КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ в 10 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) по теме

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Усть-Вымь Республики Коми

 

Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

на 2011-12 учебный год.  (Учитель  - Морозова М.Б.)

 

п\п

 

Тема урока

Кол-во

часов

К.Р.

Р.Р.

В.Ч.

НРК

Дата

проведения

 

Введение (1 час)

 

1

1. Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1

 

 

 

 

 

 

Русская литература первой половины XIX века.

А.С. Пушкин (11 часов)

 

2

1. Поэтические предшественники А.С. Пушкина:

Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков

1

 

 

 

 

 

3

2. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание

1

 

 

 

 

 

4

3. Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок

1

 

 

 

 

 

5

4. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

1

 

 

 

 

 

6

5. Эволюция темы свободы и рабства в лирике

А.С. Пушкина.

1

 

 

 

 

 

7

6. Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти

1

 

 

 

 

 

8

7. Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме.

1

 

 

 

 

 

9

8. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (повторение ранее изученного)

1

 

 

 

 

 

10

9.Татьяна – нравственный идеал Пушкина.

1

 

 

 

 

 

11

10.Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа. Лирические отступления.

1

 

 

 

 

 

12

11.Развитие речи. Сочинение «Евгений Онегин» - роман в стихах. Вечность идей, отраженных в нём»

 

 

РР

1

 

 

 

 

М.Ю. Лермонтов (7 часов)

 

13

1. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина»

 

1

 

 

 

 

 

14

2. Философские мотивы лирики. Тема Родины

1

 

 

 

 

 

15

3. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

1

 

 

 

 

 

16

4. Образ демона в творчестве М.Ю. Лермонтова.

1

 

 

 

 

 

17

5.. Развитие речи. Обучение анализу стихотворений

М.Ю. Лермонтова

 

 

РР

1

 

 

 

18

6. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повторение изученного по теме.

 

 

 

 

 

 

19

7. Развитие речи. Сочинение «Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире». (По роману «Герой нашего времени»)

 

 

РР

1

 

 

 

 

 

Н.В. Гоголь (6 часов)

 

20

1. Слово о Н.В. Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести». Обзор.

1

 

 

 

 

 

21

2.Развитие речи. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. «Портрет». Тема творчества в повести.

 

 

 

РР

1

 

 

 

22

3. «Мертвые души».  Система образов поэмы, смысл названия, особенности поэтики, образ автора. Повторение.

1

 

 

 

 

 

23

4.Развитие речи. Изложение с элементами сочинения (Отрывок из 2 главы поэмы «Мертвые души»)

 

 

РР

1

 

 

 

24

5.Контрольная работа № 1. «Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя»

 

К.Р.

1

 

 

 

 

25

6.Внеклассное чтение. Героические и драматические страницы коми литературы. В.Т.Чисталёв. Рассказ «Трипан Вась». Стихотворения о природе. «Зимняя ночь», «Лиственница»

 

 

 

ВЧ

1

НРК

 

 

 

Русская литература второй половины XIX века

 

И.А. Гончаров (5 часов)

 

26

1. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов»

1

 

 

 

 

 

27

2. Обломов — «коренной народный наш тип».

1

 

 

 

 

 

28

3. «Обломов» как роман о любви

1

 

 

 

 

 

29

4.Развитие речи.  «Что такое «обломовщина?»

Роман «Обломов» в зеркале русской критики.

 

 

РР

1

 

 

 

30

5.Внеклассное  чтение.

 Поэма А.Размыслова «Первая любовь»

 

 

 

ВЧ

1

НРК

 

 

 

А.Н. Островский (7 часов)

 

31

1. Слово об А.Н. Островском. Личность и судьба драматурга

1

 

 

 

 

 

32

2. История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н. Островского «Гроза»

1

 

 

 

 

 

33

3.Драма «Гроза». Нравственно - ценное и косное в патриархальном быту.

1

 

 

 

 

 

34

4. Протест Катерины против «темного царства».

1

 

 

 

 

 

35

5.Развитие речи. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А.А. Григорьев После «Грозы» Островского», «Письма к Тургеневу».

 

 

РР

1

 

 

 

36

6.Внеклассное чтение. А.Н. Островский «Бесприданница»

1

 

 

ВЧ

1

 

 

37

7.Развитие речи. Доклад на литературную тему «Проблема человеческого достоинства»   (по творчеству А.Н. Островского)

 

 

РР

1

 

 

 

 

 

И.С. Тургенев (10 часов)

 

38

1. Слово о И.С. Тургеневе. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

 

 

 

 

 

39

2. История создания романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

1

 

 

 

 

 

40

3. Базаров — герой своего времени. Трагическое одиночество героя.

1

 

 

 

 

 

41

4. «Отцы» и «дети» в романе. Духовный конфликт между поколениями.

1

 

 

 

 

 

42

5.Испытание любовью.  (Базаров и Одинцова).

