Пейзажная лирика Пушкина. Материал к уроку.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

 Данный материал может быть использован и для уроков и для конференций школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peyzazh_v_lirike_pushkina.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное учреждение.

Захаровская средняя общеобразовательная школа.

Р Е Ф Е Р А Т

« Пейзажная лирика А.С.Пушкина »

                                                  Автор: Сохина Нина

                                                    ученица 11 класса

                                                                                   Преподаватель:          

                                               Максимова А.И.

учитель русского языка

 и литературы          

2008 год

п. Летний отдых

                         План.

  1. Вступление. Очарование Пушкина природой

         села Захарова …………………………………………………….стр.2-3

  1.  Пейзажная лирика Пушкина.

1.Ранняя пейзажная лирика………………………………………..стр 4-6

2. Романтические стихи Пушкина………………………………...стр 7-9

3.Реализм в творчестве поэта…………………………………….стр 10-11

4.Времена года в поэзии Пушкина……………………………...стр 12-13

5.Картины и образы природы……………………………………стр 14-16

6.Поздняя пейзажная  лирика        природы………………………………………………………………стр 17

  1. Заключение. Воспитывающее значение лирики

А.С. Пушкина ………………………………………………………стр 18-20

-1

  1. Вступление.

     Цель работы: показать пейзажную лирику, как основополагающую  тему творчества А.С. Пушкина.

     Задачи:

     - проанализировать лирические произведения о природе на разных этапах         творчества поэта;

      - раскрыть образ автора через картины и образы природы ;

      - показать значение пейзажной лирики Пушкина;

     Русские классики XIX века, певцы природы, такие как: Пушкин,

Тютчев, Некрасов, Лермонтов, Толстой, Тургенев, преподают нам весьма поучительный урок обращения с природой, ее глубокого знания, понимания, умения ее чувствовать, слышать, видеть, наслаждаться и сохранять ее .  

      Пушкину- великому создателю русской литературы- по праву принадлежит первенство в описании природы. Он был великим певцом родной природы, непревзойденным мастером воспевания русского пейзажа.

      Изучая творчество А.С. Пушкина ,занимаясь в школьном музее, я выделяю тему природы, как одну из основополагающих тем всего творчества поэта.

       Этим я обосновываю выбор темы реферата и хочу еще раз прикоснуться к замечательным творениям Пушкина.

       Он называл себя взлелеянным природой, простым воспитанником природы, восторженным свидетелем ее, сыном природы. Поэт описывал природу удивительно лаконично- словами и мыслями, удивительно образно и красиво.

        Пушкин был очарован природой с детства. Живя в сельце Захарово, в усадьбе своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, он радовался природе, восхищался лесом, травами, лугами, насыщенным деревенским воздухом, ярким солнцем и мглою ночи, багряным закатом и серебристой луной…

-2-

             Юный Пушкин развивался и мужал среди сельской природы, слыша пение соловья и далекий голос кукушки, крик гусей и уток, шум верхушек сосен и елей, завывание ветра в дубравах, купаясь в пруду и греясь на солнышке, резвясь и бегая под мелким дождичком по сочной травке и кочкам у ручейка... Все эти изумительные богатства природы он радостно впитывал в себя, наслаждаясь и наполняя здоровьем, энергией, силой, яркими чувствами, впечатлениями, которые потом щедро выплеснутся у него с в изящных поэтических строках.

                 Позже Пушкин многократно вспомнит о деревне дальней, где он провел на природе шесть детских лет.

               В «Послании к Юдину» он напишет:

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово; оно

С заборами в реке волнистой,

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено…

              Живя среди Захаровской природной сельской простоты, питомец этих мест, Пушкин набирался поэтического вдохновения, знаний очаровательной природы, удивительных картин сельской прелести, чтобы потом в поэтических словах изобразить полученное в юности впечатление от природы.

              Часто, бродя пешком, скача верхом на лошади по дубравам, рощам, лугам и полям, сидя на дорожках, колясках и каретах, проезжая по России, поэт внимательно наблюдал природу, размышлял о ней, а потом у него рождались гениальные поэтические строки.

               Пушкин бесконечно любил деревню, сельскую тишину, деревенское уединение. Почти все герои пушкинских сочинений значительную часть своей жизни проводили среди сельской природы.

