Музейная педагогика в учебном процессе
статья (литература) по теме

Шарова Любовь Николаевна

 Роль кабинета-музея в учебном процессе. Использование материалов предметного кабинета-музея "История притчи" в  урочной и внеклассной раьоте по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика

как  одна из форм  современных образовательных технологий

                                            Учитель русского языка и литературы

ГОУ ЦО №1453

                          Шарова  Любовь  Николаевна

Музейная педагогика является одной из форм современных образовательных технологий и имеет свою историю и свою научную методологическую базу.

 Авторы статьи «Музейная педагогика как новая научная дисциплина» Е.Б. Медведева и М.Ю. Юхневич считают,  что возникла музейная педагогика в Германии на рубеже 19 и 20 в.   «Основополагающие идеи  музейной педагогики связаны с именами таких немецких просветителей и музейных деятелей,  как А. Лихтварк, К.  Кершенштейнер,  Г. Фрейденталь и А. Рейхвейн».

Есть и другое мнение. Г.М. Гогоберидзе и М.Г. Чесняк в статье «Формирование музейной педагогики» пишут, что первый шаг в истории формирования музейной педагогики принадлежит отечественным ученым, а педагогическая деятельность музеев России зародилась по инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга (1864г.) в области профессиональной подготовки учителей. Творческий коллектив музея объединил усилия таких видных педагогов, как Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Модзалевский и других. При музеях  работали кружки для учителей и родителей. Крупнейшие ученые и педагоги того времени (И.М. Сеченов, Н.М. Пржевальский, С.М. Соловьев и другие) проводили в музее публичные лекции для будущих учителей и школьников. К посещению музеев приобщали и гимназистов, и учащихся реальных училищ, и воспитанников кадетских корпусов. Словом, как российские, так и немецкие ученые в 19 веке активно занимались проблемами музейной педагогики.

Большой вклад в развитие музейной педагогики внесли французские педагоги и музейные работники. В Англии в 1920-е годы зарождаются традиции широких связей музеев с различными организациями. А сегодня Англия ежегодно проводит  конкурсы музеев по образовательным проектам.

 В США, Германии, Италии, Англии посещение детьми музеев стало обязательной частью учебных программ. Создана Европейская ассоциация детских музеев. В России также заметна эта тенденция, развиваются музейно-образовательные центры в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Красноярске.  В первой половине 20 века теоретическими вопросами просветительской деятельности отечественных музеев занимались А. Луначарский, П. Флоренский, Ф. Шмидт, А. Бакушинский. В 1990 г. на базе Государственного Русского музея был создан Российский центр музейной педагогики и детского творчества.

Одним из ведущих исследователей в области отечественной музейной педагогики является профессор Б.А.Столяров – автор целого ряда публикаций по музейной педагогике. Б.А.Столяров разработал модель музейно-педагогического процесса.    Им выделены:

- составляющие музейно-педагогического процесса   среда: околомузейное  пространство

музейное здание, экспозиция, экспонат, зритель, музейный педагог;

- формы музейно-педагогического процесса (экскурсия, занятие в музейной аудитории, лекция);

- методологическая  основа музейно-педагогического процесса (диалог с памятником, музейным

педагогом, межличностный диалог участников педагогического процесса);

Цель музейно-педагогической деятельности в образовательном учреждении – качественное и стабильное расширение   образовательного пространства, включение в него максимально возможного объёма культурного наследия, закладка надёжного фундамента в становление и развитие высококачественного обучения и воспитания подрастающего поколения.

 Одно из уникальных явлений отечественной педагогики - создание школьных музеев и предметных кабинетов-музеев.

 В Центре образования №1453 создана сеть предметных кабинетов-музеев, которые способствуют расширению образовательного пространства, становятся лабораториями, где с помощью учителя ребенок совершает открытия.

Предметные кабинеты-музеи используются  как компонент учебно-воспитательного процесса, применяются  методы как классной, так и внеклассной работы.

В кабинете литературы  №58 Центра образования  создан  музей «История притчи».  Кабинет-музей «История притчи» организован  в целях:

  • литературно-художественного воспитания обучающихся;
  • расширения образовательного пространства, совершенствования      обучения средствами дополнительного образования;
  •  формирование эстетического сознания обучающихся и расширения их кругозора;
  •  развитие познавательных интересов и способность  детей и молодежи;
  • развитие социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, обработки, оформления  и презентации музейных предметов, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;
  • овладение  практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • активного освоение обучающихся  историко - литературной среды;

Кабинет - музей является:

результатом поисково-исследовательской деятельности детей и взрослых в избранном направлении; средством творческого самовыражения его создателей; формой приобщения к поисково-исследовательской,  культурно – образовательной деятельности не только учащихся, но и их родителей; фактором организации личностно ориентированного воспитания, включения в общественно полезную деятельность учащихся; центром работы по возрождению, сохранению и развитию литературных традиций.