1

 

 

 

 

 

43

6.Развитие речи. Анализ эпизода «Смерть Базарова»

 

 

РР

1

 

 

 

44

7. Развитие речи. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» и авторская позиция Тургенева.

 

 

РР

1

 

 

 

45

8.Развитие речи. Реферат  «Романы Тургенева – художественная летопись жизни русского общества»

 

 

РР

1

 

 

 

46

9.Внеклассное чтение. М.Н. Лебедев. Творческий путь писателя. Песни «Наша смелость», «Земля Коми», «Лунная ночь». Басни «Самовар», «Иван Иванович», «Колхозник Митропан».

 

 

 

 

ВЧ

1

 

НРК

 

47

10. Контрольная работа № 2. Зачёт по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева.

 

К.Р.

  1

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И. Тютчев (3 часа)

 

48

1. Страницы жизни Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»)

 

1

 

 

 

 

 

49

2. Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»)

1

 

 

 

 

 

50

3. Развитие речи. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Сопоставительный анализ стихотворений: «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» «Я встретил вас, и все былое…»,

 

 

РР

1

 

 

 

 

 

 

А.А. Фет (4 часа)

 

51

1. Страницы жизни А.А. Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. («Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…»)

1

 

 

 

 

 

52

2. Стихи о любви А.А. Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи.

1

 

 

 

 

 

53

3.Развитие речи. Эволюция пейзажной живописи в русской поэзии (Некрасов, Суриков, Никитин, Кольцов, Тютчев, Фет).

 

 

РР

1

 

 

 

54

4.Контрольная работа № 3. Сопоставительный анализ стихотворений  Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

 

К.Р.

1

 

 

 

 

 

Н.А. Некрасов (7 часов)

 

55

1. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного) Судьба народа в лирике.  «Еду ли ночью по улице темной…»

1

 

 

 

 

 

56

2. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт»)

 

1

 

 

 

 

 

57

3. Н. А. Некрасов о поэтическом труде : «Элегия», «Вчерашний день…», «Музе», «О,  муза! Я у двери гроба…»

1

 

 

 

 

 

58

4. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

1

 

 

 

 

 

59

5. Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

 

 

 

 

 

60

6. Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов  — центральный образ поэмы

1

 

 

 

 

 

61

7.Развитие речи. Особенности языка поэмы. Аналитическая работа с текстом.

 

 

РР

1

 

 

 

 

 

М.Е. Салтыков – Щедрин (3 часа)

 

62

1. Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок

1

 

 

 

 

 

63

2. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

 

1

 

 

 

 

 

64

3.Внеклассное чтение. Героические, драматические и лирические страницы коми литературы. Ф. Абрамов «Деревянные кони»,  Г. Федоров «Деревенское утро»

 

 

 

ВЧ

1

НРК

 

 

Л.Н. Толстой (13 часов)

 

65

1. Жизнь и судьба Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути

1

 

 

 

 

 

66

2.Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого

1

 

 

 

 

 

67

3. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.

1

 

 

 

 

 

68

4. Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

 

 

 

 

 

69

5. Женские образы в романе «Война и мир»

1

 

 

 

 

 

70

6.Развитие речи. Семья Ростовых и семья Болконских. Характеристика образов.

 

 

РР

1

 

 

 

71

7. Тема народа в романе «Война и мир». Анализ эпизодов.

1

 

 

 

 

 

72

8.Развитие речи. Кутузов и Наполеон. Сопоставительная характеристика.

 

 

РР

1

 

 

 

73

9.Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения о роли художественной детали в тексте фрагмента «Первый бал» из романа Л.Н. Толстого.

 

 

РР

1

 

 

 

74

10. Истинное и ложное в романе «Война и мир»

1

 

 

 

 

 

75

11. Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения

1

 

 

 

 

 

76

12.Развитие речи.  Семинар «Взгляды Толстого на смысл жизни»  (По роману

 Л.Н. Толстого «Война и мир»).

 

 

РР

1

 

 

 

77

13.Контрольная работа № 4.

 «Творчество Л.Н. Толстого»

 

К.Р.

1

 

 

 

 

 

 

Ф.М. Достоевский (9 часов)

 

78

1. Слово о Ф.М. Достоевском. Жизнь и судьба писателя

1

 

 

 

 

 

79

2. Петербург Ф.М. Достоевского

1

 

 

 

 

 

80

3. История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные» и «оскорбленные» в романе

1

 

 

 

 

 

81

4. Теория Раскольникова и истоки его бунта

1

 

 

 

 

 

82

5. «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов)

1

 

 

 

 

 

83

6. Значение образа Сони Мармеладовой в романе.

1

 

 

 

 

 

84

7. Эпилог романа.

1

 

 

 

 

 

85

8.Развитие речи. Сочинение «Что формирует судьбу человека?» (По роману «Преступление и наказание»)

 

 

РР

1

 

 

 

86

9..Контрольная работа № 5. «Раскольников в системе образов романа «Преступление и наказание».

 

К.Р.