-3-

                       III. Пейзажная лирика Пушкина.

  1. Ранняя пейзажная лирика.

     В лирике А.С.Пушкина присутствует много стихотворений, посвященных изображению русской природы. Но принципы ее изображения, художественный метод, начиная с лицейского периода, постоянно менялись в зависимости от эволюции творческого метода поэта. Таким образом, для каждого периода характерны свои особенности восприятия и изображения картин русской природы.

     В таких ранних произведениях Пушкина, как « Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Сраженный рыцарь» (1815), « Осеннее утро» (1816), прослеживается влияние классицизма. Общие для пейзажных зарисовок этого времени черты находят место в « Воспоминаниях  в Царском Селе». По жанру это стихотворение- ода, что во многом определяет его стилистические особенности. Здесь присутствуют богатые сравнения и эпитеты: « золотая луна», «блистает бледный день».тихая луна, «как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках»; многочисленные метафоры: « с неба уже скатилась ночи тень», «но утро денница выводит», «чуть дышит ветерок, уснувший на листах», «навис покров угрюмой  нощи», высокий слог и архаизмы: «денница», «нощь».

     Иногда  в ранних стихотворениях Пушкина встречаются традиционные образы, связанные с античной мифологией: «Там в тихом озере плескаются наяды…». Основная композиционная роль описания природы в этих произведениях- роль вступлений:

Навис  покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине дол и рощи,

В седом тумане дальний лес…

                                             -4-

   Чисто пейзажных стихотворений среди ранних произведений поэта нет, так как, согласно традиции классицизма, описание природы могло играть лишь роль фона.

     Кроме того, в стихотворениях лицейского и петербургского периодов заметно влияние сентиментализма. Так, в стихотворении «Лицинию» (1815) присутствует характерное для сентименталистов противопоставление порочного города естественной сельской жизни:

С развратным городом не лучше ль нам проститься…

В деревню принесем отеческие лары!..

     К 1819 году намечается внутренний кризис в жизни Пушкина, связанный с резким разочарованием в городской жизни. Первое опьянение разнообразием впечатлений, ускоренным ритмом жизни прошлого; жизнь в столице показала и свои отрицательные стороны, страшную для творческого духа неволю.

     Во многих своих произведениях поэт призывает уйти прочь от городской суеты в деревню, воспринимаемую им как «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Эти важные для Пушкина мотивы особенно ярко звучат в одном из известных стихотворений того периода « Деревня» (1819):

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить…

     Начало первой части стихотворения посвящено описанию прекрасного сада и окружающей местности:

-5

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер равнины,

Где парус рыбаря белеет  иногда,

За ним холмов и нивы полосаты

     Сентиментальный пейзаж окрестностей Михайловского дан в светлом, спокойном и радостном тоне.

     Созерцание красот деревни приводит писателя к мысли о нарушенной гармонии природы и общества, о том, что  «среди цветущих нив и гор» господствует «барство дикое» и «рабство тощее». В этом стихотворении первая часть является образцом идиллического описания природы и дается по контрасту ко второй, памфлету, обличающему «невежества убийственный позор».

     С Михайловским связано еще одно произведение Пушкина того же периода- «Домовому» (1819). Многими своими мотивами оно близко первой части «Деревни». Стихотворение «Домовому»- гимн деревенскому уединению, возвышенному одиночеству, всему естественному, несуетному, доброму.

     Здесь воспевается красота неяркого, незаметного, но прекрасного мира. Само стихотворение также отличается своей неброскостью, глубокой сосредоточенностью. Оно все пронизано атмосферой Михайловского:

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес и дикий садик мой

И скромную семьи моей обитель!

   

-6

  1. Романтические стихи Пушкина.

      Во время южной ссылки ведущим творческим методом Пушкина является романтизм. «Погасло дневное светило» было одним из стихотворений, ознаменовавших собой начало романтизма в пушкинской лирике. Первая романтическая элегия, написанная 24 сентября 1820 года, была «ночной». С этим произведением в лирику Пушкина входит атмосфера юга, южной ночи, моря, звезд, морской стихии:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

     В этот период была написана и элегия «Редеет облаков летучая гряда» (1820), в которой на первый план выступают чувства лирического героя:

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

     В обеих элегиях присутствует характерное для романтизма противопоставление несвободного человека свободной природе - бурной или грозной стихии.

