Использование музейной педагогики в общеобразовательном процессе
статья (11 класс) по теме

Корикова Марина Александровна

Музейная педагогика может стать одним из примеров инновационной педагогической технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_muzeynoy_pedagogiki_.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

М.А. Корикова

МКОУ Бобровская СОШ №2

Музейная педагогика, как инновационное

 развитие современного образования  

            Инновационная деятельность в своей наиболее полной развёртке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:                                                                                        1. Проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

2 . Научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

3. Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Обратим внимание, что указанные виды знаний могут лежать как в одной, так и в разных областях научного познания; важно, что это принципиально разные знания, хотя и приуроченные к одной реальности. Иначе говоря, собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение — в проект, проект — в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации.Заметим, однако, что обозначенная последовательность не является жёсткой и наперёд заданной. Может быть и по-другому, например: «проект — деятельность — рефлексия — открытие — изобретение — новый проект — новая деятельность». Возможно, что вообще путь от «открытия» до «деятельности» скорее традиционен для так называемой прикладной науки. В инновационной деятельности научные представления (в том числе — и фундаментальные) рождаются не по логике монодисциплинарного исследования, а по логике развивающейся практики как специальные инструменты запуска, поддержки и модификации самих процессов развития.Ещё одно принципиальное различение необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие данной системы или её принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.

Дополнительные различения в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);

инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);

деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);

инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);

новый тип или новая форма общественной практики.

Приведу лишь несколько примеров инновационных преобразований, которые я внедряю в своей  школе используя музейную педагогику. Внедрение в учебный процесс элементов музейной  педагогической  технологии происходит  для достижения качества биологического образования .

.…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя  как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается  вопросом: «А почему именно так, а не иначе?» С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно- начало поиска, начало исследования.      Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом с использованием музея, например    «Растения и животные занесенные в Красную Книгу на карте Бобровского района», « Эволюция организмов», « Видообразование».                                Применяю такие уроки 1-2  раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно  выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством». Второй вид – проектная деятельность во внеурочное время, например «Природа. Культура. Этнос », «Экологическая тропа в городе Боброве». В итоге можно сказать, что музейная педагогика:

1. активизирует познавательную деятельность учащихся;

2.применима не чаще 1 раза в триместр;

3.является проявлением творчества в учебном процессе;

4.требует анализа психологических особенностей учащегося и класса в целом.                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в учебном процессе

Роль кабинета-музея в учебном процессе. Использование материалов предметного кабинета-музея "История притчи" в  урочной и внеклассной раьоте по литературе....

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.

Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды....

Музейная педагогика в образовательном процессе

Данная  статья посвящена актуальным вопросам музейной педагогики в школе. В ней рассматривается значение музейной педагогики и ее влияние на гражданское, духовно-нравственное развитие подрастающе...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...

Использование музейной педагогики в школьной практике

Внеклассная работа по предмету (литературное и историческое краеведение)....