литературе. Викторина.

 

Совершенствова

ние духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного

 отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.

Знать содержание изученных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия. Понимание связи литературных

произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей.

87

9

Р.Стивенсон «Вересковый мед».. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.

Стр.182-186

Фонохресто-

матия.

воспитание       уважительного

 отношения к русской литературе, к культурам других народов.

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Развитие понятия о балладе Драматический характер баллады.

осмысленное и выразительное чтение,

88-89

10-11

Внеклассное чтение. Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям  человека. Характер главного героя.

Стр.187-200

Фонохресто-

матия,

просмотр фрагментов фильма

Знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.   Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-

фицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

 Знать биографические сведения о

Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь    пересказывать эпизоды ,  

  знать, что в наше время обозначают слова “робинзон” и “робинзонада”; уметь объяснять, приводя примеры из разных произведений

90-91

12-13

Х.-К.Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Символический образ Снежной королевы. Победа добра, любви и дружбы над злом.

Стр.201-233

просмотр фрагментов фильма

Знание      основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-

фицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

  Знать своеобразие Андерсена-сказоч-ника,   владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки  

  уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!”

92

14

Внеклассное чтение. Развитие речи. Сказки Андерсена. Подготовка к сочинению по теме:

Моя любимая сказка Андерсена.

О чем мечтал Андерсен в сказках?

Герда против Снежной королевы.

Добро и зло в сказках Андерсена.

Какие поступки героев Андерсена я считаю благородными?

Стр.234-236

фонохрестоматия

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею,   характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

93-94

15-16

Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья.

Стр.251-268

Фонохресто

матия

просмотр фрагментов фильма

Приобщение к духовно-нравственным ценностям  литературы и культуры.  

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности

  Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)  

  оценивать и анализировать поступки героев 

95

17

Внеклассное чтение. Д.Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

Стр.269-280

фонохрестоматия

приобщение к духовно-нравственным ценностям     культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви и    уважительного отношения к  литературе, к культурам других народов.

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;   

  Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя.  

  понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе .

96

18

Жорж Санд «О чем говорят цветы»

Стр.237-250

фонохрестоматия

Речевая характеристика

персонажей. формирование умения анализировать литературное произведение

97

19

Викторина по итогам года.

приобщение к духовно-нравственным ценностям     культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

 Знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей.

Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

– Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему?

98

20

Итоговый урок.  

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Список литературы

приобщение к духовно-нравственным ценностям     культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви и    уважительного отношения к  литературе, к культурам других народов.

 

владение основами самоконтроля, самооценки,принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.   Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-

фицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

   Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.

99

21

Рекомендации к летним каникулам.

приобщение к духовно-нравственным ценностям     культуры человечества.

Знание истории языка,   основ культурного наследия   человечества.

 Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения 

100-105

22-26

Резервные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...