Образом «свободной стихии» открывается элегия «К морю», начатая им в Одессе и законченная в Михайловском в 1824 году. Она посвящена памяти Байрона. Эта философическая элегия многотемна. Образ моря - это символ абсолютной свободы, которая присуща природе и ее явлениям, не зависящим от воли человека.                                              

-7-

     Пушкин совсем немного жил у теплого Черного моря, наслаждаясь его красотами; тем не менее, он оставил нам в своих стихотворениях непревзойденный описания изящных картин моря,

которое вечно плещет. Поэт восхищался торжественной красотой моря, его скалами, заливами, его могучей неодолимой силой, своенравными порывами, зыбью, блеском, тенью и говором морских волн, их глухими звуками, голосом бездны и порой тишиной в вечерний час.

     Все время стремящийся к свободе поэт особенно остро чувствовал свободную стихию моря, гул «романтического моря», в котором он видел героику, идеал возвышенного и прекрасного в жизни и человеке. В прекрасном стихотворении «Земля и море» Пушкин любуется морем, когда по синеве морей Зефир скользит и тихо веет. Он говорит, что «мне моря сладкий шум милее», но когда море превращается в игралище слепой путины:

Когда же волны по брегам

Ревут, кипят и пеной плещут,

И гром гремит по небесам,

И молнии во мраке блещут…,-

     Тогда Пушкин удаляется от моря в гостеприимные дубравы, и земля ему кажется верней. Поэт раскрывает мощь и суровость моря, океана:

Шуми, шуми, послушное ветрило

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

По грозной прихоти обманчивых морей…

Когда, бушуя, в бурной мгле

Играло море с берегами.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи.

-8-

     Судьба человека подчинена стихийным силам природы и истории. Созерцание моря наводит автора на мысль о двух великих личностях, родственных по своему непокорному духу морской стихии: Байроне и Наполеоне.

     В пушкинской романтической лирике есть великолепные «личностные» пейзажные стихотворения, рисующие экзотическую природу и вместе с тем проникнутые глубоким и тонким психологизмом. Эти стихотворения связаны не с изображениями какой-либо национальной среды, а с переживаниями самого поэта, с его восприятием жизни.

     Такова романтическая лирика Пушкина. Удивительная тонкая и возвышенная, она стала художественным материалом  для многих крупных русских композиторов. Находивших в ней мир благородных эмоций. На тексты этой лирики были написаны прекрасные романсы М.И. Глинки, Н.А. Римского- Корсакова и других. Особенно замечателен романс Н.А. Римского- Корсакова, написанный на текст стихотворения Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…». Когда после слушания  этого романса начинаешь читать пушкинское стихотворение, невольно повторяешь именно те интонации, которые даны в романсе Римского-Корсакова. Так органически сливается музыка с текстом романса. Но все же основная часть романтической лирики Пушкина- это область любовных переживаний. Поэтому все его романтические поэмы имели любовные сюжеты. В них еще ярче, чем в романтической лирике, выразились сильные, «пламенные страсти» и полярная душевная охладилось.

-9-

3.Реализм поэта

     С 1824 года в творчестве Пушкина начинает утверждаться реализм. Так, в стихотворении «19 октября»  (1825 года) присутствует уже реалистический пейзаж:

Роняет лес багряный свой убор,

Серебрит мороз увянувшее поле…

    В произведениях этого периода часто появляется зимний пейзаж: «Зимний вечер»(1825), «Зимняя дорога» (1826), «Зимнее утро» (1829).Стихотворение «Зимний вечер» было написано в Петербурге, куда Пушкина вызвали на допрос по делу декабристов. В этом произведении автор обращается к духовно близкому человеку, к няне. Природа в этом стихотворении олицетворена и выступает как живое существо:

                                            Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

 В стихотворении «Зимняя дорога» пейзаж соответствует состоянию души лирического героя:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

                                                 

-10

   

    Ритм этого стихотворения отражает мерный бег лошади. Картина реальной природы воссоздана в стихотворении «Зимнее утро». Здесь находит место детально выписанный пейзаж:

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

     Как новатор в изображении природы, Пушкин выступил именно в реалистичный период своего творчества. В произведениях этого периода встречается разный пейзаж: «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829),  «Осень ( 1833) .Общей особенностью этих произведений является попытка передать состояние лирического героя через состояние природы:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

     Со времени жизни в Михайловском важнейшее место в лирике поэта начинает занимать пейзаж средней полосы России. Простой и скромный, он передан во всей поэтичности  в отрывке «Осень» (1833). Это один из немногих образцов пейзажной лирики Пушкина.