                                   Создание кабинета-музея литературы «История притчи» базируется на истории жанра притчи. Притча - небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. Реальность в притче явлена вне хронологических и территориальных примет, без указания конкретных исторических имен действующих лиц. Притча обязательно включает объяснение аллегории, чтобы читателю был ясен смысл иносказания, претендует на общечеловеческое обобщение, не обращая порой внимания на частные вопросы

.  Создание такого кабинета является стимулирующим началом для серьёзного увлечения литературой и успешной социализации учащихся, вовлечения их в творческий поиск. В литературе в последние годы резко активизировался интерес к жанру притчи, Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно. В ходе работы над созданием кабинета-музея литературы «История притчи» была разработана Концепция и программа развития кабинета-музея, собран теоретический материал и подготовлены экспозиции кабинета-музея. На данный момент экспозиции кабинета состоят из тематических баннеров: «Религиозные притчи»; «Притчи народов мира», «Психологические и юмористические притчи», «Современные литературные притчи», а также библиотеки притч, литературоведческой литературы по данной тематике, предметов, на которые составлены притчи, работ учащихся, выполненных в виде рисунков, презентаций, видео и рассказов. Открытие кабинета-музея литературы состоялось в апреле 2010 года. С этого учебного года эстафету от выпускников приняли учащиеся 6б класса, которые пополнили экспозиции кабинета-музея, создали свои презентации и начали работу экскурсоводами по экспозициям кабинета-музея.

В программе работы кабинета-музея предусматриваются  как  экскурсии, лекции, так и подготовка, защита  рефератов и творческих работ, зачеты по прослушанному курсу, поисковые  исследования, конкурсы, викторины и т.д.

Новым подходом в этом направлении стало  создание интерактивных методик, например, таких, как создание банка видео-притч. Очень интересным и зрелищным станет виртуальный музей притчи. Учащиеся, создающие видео-притчи, не только познают жанр литературы, но и осваивают компьютерные технологии.

Музейная педагогика дает возможность:

-      осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

-      сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

-      раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

-      попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

-      объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-      организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу.

Так, например, я в своём кабинете разработала и провожу цикл музейных занятий «Библейские притчи», «Современные литературные притчи», «Притчи народов мира». Сборники психологических притч тоже используются учащимися старших классов как один из способов познать себя, оценить свои поступки и действия.

Работа предметного кабинета-музея литературы  может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного  и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения используется метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В 2010 учебном году результатом проектной деятельности стало выступление ученицы 10А класса Чернега Александры на научно-практической конференции «Дети- творцы 21 века». Она стала лауреатом в секции литература. В этом учебном году на базе кабинета-музея также подготовлены два проекта «История притчи» Гулиной Марии 6Б  класс и «Трансформация притчевых черт в произведениях Кафки» Чернега Александры 11А класс.

    В планах развития предметного кабинета-музея использование нетрадиционных форм проведения урока:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

-  уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

           Притча – это искусство слова попадать в сердце. В античности притча входила в число "прогимнасм" - подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ритора. Все эти упражнения имели цель – подготовить ученика к использованию притчи как одного из средств аргументации в публичной речи.. Притчи можно использовать в самых разных случаях: в качестве аргумента в беседе, споре, дискуссии, в разрешении конфликтных ситуаций, при публичном выступлении и т.д. В этом учебном году поставлен задача - разработать элективный курс, направленный на использование притчи в качестве основного инструмента в подготовке устного выступления. Основные разделы курса:

  • Выводим мораль из притчи
  • Возводим притчу к древности
  • Сокращаем притчу
  • Распространяем притчу
  • Рассказываем притчу к месту
  • Вводим притчу в высказывание
  • Опровергаем притчу.

Сейчас разрабатывается новая экспозиция «Притча - школа красноречия: новые техники и технологии овладения притчей». Одним из важных направлений работы кабинета-музея в текущем учебном году является создание видео-притч учащимися и накопление видео-банка прит. В течение учебного года в кабинете-музее проходят экскурсии, притчи  используются при подготовки выпускников к написанию варианта С ЕГЭ.

Список использованной литературы.

1.        Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия школьников. Сб. научных   статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.

2.        Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.

3.        Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М. 1997.

4.        Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики. Преподавание истории в школе. №8. 2007.

5. Косова И.М., Медведева Е.Б. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций. Музей для всех. М.2003.

6.        Пузиков А.В. Школьные музеи. Сб. научных статей. Выпуск 1. Изд. СГПИ. 1996.

7.        Провоторова М.В. Краеведение сегодня. Проблемы взаимодействия музея и школы. Музейная педагогика. МСНТ. 1996. Выпуск 4.

8.        Морозова И.А. Музейная педагогика в Сети. Преподавание истории в школе. №8. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в общеобразовательном процессе

Музейная педагогика может стать одним из примеров инновационной педагогической технологии...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

“Музейная педагогика” как педагогическое направление”. Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно - ориентированного образовательного процесса.

ldquo;Музейная педагогика” как педагогическое направление”. Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно - ориентированного образовательного процесса.Материалы межрегионал...

Музейная педагогика в образовательном процессе

Данная  статья посвящена актуальным вопросам музейной педагогики в школе. В ней рассматривается значение музейной педагогики и ее влияние на гражданское, духовно-нравственное развитие подрастающе...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...