Творческие виды работ на уроках литературы
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Творческие работы на уроках литературы с 5 по 11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческие виды работ
на уроках литературы
с 5 по 11 классы
/ из опыта работы/
Учитель Дугинова И.М.
Преподавать литературу, при изучении которой, душа обязана трудиться, в век телевидения, видео, очень трудно.
Поэтому особенно остро перед учителем - словесником стоит вопрос: как повысить интерес к литературе.
Чтобы урок был увлекательным и в то же время боле эффективным, разнообразным, на разных этапах работы я использую различные творческие задания, работы.
Не случайно реформа школы предусматривает не только дальнейшее совершенствование форм содержания образования, но и форм, методов обучения, рекомендует более широко применять активные методы обучения "вырабатывать самостоятельность мышления", творческую активность учащихся.
Разрабатывая творческие задания, необходимо учитывать возрастные особенности, объем знаний учащихся и т.д.
Задания могут носить обобщающий характер, даны в форме домашнего задания или как фрагмент урока.
Например:
5 класс
Викторина
/обобщающий урок по творчеству М.Пришвина, В.Бианки/
- Сколько крыльев у жука? 2 пары
- У кого уши на ногах? у кузнечика
- Сколько ног у паука? 8
- Весной или летом цветет сирень? весной
- Слепыми или зрячими родятся зайчата? зрячими
- Растет ли дерево зимой? замирает
- Куда зайцу бежать удобней: в гору или с горы? в гору
- Дышит ли цыплёнок в яйце? да
- Какой хищный зверь любит малину? медведь
- Спит на земле, а утром исчезает? роса
- Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? грязный
- Что за трава, которую слепые знают? крапива
- Какой корове сытней живется: хвостатой или
без хвоста? хвостатой
- Одинаковые ли глаза у кошки днем и ночью? нет
- Что не ест белка зимой? мясо
- Каких пауков называют "бродягами"? тех, что не ткут паутины
- Что ест зимой жаба? она спит
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери кукушки
6 класс
Задание: Сравнить рассказ А.П. Платонова "Корова" со стихотворением С.
Есенина "Корова", рассказом Л.Н. Толстого "Корова"
Задание: Подготовить дополнительный материал по биографии А.С. Пушкина по
книге Л.Рубинштейна "Повести".
7 класс
Задание: После знакомства с темой "Нравственные проблемы в сценке
нерыцарских времён "Свидание" А.В. Вампилова ответить на вопросы теста "Рыцарь ты или просто мальчик".
1.Кому из литературных персонажей импонируешь? "(Д- Кихоту, В. Гатаеву, Д'
Артаньяну, коту Бегемоту).
2. Твоё поведение в метро, ты сидишь, рядом стоят девочки (красивые) и старенькая
бабушка?
/- никогда и не сел бы, ехал стоя;
- уступишь место бабуле;
- уступишь место девочке;
- с криком "Бомба" вылетаешь из вагона/
З.В детском саду ты: - был добрым и дарил девочкам свои игрушки
- давал откусить кусочек пирожка, мороженного
- засыпал девочек песком
- дразнился и дрался
4. Собираясь в гости, берешь с собой:
- жвачку (упаковку)
- цветы
-торт
а)4б. 6)36. в)2б. г)1б. 24-20 Ты рыцарь
19-15 В тебе перемешаны качества рыцаря и просто мальчика 14 Посвящать тебя, мальчик, в рыцари еще рановато.
8 класс
Задание: По теме: " Литература родного края" подготовить биографии, в/чтение,
анализ следующих авторов:
- Байкова Вячеслава Ивановича
- Бобриной Татьяны Васильевны
- Бокарева Евгения Алексеевича
- Борисова Сергея Федоровича
- Кузьмина Виктора Васильевича
- Бурдекена Глеба Николаевича
- Медведенко Аркадия Евлампиевича
- Меляковой Ольги Леонидовной
- Шимена Николая Сергеевича
- Серафонова Анатолия Александровича
Задание: При изучении лирики Н.Рубцова - определить цветовую гамму и ее значение
(зеленый - молодость
серый - бедность, заброшенность багряный - увядание синий - чистота, святость белый и т.д.
- символика поэта и ее значение
закат - смерть
звезда - судьба, красота, счастье ворон - разлука змея - зло и смерть медведь - добро
болото - застой всего
деревня - символ всего лучшего и т.д.
9 класс
Задание: сравнить "Повесть Бедная Лиза" Н.М. Карамзина и Барышня -
крестьянка" А.С.Пушкина.
Задание: сравнить думу К.Ф. Рылеева "Олег Вещий" и "Песнь о вещем Олеге"
А.С. Пушкина
Задание: после изучения пьесы Фонвизина "Недоросль" ответить на вопросы:
- какое бы вы предложили название пьесы?