                                                     -11-

                           4.Времена года в поэзии Пушкина.

     Пушкиным написан целый ряд стихотворений о природе и названных им соответственно: «Осень», «Зимний вечер», «Анчар», «Цветок», «Осеннее утро», «Зимнее утро», «Обвал», «Соловей и кукушка», «Туча», «Деревня», «Земля и море», «Птичка», «Ночь»,  « К морю» , «Виноград», «Буря». Это совсем не означает, что в них описывается только природа. В них природа тоже вторична, лишь фон, но описание ее развито полное, объемное.

     Из годовых времен Пушкин любил осень. Он восторгался видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, воспринимаемой им как значение вечно обновляемой жизни. В стихотворении имеет место конкретный пейзаж, за которым нет символов и соответствий:

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец  и золото, одетые леса…

     Весну же поэт не очень жаловал. Ему скучна была оттепель: везде вонь, грязь. Хотя о весне Пушкин говорил и восхитительно. Весну поэт называл сладостной. «Весна ,весна, пора любви», но дальше поэт говорит : «Все ,что ликует и блестит, наводит скуку и томленье», о лете он сказал: … «Ох , лето  красное! Любил бы я тебя , Когда б не зной, да пыль , да комары, да мухи». Вместе с тем у Пушкина есть прелестные слова: «Все снова расцвело! Я жизнью трепетал», « Вся природа оживилась».

Теперь моя пора: я не люблю весны

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен…

                                                    -12-

     Поэт был доволен суровою зимой, он любил ее снега, русский холод. В его стихотворениях «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Зимний вечер»

 ярко-живописно изображены чудные  зимние картины. «Ослепительно солнечное зимнее утро: «Блестя на солнце снег, лежит под голубыми небесами», «Скользя по утреннему снегу …», «Снег пушистый валится». Так все это знакомо и удивительно приятно нам.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

                                     

                                           -13-

5. Картины и образы природы.

     Пушкину нужно всего несколько лаконичных слов, и перед нами открывается законченная картина, природное явление, цельный  образ. Мы живем, мы ходим среди этих дубочков и тонковерхой  елки в эту ночь мутную и в день угасающий и слышим шум вершин сосны и ели, и встаем на почву, зноем раскаленную. Это ли не мастерство гениального поэта!

     Сколько же таких удивительно метких поэтических зарисовок природы разбросано в стихотворениях поэта?!

     Это кладезь знаний о природе, который надо познавать и познавать.

     Поэзия Пушкина богата шедеврами откровений природы:

                                              Играй, прелестное дитя,

Летая за бабочкой летучей,

Поймай, поймай ее шутя.

Над розой колючей,

Потом на волю отпусти.

     Поэт нежится в природе:

                                          По счастью на конце долины

Увидел он ручей,

Добрел до берегов и лег в тени ветвей.

Журчанье вод, дерев вершины

Душистая трава, прохладный  теремок

И тень, и легкий ветерок.

                                                                  -14-

             Сама по себе природа, ее явления необъятны, неохватны, как неохватен окружающий мир. Необъятно многообразен животный и растительный мир, тысячи и тысячи оттенков весны, лета, осени, зимы, света, тьмы, ночи, вечера, утра, красок солнца, луны, зелени, трав и лесов, бесконечное разнообразие  гор, рек, морей, озер…Пушкин не только уловил это бесконечное многообразие , но и метко выразил краткими словами в своих стихотворениях многие сотни этих природных явлений. С детства мы учимся У Пушкина видеть и понимать красоту и разнообразие природы. Он помогает нам зорче. Понятнее увидеть всю прелесть, всю красоту весны, осени, неба, луны…

             Пушкин называл себя певцом дубрав. Он был певцом рощ, леса, деревьев. Дубравы у поэта пустынные, оживленные, широко шумные, пленительные , знакомые, верные, опустелые, темные и глухие: «дубравы делались черней», «шум и гул дубрав», «кров дубрав», «в сени пленительных дубрав».