1

 

 

 

 

 

Н.С. Лесков (3 часа)

 

87

1. Художественный мир Н.С. Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести.

1

 

 

 

 

 

88

2.Внеклассное чтение. Изображение жизни и быта коми деревни в творчестве В. Юхнина. Роман «Алая лента»

 

 

 

ВЧ

1

НРК

 

89

3.Внеклассное чтение. Любовь и семья в романе В. Юхнина «Алая лента»

 

 

 

ВЧ

1

НРК

 

 

 

А.П. Чехов (8 часов)

 

90

1. Личность и судьба А.П. Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова   80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.)

 

1

 

 

 

 

 

91

2. Душевная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

1

 

 

 

 

 

92

3. Особенности драматургии А.П. Чехова

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда

1

 

 

 

 

 

93

4. Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад»

1

 

 

 

 

 

94

5.Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение А.П. Чехова.

 

 

РР

1

 

 

 

95

 

6.Контрольная работа № 6. «Творчество русских писателей второй половины XIX века»

 

К.Р.

1

 

 

 

 

96

7.Внеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в произведениях русских писателей

 

 

 

ВЧ

1

 

 

97

8. Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века (презентация проектов, творческих работ).

1

 

 

 

 

 

 

Зарубежная литература (5 часов)

 

98

1.У.Шекспир.  «Гамлет» - выражение трагических противоречий, идеалов Возрождения и реальной действительности.  (Обзорное чтение и обсуждение)

1

 

 

 

 

 

99

2.И.В. Гёте.  «Фауст» -выражение передовых идей эпохи Просвещения.

1

 

 

 

 

 

100

3.О. Бальзак.  «Гобсек». Изображение в повести губительной силы и власти денег.

1

 

 

 

 

 

101

4. Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль»

1

 

 

 

 

 

102

5.Внеклассное чтение. Литература на современном этапе. Обзор произведений последних лет.

 

 

 

ВЧ

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование уроков литературы в 10 классе

 

По программе – 102 часа

Контрольные уроки – 6

Развитие речи – 20 (из них классные сочинения – 8)

Внеклассное чтение – 8 ( из них НРК – 6 )

 

 

 

 

п\п

 

Тема раздела

Кол-во

часов

Уроки

контроля

Уроки

развития

речи

Уроки

внеклассного

чтения

НРК

1

Введение

1

 

 

 

 

2.

Русская литература первой половины XIX века (24 часа)

Пушкин А.С.

 

 

11

 

 

 

1

 

 

3

Лермонтов М.Ю.

7

 

2

 

 

4

Гоголь Н.В.

6

1

2

1

1

5

Русская литература второй половины XIX века (77 часов)

Гончаров И.А.

 

 

5

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

6

Островский А.Н.

7

 

2

1

 

7

Тургенев И.С.

10

1

3

1

1

8

Тютчев Ф.И.

3

 

1

 

 

9

Фет А.А.

4

1

1

 

 

10

Некрасов Н.А.

7

 

1

 

 

11

Салтыков – Щедрин М.Е.

3

 

 

1

1

12

Толстой Л.Н.

13

1

4

 

 

13

Достоевский Ф.М.

9

1

1

 

 

14

Лесков Н.С.

3

 

 

2

2

15

Чехов А.П.

8

1

1

1

 

16

Зарубежная литература

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень контрольных работ и классных сочинений по литературе в 10 классе.

 

 

I четверть

 

1.Сочинение «Евгений Онегин» - роман в стихах. Вечность идей, отраженных в нём».

(По роману А.С. Пушкина).

2.Сочинение «Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

 

II четверть

 

1.Изложение с элементами сочинения (Отрывок из 2 главы поэмы «Мертвые души»)

2.Контрольная работа № 1. «Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя»

3. Доклад на литературную тему: «Проблема человеческого достоинства»  (по творчеству А.Н. Островского)

4. Реферат «Романы Тургенева – художественная летопись жизни русского общества»

5.Контрольная работа № 2.

Зачёт по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева.

 

III четверть

 

1. Контрольная работа № 3.

Сопоставительный анализ стихотворений  Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

2.Сжатое изложение с элементами сочинения о роли художественной детали в тексте фрагмента «Первый бал» из романа Л.Н. Толстого.

3. Семинар «Взгляды Толстого на смысл жизни». (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

4. Контрольная работа № 4.

 «Творчество Л.Н. Толстого».

 

 

IV четверть

 

1.Сочинение «Что формирует судьбу человека?» (По роману «Преступление и наказание»)

2.Контрольная работа № 5.

 «Раскольников в системе образов романа «Преступление и наказание».

3. Контрольная работа № 6.

«Творчество русских писателей второй половины XIX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 6 класс

Примерная программа по учебным предметам. Литература. Программа основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Программа по литературе к учебнику для 5 класса общеобразова...

Календарно - тематическое планирование уроков литературы 9 класс.

Календарно - тематическое планирование к учебнику литературы под редакцией Коровиной с включением воспитательного содуля....