- удачно ли выбрал автор имя "Софья"?
- как вы представляете будущее героев?
- в чем актуальность комедии?
- какие высказывания Стародума не утратили своего значения в наше время?
10 класс
Задание№1: при изучении пьесы А.Н. Островского "Гроза".
Рассмотреть картину В.Г Перова "Приезд гувернантки в купеческий дом" и ответить на вопросы.
- Какой мир, какое царство изобразил художник?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Что общего между этой картиной и "пьесами жизни" драматурга?
- Как вы представляете себе жизнь этой девушки?
- О чём говорит её смиренная поза, низко опущенная головка?
№2 Найти сходство и разницу между героями:
- Дикой и Кабаниха
- Тихон и Борис
- Варвара и Катерина.
№3
- Что было бы, если бы у Катерины были бы дети?
- Почему на свидание она идет в белом платке?
- Роль второстепенных лиц?
- Катерина "уходит", Варвара "убегает", Борис "уезжает", а какое слово можно
подобрать для Тихона?
Творческая работа
Какие из приведенных принципов можно использовать при характеристике главных героев Островского, Тургенева, Чернышевского.
/принципы взяты из книги Д. Рида "Круглый год".:
- Помнить, что достойная смерть лучше недостойной жизни.
- Бесстрашно смотреть в глаза врагу.
- Когда видишь, что целятся в друга, подставь под пулю собственное сердце?
- Не основывать свою свободу на чужом рабстве?
- Рвать с прошлым, если это нужно во имя будущего?
- Не упорствовать в своих ошибках.
- Ставить общее выше личного.
- Любить блеск звезд больше, чем блеск золота.
- Верить в человечество, если даже ты разочаровался в отдельных людях.
- Отстаивать истину, даже когда за неё надо бороться с целым светом.
- При любых обстоятельствах стоять прямо. Помнить, что горизонтальная линия -
линия змеи. Человек вертикален.
- Кто из женских героинь вам ближе всего и почему?
- Кого вы считаете самым отрицательным героем?
Задание: Сравните образы Зх врачей Дымова (из рассказа "Попрыгунья"),
Ратина (из рассказа "Палата №6") Старцева (из рассказа "Ионыч").
Задание: сравните роман Ф.М. Достоевского с детективным романом.
Задание: определить сходство и разницу в осужденном на картине Репина "отказ
от исповеди" и Базарова, героя романа Тургенева "Отцы и дети"
Задание:
11 класс
Найдите совпадения лексического и композиционного начала стихотворений А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновение", А. А.Блока "О доблестях, о подвигах, о славе".
Пушкин
Перед мной явилась ты И я забыл твой голос нежный Шли годы. Бурь порью мятежный.
Душе настало пробужденье
Звучал мне долго голос нежный и снились милые черты.
Блок
Передо мной сияло на столе И я забыл прекрасное лицо Летели дни, крутясь прокля тым роем.
И вспомнил я тебя пред ана лоем.
Ты милая, ты нежная нашла Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий.
Задание:
Приведите примеры, когда С. Есенин использует олицетворение (природу приравнивает к человеку и олицетворение наоборот)
Олицетворение
- Подгулявший клён
- Заглядевшая в пруд березка
- Задремали звезды
- Луна хохотала, клоун
- Осень чешет гриву
- Пляшет ветер по равнинам
- Месяц уронил повода.
Наоборот
-Полюбил я тоской журавлиной
- Со снопом волос твоих овсяных
- Сам себе казался я таким же
клёном - На закат ты розовый похожа
и как снег лучиста и светла
- И душа моя, поле безбрежное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/22/picture-26201.jpg)
Выступление "Виды самостоятельных работ на уроках литературы"
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Виды самостоятельных работ на уроках литературы"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-217389-1580575497.jpg)
Виды творческих работ на уроках литературы.
В сообщении "Виды творческих работ"раскрывается особенность применения творческих работ на уроках литературы в 5- 10 классах....
Развитие навыков исследовательской и творческой работы на уроках литературы в 9-10 классах и во внеурочной деятельности
из опыта работы учителя русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-273048-1376329105.jpg)
Виды письменных работ на уроках литературы.
В статье подробно описывается методика работы над основными видами письменных работ на уроках литературы:ответы на проблемные вопросы,написание сочинения-рассуждения различных жанров....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-144494-1353568839.jpg)
Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/16/picture-757028-1455638754.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы (из опыта работы)
Статья на тему: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы (из опыта работы)".Один известный сказочник сказал: «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать». ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90557.jpg)
Обобщение опыта работы по теме «Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы (ФГОС ООО)».
Обобщение опыта работы по теме "Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы ФГОС ООО". В материале представлены основные приемы работы с обучающимися, разработки уро...