          Пушкин любил и рощи, темные и глухие, благоухающие, сумрачные и грустные, тихие и отдаленные: «под осенью рощ», «в роще, как здесь прекрасно», «дремлют сени рощи».Блаженством Пушкин называл пребывание в тенистой роще. Пушкина пленили леса, дерева, шум древесный. Он упоминает: «темные леса», «в золото одетые леса.

             В стихотворениях поэтом названы разные деревья: сосны, ели, березы, дубы, тополи, ивы, клены, липы, яблони, черемуха, шиповник, вишня…

              Патриархом у Пушкина был дуб уединенный.

             Трепетно относится Пушкин ко многим объектам и явлениям природы, талантливо описывает их. А вот луна занимает у поэта самое почетное место. Пушкин очарован луной, живописует, поэтизирует ее. Лишь изредка называет луну  месяцем: «Уходит в облачном сиянии полумесяц молодой», «и красный месяц в облаках тихонько по небу катится», «месяц молчаливый туманный свет лиет».

                                                        -15-

     Поэт упоминает в стихотворениях многие виды птиц, называя их друзьями свободы: голубя, сокола, журавля, орла, ворошу, канарейку, сороку, кукушку, чижика, синицу, лебедя, домашних индеек и гусей, курицу, петуха. С нежностью и неоднократно называет он соловья певцом весны, птицей малою лесною, пернатым царем лесных певцов. « Весны певец разнообразный  урчит , и свищет, и гремит; поэт в безмолвии садов, весной , во мгле ночей».

          Душу поэта Пушкин сравнивает с пробудившимся орлом, тоскующим в забавах мира, чуждающихся  людской молвы.

     Лишь орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит с поэтом наравне.(« Вскормленный в неволе орел молодой») Сокол -  гордый, независимый, а ворон – хищник, к мертвечине падкий .

     Много раз поэт обращается к цветам, в стихотворениях он упоминает тюльпаны, фиалки, лилии, ландыши, васильки, маки, жасмины, но особенно восторгается Пушкин розой, называя ее девой красоты, розой душистой, счастливой, гордой, прекрасной, дивной, алой,  румяной, но увядающей,  наклоненной.Часто под розой Пушкин понимает одушевленную девицу-красавицу, через черты, присущие розе: ее прелесть, очарование, душистость, стройность и яркость цветка, и колючесть шипов раскрывают природную красоту, обаяние девушек, женщин.

     Любимое и часто упоминаемое животное у поэта- конь, лошадь,

Кобылица. Конь у Пушкина разный: верный, лихой, нетерпеливый, одичалый, конь усталый, удалый, он спешит, несется, летит, «размахнул плетенной   гривой, то смирно стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному полю. Холод и сеча ему ничего. И дико трепещет и стонет. Кони чутко храпят. И коням бывает тяжело. Мы встаем и тотчас на коня. Скребницей чистит он коня».

-16-              

                           6. Поздняя лирика Пушкина.

     В 1835 году Пушкин приезжает а Михайловское, где не был десять лет. Этим посещением  навеяно стихотворение «Вновь я посетил…»- образец  поздней лирики поэта. Перед нами возникает подробное описание Михайловского:

                                                            На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в пору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят – одна поодаль, две другие

Друг к другу близко…

     С жизнью природы поэт связывает размышления о вечном круговороте жизни, природы, о смене времен года. И эти раздумья, как и в других произведениях поэта, окрашены светлой печалью. Обращаясь к «младой» семье деревьев, он восклицает: «Здравствуй, племя младое, незнакомое…». Тема природы занимает место в творчестве Пушкина и традиционно связана с темой поэзии, так как природа для поэта являлась источником вдохновения:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем…

-17-                    

III. Заключение. Воспитывающее значение лирики

А.С. Пушкина

     Природа В лирике Пушкина реальная, ощутимая, осязаемая, видимая.Мы ее пропускаем через все свои чувства. Вот она совсем близка, изящная и в то же время приподнятая, возвышенная, одухотворенная, звонкая, звучная. Любимый поэтом и часто упоминаемый ручеек журчит, блестит, шумит, скачет и мчится во влажных берегах, порой вырывается из них, а потом утихает, свой ток с досадой прячет в соседних рощах и лугах. Вместе с Пушкиным мы ощущаем, видим, как в роще тенистой, журча, светлый бродит ручеек в траве душистой. Вместе с поэтом прохладу черпаем из ручья в роще тихой, отдаленной и смотрим, «как пляшет струя, блестит водами ручей прозрачнее стекла».

