Рабочая программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Кивирян Нина Васильевна
  •  Настоящая программа по  литературе для V класса создана на основе
  •  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе;
  • Программы авторского коллектива под редакцией Коровиной  В. Я
  • Рассчитана на 105 часов в году

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochayaprogramma_po_lit-re_5kl.2011-2012g._.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа по литературе для  5 класса.

Учебник Литература 5 класс. Под редакцией  Коровиной  В. Я., Журавлева  В. П.  Москва: Просвещение, 2010г.

 Количество часов в году – 105.

                         

 

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

  •  Настоящая программа по  литературе для V класса создана на основе
  •  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе ;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе ;
  • Программы авторского коллектива под редакцией Коровиной  В. Я.

 

   .

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

 

 В 5 классе на уроках литературы формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

 Выделяются  часы на развитие речи: учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения).  

 

Описание места учебного предмета литературы в   учебном плане.

 Рабочая программа по литературе для 5класса рассчитана на 105 учебных часов,  (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

 

 

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать/понимать

 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.   Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.

Знать содержание изученных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

 формирование собственного отношения к произведениям русской литературы,   понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей.

уметь

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.   

  Формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.

  понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;

формирование умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,   характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 
• определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

применять

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений,     творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

.

                           СОДЕРЖАНИЕ   ТЕМ   УЧЕБНОГО   КУРСА.

Всего 105часов.

Введение  (1ч.)

   Писатели о роли книг в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги ( обложка, титул, форзац, сноски, оглавление), создатели книг. Учебник литературы и работа с ним.

                                                      Устное народное творчество.( 10ч.)

      Мифы. Фольклор – коллективное устное народное творчество.

   Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

   Малые жанры фольклора. Детский фольклор( колыбельные песни, частушки, приговорки, скороговорки, загадки – повторение).

   Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество.

                           Русские народные сказки

   Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Сказатели. Собиратели сказок.

   «Царевна – лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты – волшебницы. « Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…» ( М. Горький). Иван – царевич- победитель житейских невзгод. Животные – помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

   « Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа. Особенности сюжета.

         Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола ( начальное представление). Сказочные формулы. Сравнение.

                                                   Древнерусская литература.(2ч.)

   Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси ( обзор).

   «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных « Повестей…»и их подвиги во имя мира на родной земле.

      Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Летопись ( начальное представление)                        

Литература 18 века.( 2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.   «Случились вместе два астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

      Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

   

                                         Литература 19 века. (43ч.)

   Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). (Обзор).

   Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом»( на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

   Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен( индивидуальное, по ролям, инсценирование).

      Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Басня ( развитие представлений), аллегория ( начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

   Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

   Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Баллада ( начальные представления).

   Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

   «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

   «Сказка о мёртвой царевны и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

   Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности, интерес к истории России).

   «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

     Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет ( развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация ( начальные представления).

   Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учений, начало литературной деятельности).

   «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близь Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

   Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие предсталений).

   Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

   «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

   «Есть женщины в русских селеньях»(отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос»).

Поэтический образ русской женщины.

   Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие предтавлений).

   Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

   «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.

   Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

   Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

   «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

   Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие представления). Сюжет (начальное представление).

   Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

   «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

   Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Юмор ( развитие представлений).

                      Поэты 19 века о Родине и родной природе.

   А.А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, А.Н. Майков,

И.З. Суриков, А.В. Кольцов. Выразительное чтение наизусть стихотворений.

      Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.    

                         

                                    Литература 20 века.(30ч.)

   Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

   «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

   Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

   «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

 

   Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

   «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

       Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

       Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало

литературной деятельности). Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий

дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы

малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России.

Своеобразие языка есенинской лирики.

     К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Герои и их поступки в сказке

   «Теплый хлеб». «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях К. Г.

Паустовского. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в  сказках

 Паустовского.

   Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.

  «Двенадцать месяцев» - пьеса – сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы – сказки.

      Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса – сказка.

   Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

   «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

      Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

   Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

   «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных  обстоятельствах. Поведения героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

      Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

   Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

   К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

   И. Бунин, А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов, Дом – Аминадо.

   Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение  образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

   Саша Чёрный. «Кавказский пленник», « Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

      Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).

                                                 Зарубежная литература. (12ч.)

     Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

   «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

      Т е о р и я   л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).

   Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

   «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

   Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

   «Снежная королева». Символический смысл фантастических  образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Происки Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др). Снежная королева и Герда -  противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

   Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

   «Приключения Тома Сойера». Том и гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

   Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

   «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Мастерство писателя.

                                    Подведение итогов год(2ч.)

Резерв времени (3ч.)

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Фольклор. Жанры фольклора.

 -         Литературные роды и жанры  (начальное представление).

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, сюжет,( начальное представление).
  • Образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола,(начальное представление).
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения:   ритм, рифма, строфа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ  учащихся 5 классов.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать   роль изобразительно-выразительных средств;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.  

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Пятый класс

Пословицы, поговорки.
В. А. Жуковски й. Спящая царевна (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пушкин. У лукоморья. ... Няне.
Н. А. Н е к ра с о в. «Есть женщины в русских селеньях...». «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору..»
А. А. Ф е т. Весенний дождь.
М. Ю.Лермонтов. Бородино.
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями. .». (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (

А. Т. Твардовский, К. Симонов и др.).

Из раздела «О Родине и родной природе (1— 2 стихотворения).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Пятый класс

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.
Русские народные сказки.
Загадки, частушки, поговорки, песни.
Сказки народов мира.
Из древнерусской литературы
Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря»
Из русской литературы ХУIII века
А.д. Кантемир. Верблюд и лисица.
М. В. Ломоносов. Лишь только дневный шум умолк...

Басни В.Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).
Из русской литературы ХIХ века
И. А. Крылов (3—4 басни на выбор).
К. Ф. Ры леев. Иван Сусанин.
А. А. Дельвиг. Русская песня.
Е. А. Баратынский. Водопад. Чудный град порой сольется... .
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
д. В. Григорович. Гутгаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат...».
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы ХХ века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись.. «Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит..», «Помню — долгий зимний вечер..
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное.». «На весеннем пути в теремок..
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон-Аминадо. Колыбельная.
И.С.Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С.Я.
 Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).
Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен.. Приключения Тома Сойера.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...