     Мы много раз видели ручьи, речки , но только прочтя Пушкина, мы по-настоящему почувствовали всю прелесть журчащего ручья и клокочущего водопада.

          Пушкин стремился повсюду открыть природу.

     Поэт не понаслышке знал и любил природу. Он не выдумывал ее, а зорко наблюдал окружающий         мир, умел увидеть, подметить то, что не каждому дано, а главное – при описаний природных явлений находил такие метафоры, которые открывали перед читателем всю полноту и красоту природы, отдельных ее сторон.

    У него природа оживала, он отдавал нужный долг природе. Сколько у него, например, оттенков снега: пушистый, волнистый, серебристый, рябой…

     Стихотворения Пушкина пронизаны стремлением  поэта к свободе, независимости, вольнолюбию, столкновением характеров, острыми переживаниями. Использование автором описания природы помогает четче и яснее высказать главную мысль, а порой через природу иносказательно отразить всю суть. Таковы «Анчар», «Соловей и кукушка».

-18

   Пушкин учит нас повседневно познавать, радоваться, наслаждаться красотами и изяществом окружающей нас природы, благотворно действующей на людей, их чувства, сознание, поведение, вызывая, радость жизни, вдохновение, жизненные стимулы, добрые помыслы.

     Поэт подвигает нас чаще обращать свой взор вверх на солнце, на небо, на луну, зори, бегущие облака, тучи, блеск молнии и гром грохочущий, находя там всю природную прелесть, ее могучие силы, которым все подвластно и в то же время обогревающей, обласкивающей, лелеющей все живое и неживое на земле.

     Пушкин приучает нас более пристально замечать природные циклы: весну, лето, осень, зиму, утро, день, вечер, ночь. В каждом цикле есть свои красоты и радости. У Пушкина есть личные предпочтения, например, в осени, к лунной ночи. Поэт учит нас острее ощущать, пропускать через себя очарование того или иного цикла его влияния на человека.

     Природа у Пушкина не статична. Она находится в постоянном движении, развитии, изменении, каждый ее миг, явление неповторимы, оригинальны, по своему прекрасны или огорчительны, действуют на живую и неживую индивидуальность по-разному.

     Поэт раскрывает перед нами неисчисляемое богатство и  многообразие животного  и растительного миров.

   Наблюдая за природой и с нежностью воспринимая,  Пушкин открывает в ней свои изюминки, образно их живописуя. Вместе с поэтом мы восхищаемся крупицами изящества, красоты, гармонии, привлекающими внимание поэта.

     Пушкин описывал природу как поэт, художник. К природе он подходил интуитивно, созерцательно, как свидетель природы, о чем упоминал в своих стихотворениях.

     

     

-19-

     Наслаждаясь чтением стихов Пушкина, вольно или не вольно, воспитываешь в себе любовь к природе, ее красотам, к среде природной, в которой мы обитаем, внутренне проникаемся заботой о сбережении ее. Никому из поэтов прошлого и настоящего пока не удавалось подняться до пушкинских высот описания природы, проникновения в ее сущность, глубину. Только поэтическому гению Пушкина присуще такое многообразие тем, мотивов, оттенков описания природы, небывалая художественная выразительность, чувственность, тонкость.

     Действительно, читая Пушкина, «можно превосходным образом воспитать в себе человека», но это не все. Читая Пушкина, можно гордиться и тем, что русская нация дала миру гения, и тем, что мы сами к ней принадлежим.

     Пушкин- это российская гордость. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».Это русская природа, русская любовь, русская история. Пушкин- это Россия, выраженная в слове.

-20-

Список литературы.

1. А.С. Пушкин .Собрание сочинений в десяти томах « Современник» 1982г, Том 1, Том 2.

2. А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений. «Воскресенье» 1994г, Тома        1,2,3,4

3. В.Г. Белинский. Том 7, стр 318, 339

 

4. Большая школьная энциклопедия ,часть 1. 1998г. Том 1

5. Журнал «Древо познания». Отдел Литература

6.Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

-21-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина

Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и обществ...

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)

 Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания ...

Урок литературы в 9 классе "Пейзажная лирика А.С.Пушкина".

Анализ пейзажной лирики А.С.Пушкина....

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....